|
||||
|
Глава 32Отчаяние
Нэнси была менеджером среднего звена во всех смыслах – ей часто казалось, что она оказалась строго посередине, между молотом и наковальней. Каждый раз, когда клиенты хамили, шеф выдвигал невыполнимые требования, подчиненные опаздывали или поставки не совершались в срок, ее захлестывало отчаяние. Обычно она находила в себе силы вернуться к работе. Однако чем больше времени проходило, тем сильнее скопившиеся эмоции давили на нее. Она практически постоянно чувствовала себя издерганной и вымотанной до предела. Когда она обратилась ко мне за помощью, то вся была как натянутая пружина. «То, что раньше совсем меня не беспокоило, теперь не дает мне спокойно жить, – призналась она. – Я чувствую, как моя броня разваливается на части, и боюсь, что сорвусь и скажу или сделаю что-нибудь разрушительное». В ходе наших терапевтических сеансов мы узнали многое не только о ее конкретном случае, но и о сути чувства отчаяния в целом. Окончательно это понимание сформировалось в ходе одной встречи, когда Нэнси смогла наконец определить источник своих нестабильных негативных эмоций. «Когда меня охватывает отчаяние, я чувствую себя или жертвой – особенно если шеф вываливает на меня кучу работы, хотя я и так занята; или, напротив, ощущаю праведный гнев – если подчиненные начинают оправдывать свое непрофессиональное поведение. Стоит мне полностью погрузиться в «режим жертвы», как ситуация резко ухудшается. У меня просто опускаются руки, что отнюдь не способствует улучшению моего положения». Нэнси также заметила, что если она позволяет эмоциям «выкипеть», то раздражение проходит само собой.
С точки зрения неврологии, с Нэнси – да и со всеми, кто испытывает схожие эмоции – происходило следующее: ее мозг в буквальном смысле выключался, ошеломленный реакцией «бороться или бежать». Паника отключает лобные доли мозга, а именно они отвечают за принятие взвешенных решений и сдерживание эмоциональных порывов. Нэнси была идеальным пациентом, поскольку в ходе наших сеансов она открыла, что способна изменить себя, изменив свой взгляд на ситуацию. Поскольку она обладала аналитическим складом ума, то каждую ситуацию рассматривала с точки зрения чисел – что она приобрела и что потеряла, положительны или отрицательны изменения, и прочее в том же духе. Отчаяние у нее вызывали ситуации, в которых (как ей казалось) она либо что-то теряла, либо ее требования не выполнялись. Она решила изменить свое восприятие ситуации. «Я задумалась: а может, стоит обращать внимание не на то, что я теряю, а на то, что приобрела благодаря компании в целом и своему начальнику в частности», – сказала она мне. Нэнси определила три вещи, за которые благодарна компании: возможность карьерного роста, веру в ее силы, доверие и уважение шефа. С последним у нее поначалу возникли сложности, но она преодолела их, «когда поняла, что он уважает меня как специалиста и верит в мои способности настолько, что не видит смысла делать мне поблажки – поскольку я в них не нуждаюсь». А самое важное заключение она сделала, поняв, что «невозможно чувствовать себя жертвой и в то же самое время быть благодарной». В результате смены точки зрения Нэнси нашла способ восстанавливать равновесие в ситуациях, от которых раньше у нее просто опускались руки. Теперь она могла общаться с начальником, не теряя самообладания, а с подчиненными – не опускаясь до грубости. В конечном итоге она добилась большего уважения не только от коллег, но и вообще от окружающих, а главное – от самой себя.
Ирония в том, что когда мы отчаиваемся, то хотим, чтобы мир изменился – так, чтобы мы чувствовали себя лучше. Но на самом деле единственный способ бороться с отчаянием – измениться самим. Полезное пояснение. Чувствовать отчаяние и благодарность в одно и то же время невозможно. Необходимые шаги1. Помните: чем раньше вы начнете бороться с захлестывающим вас отчаянием и чувством бессилия, тем лучше. Скажите себе: «Если я не сделаю что-нибудь, чтобы улучшить ситуацию, все станет только хуже». 2. Чтобы не скатиться в жалость к себе и в «режим жертвы», вспомните три вещи, за которые вы благодарны своей работе или коллеге. 3. В следующий раз, когда вам будет казаться, что вы зашли в тупик, возьмите тайм-аут. Дайте негативным эмоциям затихнуть. Затем спросите себя: «Хочу ли я просто расквитаться с тем, кто меня так раздражает, или же хочу научиться эффективнее бороться с такими ситуациями вообще?» 4. Если вам хочется только свести счеты с раздражающим вас человеком, спросите себя: «Каковы будут последствия – и прямо сейчас, и в будущем?» Вы наверняка поймете, что негативная реакция только ухудшит ваше положение. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|