• 4.1. Фармакологический путь коррекции

  • 4.1.1. Основные направления и отрицательные эффекты применения средств фармакологической коррекции

  • 4.2. Немедикаментозный путь коррекции

  • 4.2.1. Использование эндогенных пептидов

  • 4.2.2. Использование различных методов и способов рефлексотерапии
  • 4.2.3. Использование различных приемов психотерапии
  • 4.3. Комплексный путь коррекции

  • Глава 4

    Основные пути и направления предотвращения, купирования и коррекции эмоционального стресса

    Проблема коррекции эмоционального стресса сводится к использованию таких средств и методов, которые предусматривают или устраняют патологические проявления, обусловленные психологическими или другими стресс-воздействиями. Большое число работ посвящено описанию общих принципов и конкретных методических приемов предотвращения и купирования неблагоприятных проявлений стресса. Среди основных направлений регулирования эмоционального стресса выделяют: медикаментозное (фармакологическое), немедикаментозное и комплексное.

    Все вышеперечисленные пути направлены на предотвращение неблагоприятных проявлений стресса, на купирование их и на замещение нежелательных симптомов его благоприятными или нейтральными для человека симптомами, т. е. коррекцией состояний эмоционального стресса.

    4.1. Фармакологический путь коррекции

    Фармакологическое направление по изучению регуляции эмоционального стресса началось сравнительно недавно. Впервые вопрос о возможности использования фармакологических препаратов для предотвращения некрозов миокарда, вызванных стрессом, поставил в 1957 г. основоположник учения о стрессе Г. Селье.

    При фармакологическом воздействии на регуляцию эмоционального стресса важно четко определить, на какой принципиальный процесс, имея в виду систему регуляции эмоционально-мотивационной сферы и психической деятельности, должны влиять психотропные средства, чтобы быть в состоянии оказывать лечебный, положительный эффект. К числу ведущих процессов такого воздействия А. В. Вальдман и соавт. (1979) относят:

    коррекцию эмоционального напряжения как основного патогенного фактора развития эмоционального стресса;

    воздействие на системы оценки биологической модальности стрессогенных сигналов, в том числе на эмоционально-модальную память, фиксирующую оценку воздействия (или ситуации) как аверсивного;

    подавление системы отрицательного подкрепления, связанной с негативным эмоциональным состоянием, порождаемым психологическим стрессом;

    активацию системы положительного подкрепления как «антистрессового» фактора;

    влияние на динамику психопатологических проявлений, обусловленных хроническим эмоциональным стрессом;

    влияние на энергетические и нейрохимические процессы, лежащие в основе механизмов психической адаптации мозга;

    нормализация вегетативных реакций, сопровождающих эмоциональный стресс, и коррекция соматовегетативной интеграции поведенческих реакций;

    непосредственное влияние на нейрофизиологические механизмы мезодиэнцефалической системы «защиты».

    С теоретической точки зрения, приведенный перечень кардинальных процессов воздействия является почти исчерпывающим. Однако лекарственных веществ, обладающих перечисленными свойствами во всей полноте, пока не найдено. В наибольшей степени удовлетворяют предъявляемым требованиям лишь препараты определенных фармакологических групп: психофармакологические средства успокаивающего или стимулирующего действия, а также биологически активные вещества метаболического действия, обладающие широкими возможностями регуляции адаптационных процессов.

    Смысл применения транквилизирующих средств при эмоциональном стрессе сводится к нормализации чрезмерного эмоционального напряжения, к устранению психопатологических проявлений, вызванных психотравмируюшим воздействием, но без нарушения психического регулирования адаптивного, целесообразного поведения во всех его проявлениях.

    Поскольку активация определенных зон мозга у человека (септальная область, покрышка) снимает аверсивные состояния эмоционального напряжения, устраняет тягостные переживания, связанные с болевым воздействием, актуален вопрос о возможности направленного влияния на системы подкрепления для снятия чрезмерно сильных аффективных реакций, состояний тревоги, напряженности, т. е. состояний эмоционального стресса. В этой связи фармакологическое воздействие на систему отрицательного подкрепления, на механизм психологической «негативное» может проявляться стресс-протективным эффектом. Так, по данным И. А. Паткиной (1975), подавляющее воздействие на негативные компоненты, обусловленные прямой активацией системы наказания, оказывают транквилизаторы бензодиазепинового ряда — хлордиазепоксид, диазепам, седативные дозы барбитуратов, этанол, аминазин. Данные об эффектах М-холинолитиков (амизил, скополамин) противоречивы.

    В связи с существованием определенной функциональной реципрокности между обеими системами подкрепления одним из принципиальных способов психофармакологической коррекции стресс-реакций, обусловленных отрицательными эмоциями, может явиться активация системы положительного подкрепления, что было наглядно продемонстрировано у животных по активности реакции самораздражения мозга.

    Эффект психотропных средств, используемых в качестве корректоров эмоционального стресса, должен оцениваться не только по их влиянию на психофизиологическую структуру поведения, но и на нейрохимические механизмы подкрепляющих и эмоциогенных систем мозга. Специфическое действие разных психоактивных соединений в определенной мере коррелирует с их преимущественным воздействием на катехол-индол-аминергические и холинергические системы мозга (Аничков С. В., 1974). Психотропные средства способны вмешиваться в процессы синтеза, резервирования, высвобождения медиатора, в процессы его взаимодействия с постсинаптическими рецепторами и обратного захвата из синаптической щели, изменять активность энзимов, инактивирующих медиаторы. Процессы эмоционального реагирования при использовании психотропных средств могут быть изменены посредством воздействия на все известные нейромедиаторные системы.

    Нейрохимические системы мозга являются теми материальными субстратами, с которыми взаимодействуют психотропные средства. Свое влияние на психические функции эти соединения реализуют посредством вмешательства в различные нейромедиаторные механизмы. Модуляция эмоциональной реактивности, изменение функциональной активности систем подкрепления (психофизических процессов, имеющих первостепенное значение в генезе эмоционально-стрессовых реакций) осуществляются под влиянием психотропных средств также через медиаторные механизмы (Вальдман А. В. с соавт., 1979).

    4.1.1. Основные направления и отрицательные эффекты применения средств фармакологической коррекции

    Исходя из основных механизмов воздействия средств фармакологической коррекции на организм, применение их в войсках осуществляется по трем основным направлениям, реализуемым через центральные (ЦНС) или гуморально-клеточные уровни организма.

    Первое направление связано с использованием психофармакологических средств для снижения чрезмерной возбудимости подкорковых структур и повышенной активности ЦНС в связи с эмоциональным стрессом, операционной напряженностью или вынужденной бессонницей. Это достигается применением транквилизирующих препаратов различного действия (феназепам, мебикар, пирроксан, мепробамат). Они меняют функциональное состояние человека и способствуют снятию или значительному ослаблению чувства страха и тревоги, улучшают настроение и самочувствие, предупреждают в дальнейшем нервно-психические срывы.

    Своеобразной платой за «получаемый выигрыш» является торможение психомоторных функций, некоторое ослабление кратковременной памяти. При этом реализуется фармакологическая защита важнейших систем организма путем торможения функций ЦНС по принципу отрицательной обратной связи. Морфофункциональной основой данного явления считается ослабление (блокирование) гипоталамо-лимбического комплекса с его системами подкрепления и связи с ретикулярной формацией ствола и корой головного мозга.

    Второе направление преследует цель повышения возбудимости ЦНС, исходно подавленной вследствие чрезмерных воздействий и нагрузок. Для этого назначаются психостимуляторы и тонизирующие препараты (сиднокарб, центедрин, бромантан, экстракт элеутерококка, китайский лимонник, кофеин, кардиамин и т. п.). Воздействие психостимуляторов значительно повышает как физическую, так и умственную, в том числе операторскую, работоспособность.

    Своеобразной платой за получаемый выигрыш является усиленный расход энергоресурсов, активация катаболизма, повышение функций симпатоадреналовой системы организма и, как следствие, появление вегетативного и эмоционального напряжения. По этой причине после назначения стимуляторов необходим период восстановления функциональных ресурсов.

