|
||||||||
|
3.1 ТЕОРИЯ ЗНАКА Ответ на это мы находим в теории знака. Что надо понимать под термином «знак»? Это можно применительно к языку свести к следующим пунктам. 1) Знак должен быть материальным, т.е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь. 2) Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак – член второй сигнальной системы. 3) Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой. 4) Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных. 5) Знак и его содержание определяются местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков. Это можно пояснить такими примерами. Если сравнить кляксу и букву, материальная природа которых одинакова, и обе они доступны органам восприятия, то выясняется, что для характеристики кляксы все ее материальные свойства: и размер, и форма, и цвет, и степень жирности – одинаково важны. А для буквы важно лишь то, что отличает эту букву от других: «а» может быть больше или меньше, жирнее или слабее, может быть разного цвета, но это «то же а», тогда как при различии этих признаков кляксы будут разные. Клякса ничего не значит, а буква значит, хотя и не имеет своего значения; «а» же существует для того, чтобы, различаясь с «о», «у» и т.п., различать «стал» от «стол», «стул» и т.п. У буквы же может быть существенно изменен ее материальный вид, например, «а», «?», «А», «А» и т.д., но это то же самое, тогда как для кляксы изменения ее контуров приводят к тому, что это разные классы. Дело здесь именно в том, что знак – это член определенной знаковой системы, для буквы – алфавитной и графической, тогда как любая клякса может «существовать» сама по себе и ни в какой системе не участвовать. Возможность знаков выполнять свою различительную функцию основана на том, что знаки в пределах данной знаковой системы (алфавит, звуковой строй языка) сами различаются либо в целом, либо посредством какой-нибудь частной, отдельной диакритики (диакритика – от греч. diakritikos – «различительный», зд. различительный значок). Это тоже легче всего показать на буквах. Так о и х различаются в целом, не имея ничего общего, наоборот, ш и щ имеют все общее, кроме одной диакритики – «хвостик» у щ; такие буквы как А и Н, построены из тех же трех линий, из которых две – вертикальные и одна – горизонтальная, но у Н вертикальные линии параллельны, а у А они сходятся под острым углом. Аналогичные соотношения имеются и у фонем. Среди ученых нет единичного понимания знака в языке, и многие это понятие объясняют по-разному. Американский философ и логик Чарльз Пирс (1839-1914), основатель прагматизма как философского течения и семиотики как науки, определял знак как нечто такое, зная которое, мы узнаем нечто большее. Всякая мысль - это знак и всякий знак - это мысль. Термином «знак» охотно и широко пользовался Ф.Ф. Фортунатов, который писал: «Язык представляет…совокупность знаков главным образом для мысли и для выражения мысли в речи, а, кроме того, в речи существуют также и знаки для выражения чувствований». Фортунатов рассматривает также и знаки для выражения отношений: «…звуки слов являются знаками для мысли, именно знаками для того, что дается для мышления (т.е. знаками предметов мыслей), так и того, что вносится мышлением (т.е. знаками тех отношений, которые открываются в мышлении между частями ли мысли или между целыми мыслями)». Далее Фортунатов рассматривает взаимодействие разного типа знаков в языке, что перекликается с его учением о форме слова и с его пониманием значения. Он говорит о таких принадлежностях звуковой стороны языка, которые сознаются (в представлениях знаков языка) как изменяющие значение тех знаков, с которыми соединяются, и потому, как образующие данные знаки из других знаков, являются, следовательно, сами известного рода знаками в языке, именно знаками с так называемыми формальными значениями; неформальные значения знаков языка в их отношении к формальным значениям языка называются значениями материальными…или также реальными». Очень важные различения в области теории знака указывает в «Логических исследованиях» немецкий логик Эдмунд Гуссерль: 1) всякое выражение есть знак, 2) надо различать настоящие знаки (Zeichen) и «метки» или «приметы» (Anzeichen) типа крестов, начертанных мелом на домах гугенотов в Варфоломеевскую ночь, или узелков на платке, «чтобы не забыть», 3) знаки направлены на значение, тогда как метки остаются простым обозначением., 4) знаковая направленность может относиться к называемому предмету – это «предметная отнесенность», к «выражению говорящего» и собственно к значению, 5) очень важным для лингвистов является различение случаев: а) одно значение – разные предметы, это universalia («универсалия») – общие понятия: лошадь, человек и б) один предмет – разные значения – это синонимы: глаза – очи. Развивая идеи Э. Гуссерля, австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге «Теория языка» различные направленности знаков языка, определяет основные функции языка: 1) функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего, а выражающие его знаки являются симптомами (например, междометия: ай, ох и т.п.); 2) функция призыва. Обращения к слушающему, или аппелятивная функция, такие знаки являются сигналами (например, окрик: эй!, императив: стой! и т.п.) и 3) функция «представления», или репрезентативная (экспликативная) функция, когда один другому о чем-то говорит или рассказывает, такие знаки Бюлер называет символами; эта функция является самой существенной для языка, так как благодаря ей осуществляется коммуникация. Семиотика (от гр. ??????? - признак, знак) - наука о знаках. Наиболее существенное деление знаков - это деление на иконические знаки, индексы и символы. Иконический знак (икона от гр. ????? образ) представляет собой отношение сходства или подобия между знаком и его объектом. Иконический знак построен на ассоциации по сходству. Это - метафоры, образы (живописные изображения, фото, скульптура) и схемы (чертежи, диаграммы). Индекс (от лат. index - доносчик, указательный палец, заголовок) это знак, который относится к обозначаемому объекту благодаря тому, что объект реально воздействует на него. При этом значительного сходства с предметом нет. Индекс построен на ассоциации по смежности. Примеры: пулевое отверстие в стекле, буквенные символы в алгебре. Символ (от гр. ???????? - условный знак, сигнал) это единственный подлинный знак, так как не зависит от сходства или связи. Его связь с объектом условна, так как существует благодаря соглашению. Большинство слов в языке представляют собой символы. Немецкий логик Готлоб Фреге (1848-1925), предложил свое понимание отношение знака к объекту, им обозначаемому. Он ввел различение между денотатом (Bedeutung) выражения и его смыслом (Sinn). Денотат (референт) - это сам предмет или явление, к которому относится знак. Венера - утренняя звезда. Венера - утренняя звезда. В обоих выражениях один и тот же денотат - планета Венера, но разный смысл, так как Венера в языке представлена разными способами. Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, оказавший огромное влияние на лингвистику XX века, предложил свою знаковую теорию языка. Ниже излагаются основные положения этого учения. Язык - это система знаков, выражающих понятия. Язык можно сравнить с другими системами знаков, такими, например, как азбука для глухонемых, военные сигналы, формы учтивости, символические обряды, оперение самцов, запахи и т.д. Язык только наиважнейшая из этих систем. Семиология - наука, изучающая системы знаков в жизни общества. Лингвистика - часть этой общей науки. Семиотика - синонимичный термин для соссюровского слова семиология, более употребительный в современной лингвистике. Американский семиотик Чарльз Моррис (1901-1979), последователь Чарльза Пирса, выделял три раздела семиотики: Семантика (от гр. ???? - знак) - отношения между знаком и предметом, обозначаемым им. Синтактика (от гр. ???????? - строй, связь) - отношения между знаками. Прагматика (от гр. ?????? - дело, действие)- отношения между знаками и теми, кто использует эти знаки (субъектами и адресатами речи). Некоторые системы знаков.
|
|
||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||||||
|