• 1. Нравственное воспитание
  • 2. Эстетическое воспитание
  • 3. Физическое воспитание
  • 4. Экологические программы в системе воспитания
  • 5. Трудовое воспитание
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Система форм и методов воспитания

    1. Нравственное воспитание

    На сегодняшний день российское общество находится в моральном смятении, и мы постоянно можем наблюдать дисгармонию социальных отношений и ценностных приоритетов. В такой ситуации важнейшей задачей является нахождение побудительной основы восстановления нравственных сил общества и приложения усилий к этически выверенным ориентирам воспитания растущего поколения. Что в данном случае может здесь сделать школа и преподаватель?

    В первую очередь следует подумать об органичном включении в систему учебно-воспитательного процесса предметов воспитательной значимости, которые направлены на формирование ценностных ориентации учащихся, гуманистического основания их жизнедеятельности, нравственных отношений к окружающему миру, близким людям и к самим себе.

    Здесь мы рассматриваем существенное значение уроков этики, необходимость которых продиктована самой жизнью с ее социальными потрясениями и попранной нравственностью. Современные дети морально дезориентированы и нуждаются в этических уроках-диалогах о самых важных вопросах человеческого существования и смысле жизни. На эти диалоги с растущим и неопределившимся человеком важно мобилизовать возможные усилия учителей и профессиональный поиск, чтобы они стали востребованы и значимы для учеников. Мы сможем пронаблюдать, насколько богат воспитательный потенциал подобных уроков, если ввести их в практику образовательного учреждения.

    Этика – область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, это наука о нравственной жизни человека. В этике проявляется живое отношение к живой жизни. Рассматривая человека и жизнь как высшую ценность, мы движемся к тому, что это станет содержанием курса этики в школе, который в свою очередь создаст основу этической культуры в подрастающем поколении.

    Структурные компоненты разработанной и широко распространенной в педагогической практике системы этического воспитания обладают расширенным спектром нравственного действия на учащихся, охватывают все аспекты школьной жизни: урок, межурочное пространство, внеурочная деятельность. Они, взаимодействуя, создают педагогические предпосылки для формирования и развития этической культуры учащихся.

    Журнал «Этическое воспитание» является важнейшим методическим пособием, ориентированным на комплексное использование системы воспитания этической культуры. Примером вырабатывания у подрастающего поколения нравственных привычек может стать проведение урока этики в школе. Вопрос о том, должен ли такой урок в школе стать обязательным предметом, существует три точки зрения:

    1) первая точка зрения сводится к мнению о том, что подобный предмет в школах жизненно необходим;

    2) сторонники второй точки зрения считают, что воспитанием должна заниматься семья. Действительно, такой урок важен, но применяется только в качестве факультатива. Или же проведение классного часа на тему «Этика» классным руководителем;

    3) учить этике бесполезно. Уроки в школе должны быть совершенно другого содержания.

    2. Эстетическое воспитание

    Эстетическое воспитание – это воспитание чувств, идеалов, стремления к прекрасному. Основными задачами эстетического воспитания являются следующие:

    1) развитие умения видеть и подвергать оценке красоту;

    2) понимать прекрасное, гармоничное;

    3) рассматривать свое поведение и собственные поступки с точки зрения эстетических представлений.

    Эстетическое воспитание можно подразделить на категории, называемые эстетическими:

    1) прекрасное и безобразное;

    2) трагическое и комическое;

    3) высокое и низменное.

    Каждая из категорий подвергается историческим изменениям. Совершенно определенные общечеловеческие ценности неизменны. Незнание или не придание этому значения приводит к трагическим последствиям, таким как отсутствие или слабое развитие эстетического вкуса, поглощение и использование некачественной и непотребной (с точки зрения эстетики) продукции, неумение, нежелание и отсутствие интереса к пониманию полноценного искусства, музыки, произведений великих мастеров. Видами или средствами в эстетическом воспитании называют природу, искусство, окружающую реальность, труд человека и др.

    Существует мнение, что урок, проведенный на лесной лужайке, у холодного ручья, даст несомненно гораздо более положительный эффект в смысле этического воспитания. Общение с искусством приумножает и развивает эмоциональный мир воспитания.

    Искусство – одно из универсальных и оптимальных средств постижения истории. В эстетическом воспитании можно проследить следующую цепочку: достигнув успехов в одном из жанров искусств (живопись, музыка, литература и т. д.), возникает интерес к постижению других жанров.

    Многие известнейшие люди (М. В. Ломоносов, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин) обладали талантами в разных областях научного знания. Отсюда можно сделать вывод, что окружение ребенка с детства входит в его подсознание и определяет его дальнейшие внутренние способности. Это интерьер, архитектурный облик городов, поступки людей, взаимоотношения, музыка, которую слушают родители и т. д.

    Эстетическое воспитание реализовывается в общеобразовательных и внешкольных учреждениях. Рассмотрим некоторые любопытные опыты подобных реализаций:

    1) школа радости – вариант идеального совмещения внеклассной и учебной работы (М. Щетинин);

    2) единые органы управления имеют художественная, музыкальная и общеобразовательная школы, с помощью этого осуществляется идеальная согласованность в расписании учебных занятий, а также в содержании работы в целом (белгородские сельские школы-комплексы).

    В стандартных образовательных школах развивать духовный мир учащегося призваны такие предметы, как литература, изобразительное искусство, музыка. Однако для полного всестороннего развития духовной сущности необходима более стройная согласованная система, которая, к сожалению, пока не реализована в типовых школах.

    3. Физическое воспитание

    Под физическим воспитанием будем понимать многосторонний педагогический процесс, который направлен на организацию активной познавательной, воспитательной и физкультурно-оздоровительной деятельности школьников. Данная деятельность направлена на:

    1) укрепление потребностей в занятиях отдельными видами спорта в общем и физической культурой в частности;

    2) развитие физических сил и здоровья;

    3) выработку санитарно-гигиенических навыков;

    4) решение задач всестороннего гармонического развития личности.

    В стандартной общеобразовательной школе в процессе физкультурных воспитательных дел используют определенные средства и методы обучения. К основным методам обучения следует отнести:

    1) методы слова – объяснение, рассказ, указание, команда, разбор и т. п.;

    2) методы демонстрации – живая демонстрация учителем или учеником и показ наглядных пособий. К наглядным пособиям относятся кинофильмы, разнообразные схемы, рисунки, кинограммы и др.;

    3) методы упражнения – это, как правило, практическое выполнение, т. е. выполнение упражнения в целом или по отдельно взятым частям;

    4) методы убеждения – разъяснения и положительный пример руководителя группы;

    5) методы одобрения – выделение «из общей толпы» учеников самых отличившихся, различные поощрения: от словесной положительной характеристики до вручения памятных грамот.

    В многовековой истории педагогической мысли возникло и благополучно развивается большое многообразие различных форм внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию. Однако среди них можно выделить наиболее эффективные и интересные.

    Самыми эффективными, безусловно, можно считать те, которые помимо интереса учащихся вызывают еще и значительный оздоровительный эффект. К таким формам физического воспитания можно отнести:

    1) разнообразные секции;

    2) межклассовые, межшкольные и городские спортивные соревнования;

    3) туристические походы;

    4) различные военизированные игры;

    5) спортивные вечера, посвященные разнообразным темам.

    По мнению Пьера де Кубертена, к последним можно отнести вечера с олимпийской тематикой «Олимпиада не только для олимпийцев» или же проведение какого-либо соревнования под следующим девизом «Не важна победа, а важно участие».

    В отдельно взятой общеобразовательной школе следует подойти к вопросу организации различных спортивных секций и кружков очень серьезно. Здесь наблюдается явная зависимость секционного многообразия от интереса школьников к физической культуре и спорту.

    Ученик находит отдельный вид спорта для себя наиболее приемлемым, у него возникает интерес к спорту вообще и таким образом стимулируется положительное отношение к другим видам спорта. Преподавателю физической культуры следует обращать особое внимание на учеников во время сдачи обязательных для каждой четверти нормативов.

    Именно в это время можно выделить учеников, которым интересно проявить себя в отдельных формах упражнений. В дальнейшем развитие физических способностей этих детей позволит им принять участие в разнообразных соревнованиях.

    4. Экологические программы в системе воспитания

    Задачи экологического образования с позиции экологической педагогики. Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания эта общая задача конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования.

    1. Формирование адекватных экологических представлений. Данная система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

    С позиций экологической педагогики именно через подструктуру представлений в наибольшей степени формируется психологическая включенность в мир природы, которая свойственна экологической личности.

    Таким образом, главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности понимания единства человека и природы, которое способствует возникновению у нее психологической включенности в мир природы.

    2. Формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

    С позиций экологической педагогики именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется субъективный характер восприятия природных объектов, который свойственен экологичной личности.

    Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности субъектной модальности субъективного отношения к природе.

    3. Формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой. Для того чтобы экологически целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий.

    Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.

    С позиций экологической педагогики именно через подструктуру стратегий и технологий взаимодействия с природой в наибольшей степени формируется стремление к непрагматическому взаимодействию с ней, которое свойственно личности.

    Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является организация такой деятельности личности, в процессе которой происходит освоение непрагматических стратегий и соответствующих технологий взаимодействия с природой.

    Определяя сущность экологического воспитания, можно выделить существенную особенность этого процесса – ступенчатый характер, который в свою очередь подразделяется на длительность, сложность, скачкообразность, активность.

    5. Трудовое воспитание

    Под трудовым воспитанием в школе понимают формирование у детей трудолюбия, осознанного и добросовестного отношения к труду, глубокого уважения к трудовым людям, формирование трудовых и профессиональных умений, развитие навыков труда как физических, так и умственных. Труд – это первая жизненная потребность. Поэтому в общеобразовательных школах большое значение должно придаваться тщательной подготовке школьников к выполнению доступных видов профессиональной деятельности. На современном этапе развития школьного образования достаточно полно разработана система трудового воспитания учащихся. Данная система содержит следующие важнейшие компоненты:

    1) учебный труд;

    2) овладение основами политехнических знаний и умений при изучении учебных дисциплин;

    3) трудовое воспитание непосредственно на уроках труда;

    4) дополнительные занятия в школьных мастерских особо отличившихся и заинтересованных школьников;

    5) трудовое воспитание детей в семье.

    Учебное трудовое воспитание состоит из следующих видов работы школьников:

    1) работа с учебной и справочной литературой;

    2) проведение лабораторных работ;

    3) наблюдения;

    4) измерения и расчеты лабораторных работ;

    5) овладение навыками самостоятельной работы в школе;

    6) самостоятельная домашняя работа.

    Что касается политехнических знаний и умений, то они формируются непосредственно в процессе выполнения заданий и изучения основных наук и специализированных технических предметов.

    Общие основы промышленности и производства изучаются на таких уроках, как физика, химия, биология и т. д. Здесь же в рассмотрение вводятся принципиальные положения, лежащие в основе работы машин, аппаратов, приборов. Кроме того, овладение школьниками основными явлениями, которые заложены в технологических процессах.

    Трудовое воспитание в средней общеобразовательной школе на занятиях труда продолжается с первого по одиннадцатый класс.

    На уроках труда ученикам последовательно и постепенно прививаются элементарные приемы ручной работы, которые являются порой жизненно необходимыми для любого человека. Кроме того, овладение школьниками с 5–6 класса основными важнейшими умениями по обработке древесины, металла, пластмассы.

    В современном обществе подрастающему поколению обязательно знание необходимых навыков электротехнических работ и разнообразных видов и форм бытовой техники. В самых старших классах трудовое воспитание школьников становится все более сложной и дифференцированной структурой. Ведь именно в этом возрасте учащиеся приобретают достаточно основательную допрофессиональную подготовку. На занятиях труда в 10–11 классах трудовое воспитание и обучение имеет следующее строение:

    1) технический труд;

    2) обслуживающий труд;

    3) сельскохозяйственный труд.

    Семейная обстановка должна способствовать тому, чтобы домашний труд для ребенка являлся основой трудового воспитания. По содержанию труд в семье подразделяется на:

    1) труд по самообслуживанию;

    2) уход за младшими членами семьи;

    3) уход за больными родственниками;

    4) ведение домашнего хозяйства.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх