|
||||
|
Глава 3. Садхана (практика Тантра-йоги) Термин «садхана» означает эффективное средство достижения. Это обычно религиозные или духовные дисциплины, такие как пуджа, йога, медитация, джапа, пост и аскетизм. В результате правильно практикуемой садханы укрепляется сила воли, вера в Бога, уверенность в себе, доверие к богам и гуру. Садхана обуздывает и преображает инстинктивно-интеллектуальную природу, делая возможным постепенное духовное раскрытие, реализацию сверхсознательного и врожденных способностей души.
Тантрическая практика очень сложна и многогранна, она включает в себя работу как на физическом, так и на «тонком» энергетическом уровнях. Причем различные школы и направления отличаются друг от друга как в ритуальных аспектах, так и чисто в философских воззрениях. Нам бы хотелось показать и дать практические рекомендации из того запаса знаний последователей Шивы, традиции и Садхана которых направлены на совершенствование человека как личности и как единства противоположностей, а именно мужчины и женщины. Поэтому и саму Садхану нам необходимо представлять как индивидуальную практику Садхака (последователя), свивающего микро– и макрокосмы в единую нить реальности. Для этого каждому, идущему по стезе Тантры, надо соблюдать триединство базиса, метода и внутренней реализации. Базисом тантрической практики являются такие принципы Хатха-йоги, как Яма и Нияма. Следуя этим принципам, садхак пытается достичь умственного, физического и морального очищения через систему ограничений и поведения, состоящую из 10 ступеней. Она предлагает воздержание от причинения вреда и насилия по отношению к другим в мыслях, речах или поступках (ахимса), правдивость в помыслах и делах (сатья), отказ от присвоения того, что принадлежит другому (астея), воздержание, сохранение половой энергии (брахмачарья), подавление алчности, направленной на получение удовольствия (апариграха), чистоту – умственную, жизненную и физическую (сауча), удовлетворенность (сантош), аскетизм, управление силами организма для достижения цели (тапас), изучение подлинных (священных) текстов (шрадьяя), преклонение перед божественным (исрара пранидхана). Можно привести еще десять дополнительных правил: терпеливость (кшама), стойкость духа (дхрити), милосердие (дайя), умеренность в еде (митра), щедрость (дана), хорошее окружение (сатсанга), современность (лайя), трезвость ума (мати), повторение святого имени (джапа), следование обету (врата). Эти запреты и наставления, переплетаясь и взаимодействуя между собой, относятся к области моральной подготовки и составляют первые две ветви (анги) Хатха-йоги. Выполнение асан (упражнений) Хатха-йоги также включается в этот базис, так как учит здоровому и правильному образу жизни. Хорошо функционирующее тело является лабораторией для Садханы, храмом, в котором человек может зажечь огонь веры в свои безграничные возможности, превосходящий святостью все церкви мира.
Хочешь быть счастливым – будь им. Козьма Прутков Бхат асана. Асаны, используемые в Тантре, могут быть четырех типов: 1. Обычные асаны Хатха-йоги, но с определенной детализацией и последовательностью, как-то: – медитативные асаны, связанные с выработкой измененного состояния сознания (ИСС) (с использованием психотропных либо подобных средств), или только чисто медитационных состояний сознания (МСС); – асаны, связанные с входом в конкретный образ МСС. 2. Различные динамические упражнения йоги или танцы Шивы. 3. Асаны, использующие посторонние предметы для преодоления страха, гнева или других негативных состояний и для достижения более полной концентрации внимания. В книге мы не делаем акцента на их выполнение, но можем упомянуть некоторые из них, такие как Сабасана – сидение на трупе, Читасана – сидение на погребальном пепле, Мундасана – сидение на животных останках. 4. Сексуальные асаны, используемые парой или группой последователей для достижения особых экстатических состояний и распределения энергии между телами партнеров.
