3.3.1. Пальминг

Когда вы закрываете глаза, вы, конечно, способствуете некоторому их расслаблению и отдыху. Однако, глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них падает даже ничтожное количество его лучей. Еще в предвоенные годы академиком С.Вавиловым была высказана мысль, что невооруженным взглядом можно наблюдать отдельные кванты света, а некоторое время спустя экспериментально было доказано, что человеческий глаз реагирует, когда на его сетчатку попадают всего два кванта света! Столь высокая чувствительность глаза к свету требует принятия особых мер при расслаблении. Только полностью исключив свет, можно дать глазам шанс получить полноценный отдых. Упражнение, позволяющее добиться этого, было введено в свою систему Бэйтсом. Он назвал его «пальмингом» (слово «пальминг» представляет собой искаженное произношение английского слова «palming». В свою очередь, «palming» происходит от слова «palm», означающее в переводе на русский «ладонь»).

По всей видимости, это упражнение было заимствовано Бэйтсом из немедикаментозных методов лечения, издавна применяемых в Азии, в частности, в Индии и Китае. Описание аналогичных упражнений можно встретить в древних трактатах по Йоге в разделах относящихся к медитации и расслаблению. Нередко встречается оно и в работах современных индийских авторов по нетрадиционным естественным методам лечения (см., например, работы Агарвала Р.С. [2]-[10]; Шармы Л.К. [75]; Шивананды С. [77]).

Правильное исполнение пальминга включает в себя овладение в совершенстве его физической и психической сторонами. В этом разделе мы ознакомимся с физической стороной пальминга, которая представляет собой внешнюю форму исполнения упражнения, а также одной из сторон психической деятельности мозга во время пальминга. Другие стороны деятельности психики во время пальминга, включающие в себя более сложную работу мозга, связанную с воспоминанием и мысленным представлением, мы изучим в последующих двух разделах.

Итак, что представляет собой пальминг? Мягко закройте глаза и прикройте их ладонями рук. При этом ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга (см.рис 4). Пальцы рук скрестите на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки, иначе это вызовет напряжение глаз. Чтобы проверить это, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. Это должно удасться свободно, без каких-либо помех.

Часто люди спрашивают, надо ли закрывать глаза, когда они прикрыты ладонями, или же их можно оставить открытыми. Специалисты по методу Бэйтса рекомендуют держать глаза закрытыми. Причина проста – чем меньше света будет пробиваться к глазам, тем большей степени расслабления вы сможете добиться.

Обычно люди, пытаясь избежать попадания света под ладони рук, очень сильно прижимают их к лицу. Помните: никакого напряжения в руках! Кисти рук должны быть расслаблены. Чтобы исключить проникновение света под ладони, вам необходимо подобрать соответствующее их положение, которое так же отличается у разных людей, как различаются их индивидуальности.

Лучше всего это сделать в таком порядке. Сложите чашкообразно ладони рук и положите одну ладонь руки на другую крест-накрест, так чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. Поднимите руки в таком положении и мягко опустите их вниз вдоль лица на переносицу. При этом точку пересечения оснований мизинцев можно сравнить с дужкой очков, место которой на переносице она должна занять. Тогда впадины ладоней автоматически окажутся над глазными яблоками. Следите за тем, чтобы точка пересечения мизинцев «села» на твердую часть переносицы, а не на хрящевую. Иначе вы ограничите свое дыхание, в то время как поступление кислорода, как вы позже убедитесь, играет важную роль в улучшении зрения.

Теперь поверните лицо, не снимая рук с глаз, в сторону какого-нибудь яркого источника света – например, в сторону настольной лампы, люстры или солнца, если вы на улице. Глаза под ладонями должны быть открыты. Теперь вы сможете заметить, откуда пробивается свет под ладони. Исправьте недостатки в положении ладоней, сдвинув их друг относительно друга. Закройте глаза под ними. Убедитесь в отсутствии напряжения в веках и бровях.

Со временем, запомнив это оптимальное для вас положение рук, вы научитесь правильно делать пальминг и без использования источника света.

Здесь необходимо отметить, что то положение ладоней, с которого вы начали подбор подходящей правильной их позиции, представляет всего лишь отправную точку и не должно служить для вас догмой, не допускающей каких-либо отклонений от себя. Ваше положение ладоней лишь внешне должно напоминать эту начальную форму. Окончательно подобранное положение ладоней должно удовлетворять двум требованиям:

глаза должны свободно открываться и закрываться под ладонями, т.е. ладони не должны оказывать на глазные яблоки никакого давления;

положение ладоней должно исключать возможность проникновения света под них и не должно требовать какого-либо напряжения рук, сильного прижатия их к лицу и т.д. Следует обратить внимание на то, что и остальная часть рук не должна испытывать какого-либо напряжения. Чтобы добиться этого, если вы делаете пальминг лежа, подложите под локти небольшую подушечку. Если вы делаете пальминг сидя, то такую же подушечку можно положить на стол, а локти опереть уже на нее. Не держите голову за счет напряжения шейных мышц. Лучше легко обоприте ее на ладони, так чтобы вес головы через локти и подушечку пришелся на опору (стол). Если у вас нет стола и вы хотите опереть локти на колени, то вам необходимо подложить подушку повыше. Очень удобна для этой цели полужесткая подушечка треугольной формы, один угол которой упирается между коленей, а плоская поверхность ребра, противоположного этой вершине, образует удобную опору для локтей.

Как быть, если под рукой нет подушечки или если она оказалась слишком большой или слишком маленькой для вас? Тогда вам придется делать пальминг без нее. Для правильного исполнения упражнения необходимо учесть ряд моментов.

