|
||||
|
Глава 14 Человек обучаемый и самообучающийся Самообучающаяся организация В развитых в социально-экономическом отношении странах при продолжительном опыте работы в рыночных условиях компании были вынуждены использовать систему самообучения своего персонала. Как ответ на эту практическую необходимость в 1970-х гг. появляются статьи американских ученых К. Аргириса и Д. Шена об обучающихся организациях. В дальнейшем данная концепция нашла отражение в работах специалистов американской школы П. Сенге, Д. Кима, Дж. Форрестора, Э. Шайна и представителей «европейской концепции» – М. Педлера, Д. Бургоина и Т. Бойдела. В конце 80-х гг. XX века специалисты предсказывали, что в будущем наибольший успех будет сопутствовать тем компаниям, которые проявят себя как «самообучающиеся организации». Последующая зарубежная и отечественная практика подтвердила данное утверждение. Каковы же признаки такой организации? Во-первых, самообучающаяся организация определенным образом организует процесс обучения (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) и самообучения своего персонала. Создавая необходимые условия, такая организация неизменно совершенствует практические знания, навыки и умения своих работников и, таким образом, самообучается в поиске и использовании более эффективных технологий развития своего персонала. Во-вторых, самообучающаяся организация постоянно вкладывает финансовые средства в систему обучения и самообучения своих работников, в совершенствование ее содержания и технологий. В данном смысле персонал предприятия рассматривается как человеческий капитал, требующий непрерывного обновления по составляющим его знаниям, навыкам, умениям и выражающий интеллектуальные возможности группы, коллектива. В-третьих, самообучающаяся организация за счет обучения и самообучения персонала сохраняет и усиливает свою конкурентоспособность. Развитие знаний, навыков и умений каждого и всех работников организации позволяет развивать индивидуально-личностную, групповую и коллективную конкурентоспособность. Многие экономически развитые страны, понимая значимость этих процессов, приняли специальные законы, обязывающие предприятия и организации, независимо от формы собственности, направлять определенный объем средств на обучение и самообучение персонала. Это показывает стремление поддерживать и укреплять конкурентоспособность на уровне всей страны за счет непрерывного образовательного процесса в трудовой сфере. Для количественной оценки степени самообучаемости организации обычно используется соотношение между следующими показателями: • количество (доля) работников, осознающих необходимость продолжения образования и самообразования; • количество (доля) работников, практически продолжающих обучение и занимающихся самообразованием. Чем ближе это соотношение к единице, тем выше уровень самообучаемости организации, предприятия, учреждения. В настоящее время каждое предприятие самостоятельно определяет и реализует обучающую систему, включающую подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала. В зависимости от конкретных условий подготовка необходимого персонала на предприятиях по определенным категориям работников осуществляется самостоятельно, а по другим – за счет целевого направления на обучение в учебные заведения. Переподготовка (переобучение) – это получение работниками нового образования, обусловленного определенными потребностями. Повышение квалификации означает периодическое обучение работников с отрывом или без отрыва от работы, предусматривающее пополнение, обновление и совершенствование знаний, навыков и умений. Передовые по самообучению организации учитывают изменения, которые произошли и происходят в обучающих системах, технологиях, потребностях и психологии работников. В таблице 3 показаны прежние и современные подходы к обучению. Все организационные формы обучения персонала организации, предприятия или учреждения принято делить на две большие группы: 1) обучение вне рабочего места; 2) обучение на рабочем месте. Таблица 3 Сопоставление прежних и современных подходов к обучению При обучении вне рабочего места работник на определенный срок становится участником учебного процесса в рамках какой-либо организационной формы: бизнес-школа, специальный факультет в вузе, институт повышения квалификации (их число значительно сократилось в начале 1990-х гг.), тематические программы повышения квалификации, семинары различной продолжительности, курсы, стажировка на отечественном или зарубежном предприятии и др. В рамках второй группы следует отметить так называемые предельно практичные технологии обучения персонала (ППТОП), предполагающие обучение действием. Предельно практичные технологии обучения персонала Работодателя, вкладывающего денежные средства в обучение персонала, обычно интересует отдача. Это так называемый утилитарный подход, предполагающий предельную полезность. Такими технологиями считаются те, которые: • связаны с решением конкретных или практических задач, проблем; • основываются в большей или меньшей мере на конкретном (прикладном) материале организации, предприятия, учреждения; • способствуют пополнению, обновлению и совершенствованию практических знаний, навыков и умений работников. Данное определение включает три существенных признака практичности: практические задачи, проблемы; практический материал; практические знания, навыки и умения. Все данные признаки практичности основываются на рационально-целевом использовании времени: время «работает» на решение конкретных задач, проблем и тезаурус (информационно-деятельностное богатство) работника. Следует особо подчеркнуть, что с точки зрения технологии обучения персонала первостепенное значение имеют именно практические задачи, проблемы. Наличие практического (прикладного) материала само по себе еще не гарантирует практичности обучения, если оно не «привязано» к практическим задачам или проблемам данного или конкретного предприятия. Как только появляется эта «связка», так сразу же возникает вопрос о пополнении, обновлении и совершенствовании знаний (каких?), навыков (каких?) и умений (каких?) работников (каких?), которые могут стать/ становятся/стали непосредственными участниками той или иной технологии обучения. Как показал анализ истории становления и развития предельно практичных технологий обучения персонала (ППТОП), их арсенал включает следующие разновидности: стажировка; обучение по принципу «открытой книги»; инновационное обучение; обучение на основе индивидуальных или групповых проектов; обучение/самообучение по индивидуальным потребностям; ротация персонала. Стажировка На предприятии, в организации, учреждении стажировка используется применительно к работникам, включенным в состав кадрового резерва. Возможны разные виды стажировки: «рядом с профессионалом»; «в отсутствие профессионала»; «групповая стажировка». Как показала практика, ни один из этих подходов не имеет обучающего эффекта, если основывается на правиле «безразличия и бессмысленности»: «пусть стажер никому не мешает, а мы подпишем ему требуемые бумаги о стажировке». Стажировка «рядом с профессионалом» предполагает, что стажер в течение срока стажировки является тенью высокопрофессионального руководителя или специалиста, предстающего перед ним как «живое» учебное пособие. Несловесное (вербальное) влияние профессионала на начинающего специалиста бывает настолько сильным, что полученные таким способом знания и навыки остаются у него на всю трудовую жизнь. Стажировка «в отсутствие профессионала». Принципиальное отличие этого вида стажировки от предыдущего состоит в том, что стажер, временно назначенный на должность, не имеет перед собой профессионального образца. Однако ему приходится реально выполнять должностные полномочия отсутствующего руководителя или специалиста, который может быть в отпуске, командировке, болен и др. «Должностная реальность» дает стажеру, во-первых, возможность почувствовать и понять, каких практических знаний, навыков и умений ему не хватает, и, во-вторых, сформировать соответствующий запрос на их приобретение. Групповая стажировка отличается тем, что здесь одновременно назначается на взаимосвязанные должности группа стажеров. Временное освобождение ряда должностей обеспечивается плановым повышением квалификации действующих руководителей в течение определенного срока – 1–2 недели. Характерная особенность этого вида стажировки – взаимодействие между стажерами как членами одной управленческой команды. Поэтому для каждого из них важна не только самооценка качества стажировки, но и взаимодействие в группе, команде. У каждого стажера может сформироваться запрос на знания, навыки и умения командно-групповой работы. Обучение по принципу «открытой книги» В конце 70-х гг. XX века Д. Стэк в качестве нового управляющего принял небольшой завод по обслуживанию и ремонту двигателей компании Harvester (США). Дела на заводе обстояли не лучшим образом: не было необходимых деталей, инструментов, хромала трудовая дисциплина, предприятие несло огромные убытки. Руководство компании решило продать завод другому производителю грузовых автомобилей и землеройной техники. Однако Стэку и его команде удалось выкупить завод и стать его собственниками. Обычно рабочим объясняли, что они должны делать на своих рабочих местах. Но никто не говорил им, что такое бизнес, как делают деньги и получают прибыль. Руководители начали методично рассказывать рабочим о конкретных финансовых показателях организации, получившей название Springfield Remanufacturing. За три года показатели компании, работающей не в самой доходной отрасли, были полностью восстановлены. В 1983 г. Стэк и его команда обнародовали идею управления предприятием по принципу «открытой книги», для которого характерны две особенности. • Обучение работников важнейшим финансовым показателям, с помощью которых оценивается и контролируется деятельность предприятия. Для этого компания определяет и реализует систему так называемой обязательной аудиторной подготовки по финансовым основам бизнеса и функционированию производства. Это могут быть лекционные занятия на основе конкретного материала, деловые игры или семинары на темы «Уставный капитал», «Затраты», «Доход», «Прибыль», «Рентабельность», способствующие пониманию работы «финансовой машины». • Периодическое проведение производственных собраний, на которых сотрудников информируют о работе предприятия и его финансовых показателях. Некоторых пугает то, что при такой открытости конкуренты (а в России и соответствующие органы) могут узнать о реальных показателях деятельности предприятия. Однако всегда можно оперировать данными таким образом, что ценность будут представлять не они сами по себе, а сущность объясняемых экономических явлений. Стэк советует, как сделать производственные собрания эффективными: • проводите собрания регулярно и своевременно, превратите их в систему; • соотнесите каждую строку отчета о доходах с конкретным человеком; • приглашайте на собрание любого, кому есть что сообщить; • разработайте определенную схему проведения собраний и не делайте их нудными[15]. В прошлом в отечественной практике использовались те или иные разновидности обучения по принципу «открытой книги». Применяют этот подход и сегодня. Например, в СССР в период индустриализации на ряде предприятий начали проводить практические деловые игры (ПДИ): диспетчерские (организация и методы работы диспетчерских служб); производственные (пуск сборочного цеха); проектировочные (обработка проектной документации); аварийные (ликвидация возможной аварии на электростанции). В малом бизнесе, где численность работников невелика, руководители применяют и такой метод обучения, как «конкретная информация лицом к лицу». Например, генеральный директор компании «Таресс» С. Пронин в своем интервью отметил: «Я вручаю зарплату сам и каждому объясняю, за что дали премию, за что оштрафовали, отвечаю на все вопросы, выслушиваю предложения. Я хочу, чтобы чем-то недовольный работник не молчал и не говорил за спиной, а открыто заявил свои претензии, и мы могли совместно искать выход. Чтобы коллектив работал эффективно, все проблемы должны решаться своевременно. Я обычно трачу целый день на вручение зарплаты и на беседу с каждым работником»[16]. В данном случае технология «открытой книги» дополняется открытостью руководителя, что позволяет не только вести диалог на основе практически значимой информации, но и своевременно решать возникающие проблемы. Чтобы эффективно управлять коммерческим предприятием, необходимо учить персонал чтению и пониманию реальной «экономической книги». Каждый из работников имеет дело прежде всего с тем, что обращено к нему лично: с заработной платой, доплатами, надбавками, премиями. Однако важно иметь представление и о том, как функционирует экономическая машина в целом и как это отражается на доходах каждого. Инновационное обучение Этот вид обучения основывается на постановке практически значимой для организации проблемы и поиске вариантов ее решения. Основная форма реализации – инновационный тренинг, имеющий самые разные варианты подготовки и проведения. При этом следует выделить пять его важнейших аспектов: организационный, социально-психологический, психологический, интеллектуальный и технологический. Организация инновационного тренинга предполагает формирование одной или нескольких так называемых рабочих групп. В последнем случае создается конкурентная интеллектуальная среда. Основные задачи рабочей группы – анализ проблемы, разработка вариантов ее решения и предложения по их практической реализации. Социально-психологическая сторона инновационного тренинга заключается в создании благоприятных бытовых и учебных условий, с «отключением» участников от места основной работы и «погружением» в атмосферу взаимодействия как в рамках отдельной рабочей группы, так и этих групп между собой. Иногда заказчики и организаторы тренинга используют вариант «частичного отключения», который, как показала практика, менее эффективен по сравнению вариантом «полного отключения». Психологическое обеспечение инновационного тренинга исходит главным образом от ведущего, консультантов и экспертов в контексте внутригрупповой работы, восприятия и общения, а также в создании нужной микросреды для активизации мышления участников. Здесь действует правило, согласно которому «нельзя подсказывать мышлению, но можно и нужно направлять его в продуктивное русло». Интеллект инновационного тренинга обеспечивается составом его участников, то есть работников данной организации. Это весьма сложный и тонкий момент, находящий выражение не только в ответе на вопрос «Кто будет участвовать в тренинге?», но и в предполагаемой оценке «интеллектуального потенциала» каждого кандидата. В принципе индивидуальное разнообразие работников конкретной структуры должно быть представлено и среди участников инновационного тренинга. Технологический аспект инновационного тренинга связан с качеством преподавателей и наличием у них таких тренинговых технологий, которые позволяют в конечном итоге раскрыть интеллектуальный потенциал участников. Как показывает опыт (в том числе и самого автора), а также опросы участников инновационных тренингов, их практическая польза для самих участников и организации высока. В принципе инновационные тренинги можно проводить не только применительно к реальному предприятию, но и к виртуальному в рамках аудиторного обучения. Обучение на основе индивидуальных и групповых проектов В любой организации есть практические проблемы, в эффективном решении которых заинтересовано руководство. Сначала составляется список значимых проблем. Затем работник или группа работников, которым предлагается повысить квалификацию с отрывом или без отрыва от работы, должны выбрать одну проблему и в пределах установленного времени подготовить предложения по ее практическому решению. При этом в зависимости от содержания прорабатываются разные ее стороны – теоретические, методологические, организационные, информационные, технологические, экономические, социальные, экологические и т. д. Готовится и письменно оформляется «Квалификационная работа по. (решению, совершенствованию, улучшению, изменению)», которая затем защищается перед специально созданной комиссией. Таким образом, квалификационная работа показывает, как работник или группа работников анализирует проблему и что конкретно предлагает. Через это, если перефразировать Петра I, виден уровень «наученности» или квалификации. Обучение/самообучение по индивидуальным потребностям Организаторы обучения привыкли мыслить обобщенными показателями, за которыми теряется одно из важнейших понятий – индивидуальные потребности конкретного работника. Ключевой вопрос при этом звучит так: «Какие знания, навыки или умения он лично хотел бы приобрести, обновить, пополнить или усовершенствовать?» Даже эти последние четыре действия не являются однозначными и требуют своих форм, методов и технологий обучения. Следует отметить, что далеко не каждый работник в данный момент времени имеет представление о своих потребностях в области ЗНУ (знаний, навыков и умений). Например, мне много раз приходилось использовать в аудитории практических работников специальный опросный лист, в котором содержатся вопросы «Недостаток в каких знаниях вы ощущаете в настоящее время?» и «Какие навыки и умения, как вы считаете, вам необходимо усовершенствовать?» Как выяснилось при анализе ответов, работников можно разделить на следующие категории: 1) те, кто имеет отчетливое представление о своих потребностях в области ЗНУ; 2) те, кто затрудняется (по различным причинам) дать ответ о своих потребностях; 3) те, кому нужно больше времени на понимание себя и своих «учебных потребностей»; 4) те, кто привык к организации обучения «в целом и общем», без оценки своих индивидуальных потребностей в ЗНУ. Первую категорию работников отличает высокая мотивация к обучению, и они сразу же информируют о потребностях. Для второй и третьей категорий характерна так называемая вялая мотивация, а для третьей – установка типа «пусть меня учат, а я потом скажу что-нибудь, если спросят». Мои собственные исследования технологии обучения персонала по индивидуальным потребностям показали следующее. Во-первых, эта технология требует значительно больших финансовых затрат по сравнению с другими. В этом и состоит ее особенность: чем больше обучение ориентируется на удовлетворение индивидуальных потребностей и, следовательно, индивидуализируется, тем более дорогим оно становится. Во-вторых, мною введено понятие «педагогический маркетинг», предполагающее выявление индивидуальных потребностей в ЗНУ до процесса обучения или в ходе учебного процесса. В первом случае получаемая до начала учебного процесса информация является основой планирования и организации обучения с ориентацией на индивидуальные потребности. Во втором случае обучаемому предоставляется возможность выбрать те дисциплины (их называют курсами по выбору или элективами), которые он хотел бы изучить. В-третьих, с развитием технических средств, учебных видеофильмов, а также форм подачи учебного материала, учебных пособий и самоучителей приходится решать и проблему соотношения между «живым» и электронным преподаванием. Однажды организаторы учебного процесса, стремясь снизить затраты и не создав необходимой методической базы, перевели студентов-заочников на дистанционно-электронное преподавание. Как показали государственные экзамены и защита дипломных работ, уровень их знаний был гораздо ниже, чем у тех, кто обучался у «живых» преподавателей. И, наконец, весьма важная проблема при любой технологии обучения персонала – «научить учиться». Как известно, обучение представляет собой для обучаемого специфический вид труда, работы. Поэтому здесь, как и в любом другом труде, есть общие особенности, которые сводятся к освоению и приобретению определенных знаний, навыков и умений. Однако какие бы изменения ни происходили, человек, обученный технологии самообучения, в принципе более конкурентоспособен по ЗНУ в сравнении с теми, кто этому не научен. Ротация персонала Данный вид обучения имеет три разновидности: ротация «к первой должности», профильная и непрофильная ротации. Основная цель ротации – иметь так называемых «гибких работников», способных работать в постоянно меняющихся экономических, организационных и научно-технических условиях. Кратко рассмотрим каждый из видов ротации. Ротация к первой должности представляет планомерно организованную систему, начиная от «стартовой должности» в организационной структуре предприятия до «первой должности» специалиста или руководителя, которая соответствует уровню подготовки принятого на работу человека. Длину этого «ротационного пути» определяет само предприятие – от трех месяцев до 2–3 лет. Здесь играет роль не правило «скорейшего занятия искомой должности», а принцип «приобретения практических ЗНУ в разных должностях до искомой». Поэтому к тому моменту, когда человек занимает искомую должность, он не только практически осваивает некоторые другие должности, но и получает разнообразные ЗНУ. Считается, чем дольше сотрудник работает в одной и той же должности, тем лучше он знает свое дело. Однако психологи установили, что человек, занимая должность в течение 4–7 лет, волей-неволей (хотя исключения бывают!) «застывает», «костенеет» в своих знаниях, навыках и умениях. Чтобы этого не происходило, используются как профильная, так и непрофильная ротации. Профильная ротация предполагает плановое перемещение работника с одной профильной должности на другую в разных подразделениях и уровнях управления. Непрофильная ротация используется в основном применительно к руководителям, которых перемещают как по горизонтали (горизонтальная ротация), так и по вертикали (вертикальная ротация, или продвижение). Редко, но бывает, что вышестоящего руководителя на некоторое время перемещают вниз, как принято говорить, для «усиления», «укрепления» того или иного участка работы с последующим возвращением «наверх». В данном случае речь идет о вынужденной ротации, которая проверяет способности человека «вытащить» объект. Профильная и непрофильная ротация волей-неволей заставляет осваивать новую должность и таким образом приобретать необходимые практические знания, навыки и умения. При этом диапазон ЗНУ работника обогащается и становится более разнообразным, чем в том случае, если бы он «засиделся» в должности. Эффекты предельно практичных технологий обучения Как показала отечественная и зарубежная практика, использование предельно практичных технологий обучения обеспечивает определенные эффекты, среди которых можно выделить следующие. Эффект параллельной практичности означает, что работник приобретает необходимые практические знания, навыки и умения, а организация – решение конкретных задач и проблем. При этом в процессе обучения работников обеспечивается выработка вариантов решения значимой для организации проблематики. Эффект целевой практической направленности обусловлен тем, что при умелом использовании предельно практичных технологий обучения персонала (ППТОП) можно найти решение любой проблемы в организации. Это означает, что данные технологии можно рассматривать как своеобразные средства реализации и приумножения интеллектуального потенциала персонала. Эффект кадровой мобильности связан с тем, что работники, прошедшие через ППТОП, быстрее адаптируются в процессах должностных перемещений, замещений, новых назначений, укрепления «слабых звеньев» и т. д. Это вызвано тем, что данные технологии обучения вынуждают работника прежде всего обучаться самостоятельно, обеспечивая пополнение, обновление, совершенствование или развитие его знаний, навыков и умений. Предельно практичные технологии обучения (как, впрочем, и другие технологии) требуют выполнения следующих условий: необходимого финансового обеспечения, четкой организации и планирования, современного учебно-методического и технического обеспечения, квалифицированных преподавателей, в числе которых могут быть специалисты, руководители «своей структуры», способные выполнять определенные учебные и консультационные функции. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|