|
||||
|
Глава 9 Мозг и тело Мозг Центральная нервная система (ЦНС) человека состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг – это центральный «компьютер» нервной системы, который связан с остальной частью тела посредством «кабеля», называемого спинным мозгом. От него сигналы распространяются через периферическую нервную систему (ПНС), или сеть нервов, несущих информацию к ЦНС и от нее. Мозг по своей физической сущности представляет собой скопление 100 млрд нейронов, или индивидуальных нервных клеток. Они передают и обрабатывают информацию, приводят в действие мышцы и железы. Поэтому мозг – это своеобразный компьютер весом всего 1,4 килограмма. Каждый нейрон связан с 15 тыс. других нейронов, получает от них сообщения и посылает им свои. Эта локальная сеть обеспечивает объединение и хранение огромного количества информации. В мозговой ткани человека около 14 млрд нервных клеток, а «работают» только 3–4 % (у гениев – 7–8 %). Каким мощным потенциалом обладает человек![7] Нейроны – миниатюрные индивидуальные клетки, и увидеть их можно только в микроскоп. Нервы – большие пучки аксонов (волокно, которое выносит информацию из тела нервной клетки) и дендритов (волокна нейрона, принимающие входящие сигналы). Многие нервы имеют беловатый цвет, так как содержат аксоны, покрытые слоем жировой ткани, миелином. Миниатюрные щели в миелине помогают нервным импульсам перемещаться быстрее. При повреждении слоя миелина может развиваться онемение тканей, мышечная слабость или паралич. Долгое время некоторые специалисты считали, что клетки мозга, доставшиеся от рождения, ежедневно теряют тысячи нейронов и не восстанавливаются в течение всей жизни. Это привело к появлению теории постепенного снижения умственных способностей по мере старения человека. Но ученые доказали, что здоровый мозг 75-летнего человека содержит столько же нейронов, сколько у него было в 25 лет. Мозг ежедневно теряет нейроны, но в нем появляются новые, приходящие на смену утраченным. Этот процесс называется нейрогенезис. Открытие нейрогенезиса привело к появлению новых технологий лечения некоторых распространенных повреждений мозга, например, инсульта. По мнению врача А. Комфорта, «человеческий мозг не усыхает, не ослабевает, не теряет своих качеств и не разрушается с возрастом. В норме он продолжает прекрасно функционировать до 90-летнего возраста»[8]. Появление и рост новых клеток в головном мозге – важная основа информационного культуризма в любом возрасте. Конструкция мозга у всех людей одинакова. Но тогда почему люди предпочитают совершенно разные виды деятельности? Ученые выявили генетическую предрасположенность каждого человека к определенному виду занятий. Поэтому и мозг предрасположен к восприятию соответствующей информации и плохо воспринимает ту, которая ему не соответствует. Гении отличаются от людей со средними способностями тем, что в их мозге уже есть определенная «гениальная стартовая информация», которая в определенное время под воздействием различных факторов «просыпается» и «просится наружу». При этом в «дремлющем состоянии» такая информация, помимо воли и сознания человека, впитывает из окружающего мира нужные ей дополнительные сведения для того, чтобы накопить некий объем и «проснуться». Вообще мозг – великий труженик. Он работает не только днем (когда человек бодрствует), но и ночью (когда он спит). Во время ночного сна мозг выполняет свою организационную работу, то есть раскладывает «по полочкам» информацию, которую получил днем сознательно, полу-сознательно или бессознательно, а также дополнительно обрабатывает ее и находит те или иные решения. Один из результатов этой работы – сны. Поэтому можно эффективно пользоваться ночной работой мозга по правилу «утро вечера мудренее». Мозг – главный управляющий в организме человека. Он получает от различных органов информацию об их состоянии. Эта информация также может находить отражение в сновидениях. Например, при высокой температуре человеку снятся плохо организованные сны или просто всякая ерунда. Это объясняется тем, что болезненное состояние мешает нормальной работе мозга и он как бы сбивается с привычного ритма. Если продолжать рассматривать человека с кибернетической точки зрения, можно утверждать, что от рождения он имеет некую программу запроса информации, которая начинает работать в определенный момент времени. Часть этой программы – так называемая жажда мозга, когда человек начинает вдруг очень много читать. Самый главный вопрос, во что превратится эта жажда: ждать ли окончания работы данной программы или переходить на сознательно управляемый процесс информационного культуризма? Сначала – упоение этой жаждой, этим восхитительным ощущением емкости и мощи мозга, а затем введение ее в управляемое русло, или переход к целевому потреблению информации. Для перехода в категорию высокопрофессионального информационного культуризма нужно быть готовым включить свою ВОЛЮ. Взаимосвязь между мозгом и телом Говоря о мозге, следует иметь в виду и тело, с которым он находится в «одной упряжке». Есть хороший анекдот, который иллюстрирует разницу между такими понятиями, как умственный и физический труд. – Чем отличаются друг от друга умственный и физический труд? – спрашивает один другого. – Сообразить на троих – это умственный труд, а разлить на троих – физический, – подумав, ответил приятель. Одному человеку приходится больше работать головой, другому – ногами и руками. Но, независимо от этого, мозг и тело работают вместе. При этом мозг находится на первом месте: он – лидер, и от него очень многое зависит и в состоянии самого тела. Изучение результатов различных научных исследований позволяет определить и охарактеризовать закономерные взаимосвязи между мозгом и телом. Закономерность первая: если мозг и тело не нагружаются, они атрофируются. Гармония между мозгом и телом дает прекрасные ощущения и результаты. Однако часто встречается такая крайность, как развитый мозг и тщедушное или рыхлое тело. Оно как бы говорит своему обладателю: «Посмотри, во что ты меня превратил! Твоя голова долго не протянет. Я подведу ее в самый неподходящий момент». Так оно и происходит: мозг не может работать с большим КПД, если тело находится в плохом состоянии, физически не нагружается. Здесь возможны следующие ситуации. • Мозг «забывает» о теле, не уделяет ему должного внимания. В этом случае тело некоторое время будет терпеть такое положение вещей, но рано или поздно обязательно отреагирует на эту несправедливость болезнью. Миллионы людей находятся в такой ситуации и никак не включат волю, чтобы удовлетворить потребности развития своего тела. • Здоровое, красивое тело и его требования… по развитию мозга. Мозг не обмануть: он отслеживает состояние тела, знает его. Сигнальные требования тела имеют разную силу. Но если обладатель хорошего от природы тела игнорирует их, он незаметно начинает тупеть. Рано или поздно процесс отупения отразится и на состоянии тела: оно потеряет былую развитость и привлекательность. При отсутствии нагрузок человек деградирует как физически, так и интеллектуально. Есть такое выражение – «язык тела», означающее, что внешний вид тела может нечто сообщить о своем обладателе. Но наряду с этим имеется и «язык мозга», то есть что и как говорит человек. Этот язык указывает на отношение хозяина к своему телу. Закономерность вторая: если мозг не приучен к информационным нагрузкам в детстве, отрочестве или юности, то его можно развить позже. Но если мозг не нагружается и не тренируется с помощью информации в более зрелом возрасте, необходимо наверстать упущенное, не откладывая его на более поздние годы. Самые нежелательные фразы – «в свое время я много читал», «было время, когда мне удавалось это делать», «если бы вернуть лет десять назад, то…» и т. д. Они означают, что человек перестал заниматься собой, своим мозгом и телом. Начав однажды тренировать мозг и тело, делайте это всю жизнь, без всяких скидок на обстоятельства, ситуации и отсутствие времени. Эффективно только это своеобразное тотальное самоуправление качеством мозга и тела. Мозг не развивается, если его не нагружают именно прочитанной информацией, а мышцы атрофируются без «прокачки» их определенными весами (грузами). Мышцы «прочитывают» нагрузки и лучше работают, а мозг «прокачивается» информацией и увеличивает свои возможности. Нетренируемый мозг со временем начнет сдавать свои позиции в работе с информацией. Подобным образом поступит и тело. Закономерность третья: у каждого человека, сообразно его индивидуальным особенностям, имеются свои возможности тренировки мозга и тела в любом возрасте, нужны лишь соответствующие нагрузки. Какие бы аргументы ни приводил человек в противовес этой закономерности, в любом из них неизменно слышен голос Ее Величества Лени. Давно уже доказано, что основная причина многих болезней тела и мозга – именно Матушка Лень. Во все времена «самые современные методики» тренировки мозга и тела ориентированы на выполнение упражнений, «не вылезая из кровати или не поднимаясь с кресла». Брейнбилдинг предполагает прежде всего преодоление в себе мышления, требующего получения нужных результатов не сходя с места и за одну минуту. Самое главное – найти свою систему тренировки тела и мозга, которая соответствует индивидуальным особенностям, профессии и жизненной среде. Когда мне приходится работать в команде преподавателей на выезде, я стараюсь под любым предлогом избегать вечерних посиделок и выпивки и использую это драгоценное время для занятий спортом. При одиночном преподавании эффективно работает следующая система: преподавание (умственные нагрузки) – физические упражнения – питание – внеаудиторная тренировка мозга (подготовка к занятиям, чтение). Эта система никогда не подводила меня, постоянно поддерживая мои интеллектуальные и физические силы. Закономерность четвертая: если тело нагружается больше, то страдает мозг; если, наоборот, мозг нагружается больше, то вянет тело. Сочетание нагрузок – идеальный вариант. Эта закономерность еще раз заставляет увидеть взаимосвязь между мозгом и телом в индивидуальном развитии. Сколько людей могли бы стать более совершенными, если бы понимали эту простую истину и не пренебрегали сочетанием физических и умственных нагрузок! Офисные работники приводят аргументы о невозможности физических нагрузок, потому что голова за рабочий день «набивается» различной информацией, и ей уже не до «физики». Работники, в труде которых преобладают физические нагрузки, наоборот, пытаются доказать, что после окончания рабочего дня их голова не воспринимает «лирики». В обоих этих случаях мы имеем дело с психологической установкой на «невозможность другого рода нагрузки». Дело сдвинется с мертвой точки, если попытаться перейти к противоположной самоустановке. Сначала будет очень трудно, потому что вы пытаетесь освоить другую, непривычную и даже противоположную систему. Но ни в коем случае не сдавайтесь! Со временем вы начнете одерживать небольшие, но очень нужные победы над собой, а затем найдете сбалансированную систему умственных и физических нагрузок и будете ее придерживаться. При этом вы будете чувствовать себя гораздо лучше. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|