Если вы делаете пальминг, сидя за столом, то ни в коем случае не выгибайте шею, не «переламывайтесь» в ней, не сутультесь и не горбьте спину, как это обычно бывает при неправильном исполнении упражнения. Такое положение не только быстро приводит к напряжению и утомлению, но и ведет к пережатию кровеносных сосудов, проходящих через шею и снабжающих кровью мозг и глаза. Эффект будет скорее негативный, нежели позитивный. Правильный подход здесь такой: вам необходимо согнуться в пояснице, отодвинув немного стул от стола, так чтобы позвоночник и шея (фактически, шейные позвонки) находились на одной прямой. Таким образом, вы сохраните правильную «осанку» и избежите излишнего напряжения.

Если вы предпочитаете делать пальминг лежа на спине, то без подушки под локтями вы очень скоро почувствуете напряжение в руках, что разрушит цель вашей тренировки – избавиться от напряжения. Вам тогда лучше перевернуться на живот и улечься ничком. В остальном пальминг делается точно так же, как если бы вы лежали на спине. Подобное положение – ничком и закрыв глаза ладонями – можно встретить среди упражнений Йоги на расслабление.

Какое положение удобнее всего для исполнения пальминга? Вы можете принять любое удобное для вас, например, лечь или сесть. Делать пальминг стоя не рекомендуется из-за постепенно возрастающего напряжения в руках, если у них не будет достаточно хорошей опоры. Мешает также и утомление мышц ног. Помните: во время пальминга никакого физического дискомфорта ощущаться не должно. Если он все же появился, лучше на некоторое время прекратить упражнение и приступить к нему позже, устранив всякие причины, вызвавшие такой дискомфорт. В таких случаях наиболее полезен принцип, предлагаемый Маргарет Корбетт – делать все понемногу, но чаще. Это в свою очередь способствует превращению таких упражнений как пальминг, соляризация, перемещения и т.д. в часть вашей жизни, в подсознательную привычку. Именно такого привычно правильного использования глаз необходимо вам добиваться.

Приступая к пальмингу, было бы полезным предварительно согреть ладони, как это рекомендуют К.Хакетт и Л.Галтон. Зачем это нужно? Во-первых, теплые ладони более приятны для кожи лица, нежели холодные. Вы уже усвоили, что любой дискомфорт, любое неприятное ощущение – это напряжение, любое напряжение – это препятствие на вашем пути к улучшению зрения. Поэтому такие препятствия, по возможности, надо обходить. Второе положительное свойство предварительного согревания ладоней – это усиление кровообращения в районе глаз, чему будет способствовать их тепло. Для согревания ладоней достаточно подержать их некоторое время под горячей (но не слишком) водой, интенсивно потереть одной ладонью о другую или же некоторое время энергично посжимать пальцы рук. Приливу тепла к рукам способствует и их массаж в течение непродолжительного времени.

Однако, если стоит слишком жаркая погода, то целесообразно последовать совету Р.С.Агарвала и ополоснуть предварительно руки холодной водой, сохраняя их в таком влажном состоянии и во время пальминга [8, с. 60]. Либо же во время исполнения этого упражнения вы можете воспользоваться двумя кусками влажной хлопчатобумажной ткани, положенной в качестве прокладки между ладонями и лицом (глазами) [10, с. 143].

………………………………………………………………

Пальминг считается легчайшим способом достижения расслабления. Это верно, если удастся в совершенстве овладеть обеими его сторонами – физической и психической. Вы только что ознакомились с простейшей, физической стороной пальминга. Освоение психической части пальминга начнем также с довольно простой его стадии – со стадии видения черного поля перед глазами.

………………………………………………………………

Для того, чтобы вы правильно поняли и усвоили ряд основополагающих принципов деятельности психики во время пальминга, вам придется очень внимательно ознакомиться с содержанием приведенного ниже текста. Самая сложная деятельность во всей вашей тренировке – это деятельность мозга и, прежде всего, во время пальминга. Бэйтсом было разработано ряд канонических положений, касающихся деятельности психики во время пальминга. Если многие базовые упражнения, особенно в части динамического расслабления, претерпели существенные изменения в методиках его последователей, то основные принципы пальминга остались неизменными со времени первого изложения метода в печати. В этом отношении книга Бэйтса «Улучшение зрения без очков по методу Бэйтса» является своеобразной Библией для его последователей. Именно этим объясняется некоторое обилие цитат из этой книги в разделах о пальминге, воспоминании и мысленном представлении.

То, о чем вы думаете во время пальминга, очень важно для достижения вами своей цели – расслабления психики.

Что вы видите во время пальминга? Скорее всего перед вами предстанут всякие довольно яркие штрихи, кружочки, облачка, полоски и т.д. Все эти калейдоскопические проявления являются результатом психического напряжения и в реальности не существуют. Это и понятно, потому что видеть что-либо, когда глаза ваши закрыты и прикрыты ладонями, вы не можете. Таким образом, вы сталкиваетесь с работой продолжающих сохраняться возбужденными зрительных центров вашего мозга.

Таких иллюзий человек с нормальным зрением никогда не наблюдает. Во время пальминга перед ним предстает совершенно черное, «бархатистое», как пишет П.Брэгг, поле, поле, чернота которой не имеет каких-либо изъянов. Ваша цель – также добиться такого совершенно черного поля. Степень черноты, которую вам удалось добиться, подобна манометру в паровозе. Она будет показывать глубину расслабления, достигнутого вами 44, с. 26]. Достижение видения совершенно черного поля будет означать то, что вы добились идеального расслабления психики.

Здесь надо сделать несколько очень важных замечаний, от которых будет зависеть успешность выполнения пальминга.

Прежде всего, надо обратить ваше внимание на то, что человек во время пальминга должен заниматься психической стороной расслабления гораздо больше, нежели его физической. Как мы уже говорили, физическое расслабление – это первое, что вы делаете, когда приступаете к пальмингу, т.е. во время пальминга это для вас уже пройденный этап. Вы должны быть УЖЕ физически расслабленными, когда начинаете пальминг. По мере тренировки это будет удаваться очень быстро. Многие же люди во время пальминга сосредотачивают свои мысли на глазах, на их мышцах и, так или иначе, «работают» с ними. Это ошибка. «Не пытайтесь, – пишет М.Д.Корбетт,– „осознать“ (прочувствовать) глаза. Во время выполнения всех этих упражнений (ПРИМ.АВТОРОВ: имеется в виду пальминг, мысленное представление и воспоминание во время пальминга) не следует обращать внимания на глаза как на физические, материальные органы, поскольку они практически не поддаются волевому управлению и даже более неуправляемы, чем сердце, тоже неуправляемый волей орган. Если вы будете сидеть, заглядывая мысленно внутрь своих глаз, то вы разрушите цель своих занятий» [47, с. 24]. Вместо этого вам надо пытаться, как рекомендует Бэйтс, увидеть перед глазами совершенно черное поле. Однако и здесь многие допускают ошибки.

Прежде всего, не следует думать (что нередко встречается) о пятнышках, черточках и других разноцветных проявлениях, которые обычно видит человек с плохим зрением, когда закрывает глаза и прикрывает их ладонями. Особенно много этих иллюзий (а все эти черточки, кружочки и т.д. являются не более, чем иллюзией) бывает после соляризации, и внимание пациента часто сосредотачивается на них, а не на достижении черного поля перед глазами.

Практически все приступающие к исполнению этого упражнения на представление черного поля идут неверным путем, а именно, путем попыток добиться черного поля перед глазами приложением усилия. Это совершенно неправильно.

Черного поля не надо добиваться, оно само появится автоматически, как только будет достигнута необходимая для этого степень расслабления тела и психики. Для этого нужна соответствующая направленность мыслей человека. Его мозг должен быть занят определенной деятельностью. Какой именно – об этом мы скажем ниже. Сейчас важно усвоить то, что увидеть черное поле перед глазами сложно и просто одновременно. Сложно потому, что человеку иногда очень трудно понять, какие ошибки он допускает во время пальминга, что не видит черного поля. Не сразу удается ему понять, каким образом он напрягается и как устранить это напряжение. Просто же потому, что, если человек способен правильно контролировать свои мысли, свою психическую деятельность, добиться видения черного удается практически мгновенно. Бэйтс говорит по этому поводу следующее: «Когда возмущающая мысль сменяется расслабляющей, косоглазие и двоение изображений прекращаются, а аномалии рефракции исправляются… Вне зависимости от того, какова их степень или длительность, их устранение происходит сразу же, как только пациент сможет обеспечить психический контроль. Источником любой аномалии рефракции, косоглазия или какого-нибудь другого функционального нарушения зрения, является просто мысль неправильная мысль, а ее исчезновение так же быстро, как появление мысли, которая расслабляет. В доли секунды может быть исправлена высочайшая степень аномалии рефракции, косоглазие может исчезнуть, а слепота из-за амблиопии уменьшиться. Если расслабление достигается лишь на момент, коррекция также одномоментна. Когда расслабление становится постоянным, коррекция также постоянна» [16, с. 26].

Установлением такого прочного контроля над своими мыслями и объясняются те случаи чудесных исцелений (буквально за несколько минут), которые описывают в своих работах последователи Бэйтса. Добиться такого обычно удается единицам. В большинстве же случаев лечение отнимает некоторое время. Сам Бэйтс говорит об этом так: «Время, необходимое для достижения непрерывного улучшения зрения, изменяется в значительных пределах для разных людей. В некоторых случаях достаточно 5-15 минут и, думаю, наступит время, когда станет возможным быстро помочь любому. Это вопрос лишь накопления большего числа фактов и такого их преподнесения, которое позволит быстро понять и усвоить их. Сегодня, однако, часто приходится растягивать лечение на недели и месяцы, хотя аномалия рефракции может быть не большей как по величине, так и по продолжительности существования, чем в тех случаях, которые быстро излечивались» [16, с. 48] (по этому поводу смотри также главу 7).

Иногда встречаются такие трудные случая, когда человек никак не может добиться видения черного поля перед глазами. Обычно в этих случаях он начинает напрягаться, пытаясь во что бы то ни стало «разглядеть» черное. Особенно часто видение черного поля перед глазами затрудняется в условиях, когда человек болен, раздражен, испытывает какие-либо отрицательные эмоции и т.д., т.е., когда его психика выведена из состояния равновесия. В таких случаях всегда лучше отказаться от пальминга или попытаться проделать некоторые более «механические» расслабляющие упражнения типа больших поворотов, соляризации или морганий. Они помогут вам успокоиться. После этого вы можете попытаться сделать пальминг.

Сверхусердные попытки добиться видения черного поля могут довести человека даже до судорожных состояний. В случае неудачи лучше прекратите занятия и попытайтесь вернуться к ним позже.

