|
Этюды любви и ненависти
Савелий Дудаков;
- Примечания 1 Возможно, кого-то коробит это сравнение, но в иные времена мы могли прочесть следующее: «По распространению на множестве языков, влиянию и эффекту Манифест можно сравнить с Библией, "Сионскими протоколами" и гитлеровской "Моей борьбой". Другие, составившие эпоху манифесты, – "Общественный договор" Жан-Жака Руссо или в "В чем моя вера?" Толстого, – потрясали умы и души духовной элиты. "Коммунистический Манифест" сумел дойти до масс" (Вишняк М. Демократы всех стран, соединяйтесь // За Свободу. Нью-Йорк, 1941. Июнь-июль. № 2/3. С. 33). Понятно, Европа была покорена Гитлером и немецкие войска стояли под Москвой – время Апокалипсиса… но в любом случае этот ряд потрясает! 2 Цит. по: Неизвестный Нилус: В 2 т. М., 1995. Т. 2. С. 211. 3 См.: Аксаков И.С. Письма к родным, 1844-1849. М., 1988. С. 185, 186, 195, 205, 209, 538, 607; см. также: Неизвестный Нилус. Т. 1. С. 379-380. 4 Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1995. С. 52, 192; см. также: Мифологический словарь. М., 1965. С. 163-164. 5 Еврейская трибуна. 1921. 14 мая. № 12. С. 2. 6 См.: Неизвестный Нилус. Т. 2. С. 491. Примеч. В этом примечании сказано, что надпись на фамильной иконе матери С. А. Нилуса подтверждает ее родство со Скуратовыми. 7 См.: Чебышев Н.Н. Близкая даль. Париж, 1933. С. 97. 8 См.: А.А. Нилус // Военная энциклопедия. СПб., 1914. Т. 16. С. 639; см. также: Неизвестный Нилус. Т. 1. С. 379. Коммент. 9 Вигель Ф.Ф. Записки. М., 1891. Ч. 1. С. 41, 53, 61, 201. 10 См.: Бунин и Нилус / Сообщение И.Д. Бажинова // Литературное наследство. М., 1973. Т. 84: Иван Бунин. Кн. 2. С. 424-435. 11 Между прочим, сам Сергей Александрович очень неплохо рисовал, см.: Нилус С. На берегу Божьей реки: Записки православного. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1991. Ч. 1. С. 205. 12 Бостунич Гр. Правда о Сионских Протоколах. Митровица (Сремская), 1921. С. 12. 13 И.Е. Репин – А.И. Куприну, 24 августа 1924 г. // Куприна К.А. Куприн – мой отец. М., 1979. С. 181. 14 Русские писатели, 1800-1917. М.; СПб., 1999. Т. 4. С. 333. Автор статьи о П.А. Нилусе А.А. Кеда. 15 Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. М., 1965-1967. Т. 9. С. 476. 16 Цит. по: Устами Бунина: Дневник Ивана Алексеевича и Веры Николаевны. Франкфурт-на-Майне, 1981. Т. 1. С. 61. 17 Куприна К.А. Указ. соч. С. 161. 18 Основные даты жизни и творчества Сергея Александровича Нилуса // Нилус С.А. Жизнеописание. М., 1995. С. 266. 19 Бостунич Гр. Масонство в своей сущности и проявлениях. Белград, 1928. С. 250. Примеч. 6. Кстати сказать, Бостунич обвинял С. Нилуса в оккультной необразованности. 20 РБС. СПб., 1908. Т. 3. С. 456. 21 Пожары – одно из самых страшных бедствий императорской России. Евреев неоднократно обвиняли в поджогах якобы с целью получения компенсации. Одно из наиболее известных дел, имевших международную огласку, – пожары в Минске в 1865 г., во времена наместничества генерала К.П. Кауфмана, когда в течение двух дней сгорели 147 домов. Евреев огульно обвинили в поджогах. В итоге лишь один из них был осужден. Спустя несколько десятилетий в том же Минске двух евреев снова обвинили в поджогах. Суть "пожарной" проблемы объяснил знаменитый химик В.Н. Ипатьев, бывший по этому делу экспертом: «В Минск мне пришлось ездить три раза. Но эти поездки не пропали для меня даром, так как за это время я изучил все обстоятельства дела и пришел к убеждению, что никакого умышленного поджога здесь не было, а что ведется сильная травля со стороны организаций, вроде "Союза русского народа", которые стараются при всяком удобном случае возбудить общественное мнение против евреев» (Ипатьев В.Н. Жизнь одного химика: Воспоминания. Нью-Йорк, 1945. Т. 1: 1867-1917. 436 С. 371). В данном случае – имеется лишь предвзятость чиновников к делу, но им не пришлось переходить рамок российского закона. Однако и предвзятость зиждилась на фактах: Черниговская губерния занимала в России 3-е место по поджогам: 28,2% всех пожаров падало на злоумышленников (см.: Пожары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1898. Т. XXIV. С. 157). 22 См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1903. Т. XXXVIIIa. С. 23 Еврейская энциклопедия, 1908-1912. Т. XV. Стлб. 853-854. 24 Нелидов A.И. Театральная Москва: (Сорок лет Московских театров). Берлин; Рига, 1931. С. 206, 208. 25 См.: К.П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки. М.; Пг., 1923. Т. 1, п/т. 2. С. 843; см. также: Палеолог С.Н. Около власти. Белград. [1929?]. С. 21; Шмаков А.С. Международное тайное правительство. М., 1912. С. 523. 26 Либрович С.Ф. Не русская кровь в русских писателях. СПб., 1907. 27 См.: Бостунич Гр. Правда о Сионских протоколах. С. 11; Он же. Масонство и русская революция. Новый Сад, 1922. С. 41. Примеч. Вообще апологеты С. Нилуса создают одну легенду за другой. Так, в данном случае Теодор Герцль играет роль злого Аримана, а его антиподом Ормуздом выступает Иоанн Кронштадтский, спасший заблудшую душу. Документальных свидетельств близости и благоволения Иоанна Кронштадтского к Нилусу нет, зато есть веские доказательства отрицательного отношения к нему таких известных и уважаемых иерархов, как митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Евлогий и отец Павел Флоренский (см., например: Мит. Евлогий. Путь моей жизни: Воспоминания. Париж, 1947. С. 143-144). 28 Кузмин М. Стихи и проза. М„ 1989. С. 99-101. 29 См.: Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929. С. 110-Ш, 158-159. 30 Бунин И. Собр. соч. М., 1965. Т. 1. С. 440.
- 202, 210, 215, 216, 220, 237, 259, 282, 287, 290, 303, 304, 319-323, 331, 337,
- 205, 212, 214-216, 225, 235, 237, 255, 283, 290, 291, 307, 308, 313, 314, 338,
|
|