Приступая к изучению асан или определенных поз, необходимо уяснить, что выполнение их имеет смысл только вкупе со всеми практическими требованиями йоги, с которыми они связаны как физически, так и духовно. Бездумный подход к этому крайне серьезному делу может превратить выполнение асан в серию физических трюков, что непременно пагубно скажется на общем восприятии начинающим системы Тантры, а ее кажущаяся трудность отобьет желание заниматься еще до того, как человек осознает, на что он способен, и, самое главное, что способны асаны дать ему. Шива Лингодхава. Танджор. X в. Сабасана – сидение на трупе. Каждый занимающийся должен понять не только значение и важность практики асан, но со временем, чутко прислушиваясь к собственному организму, определить, какие из них более подходят ему для включения в свою повседневную жизнь, а какие необходимо оставить или выполнять иногда по настроению. Бог Шива первоначально показал 8.400.000 поз и упражнений для поддержания здоровья и достижения успехов в саморегуляции. Патанджали, систематизировавший йогу, уменьшил это количество до 84 основных асан, которыми в основном до сих пор и пользуются йоги. Но это количество, конечно же, только для тех, кто посвятил всю свою жизнь йоге. На наш взгляд, асаны, предложенные в книге, доступны среднему европейцу, но при этом необходимо учитывать, что для достижения совершенства в каждой из них необходимо проявить терпение и упорство.
Следующей составной частью базиса является Пранаяма. Она подразумевает овладение дыханием. Тело, ум и жизненная сила тесно связаны, управление дыханием помогает контролировать состояние тела и сознания. Размеренное, глубокое дыхание – необходимое условие всех упражнений. Гораздо большее внимание йога уделяет дыханию, чем все основные виды западных школ физической культуры. Йоги считают, что Пранаяма преследует чисто физиологические цели, то есть успокаивает нервную систему, снимает напряжение и способствует концентрации. При достаточно долгих занятиях дыхательными упражнениями вырабатывается способность отрешаться от внешних предметов и обращать взгляд в себя. Пранаяма – одна из наиболее важных дисциплин во всех системах и школах йоги. По Пранаяме написано огромное количество как древних, так и современных исследований и трактатов. Опыт одной из самых древнейших наук о дыхании («прана» на санскрите – дыхание, «йама» – его остановка) используется в Тантре с конкретной целью распределения энергии, уравновешивания положительного и отрицательного начал в человеке. Дыхание – это энергия, здоровье, жизненная сила. Йоги считают, что прана – это не только дыхание человека, прана – не только воздух, прана нечто большее, дыхание космоса, некая космическая энергия, пронизывающая все и вся. Прана – жизненный воздух, от «пран» – «дышать». Это жизненная энергия или принцип жизни. Прана в человеческом теле движется в пранайяма-коше как пять первичных жизненных токов, известных как вайю, «жизненные воздухи или ветры». Это прана (выходящее дыхание), апана (входящее дыхание), вьяна (удерживаемое дыхание), удана (восходящее дыхание) и самана (уравновешивающее дыхание). Каждое из них управляет критическими функциями тела, и все телесные энергии являются их модификациями. Рисунок йога, демонстрирующего практику пранаямы. Раджастан. VIII в. Йоги считают, что прана циркулирует в организме по специальным каналам нади, которые контролируются семью чакрами. На уровне представления современной медицины эти каналы можно отождествить с нервной и кровеносной системами, а чакры с анатомическими сплетениями, хотя, в известном смысле, это сравнение будет довольно-таки натянутым, так как восточные и западные представления о работе человеческого организма бывают порой диаметрально противоположными.
