• 1. Врикшасана (поза «дерева»)
  • 2. Шалабхасана (поза «саранчи»)
  • 3. Матсьясана (поза «рыбы»)
  • 4. Курмасана (поза «черепахи»)
  • 5. Бхуджангасана (поза «кобры»)
  • 6. Гарудасана (поза «орла»)
  • 7. Симхасана (поза «льва»)
  • 8. Брахмачарьясана (поза «отшельника»)
  • Глава 13.

    «Звериные формы»

    Сейчас мы переходим к описанию «звериных форм», но это название чисто условное и более уместное для китайских стилей ушу. Но мы рискуем применить этот термин к нижеследующим асанам, так как в индийской традиции нет их четкого определения. Они включают в себя асаны с названием растений, рыб, птиц, насекомых, различных животных и даже человека. Они воссоздают всю эволюционную лестницу происхождения жизни на земле и дают садхаку возможность побывать в обличии каждого из них. Медитируя на образе любого живого существа, человек восстанавливает неразрывную связь всего земного и даже космического. Он стирает дистанцию между субъектом и объектом, он восстанавливает утраченную связь между логикой сознания человека и интуитивного сознания всего остального живого мира. Медитируя на образе любого живого существа из предложенных далее асан, садхак должен попытаться полностью перевоплотиться. Так, если он медитирует на образе черепахи, он должен понять, что положение, которое он принимает в асане, символизирует форму и образ жизни именно черепахи. Лучше Г.Хоуна («Черепаха и скрипка») мало кто описывал образ черепахи, поэтому мы полностью приводим его размышления на эту тему.

    Мгновенье, превращенное в Вечность, —

    Вот то, что тебе дарует Абсолют,

    Когда ты духом с ним

    соединился.

    (В.Сидоров)

    «Черепаха живет долгие годы, обладает твердым панцирем, внутри которого спрятано и защищено мягкое тело, и впадает в спячку на долгие периоды времени. Она символизирует черепаший долгий процесс времени, под которым скрыт неуничтожимый вечный дух. Твердый панцирь ее символизирует также физическое тело человека – сосуд его духа. Ее долгие спячки соответствуют периодам бездействия межу смертью человека и его новым рождением или Пралайей, приходящейся в индийской метафизике на промежутки между манифестациями в нашем мире Абсолюта. Китайцы видели в черепахе воплощение мудрости и использовали ее панцирь для предсказаний. Однако ее медлительность, инерция и спячка приводят нас к обманчивому мнению, что она не обладает никакой жизненной целью».

    Нам хотелось бы добавить, что символ жизни человека должен быть именно в жизни или, скажем так, в проживании каждого мгновения с полной отдачей, как это делают звери и прочие обитатели планеты. И как это делает черепаха, то есть если она ест, то она ест, если она спит, то спит, а не забивает себе при этом голову проблемами смысла жизни. И именно это состояние свободного незамутненного сознания как вожделенной цели многих духовных систем мы можем легко обрести, став на время деревом, рыбой, птицей, змеей или львом. Искусство перевоплощения должно быть свойственно не только актерам, но и всем людям, чтобы каждый из нас мог ощутить боль раненого зверя, агонию срубленного дерева, невосполнимую утрату прерванного полета птицы.

    Чтобы каждый из нас понимал, что он не просто частица жизни на земле, что он является этой жизнью, что причиняя боль другому, он причиняет ее себе. Вот почему принцип ненасилия является краеугольным камнем Тантры.

    1. Врикшасана (поза «дерева»)

    Вариант выполнения.


    Станьте прямо, ноги вместе. Согните одну ногу в колене, поднимите вверх к бедру подошвой наружу. Заведите левую руку за спину и обхватите большой палец левой согнутой ноги. Правую руку поднимите вверх, основание ладони на уровне затылка, пальцы смотрят вверх. Затем выполните асану на другую сторону. Врикшасана улучшает работу вестибулярного аппарата, способствует концентрации сознания.

    2. Шалабхасана (поза «саранчи»)

    Лягте лицом вниз, руки расположены вдоль туловища, ноги прижаты друг к другу, пятки вместе. Спокойно подышите, затем на вдохе начинайте подъем прямых ног. Ноги поднимайте до возможных пределов, и, задержав дыхание на вдохе, необходимо некоторое время (5-10 секунд) продержать их в поднятом состоянии. При этом не сгибайте их в коленях. Затем медленно опустите прямые ноги, выдыхая воздух. Отдохните в позе «крокодила» или Шавасане. Восстановите дыхание и пульс.

    Со временем наращивайте высоту поднятия ног и продолжительность пребывания в асане.

    Шалабхасана – контракционная поза. При ее выполнении мобилизируется внутренняя энергия организма. Практика ее делает грудь широкой, эластичной и подвижной становится талия. Несомненна ее польза для развития плеч и живота. Она избавляет от запоров и стимулирует пищеварение.

    Асана сравнительно проста для выполнения, хотя требует известных физических усилий. Очень рекомендуется женщинам. Выполнение позы «саранчи» также делает мышечные волокна эластичными и сильными, не наращивая мышечной массы, как это происходит при механических упражнениях. Она как бы «прокачивает» их изнутри.

    3. Матсьясана (поза «рыбы»)

    Сядьте в позу «лотос», наклонитесь назад, помогая себе локтями и предплечьями удерживать равновесие до тех пор, пока голова удобно не разместится на коврике, а тело примет форму низкой арки. Если необходимо, сначала используйте подушечку для удобства, затем вытяните руки и ухватитесь за большие пальцы ног. Эта асана тонизирует каждую мышцу, в особенности области крестца. Сознание в то же время направьте к щитовидной железе. Это помогает преодолеть напряжение шеи. Давление, образуемое в таком положении, стимулирует ток крови к шее, очищая щитовидную железу, миндалины и аденоиды. Прекрасный способ предотвращения простуд и заболеваний верхних дыхательных путей, особенно носоглотки.

    4. Курмасана (поза «черепахи»)

    Сядьте на пол, ноги расставлены в сторону или согнуты в коленях. Затем, пропуская руки под коленями, поставьте их локтями на пол. Предплечья также лежат на полу, кисти рук расположены у тыльной стороны стоп. Медленно вдохните и начинайте, не торопясь, опускать голову и туловище между ног. При опускании производите медленный в ритме движения выдох, чтобы к моменту полной остановки движения завершился и процесс выдоха. Пробудьте в таком положении несколько секунд при задержанном на выдохе дыхании, затем медленно поднимайтесь и примите исходное положение. На подъеме делайте медленный вдох. Пребывание в этой асане необходимо довести до минуты, но соблюдая осторожность при добавлении времени.

    Эта асана способствует исчезновению болей в коленях, уменьшает чувствительность к холоду. Она даже может согреть в случае, если вы замерзли и у вас нет ничего, что помогло бы преодолеть чувство холода.

    Курмасана – очень важная и полезная асана в деле пробуждения Кундалини-Шакти, так как «огненный шар», находящийся в области пупка, активизируется именно в этой позе.

    Говорят, что йоги способны нагнетать такое большое тепло во время выполнения этой асаны, что потеют даже в холодную, зимнюю пору. Они считают, что этот эффект достигается именно за счет задержки дыхания на выдохе во время практики Курмасаны. Возможно, это и создает у них наименьшую чувствительность к холоду и оберегает от многих заболеваний, связанных именно с воздействием холода и сырости на организм.

    5. Бхуджангасана (поза «кобры»)

    Лягте на пол лицом вниз, касаясь лбом пола, руки лежат вдоль туловища ладонями вверх. Или же для облегченного выполнения руки согнуты таким образом, что локти смотрят вверх, а ладони находятся на земле немного ниже плеч, как бы упираясь в поверхность пола. Вытяните ноги, держа их строго прямо и плотно прижатыми друг к другу пятками вверх. Не сгибайте и не расслабляйте колен. Медленно начинайте поднимать голову, насколько это возможно, выставляя вперед подбородок. Затем поднимайте грудь и торс, прижимаясь руками к земле, но придавая спине при этом наиболее напряженное положение. Добейтесь напряжения всей спины вплоть до крестца. Тело остается на полу только от пупка до пальцев ног. Когда вы полностью поднялись, подобно кобре, готовящейся к атаке, задержитесь в этом положении некоторое время, сохраняя максимальное напряжение. Подъем туловища производится на вдохе, при максимуме напряжения делаем и задержку дыхания. Затем медленно, на выдохе, вернитесь в исходное положение. Расслабьтесь и отдохните.

    Тем, кто вначале пользуется руками для выполнения этой асаны, следует постепенно отказаться от их помощи, одновременно и увеличивая время выполнения этой асаны. Позу «кобры» следует выполнять один раз в день.

    Бхуджангасана делает позвоночник гибким и эластичным, в то же время действуя оживляюще на мышцы брюшного пресса. Почки, печень и поджелудочная железа стимулируются так, что повышается аппетит, и по всему телу распространяется чувство тепла. Эта асана чрезвычайно полезна тем, кто вынужден много находиться в сутулом положении: работникам сидячего труда, женщинам, перегруженным домашним трудом, а также тем, кто страдает от болей в спине.

    6. Гарудасана (поза «орла»)

    Встаньте прямо, согните ноги в коленях. Положите левую ногу на правую и обвейте ею правую ногу. Согните руки. Наложите одну руку на другую и сплетите их. Положение стоя. Теперь наложите правую ногу на левую. Перемените также положение рук. Повторите упражнение в новом положении. В заключение вернитесь в положение стоя. Укрепляет суставы, снимает судорги в икрах, улучшает кровообращение рук и ног.

    7. Симхасана (поза «льва»)

    Сядьте в Ваджрасану, положите ладони на колени широко расставив пальцы. Все мышцы тела напряжены как буд-то вы собираетесь прыгнуть. Широко раскройте рот. Высуньте язык, стараясь достать им до подбородка. Направьте взгляд на кончик носа или между бровями. Выполняется с продолжительным мощным выдохом и с полным напряжением всех мышц. Излечивает заболевание дыхательных путей, гортани, придает гибкость нижнему отделу позвоночника.

    8. Брахмачарьясана (поза «отшельника»)

    Сесть на пол, ноги развести в стороны, оставляя колени соединенными. Руки свободно расположить на коленях. Ягодицы при этом должны касаться земли. Расслабьтесь. Эта асана на релаксацию. Практика этой асаны стимулирует ток половых секреций в Вирьяваха-нади и редуцирует тепло Шивани-нади (символически подразумевается, что грубые формы половых побуждений заменяются очищенным комплексом эмоций секса). В результате прекращается ночная поллюция, и тем, кто ею обременен, следует практиковать асану за 5-10 минут до сна. она развивает мужественность и помогает улучшить способность к концентрации.

    Как показала практика, эта асана очень полезна, если выполнять ее перед отходом ко сну и после еды. Хотя, как отмечалось раньше, в общем запрещается заниматься асанами после приема пищи, Брахмачарьясану можно, абсолютно не опасаясь, практиковать даже после очень плотного возлияния.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх