|
||||
|
Приложение 2. Проект[142] «Основные положения Концепции развития здравоохранения до 2020 года» Основные принципы охраны здоровья Принцип законности: действия всех лиц в здравоохранении основываются на требованиях законов, нормативных правовых актов, обычно предъявляемых требованиях, обычаях делового оборота в здравоохранении и на условиях договора при его наличии. Принцип пациентского централизма: пациент – центральная фигура здравоохранения, вся система здравоохранения работает для охраны здоровья каждого пациента. Принцип позитивной корпоративности: создание критериев принадлежности к объединению врачей, поддержание этих критериев путем создания саморегулируемых объединений. Принцип экономической эффективности: достижение наилучшего результата при имеющихся ресурсах. Принцип динамичного реагирования: наличие способности государства адекватно реагировать на изменение ситуации в сфере охраны здоровья. Принцип открытости: любая информация доступна всем, если нет запрета на доступ к ней в силу закона; к любому пациенту может пройти любое лицо, если нет запрета на доступ к нему в силу закона или со стороны самого пациента. Принцип обоснованности медицинского вмешательства: все методы и средства медицинского вмешательства должны соответствовать современным принципам доказательной медицины, в частности эффективности и безопасности. Раздел 1. Формирование государственного заказа на медицинскую помощь Для организации эффективной работы здравоохранения необходимо: • принять меры к исполнению конституционной нормы о бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; запретить взимание платы с пациентов за помощь в указанных учреждениях; • вывести из ныне действующей системы государственного финансирования страховые медицинские организации как избыточное, посредническое звено между государством и его учреждениями; • использовать государственный заказ как базовый принцип финансирования здравоохранения; • сформировать программу госгарантий медицинской помощи, исходя из Перечня заболеваний на основе МКБ-10, включая профилактику заболеваний, медицинскую помощь при беременности и родах, реабилитацию, лекарственное обеспечение; • перейти на финансирование по системе государственного заказа; ввести единые стандарты государственного финансирования медицинских организаций; • перейти на систему оплаты за пролеченный случай в соответствии с полными, дифференцированными тарифами, рассчитанными на основании формирования целевых групп, зависящих от заболевания пациента, его пола и возраста; «привязать» тарифы к стандартам медицинской помощи, утверждаемыми Минздравсоцразвития, экономически заинтересовать администраторов здравоохранения в здоровье пациентов; ввести принцип зависимости доходов врача от состояния здоровья его пациентов; стимулировать достижение позитивных результатов лечения там, где такие результаты достоверно достижимы; • объединить ведомственные (государственные) системы здравоохранения в единую систему здравоохранения; перевести основную часть муниципальных учреждений здравоохранения в собственность субъектов РФ; допустить к участию в конкурсах за государственный заказ не только все ведомственные, государственные и муниципальные организации, но и частные медицинские организации для создания конкурентной среды; • последовательно сокращать коечный фонд в стационарах, повышая эффективность стационарного лечения и увеличивая (в доле) финансирование профилактического и амбулаторно-поликлинического звена; продолжать усилия, направленные на совершенствование первичного звена здравоохранения и внедрения простых и дешевых, но эффективных вмешательств, в том числе профилактических; • обеспечить воспроизводство устаревающих медицинских мощностей (строительство новых зданий, капитальный ремонт изношенных, замену оборудования, обучение кадров и т. п.); • провести цикл научно-исследовательских работ, обосновывающий реальные трудовые нормы для медицинского персонала и позволяющий создать соответствующую систему мониторинга; провести изменение трудовых норм с соответствующим трансформированием штатных расписаний и размеров оплаты труда. Раздел 2. Система защиты прав пациентов Для создания эффективной системы по защите прав пациентов, основные стратегические задачи которой – прививание системе здравоохранения принципа законности и улучшение качества медицинской помощи, необходимо: • создать критерии законности в здравоохранении; • обязать Уполномоченного по правам человека в РФ осуществлять полномочия по защите прав пациентов или создать институт Уполномоченного по правам пациентов в РФ при Федеральном Собрании РФ (или при Президенте РФ); • внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях нормы административной ответственности медперсонала взамен норм уголовной ответственности с неосторожными формами вины; • наделить общественные организации по защите прав пациентов правами общественных организаций по защите прав потребителей; • создать государственную образовательную программу для экспертов качества медицинской помощи, регистр этих экспертов; создать стимулы (льготы) для создания независимых центров судебно-медицинских экспертиз; • отделить бюро патологоанатомических вскрытий от лечебно-профилактических учреждений; • ввести нормативно-правовые определения: «здоровье», «медицинская помощь», «услуга», «качество медицинской помощи», «недостаток (дефект) медицинской помощи», «риск» и т. п.; • создать при МЗиСР или в структуре РАМН научный центр по изучению проблем права на охрану здоровья; • разрешить государственным и муниципальным учреждениям выплачивать компенсации пострадавшим пациентам и их родным в досудебном порядке; • планомерно, с учетом рисков ввести страхование гражданской ответственности медицинских организаций (но не врача – он не субъект гражданского права). Раздел 3. Сбор и доступность информации: «Открытое здравоохранение» Для качественного принятия решений необходимо осуществлять однократные и последующие мониторинги ситуации в сфере здоровья населения и его охраны, создать федеральную службу или центр такого мониторинга; создать систему доступа граждан к информации о качестве медицинских услуг и качестве работы медицинских организаций и врачей (регистрам, рейтингам, индикаторам, системам сертификации, лицензирования и аттестации) с целью обеспечения выбора пациентом тех или иных врачей и организаций; ввести практику подписи пациента в формах медицинской отчетности (историях болезни, медицинских картах и т. п.) наряду с подписью врача. Раздел 4. Защита прав инвалидов и уязвимых групп. Основные принципы: «либерализация и объективирование критериев инвалидности», «безбарьерность медицинской помощи для всех» Для защиты прав инвалидов и уязвимых групп необходимо: • создать объективные критерии (позволяющие перепроверять соответствие им) установления группы инвалидности; отменить установление инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности; • дать право инвалидам введения в состав МСЭК сторонних специалистов с занесением в протокол их мнений; обязать МСЭК давать оценку документам сторонних ЛПУ и специалистов, способных повлиять на решение об инвалидности; пересмотреть периодичность переосвидетельствований для инвалидов, имеющих необратимые изменения; • развивать социальные службы помощи инвалидам и иным уязвимым группам расширением государственных и муниципальных программ, а также посредством привлечения волонтеров, неправительственных и религиозных организаций, разрабатывать и принимать иные эффективные меры по совершенствованию социальной помощи и помощи по уходу за тяжелобольными на дому; • разработать систему мер, направленных на сокращение времени ожидания получения специализированной помощи тяжелобольными людьми и на справедливость получения доступа к специализированной помощи; • пересмотреть периодичность выписки рецептов в отношении лиц, нуждающихся в этом пожизненно или продолжительное время; • отменить монетизацию льгот в части ДЛО (запретить выход из программы ДЛО), что обеспечит жизнеспособность указанной программы и доступ гражданам к необходимым лекарствам на амбулаторном этапе; разработать и принять закон о гарантиях предоставления гражданам пожизненного дорогостоящего лекарственного обеспечения; • отменить зависимость оказания медицинской помощи от наличия регистрации гражданина по месту жительства и наличия у него полиса ОМС; • устранить максимальное количество барьеров к реализации гражданами прав на охрану здоровья. Раздел 5. Общественное здоровье Для создания в обществе образа здорового образа жизни необходимо: • просвещение населения в сфере эпидемиологии; • штрафы за появление в общественных местах граждан с явными признаками инфекционных заболеваний; • штрафы работодателя за допуск к рабочему месту работника с соответствующим заболеванием; • создание медицинской милиции; • реализация положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табакокурением в полном объеме; совершенствование законодательства (об ограничении курения, налогообложении, лицензировании производства и продажи, рекламе табачных изделий), проведение целевых антитабачных программ; • развитие и реализация антиалкогольного законодательства, типичного для наиболее развитых северных стран; • развитие и совершенствование законодательства (об ограничении потребления алкоголя, налогообложении, лицензировании производства и продажи, рекламе алкогольной продукции), проведение целевых программ; • усиление ответственности государства за способствование развитию табачной и алкогольной промышленности. Раздел 6. Отдельные проблемы 6.1. Детские лекарства. Необходима система мер, направленная на стимулирование фармпроизводителей и пациентов к созданию лекарственных средств для детей и проведению клинических исследований в этой группе. 6.2. В области трансплантологии необходимо введение презумпции испрошенного согласия взамен существующей презумпции согласия; нужна систематическая пропаганда донорства, создание банка данных доноров; введение «согласия» в водительских правах и в иных документах (страховых полисах и т. п.). 6.3. Запрет на позиционирование БАДов в качестве лекарственных средств, применение жестких мер контроля и санкций за подобные нарушения. 6.4. Создание государственной программы «Рак излечим» с полноценным скринингом и лечением. 6.5. Основанная на принципах медицины доказательств оценка необходимости и адекватности тех или иных видов вакцинации и прививок. Включение в календарь тех из них, которые имеют доказанную профилактическую ценность. 6.6. Научная оценка вероятности возникновения эпидемий и пандемий, включая вирус птичьего гриппа. При наличии высокой вероятности – принятие мер на уровне государственной безопасности, включая формирование стратегического запаса необходимых препаратов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|