|
||||
|
Глава 1 Информация – основа прогресса и регресса человека Зачем нужен информационный культуризм? Чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала определить, в чем состоит главная ценность «человека работающего»? Очевидно, в том: • что он практически знает, или каким уровнем знаний обладает – низким, средним или высоким; • что он умеет практически делать, или каков уровень его навыков и умений. Чем ниже эти уровни, тем менее конкурентоспособен человек, тем он слабее тех, кто обладает более современными практическими знаниями, навыками и умениями (ЗНУ). ЗНУ как некоему набору или системе на уровне личности, группы, коллектива и общества в целом, присущи определенные процессы, с которыми волей-неволей приходится считаться: приобретение, устаревание, обновление, пополнение и совершенствование. Приобретение ЗНУ находит отражение в дошкольном, школьном и вузовском видах образования, которое измеряется количеством затраченных лет. Качество образования зависит от технологий обучения или арсенала средств, которыми владеет воспитатель, учитель и преподаватель. В цифрах это выглядит так: приобретение ЗНУ = 3 + 4 + 11 + 5 = 23, где: • года (от рождения) – ребенок приобретает первичные знания и навыки в домашней или другой социальной микросреде благодаря своему непосредственному окружению; • года – ребенок посещает детский сад, где процесс приобретения знаний и умений продолжается. Формируются первоначальные навыки, он учится считать, читать, играть в игры и т. д. Здесь появляется фигура воспитателя, который использует для этого определенные обучающие технологии; 11 лет – человек учится в школе. Процесс приобретения знаний, навыков продолжается, и все более важное значение приобретает учитель, также использующий определенные обучающие технологии; 17 лет – вчерашний школьник становится студентом высшего учебного заведения. Ключевой фигурой в этом процессе выступает преподаватель, применяющий те или иные технологии обучения. По окончании вуза и всего этого цикла человек имеет некий индивидуальный набор аудиторных знаний, навыков и умений, полученных в стенах учебного заведения. Общее между этими временными отрезками состоит в том, что основой каждого из них выступает информация, адресуемая мозгу человека по той или иной технологии. Поэтому в жизни и развитии любого человека значимыми являются обучающие технологии, которые используются: • родителями (членами данной семьи); • воспитателями; • учителями; • преподавателями. Обучающие технологии – это совокупность разнообразных форм, методов и средств, с помощью которых формируются и развиваются некие знания, навыки и умения (ЗНУ), или индивидуально-личностные компетенции. Поскольку результаты обучения в стенах учебных заведений во многом зависят от фигуры учителя, то немаловажными являются проблемы О-ТО-СО самого учителя: • Осведомленности в своей области знаний; • Технологической Оснащенности, то есть владения различными технологиями обучения; • Стиля Общения с обучаемыми. Общий для О-ТО-СО процесс — устаревание информации, технологий и стиля общения. Возможно, в будущем изобретут метод кодирования необходимой информации по самым разным учебным дисциплинам и будут предлагать некий набор информационных таблеток или уколов для введения в человека необходимых ему знаний и навыков. Но выдержит ли мозг человека такое единовременное введение объема информации? Или будет создана технология извлечения человеком необходимых ему ЗНУ из общего введенного информационного массива? Авторитетный американский специалист в области менеджмента Питер Друкер небезосновательно полагает, что прогресс человечества обусловлен прежде всего таким важнейшим фактором, как развитие информации. Прогресс и регресс личности в равной мере связаны с информацией. Информация – это то, что формирует, развивает, влияет на человека или, наоборот, деформирует, разлагает и убивает его. «Человек умственно развивающийся» – это информационный культурист, обогащающий себя информацией по определенной системе. «Человек деградирующий» – это лентяй, оберегающий свою голову от полезных информационных нагрузок и вводящий в нее разнообразную информационную дребедень. В развитых странах приняты специальные государственные программы по чтению. Это вызвано пониманием того, что в современном мире «информационная ерунда» и «информационные развлекаловки» начали довлеть над информационным развитием и полезной информационной активностью. Исследования специалистов в 2006 г. показали, что в современной России регулярно читают книги или периодические издания не более 23 % россиян, а от случая к случаю – 40 %. При этом 37 % вообще не читают[1]. За этими цифрами скрываются следующие тенденции. Чтение перестало быть культурной нормой (особенно у детей и подростков). Теперь преобладает другая социальная норма – не читать, не развивать свой мозг. «Человек нечитающий» не может индивидуально прогрессировать в быту, учебе и работе. Некоторые пытаются опровергнуть данное утверждение. Но практика неумолимо показывает, что взрослеющий и нечитающий человек умственно не развивается и становится поверхностным и, следовательно, неконкурентоспособным. Нечитающие люди не имеют внутреннего источника индивидуально-личностного прогресса. Им кажется, что, проводя много времени у монитора или экрана телевизора, они умственно развиваются. На самом деле в этом случае человек привыкает созерцать информацию, а не работать с ней как с предметом труда. Нечитающие или мало читающие человек, группа, коллектив и нация незаметно для себя становятся неконкурентоспособными на индивидуальном, групповом, коллективном и национальном уровнях. По закону больших чисел проблема чтения восходит от индивидуального до общенационального уровня, не оставаясь на уровне отдельного человека. Отношения «человек и информация» Эти отношения на индивидуальном уровне строятся по-разному. В зависимости от того, как они построены, людей можно разделить на следующие типы. 1. «Лжекультурист»: человек хочет быть умным, но не желает тренировать свою голову. В глазах окружающих он так или иначе стремится завоевать авторитет умного человека. Однако тестовые, проверяющие ситуации показывают истинную цену его интеллекта. 2. «Застывший культурист»: человек долго «накачивал» свою голову, достиг определенного уровня и почивает на информационных лаврах. Незаметно для самого себя он начинает отставать, хотя и кичится прошлой эрудицией. 3. «Потенциальный культурист»: человек хочет быть умным, но не знает, как этого добиться. Здесь важно найти свою систему информационного культуризма и использовать ее ради научения. 4. «Деградирующий культурист»: человек достиг высокого уровня интеллекта, но затем под влиянием определенных факторов начал употреблять спиртное или наркотики, что уничтожает даже мощный интеллектуальный капитал. Главная причина этого – слабая воля или неумение управлять собственным поведением. 5. «Спонтанный культурист»: он то «накачивается», то бросает работать с информацией, то упивается ею, то становится равнодушным к ней. Такой спонтанный стиль создает тяжелые условия для информационного бытия и не позволяет добиться устойчивых результатов. 6. «Истинный культурист». Он «накачивается» информацией, или «мягким железом», по определенной системе, которая соответствует его индивидуальным особенностям и профессии. Для некоторых видов деятельности информационный культуризм имеет особое значение – это научная работа и обучение (преподавание). Например, профессору как истинному мастеру своего дела в любой современной аудитории каждый раз приходится показывать свой информационно-технологический уровень. Наряду с прочим основу высочайшего мастерства составляет именно постоянная работа с «тысячами тонн информационной руды». В начале XX века обозначилась важная тенденция, показывающая, насколько страна и микросоциум способствуют или препятствуют распространению и освоению различных систем информационного культуризма. 1. Некоторые фирмы начали доплачивать тем работникам, которые с помощью различных форм, методов и технологий регулярно повышают свою квалификацию. Истинный профессионал не ждет команды на повышение квалификации, а сам создает и использует (сообразно специфике своей работы) индивидуальную систему повышения квалификации. 2. На многих предприятиях придают особое значение не только использованию творческого потенциала работников, но и его обогащению, вплоть до удовлетворения индивидуальных потребностей в соответствующих знаниях, навыках и умениях. В этой связи в России начали создаваться и функционировать корпоративные университеты, обучение в которых связано со спецификой конкретного предприятия. 3. Наряду с терминами «персонал» и «человеческие ресурсы» все чаще используются понятия «человеческий капитал» и «индивидуальный информационный капитал», которые отражают содержание и уровень знаний, навыков и умений работника. Поэтому истинная его ценность связана с тем, что он практически знает и умеет делать. 4. Специалисты в области информационных систем и технологий постоянно разрабатывают и улучшают характеристики IT. Скоро такие специалисты смогут удовлетворять индивидуальные запросы на создание личных информационных систем (ЛИС). Такие системы можно будет приобретать как одежду, обувь и использовать в качестве мощного дополнения собственного мозга. Новое в информационном культуризме в настоящее время заключается в мягком наступлении эпохи информационно-интеллектуального общества, для которого характерны новые организационно-технические средства «накачки» мозга, увеличивающие его возможности. Для данного общества характерны следующие особенности. Первая особенность – возрастающее противоречие между уровнем квалификации человека и содержанием выполняемого труда. Целый ряд стран, в том числе и Россия, столкнулись с проблемой отсутствия интереса со стороны интеллектуально развивающегося человека к определенным видам квалифицированного труда, выполняемого по устаревающей технологии. Это объясняется тем, что, выполняя такой труд, человек не прогрессирует в умственном развитии. Следовательно, будущие поколения людей все больше и больше будут предпочитать развивающие виды труда и соответствующие им технологии. Вторая особенность – у человека появляется все больше возможностей использовать технологии самообучения. Но для этого потребуется овладевать различными техниками информационного культуризма, то есть на практике уметь «накачивать» мозг нужной информацией. Это значит, что брейнбилдинг приобретает все большее значение для индивидуально-личностного прогресса человека. И, наконец, третья особенность – государство, которое все большие средства вкладывает в развитие информационных систем и технологий обучения (при прочих равных условиях), становится более конкурентоспособным и, следовательно, жизнеспособным. Обучение, как было показано выше, представляет собой разновидность информационного культуризма, поэтому его эффективность возрастает сообразно появлению и использованию новейших информационных систем и технологий. Кодовые характеристики, или Уровни самооценки Человека никто не заставляет заниматься информационным культуризмом. Но если вас интересует уровень компетентности в своем деле, то можно воспользоваться простым набором кодовых характеристик, которые помогут произвести самооценку применительно к вашей профессиональной деятельности. Первая – ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТСТАЮ. Вторая – НЕЗНАЧИТЕЛЬНО ОТСТАЮ. Третья – НАХОЖУСЬ НА НЕОБХОДИМОМ УРОВНЕ. Четвертая – ПРЕВОСХОЖУ. Пятая – ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВОСХОЖУ. Информационным культуризмом занимаются те, кто находится на третьем, четвертом и пятом уровнях. При этом продвинутым информационным культуристом считается тот, кто относится к пятому уровню. Общаясь с ним, мы так или иначе почувствуем его эрудицию и (при условии самокритичности) его превосходство в своем деле. Пребывание человека на третьем, четвертом и пятом уровнях сегодня не дает никаких гарантий, что так будет и завтра. Информации вне и внутри человека свойственно устаревать – это естественный процесс. Указывающим на него сигналом является фраза: «Я все знаю, все умею!» Не занимаются информационным культуризмом те, кто находятся на первом и втором уровнях. Если кто-то из них считает, что информационный культуризм не решает проблем профессионального роста, то это мнение демонстрирует недооценку собственных возможностей, закономерно находящую выражение в профессиональном отставании. Почему в процессе повышения квалификации в рамках той или иной организационной формы у работников возникают разные ощущения? Да потому, что один, сравнивая себя с другими, чувствует свое отставание, другой – свое опережение, а третий – равенство. Поэтому кодовые характеристики, или уровни самооценки, в ощущениях существуют у каждого человека. В то же время не стоит пренебрегать так называемыми слабыми сигналами, которые подает нам подсознание. Независимо от этого важно не только понять наступившее или наступающее отставание, но и предпринять усилия по его преодолению. Отставание – коварная и незаметная болезнь. Она подкрадывается незаметно и убаюкивает человека положительной самооценкой. С этого момента он начинает двигаться с прежним багажом знаний, навыков и умений. Но приходят люди, обладающие новыми знаниями, навыками и умениями, или компетенциями. Возникает естественное сопротивление новизне. Прежнее не может возобладать над новым, потому что новое – это нечто более эффективное. Со временем и оно устареет, и так – до бесконечности. Но в сопротивлении содержится протест лени против обновления и совершенствования и ее надежда на то, что новое быстро станет старым. Ее Величество Лень обычно направляет свою энергию на то, чтобы не давать проявиться новому, устранить его. Намерение жить с прежними знаниями, навыками и умениями в изменившихся условиях требует от человека своеобразного мастерства преодоления нового, которое во все времена выглядело убого и трагикомично. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|