В ряде случаев полезным оказывается обращение к воспоминанию черных объектов (см.раздел 3.3.2.). Обычно для этого берется любой объект черного цвета и рассматривается с расстояния, на котором он виден для вас лучше всего. Потом глаза закрываются, прикрываются ладонями и вы вспоминаете этот объект. Если он вспоминается хорошо, то весь фон становится черным. Если же воспоминание объекта в черном цвете затруднено и поле перед глазами не становится черным спустя несколько секунд, а имеет какой-нибудь другой цвет, например, серый, то тогда весь процесс надо повторить заново. Но и здесь вас может подстеречь усилие. Поэтому, если вы захотели вспомнить какой-нибудь черный объект, например, черную кошку, и не смогли сразу этого добиться, то прекратите делать пальминг. Лучше попытаться сделать это некоторое время спустя. Либо же надо поменять объект вашего мысленного представления, например, преставляйте вместо черной кошки черную шляпу.

Характерной ошибкой при достижении черного поля, как и при достижении «видения» черных объектов является попытка сконцентрироваться на этом поле или объекте. При этом всегда прикладывается усилие. Бэйтс пишет в своей книге: «Достичь цели усилием или попыткой „сконцентрироваться“ на черном невозможно. Под концентрацией обычно понимают делание или думание только об одной вещи. Но это практически невозможно, а попытка сделать невозможное и есть напряжение. Человеческий ум не способен думать только об одной вещи. Он может думать об одной вещи лучше, чем обо всем остальном и находится в состоянии покоя только тогда, когда именно так и поступает. Но думать только об одной вещи он не способен» [16, с. 74]. «…Расслабление, – продолжает свою мысль Бэйтс,– … нельзя достичь каким-либо видом УСИЛИЯ. Главным является, чтобы человек понял это. Пока он думает, сознательно или бессознательно, что избавление от напряжения можно достичь другим напряжением (усилием), улучшение будет заторможено» {16, с. 56].

Вернемся еще раз к словам Бэйтса о том, что следует понимать под концентрацией. Говоря о различном смысле, вкладываемом в слово «концентрация» Бэйтсом и обывателями, надо отметить следующее. Словари определяют слово «концентрация» как «сосредоточение …чего-либо в каком-либо месте» [84, с. 624]. Однако, как пишет Бэйтс, такое понимание концентрации в отношении мышления человека неверно. Попытайтесь сосредоточить свой взгляд и внимание на какой-либо маленькой букве на проверочной таблице или в книге в течение некоторого времени. Не пройдет и одной-двух минут, как изображение вашей буквы начнет расплываться, и вы совершенно неожиданно поймаете себя на том, что думаете вовсе не о букве, а о чем-нибудь другом. Вы снова попытаетесь вернуться к букве, но все повторится снова, независимо от того, смотрите ли вы на реальную букву или же представляете, что смотрите на нее. Не зависит результат и от дистанции до объекта вашего внимания. Таким образом, процесс концентрации представляет собой непрерывное возвращение мысли от сторонних объектов к объекту вашего внимания.

Относительно недавно проведенные исследования предоставили в распоряжение ученых новые сведения о характере концентрации. Как известно, в основе концентрации лежит внимание. Состояние внимания, которое, казалось бы, может быть непрерывным, на самом деле прерывисто. Просто объект внимания является центром, точкой, куда внимание возвращается вновь и вновь [8, с. 196].

Обычно описанные ранее способы достижения видения черного поля дают свои результаты. Некоторым людям удается практически идеально видеть черное поле в течение ощутимого промежутка времени. Для других же видение поля длится не очень долго – всего 3-5 секунд. Здесь проявляется дискретность внимания, о которой мы говорили выше. Тогда в дело должны вступить центральная фиксация и перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной части одного и того же объекта на другую часть этого же объекта.

Центральная фиксация (см. раздел 3.4.1.) поможет вам сохранить внимание на черных объектах длительное время. Бэйтс пишет, что когда люди «научатся видеть одну часть черного объекта чернее, чем весь объект в целом, они смогут вспоминать эту меньшую по размерам площадь в течение более длительного времени, чем вспоминали бы большую по размерам площадь. Это даст им возможность, когда будут делать пальминг, больше времени видеть черное» [16, с. 71]. Центральная фиксация на практике невозможна без непрерывного перемещения взгляда и внимания, иначе это вызовет напряжение. Бэйтс также обращает внимание на необходимость непрерывного перемещения мысленного взора: "Невозможно видеть, вспоминать или представлять что-либо, даже в течение секунды, без перемещения с одной части объекта на другую или к какому-нибудь другому объекту и вновь обратно. Попытка сделать это всегда приводит к напряжению. Тот, кто думает, что он вспоминает черный объект непрерывно, на самом деле подсознательно сравнивает его с чем-нибудь не таким черным, иначе его цвет и положение будут беспрерывно меняться. Даже такую простую вещь, как точка, невозможно вспоминать совершенно черной и совершенно неподвижной более, чем доли секунды.

Когда перемещение не осуществляется бессознательно, его надо делать сознательно. Например, вспомните один за другим черную шляпу, черный башмак, черное вельветовое платье, черную плюшевую занавеску или складку на черном платье или занавеске, удерживая каждую вещь в памяти не более доли секунды. Многим людям помогает перебор в памяти всех букв алфавита по очереди, вспоминая их совершенно черными. Другие предпочитают перемещаться с одного маленького черного объекта, такого как черная точка или маленькая буква, на другой или «раскачивать» такой объект способом, который будет описан позже" [16, с. 71].

Поэтому в достижении видения черного поля вы активно будете пользоваться и упражнениями на перемещение и раскачивание (см.раздел 3.4.2.). Вот простой пример использования перемещения в видении черного объекта. Посмотрите на какую-нибудь букву и непрерывно перемещайте взгляд с одного бока этой буквы на другой. Потом проделайте то же самое мысленно во время пальминга (подробнее о технике исполнения этого упражнения см.раздел 3.4.2.). Вы убедитесь, что таким способом удается удерживать внимание на одном объекте неопределенно долго. Этот способ концентрации действительно полезен для зрения.

Таким образом, когда вам удалось добиться представления, например, черной шляпы, то никогда не фиксируйте свой мысленный взор в одной ее точке. Вместо этого начните свое маленькое путешествие по ней – сначала вдоль краев полей, потом вверх, по диагонали и т.д. Ваша фантазия в таких мысленных образах ничем не ограничивается. Главное – это то, чтобы ваши упражнения во время пальминга были занимательны и интересны.

Когда вы неожиданно вспомните про свое поле зрения, то окажется, что вы просто не помните, каким оно было, потому, что оно было абсолютно черным, т.е. на нем ничего не было ни штрихов, ни кружочков, ни черточек.

В ряде случаев люди, думая что они достигли идеальной черноты поля, недоумевают, почему не наступает заметного улучшения зрения. Такое улучшение обязательно должно наступить, если ваше расслабление действительно было идеальным или близким к идеальному. Степень расслабленности в таких случаях можно проверить спосбом, который рекомендует Бэйтс [16, с. 71-72]. Этот способ поможет вам понять, действительно ли вы добились максимальной степени черноты поля зрения или все же «не добрали». Вспомните кусочек белого мела на фоне черного поля, который вы видите. Представьте на меле букву "Ф", такую же черную, как и фон. Затем забудетьте про мел и вспоминайте только букву "Ф" (причем одну ее часть лучше всех остальных, т.е. используйте центральную фиксацию) на черном фоне. За короткое время все поле может стать таким же черным, как и более черная часть "Ф". Этот процесс можно повторять с постоянным увеличением черноты поля.

Другой способ достижения черного поля – это «закрашивание» тех изъянов в его черноте, которые предстают перед вашими глазами. Чтобы вы поняли, как это делается, мы вам расскажем, как этого добилась одна из пациенток Бэйтса. "Одна женщина,– вспоминает в своей книге Бэйтс,– когда она закрывала глаза и прикрывала их ладонями рук, видела настолько яркое серое, что была в полной уверенности, что видит его своими глазами. Вместо того, чтобы просто представлять черное, она научилась стирать из памяти почти все серое, представляя сначала одну черную букву "C" на сером фоне, потом две черные буквы "С" и, наконец, множество перекрывающих друг друга букв "С"" [16, с. 72].

Может случиться так, что вам так и не удастся на первых порах увидеть идеально черное поле. Но даже та степень черноты, которую вы достигнете, полезна. С ее помощью вы постепенно сможете научиться видеть поле еще более черного цвета. Вспоминая эту черноту, вы представите оттенок черного еще большей глубины и т.д. В дальнейшем вы будете активно использовать это свойство мозга, например, при рассматривании букв на проверочной таблице или в книге. Проделайте простое упражнение.

Упражнение №1

Посмотрите на какую-нибудь букву на проверочной таблице (книге) с расстояния, на котором цвет ее виден лучше всего. Затем закройте глаза и вспомните ее. Если вы хорошо освоили пальминг, то вы сможете (мысленно) представить, что буква имеет более темный оттенок, нежели вы видели в реальности. Вспоминая эту черноту во время повторного рассматривания буквы, можно увидеть ее более черной, чем это было прежде. Повторяя многократно этот процесс и все время представляя букву имеющей более черный цвет, чем в реальности (но ни в коем случае не за счет представления реальной буквы менее черной, например, серой или даже белой), вы в ряде случаев можете очень быстро улучшить видение этой буквы. При этом вы заметите такую особенность – чем глубже будет оттенок мысленно представляемого черного, тем легче будет удаваться его вспоминать при рассматривании букв на проверочной таблице или в книге.

………………………………………………………………

Обычно чем дольше люди занимаются пальмингом, тем более глубокого оттенка черного им удается достичь и тем большего расслабления они добиваются. Другим же людям больших результатов удается добиться при непродолжительных, но частых занятиях пальмингом. Попробуйте оба варианта и выберите лучший.

При правильном исполнении пальминга с достижением иделаьного расслабления, признаком чего является идеально черное поле перед закрытыми и прикрытыми ладонями глазами, эту черноту можно длительное время сохранять в своем представлении после открытия глаз. «Зрение человека при этом,– пишет Бэйтс, – улучшается на длительное время. В то же время, надолго снижаются и боли в глазах, головные боли и даже боли в других частях тела. Такие случаи очень редки, но они имеют место» [16, р.75-76[. Если же степень расслабления, которую вы достигли, не очень велика, значительная часть ее будет утеряна после того, как вы откроете глаза. Та часть расслабления, что вам удалось сохранить, также быстро исчезнет вместе с исчезновением мысленного представления черного поля. Таким образом, вам надо стремиться к достижению максимальной степени расслабления. Только так можно добиться непрерывного улучшения зрения. Но даже маленькие успехи на этом пути будут вам очень полезны, поскольку, как мы говорили ранее, даже незначительное расслабление помогает овладеть более глубокой ее степенью.

Бэйтс обращает внимание на тот факт, что обычно вместе с воспоминанием черной буквы люди вспоминают и белизну фона. Не надо волноваться! Если вам удастся некоторое время удерживать свое внимание на черном, то белый фон быстро исчезнет. Перед вашими глазами останется только черное поле.

Иногда пациенты испытывают большие затруднения в видении черного цвета вообще. Бэйтс предлагает такой выход из этой ситуации [16, с. 75].