Имеется 10 основных каналов нади, часто их приравнивают к меридианам акупунктуры, из которых три считаются самыми важными. Сушумна, расположенная вдоль спинного хребта, Ида и Пингала, расположенные по бокам от позвоночника. При тренировке пранаямы йоги уделяют особое внимание очищению этих каналов, так как у большинства людей они находятся в засоренном состоянии, что затрудняет нормальную циркуляцию праны. Теперь вернемся к чакрам. Чакры используются для накопления праны, что позволяет осуществлять практическое лечение собственных недугов и вызывает определенные изменения в эмоциональной сфере человека. Когда дыхание спокойно, спокойно и сознание. Хатха-йога прадипика. В древней тантрической традиции существует четыре основных чакры (семь – в традиции Хатха-йоги), которые распределяются следующим образом. 1. Голова: Сахасрара – Падма-Чакра, 32 лепестка (нади), повернутые вниз. Цвет белый, элемент – космос (эфир), Мантра – ХАМ. 2. Горло: Вишудха-Чакра, 16 лепестков (нади), повернутых вверх. Цвет красный, элемент – воздух, Мантра – ОМ. 3. Сердце: Анахата-Чакра, 8 лепестков (нади), повернутых вверх. Цвет черный, элемент – земля (в некоторых направлениях – вода), Мантра – ХУМ. 4. Пупок: Манипура-Чакра, 64 лепестка (нади), повернутых вверх.. Цвет желтый, элемент – Огонь, Мантра – АХ. Эти четыре чакры составляют «круг активации», где главной считается Манипура-Чакра, которая трансформирует потоки энергии и способствует пробуждению Кундалини-Шакти (космической энергии) «огненного змея», восхождение и слияние которого с космическим сознанием (Шива) в Сахасрара-Чакре ведет к Нирване, активизирует Сиддхи (мистические силы) и вызывает физические изменения в организме. Вся жизненная энергия делится на два основных энергетических течения: восходящий поток (Прана), и нисходящий (Апана). Прана циркулирует в области сердца, Апана – живота, но есть еще три потока в области почек, гортани и вокруг всего тела. Все пять течений представлены: – праной – восходящее, сердце, планета Меркурий, элемент земля, цвет изумрудно-голубой; – апаной – нисходящее, живот вплоть до ануса, планета Венера, элемент вода, цвет оранжево-красный; – саманой – почки, планета Марс (иногда Солнце), элемент огонь, цвет огненно-красный; – уданой – гортань, планета Сатурн, элемент воздух, цвет красно-фиолетовый; – вьяной – вокруг тела, планета Юпитер, элемент эфир, цвет светло-голубой. Диаграмма энергетических каналов и чакр. Кангра. VIII в. Тантра считает, что восходящие и нисходящие энергетические потоки должны сознательно контролироваться с помощью концентрации и визуализации. Последователи Тантры ведут счет жизни не по годам, а по количеству дыханий. Они считают, что дыхание – это мост между телом и душой. Убери мост, и разрушится связь. При этом необходимо помнить, что один конец моста опирается на сознание, другой – на плоть, поэтому при дыхании сознание концентрируется как на покое тела, так и на активности ума. Если вы находитесь в возбужденном состоянии, вызванном раздражением, злостью или ненавистью, то и ваше дыхание будет поверхностным и нерегулярным, и, наоборот, умение владеть механизмом дыхания позволяет обуздывать негативные эмоции.
Последней частью базиса является инициация (посвящение). Практика инициации особенно важна в Тантре, так как подразумевает наличие как Садхака, так и Учителя (гуру). Только истинный учитель может взять на себя кармическую ответственность за продвижение ученика по пути Тантры и вручить ему индивидуальную Мантру, открывающую подобно ключу дверь в сверхсознание и способную разбудить «спящего зверя» подсознания, восстанавливая тем самым потерянные связи земного и космического начал. Гуру может ввести неофита во внутренний «мистический круг» (чакры, мандалы) на более продвинутом уровне ритуалов йоги и Анутара-йоги. Инициация ставит ученика в один непрерывный ряд последователей, трезво оценивающим прошлые «заслуги» ее приверженцев и берущим ответственность за ее будущее продвижение. Инициация. Современный Непал.
Использование перечисленных частей базиса требует определенной методики, ведущей к конечной цели Самадхи через проявление таких второстепенных качеств как Сиддхи. Для этого Садхана использует следующие методы. 1. Пратьяхара. Отключение чувств от объектов внешнего мира. Это достигается путем развития привычки простого наблюдения сенсорных перцепций, не давая им стимулировать ум к мыслительным цепям реакций на них. Садхак становится как бы сторонним наблюдателем своего собственного потока сознания, подготавливая себя к новым состояниям сознания. 2. Мантраяна. Повтор (джапа) конкретной мантры, способной активизировать чакры через концентрацию мысли на пробуждении Кундалини-Шакти. Использование джапа связано с пранаямой и должно выполняться с особой осторожностью. 3. Янтра. Графические структуроформы, являющиеся как бы отражением внутренней энергии мантры. Как музыкальная нота или тон имеют свою структуру, так и каждая мантра (как проявление скрытого, проявляющегося или мощного звука) имеет собственную форму. При выполнении асаны наше тело становится личной янтрой, а дыхание соответственной мантрой. Процесс рисования янтры сходен с работой врача, так как служит высвобождению внутренней резервной энергии и лечит многие недуги. 4. Мандала. Мистические круги инициации. Особенно закодированные реальности, несущие в себе всю сущность Садханы. Способны защитить садхака от внешних негативных влияний. При неправильном использовании могут причинить непоправимый вред. Мандала. Непал. VII в. 5. Мудры. Ритуальные жесты или «печати йоги», включающие как работу пальцев и ладоней занимающегося, так и парную практику, стимулирующую концентрацию внимания и определенную энергонаправленность Садханы. Мудры и асаны взаимозависимы, это энергетический язык между микрокосмом садхака и макрокосмом Абсолюта. 6. Дхиана (медитация). Тантра учит, что через медитацию человек познает себя в правильной и полной мере как нечто целостное, отделенное от проявлений окружающей жизни, но не в высокомерии и индивидуализме западного понятия, ведущего порой к эгоцентризму и замкнутости в себе, а в чистом, беспристрастном качестве, делающем его действительно личностью, сознательно невосприимчивой к внешним влияниям. Медитация ведет к умению контролировать мысли и эмоции, к обретению спокойствия и сдержанности нервных побуждений и, в буквальном смысле, к выявлению того, что определяет лучшие качества человеческой натуры. Сосредоточенность разума – основа йоги, и, хотя это может показаться абсурдом, одновременно очень проста и невероятно трудна. И как раз мантры и янтры оказывают в этом неоценимую роль. Тантрическая дхиана подразумевает визуализацию Божества (Шивы, Шакти) как себя самого, как проявление божественного в себе и в другом, если подразумевается сексуальная близость. 7. Сандхья. Медитация на тонком теле (нади и чакры), на возможности пробуждения Кундалини. Сознательное пробуждение Кундалини и контроль над ее силой укрепляет разум, способствует управлению сексуальным энергетическим уровнем и равновесием физического тела. Пробуждение Кундалини может показаться демонически жутким, но при правильной психологической установке негативное проявление энергии легко сменить на положительное. Визуализация, медитация на собственной энергетике помогают нейтрализовать эти отрицательные проявления Змеиной Силы. 8. Тарпана. Внутренний алхимический процесс высвобождения и использования основных первоэлементов: эфир (акаша), воздух (ваю), огонь (теджас), вода (тоя), земля (притхиви), а также формы (рупа) запаха (гандха), звука (сабдха), вкуса (раса) и осязания (спарса). Эти первичные автономные сущности являются основой бытия и независимы от иллюзорного проявления жизни Майя. Тарпана символически играет важную роль в практике Садханы. 9. Ньяса. Идентификация «тонкого» и физического тел через использование биджа-мантр в отношении определенных частей тела, чакр, нади, активизированного прикосновения, поцелуями, сексуальной техникой партнеров Садханы. 10. Шудхи. Ингредиенты Садханы Пять «М» (панчамарака) или пять сущностей, на санскрите начинающихся с буквы «М»: хлебные зерна (мудра), рыба (матсья), вино (мадиа), мясо (мамса) и сексуальный союз (майтхуна). Хлебные зерна, рыба и мясо означают растительный, водный и животный мир, вино и сексуальный союз соответствуют чувствам, чем объединяют всю Вселенную и ведут к мистическому освобождению. Этим пяти ингредиентам соответствуют пять первоэлементов, в тантрическом буддизме 5 Дхьяни-Будд (Вайрочана, Амогхасидхи, Амитаба, Акшобхья, Ратнасамбхава), 5 Биджа-Мантр (Ом, Ах, Хрих, Хум, Трам), 5 цветов (голубой, зеленый, красный, белый, желтый). Панчамарака. Итак, исходя из вышесказанного, можно заметить, что Садхана – это ритуальный процесс пробуждения от закрепощенности жизнью: ее клише, идеями, традициями и прочим, того что Тантра называет Майя (иллюзия), видением жизни не такой, какой она является в действительности, а ее дубликат, сотканный посторонними руками влияния семьи, школы, социума, религии, различных доктрин и т.п. Используя основные сущности (Таттвы) бытия, Тантрик осваивает Самадхи, целью которого является разрушение и остановка континуума мысли путем фиксации ума на чем-то одном. В самадхи ум не только направлен к объекту, но и проникает в него, поглощается им и становится единым с ним. Составляемые потоки мысли удерживаются от рассеивания, будучи твердо фиксированными в одной точке. Увеличение энергетического потенциала посредством йоги. Фотометод Кирлиана. Слово «самадхи» означает «пребывание внутри своего «Я», созерцание, союз, целостность, завершение. Самадхи – это состояние истинной йоги, в котором медитирующий и объект медитации суть одно. Есть два уровня самадхи. Первый – савикальпа-самадхи (самадхи с формой или семенем), отождествление или единство с сущностью объекта. Его высшая форма – реализация первоосновы чистого сознания, сатчитананды. Второй уровень называется нирвикальпа-самадхи (самадхи без формы или семени), отождествление с «Я», в котором трансцендируются все состояния сознания и переживается Абсолютная Реальность вне времени, Парашива. Последствием этого является полная трансформация сознания. В классической йоге нирвикальпа-самадхи известно как асампраджнята-самадхи – самадхи без мышления и познания (праджни). Савикальпа-самадхи, соответственно, называется сампраджнята-самадхи или самадхи с сознанием. Медитация как средство единения.
Неправильное восприятие действительности делит людей согласно их темпераменту на четыре главных типа: – расположенные к ненависти; – полные вожделения, возбудимые или обманутые; – склонные к вере; – смышленые. Эта типология параллельна современной психоаналитической схеме типов характера, базирующихся на различных стилях познания Шапиро: – «параноик» – видит других как отдельных и подозрительных; – «истерик» – судит и действует по нервному импульсу; – «маниакально-депрессивный» – ищет других для руководства; – «психопат» – воспринимает точно, но реальность структурирует, как ему хочется. К какому типу вы себя относите? Тантра делает особый акцент на выбор учителя, способного освободить сознание ученика от оков Майи. Садхак должен искать наставника в соответствии со своими достижениями в медитации. Чем более высоко развит ученик, тем лучше его учитель. Но вся ответственность за возможный ментальный прогресс или деградацию полностью лежат на плечах ученика, так как учитель может только показать путь, идти же придется самому ученику. Идя по пути Тантры, ученик способен познать особое состояние Нирваны. И здесь нам хотелось бы полностью привести отрывок из книги Даниеля Големана: «Переживание Нирваны является познавательным потоком с глубочайшим психологическим последствием. Его природа из области, лежащей за пределами общепринятой реальности (феноменальной), которой рожден наш язык, и, таким образом, Нирвана – обусловленное состояние – описывается только в терминах того, чем оно является. Это – «Перерожденное, Несотворенное, Не имеющее начала, Не имеющее формы». Само слово составлено из отрицающей приставки НИР и корня ВАНА – сжигать, метафорического выражения для исключения всех форм становления, желания, привязанности эго. Из этого изменения в сознании следует решающее изменение в поведении. С реализацией Нирваны аспекты его или номинальное сознание оставляются, чтобы никогда не возникнуть вновь. Путь «инсайта» в этом пункте значительно отличается от пути Самадхи: Нирвана не разрушает «загрязняющие» аспекты эго – ненависть, жадность, заблуждение и тому подобное, в то время как Самадхи подавляет их. Личности, входившие в состояние Нирваны, различаются в соответствии с уровнем их продвинутости. Количество вхождений в Нирвану определяет степень их мастерства, то есть способность достигать нирвану где бы то ни было, когда бы то ни было, так скоро и на такой промежуток времени, на какой он хочет». Нирвана в действии.
Тантра учит, что человек является жителем космоса, и это космическое начало должно постоянно проявляться в течении всей его жизни. И хотя достижение Самадхи и, как высшей реализации, Нирваны, является целью Садханы, но наличие Сидхи (оккультных возможностей) у настоящего Бодхисаттвы (предельное проявление космического начала в человеке в тибетском Тантризме) является поистине неотъемлемой частью. Согласно древним традициям Йоги эти Сидхи имеют пять причин. 1. Джанмайя-Сидхи – приходят с рождением как проработанная карма прошлых жизней. Астрологические факторы очень влияют на их проявление. 2. Мантрайя-Сидхи – возникают при правильном использовании асан, мудр Хатха-йоги в единстве с произнесением мантр, визуализацией янтр и концентрации внимания и энергии при выполнении различных пранаям. 3. Тапайя-Сидхи – высшие ступени Пратьяхары, аскеза и уничтожение грани между субъектом и объектом, между внутренним и внешним миром, могут вызывать необыкновенные способности человека. Культ Шивы, Нага, Агхори, Капалики черпают свои возможности из подобной практики. 4. Аусадхийя-Сидхи – проявляются при использовании определенных эликсиров, настоев из трав, наркотических и других компонентов. Аюрведа, Кальпа, Раса, Унани и другие школы используют традиции Тантры для приготовления многих лекарств. Металлы, драгоценные камни, травы, яды, так же как и комплексные органические продукты, могут быть соединены в нетоксичные препараты, способствующие генерации и проявлению этих сил. Забытый в настоящее время легендарный напиток Сома, дающий бессмертие, относился к таким эликсирам. Сидхи-йог. 5. Самадхийя-Сидхи – возникающие при длительном удерживании состояния Самадхи или Нирваны. Длительная медитация или «жизнь» в Самадхи проявляет эти Сидхи. Астрономические и астрологические влияния, особенно фазы Луны, имеют сильный эффект на тонкое тело, которое в свою очередь определяет физическое. Поэтому Садханы, делающие акцент на проявление Сидхи, предписывают конкретное время дня и месяца для их практики. Традиция Тантры утверждает, что проявление Сидхи может вызывать: – Аниман – способность уменьшать материю до изначальных форм; – Махиман – способность расширять материю до максимума; – Лахиман – способность к левитации; – Кариман – способность к утяжелению тела; – Прапти – знание прошлого и будущего; – Ишиттва – божественные возможности.
Инициация огнем. Автор демонстрирует хождение по углям. Кроме этого существуют Сидхи коммуникации с животными, лечение различных болезней без применения лекарств и постороннего вмешательства, телепатия, знание прошлых перерождений, знание других цивилизаций, трансцендентальность мысли и сознания. Тантра учит, что человек является высшим проявлением Абсолюта, так как соединяет в себе животное (способное к естественному образу жизни), земное и божественное (способное к неограниченным знаниям), космическое начало. Животные и боги обделены природой в своей одноплановости, и только человек путем Садханы может стать действительно космической гармоничной личностью. Медитирующий йог, XIII в. Мадха Прана.
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|