|
||||
|
Глава 16 Геронтология и информационный культуризм Теории поведения пожилого человека В геронтологии (греч. geron (gerontos) – старец + logos – учение, наука о старении организмов) существуют различные теории доминирующего поведения человека в пожилом возрасте. 1. Теория пассивного поведения. Согласно этой теории, пожилой человек убеждает себя в том, что его жизнь заканчивается и нужно смиренно этому следовать. Такое самовнушение приводит к потере внутреннего физического и интеллектуального стержня, а это, в свою очередь, ведет к ускоренной деградации тела и мозга. 2. Теория социального удаления/самоудаления. Данная теория утверждает, что имеется много моделей поведения пожилого человека в социуме. Однако все они сводятся в тому, что либо пожилого человека в силу конкретных обстоятельств удаляют в более замкнутый социум, например, в дом престарелых, либо он самоудаляется, стараясь не создавать сложностей и не мешать жизни и работе более молодых людей, включая своих близких и родственников. 3. Теория активного поведения, основные положения которой сводятся к необходимости сохранения, поддержания и развития физических и интеллектуальных способностей человека. В рамках данной теории накоплено множество фактов, свидетельствующих о продуктивной работе людей в возрасте 70, 80 и даже 90 лет. Представители данной теории успешно опровергают мифы о том, что удел пожилого человека – немощное тело, слабоумие и бессвязная речь. Все эти теории достаточно полно охватывают различные поведенческие модели пожилых людей. Однако по вполне понятным причинам наиболее популярной является модель активного поведения, позволяющая человеку не только не терять «вкус к жизни», но и в целом ряде случаев прожить другую или дополнительную жизнь, связанную с освоением новой профессии и самореализацией. Мы уже упоминали об огромной информационной емкости головного мозга человека. Наверное, «конструктор» предусмотрел ее в расчете на то, что когда-нибудь человек будет переходить в ранг среднего возраста, прожив не менее ста лет. При постоянно возрастающем объеме информации емкость головного мозга будет, таким образом, задействоваться все больше и больше. Возраст – не препятствие для нагрузок В конце 80-х гг. прошлого века опровергнуть господствующие «вековые мнения» взялись ученые из американского Фонда Макартура. Под руководством врача Джона Роу и специалиста в области социальной психологии Роберта Канна 16 сотрудников в течение 10 лет обследовали несколько тысяч мужчин и женщин старше 65 лет. Были выявлены три мифа, касающихся старости: • старость – это тяжелые болезни; • старость – это слабоумие; • старческие болезни предопределены генетически. Другими исследованиями установлено, что только треть недугов в старости связаны с наследственностью, а в остальном. все зависит от нас самих. Можно и в 80 лет сесть на велосипед, помня, что лучше крутить педали, чем сидеть в кресле у телевизора. Очень важно заниматься спортом, давать телу нагрузку. К 80 годам человек «усыхает», теряя до половины мышечной массы. Однако внутримышечный жир сохраняется, и это ведет к ухудшению обмена веществ и общей слабости. Тренажеры и посильные тяжести обращают этот процесс вспять. В жизни человека есть рубежи, наступления которых он страшится: 30, 40, 50, 60, 70, 80 лет и т. д. Достигнув определенного рубежа, он понимает, что жизнь не заканчивается, а продолжается. Однако в любом возрасте важна психология конкретного человека, то, как он воспринимает себя, свой возраст, окружающую действительность, каков его настрой. Самое главное в настрое мозга и тела – не считать, что дальше будет хуже, то есть не создавать внутри себя образ умственно и физически дряхлеющего человека. Наоборот, не только психологический настрой, но и соответствующие системы должны быть нацелены на дальнейшее развитие своих знаний, навыков и умений, а также тела. Если кто-нибудь сейчас воскликнул: «О каком развитии может идти речь в 60 или 70 лет?», то он уже закодировал себя на одряхление и бездеятельность. Мой сосед по даче работал руководителем предприятия. Природа дала ему хорошее здоровье, светлую голову и умение общаться с людьми. Выйдя на пенсию, он стал вести пассивный образ жизни. Первая его ошибка – то, что он никогда не занимался спортом, искренне считая его лишним, и постепенно потерял здоровье. Вторая ошибка заключалась в том, что он не использовал никакой системы пополнения, обновления и совершенствования знаний, навыков и умений. Читал он мало, и все попытки одолеть десяток-другой страниц текста заканчивались погружением в сладкий сон. Наконец, третья его ошибка состояла в том, что, выйдя на пенсию, он начал проводить много времени в кресле у экрана телевизора. В итоге его организм быстро сдал позиции и угас. Можно сказать, что он придерживался системы лишения нагрузки как своего тела, так и своего мозга. Эта система обеспечила, соответственно, два результата: дряхление тела и увядание мозга. Разумеется, он не добивался этого. Но для получения других результатов нужно было освоить иные системы. Пассивная система не может дать позитивных результатов, равно как и активная система при должном ее применении не приводит к негативным результатам. Биологический потенциал долголетия человека заключается не только в поддержании умственных и физических нагрузок, но и в умелом их наращивании. Итак, для управления нагрузками необходимо вести индивидуальную статистику по календарным периодам (день, неделя, месяц, год). Если такой статистики нет, то при появлении мотивации к занятиям информационным культуризмом ее нужно создавать. В противном случае человек никак не сможет измерить свои результаты. Поэтому ведение дневника, о котором мы говорили ранее, – не пустые слова, а мощный инструмент измерения собственных результатов для последующего развития. Вторая важная геронтологическая проблема — определение и использование собственных систем информационного культуризма, поддержания здоровья и питания. Не следует кодировать себя фразами типа «время уже упущено», «стоит ли начинать так поздно», «все это – удел молодых» и т. д. Многие пожилые люди преобразились, когда увидели эту проблему и начали практически ее решать. И, наконец, третья проблема заключается в том, что некоторые люди считают, что человек может преобразиться физически или интеллектуально за неделю-другую… Однажды ко мне обратился предприниматель 45 лет с просьбой помочь «побыстрее убрать этот проклятый живот». Я объяснил ему, что необходимо понять его образ жизни, систему питания, физические нагрузки, а затем составить индивидуальную программу для решения проблемы и неуклонно ее выполнять. Все это его сильно напугало: он предполагал вечером заснуть с «животом», положив сверху программу, а утром проснуться без него. Именно легкомысленное отношение к своей проблеме и надежда на мгновенное средство не позволяют человеку понять, что совершение любого чуда по отношению к себе требует использования определенных систем, приложения усилий и затрат времени. Итак, суммируем практическую информацию, которая позволяет опровергнуть расхожие мифы относительно возможностей человека по развитию мозга и тела в пожилом возрасте. Если человек в любом возрасте захочет стать более умным и физически здоровым, он может добиться этого, необходимо лишь найти и использовать индивидуальные системы тренировки мозга и тела. С возрастом у человека снижаются реакция и скорость. Но он вполне может компенсировать это своей профессиональной компетенцией, уровнем мастерства и опыта. Главная опасность при такой компенсации – длительная остановка на достигнутом. Учебе все возрасты покорны. Не следует сомневаться в возможностях развития своих знаний и навыков в пожилом возрасте. Забудьте о своих годах и стремитесь получить необходимые вам знания и навыки. Если вы еще находитесь во власти сомнений и нерешительности, знайте, что все они исходят от очень сильного управляющего, пребывающего внутри каждого из нас, и имя ему – Лень. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|