Упражнение №2

Вспомните ряд цветов – ярко красный, желтый, зеленый, голубой, лиловый и, в частности, белый – все в максимальной степени интенсивности оттенка, который удастся добиться. Не делайте попытки удержать какой-нибудь из них более секунды. Делайте это упражнение минут 5-10. Затем вспомните кусочек белого мела диаметром около сантиметра таким белым, как это только можно. Обратите внимание на цвет фона. Обычно он будет иметь какой-нибудь оттенок черного цвета. Если это так, проверьте, можете ли вы вспомнить или увидеть открытыми глазами что-нибудь чернее. Всегда, когда белый мел вспоминается идеально, фон будет настолько черен, что вспомнить или увидеть с открытыми глазами что-либо чернее будет невозможно.

………………………………………………………………

Во время пальминга, если вам не удается сделать никакие другие упражнения, вы можете также сконцентрироваться на своем дыхании до счета 100.

Как часто и долго надо делать пальминг?

В отношении частоты исполнения пальминга можно сказать, что принципы здесь следующие. Пальминг надо делать:

как можно чаще, если у вас на это есть время;

обязательно после соляризации в течение времени, в два раза превышающего время соляризации;

всякий раз, когда вы чувствуете, что ваши глаза утомились, напрягаются и т.д.;

всякий раз, когда вы испытываете какое-либо чувство физического или психического дискомфорта. В этом проявляется универсальный расслабляющий и успокаивающий характер пальминга;

перед сном (желательно). Это прекрасное упражнение, способствующее хорошему сну. После пробуждения у вас не будут болеть глаза, как это часто бывает, если лечь спать без их предварительного расслабления.

Что же касается длительности исполнения пальминга, то здесь все зависит от ситуации, от времени, которым вы располагаете. Чем дольше вы будете делать пальминг без каких-либо признаков дискомфорта, тем лучше для вашего зрения. Обычно чем дольше человек делает пальминг, тем большего успеха он добивается. Бэйтс приводит в своей книге описание случая с одним пациентом, у которого был сложный гиперметропический астигматизм и пресбиопия. Ситуация ухудшалась, кроме того, зарождающейся катарактой и возрастом пациента (70 лет). Однажды, поняв, что длительный пальминг не может повредить его зрению, он делал его подряд в течение 20 часов, отрываясь лишь на питье воды. В результате этого его зрение восстановилось до нормы – он читал с 6 метров нижнюю строку проверочной таблицы, а с мелким шрифтом уверенно справлялся и с расстояния в 15 сантиметров, и с расстояния в 1 метр. В последующие 2 года, сообщает Бэйтс, у этого пациента не было никаких рецидивов. Такие случаи, по всей видимости, носят уникальный характер, но они прекрасно демонстрируют живительную силу пальминга.

На практике встречаются такие люди, для которых длительный пальминг затруднителен и которые чем дольше его делают, тем больше начинают напрягаться. Этим людям лучше делать пальминг в течение непродолжительных периодов времени.

Для человека полезен даже кратковременный пальминг. Однако, если у вас нет описанных выше проблем с пальмингом и если вы хотите добиться ощутимого эффекта, вам надо делать пальминг, как минимум, 10-15 минут подряд.

Р.С.Агарвал рекомендует в летнее время (по всей видимости, в жаркое летнее время) в случае появления чувства напряжения и головных болей промыть глаза и лицо холодной водой, погрузить ладони в холодную воду и делать затем пальминг в течение около получаса. Во время пальминга в этом случае рекомендуется время от времени потягивать холодное питье или холодный фруктовый сок [8, с. 138].

По каким признакам можно определить правильность выполнения пальминга? Р.С.Агарвал выделяет три основных признака [8, с. 139]:

1. Когда пальминг идеален, цвет любого вспоминаемого объекта вспоминается идеально. Человек чувствует себя при этом отлично расслабленным и видит перед глазами совершенно черное поле (если они закрыты и прикрыты ладонями).

2. Когда открываются глаза, хорошее зрение приходит немедленно, а буквы на проверочной таблице видны совершенно черными и четко распознаются.

3. Белые части букв (части, не покрытые краской) кажутся белее, чем поля проверочной таблицы.

Таким образом, вы ознакомились с одним из наиболее известных упражнений Бэйтса на расслабление. Сам Бэйтс очень высоко оценивал значение этого упражнения: «Когда пальминг успешен, он представляет собой один из лучших, какие я знаю, методов обеспечения расслабления всех нервов органов чувств, включая зрение» [16, с. 75]. Последователи Бэйтса отмечали, что люди, бросившие заниматься этой системой из-за лени или же уже восстановившие с ее помощью зрение, продолжали делать некоторые из ее упражнений, включая пальминг, благодаря их чрезвычайно благотворному воздействию на психику.


Примечания:



Библиография

1. Agarwal M.S. Everyday eyecare.– New Delhi, 1987.

2. Agarwal, Raghubir Saran. Better sight without glasses.– 2d pocket ed.– Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1961.– 108 p.

3. Agarwal, Raghubir Saran. Mind and vision, a handbook for the cure of imperfect sight without glasses.– 6th.ed.Pondicherry: School for Perfect Eyesight, 1972.– 269 p.

4. Agarwal, Raghubir Saran. Nature cure for your eyes.Delhi, 1964.– 173 p.

5. Agarwal, Raghubir Saran. Psycho-solar treatment for the eye; a guide for prevention and cure of defective eyesight without glasses.– Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1954.– 16 p.

6. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine. (An exposition of Vata, Pitta and Kapha in modern terms and principles of synthetic system of treatment).– 2d enl. ed.Delhi: Dr. Agarwal"s eye inst, 1958.– 173 p.

7. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine (Ayurveda); an exposition of vata, pitta and kapha in modern terms and principles of synthetic system of treatment.Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1953.– 23 p.

8. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine. Synthesis of all systems of medicine.– 3d. ed. – Pondicherry: Ashram, 1971.– 240 p.

9. Agarwal, Raghubir Saran. Synthetic research in ophthalmology; an attempt of unification of allopathy, Ayurveda, homeopathy and nature cure.– Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1948.– 12 p.

10. Agarwal, Raghubir Saran. Yoga of perfect sight with letters of sri Aurobindo. A guide to develop perfect sight and the divine vision.– Pondicherry, 1971.– 206 p.

11. Aldous Huxley"s vision // Journal of the American Medical Association.– vol.122.– July 31.– 1943.– p.951.

12. Barber, Theodore Xenophon. LSD, marihuana, yoga and hypnosis.– Chicago, 1970.– 337 p.

13. Basilio Gomez, Juan. Como se recupera la vision normal: el metodo natural del oftalmologo norteamericano doctor W.H.Bates por J. de S"Agaro [pseud.] – 4 ed. reformada y ampliada – Barcelona: LEDA, 1961.– 95 p.

14. Bates W.H. The Bates method for better eyesight without glasses.– New York: Holt, Rinehart and Winston, 1981.– 200 p.

15. Bates W.H. The Bates method for good sight without glasses.– London: Faber and Faber, 1944.– 159 p. (A new revised edit. of "The cure of imperfect sight by treatment without glasses).

16. Bates W.H. Better eyesight without glasses.– New Delhi: Orient paperbacks, 1987.– 199 p.

17. Bates W.H. Blindness relieved by a new method of treatment. Report of case.– 7 p.– // New York medical Journal.– Feb.5.– 1917.

18. Bates W.H. A case of miopie refraction relieved by eye education.– 4 p.– // Medical Record.– New York.– 1912.Ixxxii, 851 (Nov.9, 19..).

19. Bates W.H. The cause of myopia // New York medical journal.– 1912.– vol.XCV.– N 11.– p.529-532.

20. Bates W.H. A clinical and experimental study of physiological optics.– 8 p.– // American journal of clinical medicine.– Chicago.– July.– 1921.

21. Bates W.H. The cure of defective eyesight by treatment without glasses; or, The radical cure of errors of refraction by means of central fixation.– New York: A.R.Elliott Publ. Co., 1915.– 26 p.

22. Bates W.H. The cure of imperfect sight by treatment without glasses.– New York city: Central Fixation Publishing company, 1920.– 313 p.

23. Bates W.H. Eye training for the cure of functional myopia // New York medical journal.– 1912.– vol.XCV.– N 20.pp.1029-1032.

24. Bates, W.H. How to use the Snellen test card for the prevention and cure of imperfect sight in children and adults.– New York city: Central fixation publishing Co., 19-.– 4 p.

25. Bates W.H. Imagination and vision.– 6 p.– // Jour. Allied med. assoc. of Amer.– Oct.– 1921.

26. Bates W.H. The imperfect sight of the normal eye // New York medical journal.– Sept.8.– 1917.

27. Bates W.H. Improving the sight of soldiers and sailors and relieving pain.– New York, 1918.– 7 p.

28. Bates W.H. Memory as an aid to vision.– 10 p.// New York medical journal.– May 24.– 1919.

29. Bates W.H. Myopia prevention by teachers // New York medical journal.– 1913.– vol.xcviii.– pp.410-413.

30. Bates W.H. De la myopie fonctionnelle // La Clinique ophtalmologique.– Paris.– 1912.– xviii.– pp.188-191.

31. Bates W.H. Perfect sight without glasses.– New York: Central fixation publishing company, 1920.

32. Bates W.H. The prevention of myopia in school children // New York medical journal.– 1911.– vol.xciv.– N 5.– pp.237-238.

33. Bates W.H. The radical cure of errors of refraction by means of central fixation // New York medical journal.1915.– vol.CI.– N 19.– pp.925-933.

34. Bates W.H. Rechtes Sehen ohne Brille. Heilung fehlerhaften Sehens durch Behandlung ohne Brille / Autor. Ubers.aus dem Engl. von Elsbeth Friedrichs.– Grimma: P.Schrecker, 1931.– 353 s.

35. Bates W.H. Shifting as an aid to vision.– 7 p.// New York medical journal.– July 3.– 1920.

36. Bates W.H. Throw away your glasses.– 15 p.// Heart"s internat.– Sept.– 1923.

37. Bates W.H. Treatment of myopia without glasses.// Medical Record.– New York.– 1894.– xIv.– pp.104-106.

38. Bates W.H. The vision of a case of myopia improved by treatment without glasses // Virginia Medical Monthly.Richmond.– 1891-1892.– xviii.– pp.941-943.

39. Benjamin, Harry. Adventure in living; the autobiography of a myope.– London: Health for all pub. co., 1950.– 192 p.

40. Benjamin, Harry. Better sight without glasses.London: Health for all publ.co., 1958.– 106 p.

41. Beswick, Ethel. Eyes, their use and abuse; how to improve defective vision.– Ashingdon: Daniel, 1948.– 44 p.

42. Beswick K. Good eyesight: Our birthright.– London, n.d.– 58 p.

43. Better eyesight (a monthly magazine devoted to the prevention and cure of imperfect sight without glasses.vols. 1-14; July 1919 – June 1930)/ Ed. Bates W.H.– New York, N.Y.: Central fixation publishing company [1919-1930].

44. Bragg, Patricia. Bragg system to better eye-sight.10th print.– Santa Ana (Calif.): Health science, 1973.– 33 p.

45. Corbett, Margaret Darst. Help yourself to better sight.– 1st ed.– New York: Prentice Hall, 1949.– 218 p.

46. Corbett, Margaret Darst. How to improve your sight; simple daily drills in relaxation.– rev.ed.– New York: Crown Publishers, 1953.– 93 p.

47. Corbett, Margaret Darst. A quick guide to better vision. How to have good eyesight without glasses.– Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, cop.1957.– 114 p.

48. Corbett, Margaret Darst. Vedere meglio senza occiali…– Milano: Longanesi and c., 1950.– 302 стр.

49. Corbett, Margaret Darst. Yoga des yeux: Cet ouvrage inspire des travaux du Dr. Bates, est une adapt. de l"oeuvre de Margaret Darst Corbett «Help yourself to better sight» par le Dr. Rene-Etienne Longue.– Verviers: Marabout, 1979.– 250 p.

50. Cornsweet T.N., Crane H.D. Training the visual accomodation system // Vision Res.– 13:713, 1973.

51. Curtin, Brian J. The Myopias: Basic science and clinical management.– Philadelphia, 1985.– 495 p.

52. Devaraj T.L. Speaking of: Ayurvedic Remedies for Common Diseases.– New Delhi, 1988.

53. Duke-Elder W.S. The Art of Seeing by A.L.Huxley, Book review // British Medical Journal.– vol.1.– May 22.1943.– p.635.

54. Friedrichs, Elsbeth. Lernt wieder sehen! Neue Heilwege fur kranke Augen. Eine Anleitung zur Selbstbehandlung Sehstorungen und zur Aneignung grosserer Sehscharfe fur Augenkranke und Gesunde. Nach den Grundsatzen des W.H.Bates dargestellt von Elsbeth Friedrichs.– 6 Aufl.Lorch: Karl-Rohm, 1931.– 135 стр.

55. Galton, Lawrence. Improve your sight without glasses // Coronet Magazine.– October.– 1955.

56. Hackett, Clara A. & Galton, Lawrence. Relax and see. A daily guide to better vision.– London: Faber and Faber, 1957.– 282 p.

57. Hauser, Bengamin Gayelord. Better eyes without glasses.– London: Faber and Faber limited, 1941.– 80 p.

58. Hauser, Bengamin Gayelord. Keener vision without glasses.– New York: Tempo books, inc., 1932.– 162 p.

59. Hill, Ann (ed.). A visual encyclopedia of unconventional medicine: A health manual for the whole person.– New York and London, 1979.– 240 p.

60. Hofstetter H.W. Optometry: Professional, economic and legal aspects.– St. Louis, 1964.– 412 p.

61. Hoopes A., Hoopes T. Eye power.– New York: Alfred A Knopf, 1979.

62. Huxley, Aldous Leonard. The art of seeing.– New York-London: Harper and brothers, 1942.– 273 p.

63. Huxley, A.L. Learning to see // Colliers.– New York.– vol.111.– April 21.– 1943.– p.24.

64. Jacques R.A. The Bates method of treating ametropia // The Optician.– vol.141.– N 3646.– February 17.– 1961.pp.143-144.

65. LeCron L. Experimental Hypnosis.– New York: Macmillan, 1954.

66. Lierman, Emily C. Stories from the clinic.– New York city: Central fixation publishing co., 1926.– 259 p.

67. Macfadden, Bernarr Adolphus. Strengthening the eyes; a system of scientific eye training.– New York: Macfadden publications, inc., 1924.– 201 p.

68. Macfadyen, Ralph J. See without glasses.– Greenwich, Conn., 1963.– 176 p.

69. Macfadyen, Ralph I. Weg mit der Brille! Das Heilen von Augenleiden und die Wissenschaft vom richtigen ehen.Stuttgart: Gunther, 1964.– 228 s.

70. Mangin-Millot, Georgette. Vos yeux; comment conserver une bonne vue, reeduquer la vision, corriger le strabisme, supprimer les lunettes, comment embellir vos yeux.– Paris: Editions Medicis, 1949.– 102 p.

71. Natural eye training for perfect vision without glasses.– New York: Centro-Vision institute, 1928.

72. Pascal J.O. On Aldous Huxley"s «The Art of Seeing» // Archives of Ophthalmology.– vol.26.– June.– 1943.– p.636.

73. Peppard, Harold M. Sight without glasses.London-Melbourne: Ward, Lock & co., 1956.– 153 p.

74. Ram Kumar E.R. Heal yourself with yoga: Specific asanas for specific diseases.– Bombay, 1987.

75. Sarma, L. Kamesvara. The natural cure of eye-defects.– 5th edition.– Pudukkottai, 1956.– 60 p.

76. Schlaegel T.F. Psychosomatic ophthalmology.Baltimore, 1957.– 523 p.

77. Sivananda, Swami. Health and hygiene. Anatomy and physiology.– 1st edition.– Rishikesh, 1957.– 423 p.

78. Sgrosso S. Il metodo di Bates al vaglio di un oculista // La riforma medica.– Napoli.– 1952.– Anno LXVI.N37.– pp. 1009-1010.

79. Snyder C. Bates, Huxley and myself // Int. Ophthalmol. Clin.– 2:921.– 1962.

80. Thomson, Charles Leslie. Your sight. Care and improvement by natural methods.– London: Thorsons, 1956.– 101 p.

81. Windolph, Michael. Easy eye exercises for better vision. Self-helps to sight improvement.– Hicksville (N.Y.): Exposition press, c.1974.– 159 p.

82. Глазные болезни: Учебник / Под ред.Т.И.Ерошевского, А.А.Бочкаревой.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983. – 448 с.

83. Ковалевский Е.И. Глазные болезни.– 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1986.

84. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров.– 3-е изд.– М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600 с.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх