|
||||
|
I. Подходы к сходствам и различиям языков в истории языкознания. 1 Одна из сторон ‘мировой загадки’ языка – единство многообразия или разнообразие единства. Язык является частью, если не основой самосознания индивида. 2 Два эйдетических подхода к сходствам и различиям языков. Монолингвизм и полилингвизм. Разнообразие точек зрения. Эйдетическое знание. 3 Античные и средневековые взгляды на сходства и различия языков. Античная философия. Средневековая Европа. Спор о месте и способе существования универсалий. Проблема членения окружающего мира разумом и языком, проблема единичного и общего, дискретного и континуального. Подходы, отличные от европейской традиции. 4 Интерес к вернакулярным языкам в эпоху Возрождения. Перевод. Позднее средневековье и Возрождение были связаны в Европе с пробуждением интереса к неклассическим языкам: вернакулярным (нормотетическая деятельность Данте Алигьери, трубадуры и грамматики-поэтики, предназначенные для обучения, переводы Библии и других канонических текстов на понятный народный язык) и экзотическим, попавшим в сферу интересов исследователей после великих географических открытий 5 Две стороны единства в понимании Николая Кузанского. Первичной и универсальнейшей природе во всем во Вселенной, во всех ее дискретных элементах: “единство каждой области, поглощенное континуумом инаковости таким образом, что оно не может существовать в простой абсолютности само по себе из-за недостатка актуальности или единства. Ключевая идея Н. Кузанского. Взгляды Джованни Пико делла Мирандола. Идея универсального божественного языка, как неартикулированного, немого в противовес артикулированному, дискретизированному языку людей Джамбаттиста Вико. 6 Harmonia Linguarum. Переход к эпохе рационализма. Прием сопоставления канонических библейских текстов и их переводов на европейские языки. Расширение эмпирической и теоретической базы. 7 Port Royal и универсальная грамматика. Попытки научного осмысления фактов. Идеи грамматики Арно и Лансло. Идеи Боз, Пор-Рояля, работы М.Кур де Жебелена. 8 Концепция континуума в Гермесе Хэрриса. Подход Хэрриса. 9 Концепция универсального языка Лейбница и универсальные трансцендентальные категории у Канта. Связь всеобщей логики и всеобщего языка. Три крупных этапа в развитии филологии в связи с философскими течениями. Лингвофилософия начала XX века. II. Взгляд на язык в истории культуры. История и филология: проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий. Толкование выражений "история науки", "история вопросов", внимание к "устаревшим" тезисам, "система взглядов", "родство языков". История лингвистических учений и история языкознания. Факты истории русской культуры. Взгляд на лингвистику в начале первого, подготовительного периода. Второй – «методический» – период, период поиска эффективных методов и строгих процедур. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|