|
||||
|
Глава 7Компетентность и недружелюбие
В своей практике я часто сталкиваюсь с людьми, технически компетентными в своей сфере деятельности. Они обладают всеми необходимыми навыками и умеют применять их на практике. Но при этом им часто недостает обаяния. С одними людьми у них ладить не получается, а, по совести говоря, другие люди им вообще не очень-то интересны. И они часто жалуются на то, что успеха достигают те, кто далеко не так способен, как они. Таким людям – считающим, что на техническом уровне все ответы им известны, – часто не хватает эмоционального интеллекта (ЭИ), то есть способности увидеть невысказанные желания, потребности и страхи – как свои, так и чужие. Подобная глухота к эмоциональным сигналам сильно влияет на то, как люди ведут свои дела. Без ЭИ вы как будто слушаете других только на одном канале.
Я заметил, что часто встречается такая ситуация: чем выше человек забрался по карьерной лестнице, тем меньше он прислушивается к мнению других (подробнее об этом – в главе «Закрытость к чужому мнению»). В детстве такие люди обычно были отличниками. Их подталкивали (и порой очень усердно) родители – как правило, люди дисциплинированные и организованные, но при этом эмоционально закрытые. В результате дети так и не получили возможности развить эмоциональный интеллект. Умные, но не получающие эмоционального отклика дети приходят к выводу, что похвалы можно добиться благодаря хорошим оценкам, наградам, медалям и спортивным трофеям – то есть внешним признакам успеха. Однако, если никто не побуждает их устанавливать связи с окружающими на эмоциональном уровне, из них могут вырасти равнодушные и черствые люди. А уж достигнув своих целей, они и вовсе становятся глухими к чужим эмоциям. Они выкладываются изо всех сил и в какой-то момент начинают считать, что их мнение – единственное, которое достойно внимания. Они настолько увлеченно доказывают всем свою компетентность, что игнорируют почти неуловимые, но чрезвычайно важные сигналы. Более того – они могут начать откровенно презирать эмоциональные стороны человеческого поведения, что зачастую оборачивается последствиями, вредными в первую очередь для них самих.
Возьмем пример Леонарда, которого преуспевающая семейная фирма, работающая в сфере поставок, наняла на должность старшего менеджера. До этого Леонард работал в огромной, государственного масштаба, компании и просто блистал – он был великолепным менеджером по проектам и заключал невероятное количество сделок по продажам. В сфере продаж он пользовался славой, сопоставимой со славой какой-нибудь рок-звезды, и глава семейной фирмы был страшно доволен, что ему удалось заполучить к себе Леонарда. Однако его неоспоримая компетентность имела и свою темную сторону. В нем был настолько силен дух соревнования, что он терпеть не мог признавать заслуги коллег и подчиненных. Похвалу из него приходилось вытягивать клещами, максимум, на что он был способен, это процедить сквозь зубы: «Неплохо». Зато в качестве критика отличался едкостью, граничащей с желчностью. Прочитав однажды отчет сотрудника, он вернул его на доработку, снабдив припиской: «Больше никогда так со мной не поступай». На другом отчете поставил пометку: «А зачем мы вообще держим его на работе?» Время от времени коллеги жаловались на Леонарда начальству, но тому все было как с гуся вода. Он заключал сделку за сделкой и не сворачивая шел к заветной цели – креслу вице-президента. На окружающих ему было наплевать. Когда настало время ежегодной кадровой аттестации, Леонард был уверен – его повысят. Однако начальство не торопилось выносить ему оценку. Шеф тянул до последнего, опасаясь обидеть ценного сотрудника, но понимая, что уровень навыков межличностного общения у Леонарда ужасающе низок. Вскоре Леонарда вызвали к начальству, и тут он узнал, что отдел по работе с персоналом не рекомендовал повышать его в должности. Как и ожидал шеф, Леонард был в ярости. Он тут же написал письмо предыдущему нанимателю, в котором сообщал, что готов уволиться из компании, которая не ценит его по заслугам. К сожалению, копию письма он забыл в принтере. Думаю, не нужно объяснять, чем закончилась эта история. Почему такие компетентные люди (возможно, что и вы из их числа?) так себе вредят? Часто это происходит потому, что ваша самооценка напрямую связана с вашим мнением о собственной компетентности. Я заметил, что люди, крайне сведущие в технических вопросах, часто бывают практически беспомощны, коснись дело вопросов эмоциональных. Они сопротивляются попыткам вытянуть их из «зоны комфорта», и это сопротивление часто принимает формы враждебности. Также нередко оказывается, что втайне эти люди очень застенчивы, и «щеголяние» своей компетентностью для них – своего рода защитная реакция. (Что интересно, они часто соглашаются с этим утверждением и испытывают облегчение, когда удается выяснить, в чем корень их неудач и разочарований.) Скрытая застенчивость не только заставляет вас ощущать дискомфорт – она навязывает вам сомнения в собственной компетентности и внушает неприятное чувство беззащитности. Возможно, вы намеренно избегаете ситуаций, неуютных для вас. В результате вам не только становится трудно искренне кого-то похвалить, поблагодарить или перед кем-то извиниться, но так же непросто принимать похвалу, благодарность или извинения от других. Что же делать? Либо ждать, пока ваша эмоциональная глухота разрушит вашу карьеру – как это случилось с Леонардом, либо научиться слушать окружающих. Ниже приведен набор характерных ошибок в восприятии себя и других. Если в пяти или более примерах вы обнаружите себя – значит, вы вредите собственному успеху. 10 ошибочных мнений о себе 10 ошибочных мнений о других Полезное пояснение. То, чего вы не знаете, может вам навредить. Необходимые шаги1. Просмотрите вышеприведенный опросник и подсчитайте число ошибочных мнений. 2. Выберите людей, имеющих эти ошибочные мнения. 3. Подойдите к каждому из них и скажите что-нибудь в духе: «Похоже, я кое-что не так понял. Возможно, некоторые из моих шуток для вас совсем не смешны, а то и оскорбительны. Так ли это? И как это влияет на ваше мнение о нашей совместной работе?» 4. Выслушав их ответ, не уходите в оборону. Вместо этого скажите: «Правда? Я и не подозревал, что вам это настолько неприятно. Я постараюсь больше так не поступать». 5. Помните – люди будут охотнее поддерживать вас, если вы «раскаявшийся злодей», которого больше не нужно бояться. И когда это произойдет, они помогут вам преодолеть ваши трудности – и помогут вам преуспеть. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|