|
||||
|
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ А Абстракция – отвлечение в процессе познания и вычленения отдельных свойств из целого от несуществующих сторон рассматриваемого явления с целью сосредоточиться на основных, существенных его чертах; отвлеченное понятие или теоретическое обобщение, создаваемое в результате абстрагирования (создание абстракций). Автономный – самодостаточный, независимый, самоуправляемый. Авторитет – общепризнанное влияние какого-либо лица, организации в силу определенных качеств, заслуг, проявление престижа человека. Агнозия – нарушения различных видов восприятия, возникающие при поражении вторичных зон коры головного мозга. Адаптация – постоянный процесс активного приспособления живого организма к окружающей (в том числе к социальной) среде. Акселерация – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями. Активность – деятельное состояние живых существ, являющееся важнейшим условием их существования. Актуализация – перевод знаний, навыков, чувств из скрытого, латентного состояния в явное, действующее. Алгоритм – точное общепонятное предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач некоторого определенного вида. Альтруизм – поведение человека, направленное на бескорыстное служение людям, готовность пожертвовать своими интересами в пользу интересов других. Амбивалентность – одновременное проявление противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Аморальное действие – действие, противоречащее принципам и нормам морали. Аморфный – бесформенный, расплывчатый. Анализатор – нервный центр, производящий прием, анализ и синтез раздражений, сенсорной информации, обеспечивающий образование ощущений и восприятий. Антиципация – способность к предвосхищению, представлению возможного развития событий, явлений, результатов действий. Апатия – психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеванием и проявляющееся потерей интереса и безразличием к окружающему, отсутствием побуждения к деятельности. Апробация – испытание с целью подтверждения того или иного предположения. Асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. Астения – состояние психической слабости, проявляющееся в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, неустойчивости настроения. Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Аттракция – привлекательность, возникающая при восприятии человека человеком. Аутогенная тренировка – тренировка, в результате которой при самовнушении человек приучается управлять (в известной мере) своими психическими и физиологическими явлениями, состоянием; приемы погружения в релаксацию, в которой проходит научение приемам управления собой и своим телом. Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного характера с утратой волевого контроля. Аффект неадекватности – острое отрицательное защитное эмоциональное состояние, возникающее в связи со стремлением сохранить завышенную самооценку при неуспехе. Аффиляция – потребность в общении, в принятии человека другими людьми. Б Бессознательное – неосознаваемое. Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды (стимулов). В Валидность психологического метода – степень соответствия между параметрами метода и оцениваемой деятельностью или функцией. Вера – специфическое отношение к действительности или к объектам, когда их достоверность принимается без теоретических или практических доказательств. Вербальный – словесный. Взаимодействие – процесс совместного выполнения некоторого действия, порождающий их взаимную обусловленность и связь, влияние субъектов этого процесса друг на друга. Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, имеющем для индивида определенную значимость. Внутренний конфликт – тяжелое переживание психического состояния, вызванного противоречивостью и борьбой потребностей и мотивов. Внушение – форма общения, при которой суггеренд (тот, кому внушают) пассивно и непроизвольно усваивает высказанное суггестором (тот, кто внушает) и выполняет без борьбы мотивов его задания. Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Выборка – группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для эксперимента или исследования. Г Генезис – возникновение, становление, происхождение и последующее развитие того или иного явления, процесса. Глобальный – всеобщий, всеохватывающий. Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды человека. Готовность – активно действующее состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Д Деградация личности – утрата личностью присущих ей ранее психических свойств, обеднение ее способностей, ослабление субординации внешними условиями низших уровней функциональной структуры личности. Дедукция – вид умозаключения от общих суждений к частным. Действие – элемент деятельности, цель которого не разлагается на более простые. Депрессия – подавленное психическое состояние, душевное угнетение, при котором все окружающее представляется в мрачном виде, общая пассивность поведения. Детерминизм – причинная обусловленность психических явлений. Дефиниция – определение понятия. Деятельность – форма активности человека, вызванная и обусловленная тем или иным мотивом, или совокупностью мотивов, направленных на удовлетворение потребностей. Дидактика – отдел педагогики, в котором излагаются общие методы и законы обучения. Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия людей. Доминирующий – преобладающий, побеждающий. Е Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включенный незаметно для исследуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность. Ж Желание – особая форма активности человека, стремящегося удовлетворить осознанную им потребность; отличается от влечения, которое также направлено на удовлетворение потребности, но не осознается. З Зависть – чувство страдания от мысли, что у другого человека есть то желанное, чего у себя нет, и вызванная этим ненависть к нему. Задатки – врожденное, обусловленное генным фондом и дородными условиями потенциальные возможности развития большинства анатомических, ряда физиологических и некоторых психических свойств индивида; выступают в качестве предпосылок развития индивидуальных особенностей человека. Задача – цель, поставленная в конкретных условиях, требующая решения. Здравый смысл – совокупность общепринятых, стихийно складывающихся под воздействием повседневного опыта взглядов людей на окружающую действительность и самих себя, которые являются основанием для их практической деятельности. И Идеал – образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности. Идентификация – отождествление. Иерархия – «служебная лестница», система элементов, находящихся в последовательном подчинении. Импульсные действия – непроизвольные, возникающие под воздействием ситуации и недостаточно контролируемые сознанием. Индивид – любой конкретный человек как представитель биологического вида, безотносительно к его личным качествам и общественному положению. Человек рождается конкретным индивидом, но став личностью, не перестает быть одновременно индивидом. Индивидуальное значение – интериоризированные эталоны, обусловливающие познавательные процессы и акты социального поведения. Индивидуальность – категория, подчеркивающая уникальность и самостоятельность каждой единичной психики (личности, индивида, субъекта). Совокупность психических особенностей человека, которая, будучи взята как целостность, опосредует его своеобразие и отличает от других. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности. Инстинкт – форма генетически обусловленного поведения или реагирования. Интегральный – целый, единый, неразрывно связанный. Интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида, в более узком смысле означает способ мышления. Интеллектуальные тесты – подборка, батарея, блок психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека. Интервью – разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента). Интерес – является формой проявления психологической потребности, обеспечивающей направленность личности на удовлетворение основных желанных потребностей. Интроверсия – направленность на себя, на свой внутренний мир. Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, совокупность операций по истолкованию, разъяснение смысла полученных результатов, объяснение причин и условий, их породивших. Интуиция – способность к свернутым, логически не проработанным решениям, к верной ориентации в сложных ситуациях. Результат предшествующего опыта. Информация – сведения о чем-либо. К Категориальный аппарат психологии – система понятий, отражающих предмет психологической науки, ее знания о психике. Когнитивный – относящийся к сознанию только на основе мышления. Когнитивный диссонанс – субъективно переживаемый дискомфорт, от которого стремятся избавиться. Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность и склонность к коммуникации. Коммуникация – связь, общение. Компенсация – возмещение, уравновешивание деятельности плохо развитых или нарушенных психических функций путем использования высокоразвитых или сохраненных функций. Комфорт – совокупность удобств. Комфортность – сознательное приспособленчество, внешнее согласие индивида с группой, подчинение ее влияниям при внутреннем осознании разногласий. Конфликт – трудно разрешимое внешнее или внутреннее противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конформность – податливость реальному или воображаемому давлению группы, внушаемость, зависимость от мнения окружающих (большинства). Коррекция – изменение недостатков психического или физического развития, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления. Корреляция – соотношение, соответствие, взаимосвязь. Креативность – способность к творчеству. Л Лидер – вожак, фактически ведущий за собой группу. Лидерство – результат действия объективных факторов (цели и задачи группы в конкретных ситуациях), субъективных факторов (интересы, потребности, индивидуальные особенности личности), а также действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий. Личность – феномен общественного развития, конкретно живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Любознательность – свойство личности как потребность в познании. Любопытство – нецеленаправленная любознательность. М Манипуляция – система действий с реальными или идеальными объектами. Метод – путь исследования, познания, а также способ получения данных в процессе исследования. Методика – определенная последовательность действий в процессе познания. В основе методики может лежать совокупность используемых в определенной последовательности методов. Методология – наука о методах, принципах познания, а также способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике. Модель – реальный или воображаемый объект, в каком-то смысле подобный другому объекту (прототипу), который может замещать прототип в определенных случаях и изучение которого может дать новую информацию о прототипе. Модели бывают материальные и идеальные (образные и иконические, знаково-символические и мыслительные – умственные представления). Мониторинг – система контроля, слежение за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы. Мотивация – совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих его направленность. Н Наблюдательность – способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали. Навык – автоматизированное действие, приобретенное в результате многократного повторения и совершаемое быстро и правильно без заметного участия сознания. Намерение – стойкая мысль о возможности или необходимости выполнять определенное действие или деятельность. При усилии воли становится стремлением. Направленность личности – система доминирующих у человека потребностей, мотивов, целей, интересов, которые «направляют» его социальную активность. Научение – результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемого. Негативизм – лишенное разумных оснований сопротивление индивида оказываемым на него воздействиям. О Образ – комплекс ощущений, связанных друг с другом и представляющих в сознании человека какой-либо предмет или явление. Образ – это результат чувственного отражения человеком соответствующего предмета или явления при его непосредственном воздействии на органы чувств или при извлечении его из памяти. Образование – это специально организованный процесс развития у обучающихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение в различных сферах деятельности на основе освоения социального и профессионального опыта, элементом которого является индивидуальный опыт. Обучаемость – индивидуальные показатели скорости качества и количества усвоения знаний, навыков и умений в процессе обучения. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного аффективно-оценочного характера. Объект – это фрагмент объективной, т. е. существующей независимо от сознания исследуемой действительности, на которую направлена активность субъекта. Озарение – высшая форма ясности сознания, обеспечивающая высшее проявление творческой деятельности. Оккультизм – учение о существовании потусторонних сил и явлений. Онтогенез – развитие индивида, начиная с момента рождения. Операция – способ, которым выполняется то или иное действие. Опрос – исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы. Оценивание – исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах экспертных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций и в проведении психолого-педагогического консилиума. П Параметр – величина, определяющая оценку конкретного свойства психического явления или его проявления в действии. Паранойя – хроническое душевное расстройство, характеризуемое навязчивыми, сверхценными идеями. Парапсихология – направление исследований, ставящее своей целью установить факт существования, специфику проявления и природу чувствительности, необъяснимой деятельностью известных органов чувств. Педагог-новатор – автор новых педагогических систем; разработчик и реализатор новаций и нововведений. Персонализация – процесс, в результате которого субъект получает индивидуальную предоставленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность. Потребность в персонализации является глубинной и не всегда осознанной основой неутилитарных форм общения между людьми. Пластичность – свойство человека адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки (среды). Подражание – воспроизведение одним индивидом движений, действий, поведения другого индивида. Понимание – процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным. Потребность – свойство и состояние человека, выражающее его нужду в чем-либо или в ком-либо для поддержания своего существования и развития. Праксеология – философская концепция деятельности, которая предполагает при соотносимых уровнях анализа: 1) типологию действий и построения системы категорий (понятий); 2) разработку эффективных нормативных систем действия, позволяющих расмат-ривать проблематику в конкретно-исторических социокультурных условиях; 3) критику истории развития человеческих действий с точки зрения их технических достоинств и критику применяющихся методов. Предмет – специфический для науки угол зрения на объект, аспект самого объекта, специфичный для определенной отрасли науки и задаваемый ее категориальным аппаратом, использующий ее методы исследования. Проступок – поступок, нарушающий нравственные и правовые нормы социальной жизни. Профессиография – описание профессий с точки зрения требований, предъявляемых к личностным качествам, способностям и физиологическим возможностям человека. Результатом профессиогра-фии является профессиограмма. На основании профессиограммы делаются попытки определить профпригодность человека к той или иной профессии и производить профотбор. Профессиональная деятельность – род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в профессии. Профессиональные способности – способности, сформировавшиеся в ходе профессионального обучения и продолжающие развиваться в период адаптации к последующей трудовой деятельности. Психическое заражение – неосознанная, невольная подверженность человека восприятию психических состояний и поведения других людей. Психоанализ – совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, основоположником которого является З. Фрейд. Психодиагностика – постановка психологического диагноза или принятие квалифицированного решения о наличном психическом состоянии клиента в целом или же об отдельном психологическом свойстве, или же область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуальных психических особенностей личности. Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей. Р Работоспособность – потенциальная способность индивида выполнять целенаправленную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Развитие личности – одна из ведущих целей образования, становление качеств личности на основе социализации и индивидуализации, а также на основе включения человека в активную деятельность и социальные отношения. Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Раздражитель – любой материальный объект, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма. Реакция – действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие, раздражитель, впечатление. Редукция – сведение сложного к более простому. Рейтинг – субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале; с помощью рейтинга осуществляется первичная оценка. Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Респондент – участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого. Референтная группа – группа, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Референтность – отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой людей. Рефлекс – закономерно возникающая реакция организма на раздражитель. Наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменения внутренней среды организма. Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Ригидность – неготовность, затрудненность, непластичность (вплоть до полной неспособности) к изменениям. С Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самооценка – суждение человека об уровне развития у него качеств, свойств, возможностей и места среди других людей в сравнении с образцом, эталоном. Самосознание – осознание человеком себя, своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Сензитивность – чувствительность к воздействиям, происходящим с человеком событий. Склонность – избирательная направленность личности на определенную деятельность, побуждающая ее заниматься чем-либо. Социализация – процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения. Стеничность – характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивость к различным помехам, способность к длительной непрерывной деятельности (противоположность стеничности – ас-теничность). Стресс – неспецифическая реакция организма на любое требование, раздражение. Кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты (раздражители) вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Это и составляет сущность стресса. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятная или неприятная ситуация вызвала стресс. Имеет значение лишь интенсивность воздействия. Но при значительной интенсивности и неприятной ситуации стресс может перейти в дистресс, горе, несчастье, сильное недомогание, истощение. Субъект – это указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения; индивид, действующий сознательно, целенаправленно. Т Тест – система заданий, направляемая для изучения индивидуальных различий, позволяющее выявить наличие или отсутствие каких-либо характеристик у изучаемого объекта, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам. Тестирование – исследовательский метод в психологии и педагогике, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Толерантность – 1) отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; 2) терпимость к позиции оппонента, мнению других лиц. Тревожность – склонность к внешнему, не всегда мотивированному беспокойству. Тренинг социально-психологический – метод формирования практической психологии, умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе. У Убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, взглядами. Упрямство – особенность поведения (переходящая в черту характера), дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей. Уровень притязаний – стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Установка – сформированная в прошлом опыте предрасположенность индивида к определенному восприятию объектов и действий с ними. Ф Факт – явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана. Факторы риска в исследовании – возможные негативные изменения, нежелательные конфликты и затруднения, которые необходимо стремиться предусмотреть заранее для их предупреждения или компенсации. Фрустрация – психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективно или субъективно непреодолимыми), возникающими в процессе достижения цели. Ц Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Ценностные ориентации – положительные или отрицательные значимости для индивида предметов или явлений социальной действительности. Ч Человек – это принятая классическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа. В понятие «человек» объединено все: природное, социальное, энергетическое, биохимическое, медицинское, космическое и другое. Чувство – устойчивая форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Э Эгоизм – естественное «себялюбивое» желание сохраниться, остаться живым и быть счастливым. Следует различать альтруистический эгоизм, когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым соединяется с желанием делать добро другим, с надеждой на положительное отношение их к себе, и разнузданный эгоизм, когда индивид свои эгоистические цели пытается осуществить, не считаясь с другими людьми. Эксперимент – исследовательский метод, заключающийся в создании исследовательской ситуации и т. д., делающий доступным и возможным изучение психических процессов через их проявление и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека. Экстраверсия – обращенность сознания и внимания субъекта преимущественно на то, что происходит во внешнем мире. Эмпатия – способность понимания психических состояний других людей, сопереживание им. Эмпирическое – все, что идет от практического (жизненного) опыта. Эрудиция – глубокие разнообразные познания в различных областях научных знаний. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|