    Третье направление в использовании препаратов связано с состоянием сниженной работоспособности и ухудшением состояния организма в условиях чрезмерного напряжения гомеостатических механизмов и перестройки адаптации, что имеет место при продолжительных боевых и обучающих рабочих нагрузках, в особенности в тяжелых климатогеографических или микроклиматических условиях. Действие фармакологических средств в этом случае реализуется в основном через метаболические звенья, обеспечивая экономичность их функционирования. Эта задача решается с помощью актопротекторов, ноотропов, антигипоксантов, адаптогенов (бемитила, пира-цетама, натрия оксибутирата, фенибута, элеутерококка, женьшеня, витаминов, гормонов, биологически активных субстратов и пищевых добавок). Препараты метаболического действия не имеют выраженного прямого психотропного эффекта, требуют достаточно продолжительного назначения (от нескольких дней до месяцев), обладают нередко кумулятивными свойствами.

    Таким образом, в итоговой оценке эффективности фармакологической коррекции по всем трем направлениям должны учитываться не только положительные моменты повышения боеспособности, но и негативные отклонения субъективных и функциональных показателей, вызванных лекарственным воздействием. Отрицательные эффекты фармакологической коррекции стресса подразделяются на побочные эффекты и осложнения. По механизмам действия они делятся на две группы:

    обусловленные избыточной широтой спектра фармакологической активности препарата;

    связанные с повышенной чувствительностью организма к психотропным средствам.

    К первой группе побочных эффектов относится общетоксическое действие психотропных средств при превышении рекомендованных доз. Оно выражается в неврологических (дискоординация, патологические рефлексы, тремор, нарушение зрачковых реакций), психических (оглушенность, сонливость, депрессия) и соматовегетативных расстройств (головная боль, головокружение, тошнота, бледность кожи, потливость, задержка мочеиспускания и др.).

    Вторую группу нарушений составляют аллергические реакции (дерматит, ринит, бронхоспазмы, диарея, рвота, локальные отеки и др.). Могут наблюдаться также парадоксальные извращенные реакции (сон после приема стимулятора, эйфория и бессонница под влиянием транквилизатора и др.).

    4.2. Немедикаментозный путь коррекции

    В связи с тем, что использование фармакологических препаратов не исчерпывает всех возможностей по коррекции эмоционального стресса, а также и то, что они имеют много побочных эффектов, в последние годы появились многочисленные исследования по изучению и использованию немедикаментозных средств коррекции стресса. В этом направлении интересным и перспективным является возможность использования эндогенных пептидов в центральных нейрохимических механизмах, отрицательных эмоциональных состояниях (Юматов Е. А., 1980).

    4.2.1. Использование эндогенных пептидов

    Одним из эндогенных пептидов, широко представленных в разных отделах мозга, в том числе и в эмоциогенных зонах гипоталамуса, является вещество Р. Известно, что вещество Р способно оказывать непосредственное влияние на активность центральных нейронов, в большинстве случаев возбуждая их. Вместе с тем была отмечена способность вещества Р изменять реакции нейронов на нейроме-диаторы. Доказано, что вещество Р способно снижать степень выраженности невротических состояний, нормализовать сон, улучшать память и процессы обучения, что позволяет рассматривать его как модулятор физиологических и патологических процессов.

    Кроме того, вещество Р, содержащееся в нейронах задних рогов спинного мозга, способно передавать сигналы от периферических болевых рецепторов в центральные отделы нервной системы. Исследования на крысах позволили Е. А. Юматову (1980) рассматривать вещество Р, синтезирующееся в гипоталамусе, как один из возможных пептидных факторов устойчивости к эмоциональному стрессу. Вещество Р оказывает также модулярное влияние на метаболизм катехоламинов мозга при эмоциональном стрессе, выражающееся в способности вызвать долговременные изменения содержания норадреналина и дофамина в гипоталамусе и среднем мозге в сторону повышения, что расценивается Е. А. Юматовым как проявление центральных нейрохимических механизмов адаптации к эмоциональному стрессу.

    Экспериментальные данные показывают, что содержание вещества Р в гипоталамусе коррелирует с устойчивостью к эмоциональному стрессу (Dupont А. etal., 1981). Принимая во внимание эти данные, A. M. Вейн и соавт. (1989) показали, что у больных неврозом отмечены снижение содержания вещества Р в крови и расстройства сна. У экспериментальных животных, подвергнутых эмоциональному стрессу, также нарушается электроэнцефалографическая структура сна. Сон является антистрессовым фактором. Во время бодрствования содержание вещества Р в крови снижается. При полноценном сне его уровень вновь повышается. Введение в организм животных, подвергнутых эмоциональному стрессу, вещества Р восстанавливает нормальную структуру сна. Таким образом, эмоциональный стресс, нарушая сон, лишает организм одного из защитных механизмов, с помощью которого повышается содержание вещества Р и обеспечивается устойчивость к стрессу. Учитывая то, что организм способен сам синтезировать вещество Р в большей степени во время сна, с одной стороны, и то, что содержание этого вещества в гипоталамусе коррелирует с устойчивостью к эмоциональному стрессу, с другой стороны, встает вопрос: каким путем, кроме полноценного сна, можно добиться ускоренного и полного восстановления в организме уровня вещества Р?

    Одним из путей достижения этой цели, на наш взгляд, является использование рефлексотерапевтических методов (игло-, электро- и прессотерапии). Воздействуя на определенные биологически активные точки организма, связанные с гипоталамусом и средним мозгом, можно «запустить» выработку данными структурами мозга вещества Р. Физиологический эффект вещества Р как одного из эндогенных пептидов проявляется в модуляторном действии, выражающемся в способности влиять на нейрохимические свойства и катехо-ламиновый метаболизм нейронов, участвующих в формировании эмоциональных реакций, и тем самым прекращать нейромедиаторную интеграцию отрицательного эмоционального возбуждения, от которой зависит продолжительность отрицательной эмоциональной реакции, а значит и возможность развития эмоционального стресса.

    В работах М. А. Звягинцевой (1988), К. В. Судакова (1989) и др. разрабатываются способы коррекции и купирования стрессовых реакций и вызванных ими нарушений кровообращения с помощью эндогенных нейропептидов, а именно субстанции Р и пептида дельта-сна. Как показали исследования К. Гехта, субстанция Р обладает антистрессовым действием, улучшает функциональные состояния головного мозга и нормализует АД. Синтез в мозге эндогенных пептидов (вещества Р и, возможно, других эндогенных пептидов) может быть одним из факторов, определяющих генетические и индивидуальные различия в устойчивости к острому и хроническому эмоциональному стрессу и особенность метаболизма биогенных аминов в различных структурах мозга у устойчивых и предрасположенных к эмоциональному стрессу особей (Юматов Е. А., 1980). Другими эндогенными пептидами, регулирующими эмоциональные реакции, в том числе и стрессовые, помимо вещества Р, являются эндорфины и энкефалины. Они так же, как и вещество Р, широко представлены в различных отделах мозга, в том числе в эмоциогенных зонах лимбической системы и в промежуточной доле гипофиза (Блум Ф. и соавт., 1985).

    Эндорфины и энкефалины обладают необычайной способностью подобно морфину и героину снимать болевые ощущения. Это так называемые естественные опиаты. Тот факт, что морфин, героин и эндорфины связываются в одних и тех же местах, позволяет предположить, что эндорфины играют роль и в тех разновидностях эмоций, которые не имеют прямого отношения к боли. Ф. Блум и соавт. (1988) показали, что у экспериментальных животных и человека при стрессе происходит выработка и высвобождение эндорфинов в нервных сетях. Высвободившиеся эндорфины, по всей вероятности, действуют двояко. С одной стороны, как опиаты, с другой — как регуляторы эмоциональных (стрессовых) реакций. Как опиаты, они блокируют высвобождение в синапсах задних рогов спинного мозга вещества Р, выделяемого из медленных (безмиелиновых) волокон, проводящих болевые импульсы от болевых рецепторов. В результате этого постсинаптический нейрон подвергается более слабой стимуляции веществом Р и головной мозг получает меньше болевых импульсов. Как регуляторы эмоциональных реакций, они каким-то образом, по всей вероятности через лимбическую систему, регулируют возбуждение, страх и другие стрессовые состояния в соответствии с ситуацией (Федоров Б. М., 1991).

    4.2.2. Использование различных методов и способов рефлексотерапии

    Высвобождение эндорфинов происходит не только под действием болевого, психического, эмоционального и других видов стресса, но и в результате применения немедикаментозных средств его предупреждения, купирования и лечения, а именно — рефлексотерапии. На первом месте в этом плане выступает иглотерапия, затем электропунктурная терапия и, наконец, точечный массаж. Первое исследование в этом направлении было проведено Дэвидом Дж. Майером из Медицинского колледжа в Вирджинии. Он изучал обезболивающий эффект иглоукалывания и нашел, что оно действительно производит такой эффект, но, поскольку этот эффект может быть блокирован с помощью налоксона, он тоже обусловлен действием эндорфинов (Блум Ф. и соавт., 1988).

    Согласно представлениям канадского невролога Брюса Померанца обезболивающее действие акупунктуры осуществляется следующим образом: введение игл активизирует глубоко расположенные сенсорные нервы, что вынуждает гипофиз и средний мозг выделять эндорфины, которые блокируют прохождение сигналов по нервным путям, передающим болевые импульсы от спинного мозга к высшим отделам головного мозга.

    В исследованиях Е. О. Брагина и соавт. (1982) было продемонстрировано, что при аурикулоэлектропунктурном обезболивании у экспериментальных животных (крыс) достоверно снижается болевая чувствительность. Эффект аналгезии также был достигнут в опыте на крысах фиксацией электродов в виде клипс, при этом стимуляцию током не проводили. Авторы объясняют данное явление тем, что такие электроды вызывают раздражение нервных окончаний аналогично стимуляции точек иглами, но без электрического тока. В контрольной группе у интактных крыс болевая чувствительность не изменялась. Было установлено, что развитие аналгезии при аурикулоэлектропунктурном обезболивании сопровождается достаточным содержанием опиатподобных веществ в периакведукальном сером веществе (ПАГ), медиальном таламусе и базомедитальном гипоталамусе, которые содержат высокие концентрации опиатподобных пептидов и их рецепторов. Участие этих образований мозга, в частности ПАГ, в механизме акупунктурного обезболивания было показано в электрофизиологических исследованиях с использованием метода вызванных потенциалов, проведенных в ЦНИИ рефлексотерапии (Дуринян Р. А., 1980).

    Таким образом, проведенные экспериментальные исследования показали, что при аку-, электро- и пресспунктурном воздействиях выделяются эндогенные морфиноподобные пептиды: эндорфины и энкефалины. Локализация эндогенных опиатов соответствует тем областям центральной нервной системы, которые ответственны за регуляцию эмоций, болевой чувствительности, двигательных, вегетативных реакций, а также сна и бодрствования.

    Практический опыт свидетельствует о возможности использования различных методов рефлексотерапии в целях купирования боли, повышения работоспособности и сопротивляемости организма, ликвидации или коррекции различных негативных психических и эмоциональных состояний на производстве, в спортивной практике, повседневной деятельности, в военном труде.

    Наиболее древним из используемых в настоящее время методов рефлексотерапии является иглоукалывание (чжень-цзю-терапия, акупунктура, иглотерапия, иглорефлексотерапия). Его корни уходят в глубь веков. По утверждению историков, возникновение его относится чуть ли не к каменному веку. Его родина — Китай. Первые литературные сведения об иглоукалывании и прижигании относятся к VI в. до н. э. (Вогралик В. Г., 1978).

    Зародившись в странах Востока, этот метод рассматривался во второй половине XVIII в. во Франции, затем — и других странах Западной Европы, а также в Америке и Австралии. С 1958 г. он применяется в Советском Союзе и получает все большее распространение. Многовековой опыт рефлексотерапии (РТ), накопленный в Китае, Японии, Малайзии, Сингапуре, Корее, Индии, результаты научных и клинических наблюдений, полученные в последние десятилетия на Западе, а также в нашей стране, свидетельствуют об эффективности относительной безопасности и перспективности методов РТ.

    Из всего арсенала рефлексотерапевтических воздействий, используемых для профилактики и лечения различных функциональных и преморбидных состояний, по мнению ряда авторов (Лувсан Г., 1986; Ибрагимова B. C., 1984, и др.), наиболее доступным является точечный массаж и электропунктура. Это объясняется более простой техникой их применения, атравматичностью, практически полным отсутствием возможности внесения инфекции и самое главное — использование данных методов индивидуально, т. е. самостоятельно в процессе трудовой деятельности. Последнее имеет первостепенное значение при использовании данных методов (особенно точечного массажа) одновременно у больших контингентов людей, например у военнослужащих в условиях экстремальных ситуаций или перед ними.

    Физиологические механизмы действия различных методов РТ очень сложны и до настоящего времени изучены недостаточно. Большинство теорий механизмов действия РТ (китайская меридианная, электрическая, капиллярная, тканевая, медиаторная, биохимическая, «малого атомного взрыва» и др.), освещая какую-либо одну их сторону, не раскрывали вопроса в целом. Общим их недостатком была недооценка роли нервной системы.

    Наиболее полно в настоящее время изучены механизмы действия иглоукалывания. Основной теоретической концепцией, базирующейся на современных физиологических данных, является представление об иглоукалывании как о методе рефлекторной терапии, ведущем к гуморально-гормональным изменениям.

    Основоположником рефлекторной теории иглоукалывания была Чжу Лянь (1959) — китайский врач-невропатолог, которая считала, что «сущность чжень-цзю-терапии заключается в воздействии через определенные активные точки тела на соответствующие им внутренние органы. Действенность этого метода, по-видимому, объясняется тем, что умеренное раздражение чувствительных окончаний, сосредоточенных в определенных точках кожи, мышц и других тканей и через их посредство и нервных стволов восстанавливает нервную регуляцию в организме, нормализует силу, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения. И именно потому, что лечебное воздействие иглоукалывания и прижигания осуществляется рефлекторным путем через нервную систему, контролирующую деятельность всего организма в целом, оно не ограничивается только областью той или иной точки или нерва, а зачастую благотворно сказывается на органах, отдаленных от места укола».

    Подобную точку зрения поддерживают Э. Д. Тыкочинская (1979), В. И. Шапкин и соавт. (1987), считая, что в начальном механизме иглоукалывания первое и решающее значение принадлежит механическому раздражению рецепторов точек. Его дополняют изменения электрического потенциала, явления биохимических процессов. Далее через сегментарный аппарат спинного мозга рефлекторно возникают висцеро-сегментарные реакции. Определенное, но не решающее значение имеет также положительное психическое состояние больного.

    Таким образом, в механизме действия иглоукалывания основная роль принадлежит безусловным рефлексам, замыкающимся на различных уровнях: в спинном, продолговатом мозге, стволовой части подкорковой области, а отчасти и в коре. Возникающие под влиянием иглоукалывания нейрогуморальные сдвиги в крови свидетельствуют о вовлечении в процесс различных отделов вегетативной и эндокринной систем.

    P. M. Toyama (1975), не отрицая рассмотренных выше положений рефлекторной теории, считает, что иглоукалывание, активируя клетки ретикулоэндотелиальной системы, усиливает иммунологические свойства организма. Кожная стимуляция иглами действует как стресс, первоначально влияя через нейроэндокринную систему, а затем через ретикулоэндотелиальную систему, которая активируется образованием в месте укола гистокининов. Помимо образования гистамина и серотонина, это ведет к активизации и освобождению протеаз и энзимов, участвующих в образовании кининов.

    Кинины плазмы действуют как субстанции, стимулирующие фагоцитоз, а через нейрогуморальные пути они ведут к стимуляции диэнцефальных центров. Последние стимулируются иглоукалыванием также прямым нейрогенным путем через спиноталамический тракт. Эти пути стимуляции приводят к нормализации функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, в результате чего наступает оптимальная адаптация. В свою очередь, диэнцефальные центры, влияя через ретикулярную формацию на выработку адренокортикотропного гормона, в известной степени сами испытывают на себе влияние со стороны лимбической системы (Тыкочинская Э. Д., 1979).

    Таким образом, методы рефлексотерапии основаны на раздражении рецепторных окончаний кожи и глубжележащих тканей путем воздействия на организм физическими факторами, что приводит к развитию многоуровневых рефлекторных и нейрогуморальных реакций организма, обусловленных интегративной деятельностью нервной системы, обеспечивающих нормализацию гомеостаза.

    4.2.3. Использование различных приемов психотерапии

    Кроме вышеописанных немедикаментозных способов регулирования эмоционального стресса, широкое распространение получили различные приемы саморегуляции, т. е. приемы психотерапии. В основу психотерапии лиц, испытывающих чрезмерное нервно-психическое напряжение, положены принципы патогенетического подхода, установленные В. Н. Мясищевым (1960). Сущность этого подхода состоит в том, что функциональные нарушения нервно-психической деятельности теснейшим образом связаны не только с объективными характеристиками психогении, психотравмирующей ситуации, но и, в первую очередь, с особенностями системы отношений личности индивида, оказавшегося в экстремальной ситуации и действующего в ней. Тип нервно-психических нарушений, их глубина и клинические проявления зависят не только от специфики ситуации, но и от того, каким образом к ней относится субъект, как он ее оценивает, какое значение ей придает и какую позицию в данной ситуации занимает.

    Основными приемами саморегуляции являются внушение и самовнушение. Среди первых следует указать внушение наяву (если человеку внушают что-либо, когда он бодрствует) и внушение в состоянии естественного и гипнотического сна (когда перед сеансом внушения врач погружает человека в своеобразный сон). В любом случае под внушением понимается такое воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», почти беспрекословно, бездумно, как бы в обход логики. К методам самовнушения относятся самовнушение по Куэ (ежедневное сознательное,[1] утром, днем и вечером повторение по двадцати и более раз определенных фраз, например: «Страх мой совершенно нелепый, он полностью исчезнет»; «Мой организм способен вырабатывать вещества, которые помогут мне сохранить спокойствие и преодолеть любые трудности» и т. п.) и аутогенная тренировка в ее многочисленных вариантах.

    Система аутогенной тренировки (AT) предложена и разработана И.Г. Шульцем. Она направлена на выработку у человека навыков произвольной регуляции тонуса мышц и работы физиологических систем, обычно не подлежащих контролю сознания. В состоянии полной релаксации субъект получает возможность нормализовать режим их функционирования, снимать неприятную эмоциональную окраску ощущений, произвольно влиять на формирование положительного отношения к окружающему.

    В основе аутогенной тренировки лежит установление связей между словесными выражениями или образными представлениями и регуляцией состояния различных органов. Это достигается тем, что пациент систематически приучает погружать себя в особое состояние, напоминающее легкую дремоту. И. Г. Шульц рекомендовал шесть циклов упражнений, которые в сочетании с определенными формулами самовнушения считаются классическими. Эти шесть упражнений составляют низшую ступень тренировки. Она предназначена главным образом для снятия нервного напряжения, успокоения, нормализации функций организма. Для овладения ею требуется в среднем три месяца ежедневных занятий по 20–30 минут. Следующая ступень — высшая. На ней человек овладевает навыками погружения в состояние «аутогенной медитации», являющееся, предположительно, своеобразным средством «самоочищения организма» от болезней. На овладение второй ступенью AT уходит около 8 месяцев. Для сокращения этих сроков внушение сочетают с самовнушением. Врач внушает наступление ощущений, которые предлагает вызвать путем самовнушения, говоря при этом: «Вы сейчас спокойны, совершенно спокойны и почувствуете тяжесть и тепло в руках. Руки станут тяжелыми, теплыми». Затем предлагается вызвать соответствующие представления.

    Существует множество модификаций методик AT. Они широко используются в медицинской практике, спорте, педагогике и военном труде. Все больше возрастает интерес к возможности их использования в обычных условиях профессиональной деятельности, в том числе и военной, в качестве средства борьбы со стрессовыми состояниями и чрезмерным утомлением. Имеется положительный опыт применения этих приемов непосредственно в производственных условиях: при выполнении монотонных работ, в сложных видах операторской деятельности, для повышения эмоциональной устойчивости и снижения нервно-психического напряжения у курсантов при освоении программы летного обучения и перед парашютными прыжками для снятия психоэмоционального напряжения и повышения работоспособности во время длительных автономных походов у подводников.

    В целом, благодаря AT, увеличивается возможность саморегуляции высшей нервной деятельности и вегетативных функций, «упражняется» воля, повышается внимание, улучшается воображение и эмоции. Однако в войсках AT широкого применения не получила, так как для овладения ее основами необходимы месяцы ежедневных самостоятельных или групповых занятий. Поэтому актуален поиск и разработка такой методики AT, которая была бы адекватной условиям деятельности военнослужащих. Наряду с аутогенной тренировкой известна система саморегуляции Э. Джекобсона — «прогрессивная релаксация» (расслабление). Джекобсон обнаружил, что при эмоциях у человека напрягаются скелетные мышцы. Для снятия эмоциональной напряженности он предложил расслаблять их. Этот способ помогает снимать чувство тревоги и страха.

    В западной литературе много внимания уделяется описанию методов купирования стресса, основанных на психоанализе З. Фрейда, методах суггестии, медитации и др. Вместе с тем нельзя не упомянуть о возможности широкого использования в спортивной практике, да и в военном деле, различных комплексов специальных физических упражнений, направленных на профилактику и купирование психоэмоционального напряжения и стрессовых состояний. Наиболее эффективными среди множества комплексов физических упражнений считаются комплексы дыхательных упражнений. Изменяя произвольно режим дыхания, человек изменяет и режим своей психической деятельности. Поэтому дыхательные упражнения являются одним из простых и надежных методов регуляции психических состояний (Ильин Е. П., 1980).

    Основы культуры дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Их смысл состоит в сознательном контроле частоты, глубины и ритма дыхания. Естественным «метрономом», помогающим задавать и контролировать эти параметры, служит частота сердечных сокращений (по пульсу устанавливается продолжительность вдоха, выдоха и задержки дыхания). В практике используются три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Упражнение направлено на максимальное заполнение объема легких воздухом. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы). Вдох — на 4,6 или 8 шагов, затем задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при выдохе. Выдох рассчитывается на то же число шагов (4, 6, 8). Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Использование дыхательных упражнений в комплексе с другими приемами повышает их эффективность. Особенно благоприятно их сочетание с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку вдоха на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение.

    Кроме дыхательных, применяются и другие специальные упражнения. Не вдаваясь в подробное их описание, укажем, что целенаправленное их применение способствует коррекции и развитию слабо развитых, но профессионально важных психофизиологических качеств, уровень развития которых при прочих равных условиях является важным стрессустойчивым фактором.

    4.3. Комплексный путь коррекции

    Читатель видит, что проблема коррекции эмоционального стресса многогранна. Рассмотренные выше медикаментозные и немедикаментозные направления коррекции стресса могут использоваться и используются самостоятельно, давая при этом в большинстве случаев положительные результаты. Однако, как указывают Ц. П. Короленко (1978), В. И. Копанев, В. А. Егоров (1988) и показывают результаты собственных исследований, наиболее успешными оказываются комплексные подходы к профилактике и купированию неблагоприятных проявлений стресса. Более того, использование врачом, педагогом, тренером какого-то одного направления коррекции стресса подобно симптоматическому лечению болезни.

    Коррекция стресса должна соответствовать современному, вышеизложенному представлению о стрессе. Так, если мы считаем, что стресс определяет не отдельные стороны и реакции, а является целостным интегральным состоянием личности, а сама личность — целостной многоуровневой системой, то, очевидно, коррекция стресса должна осуществляться не отдельными воздействиями, направленными на борьбу с отдельными симптомами, а системой, комплексом воздействий, направленных на оптимизацию состояния личности в целом. Следовательно, решать проблему коррекции стресса необходимо с позиций комплексного подхода.

    Комплексный подход должен включать в себя не только комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов и средств, но и систему профессионального отбора, при проведении которого можно было бы исключить лиц, отличающихся низкой стрессовой толерантностью, и тем самым еще на этапе, предшествующем воздействию экстремальных факторов, повысить у отбираемого контингента один из компонентов психофизиологического обеспечения стрессустойчивости.

    Полагаем, что после прочтения пособия осведомленность читателя о существовании весьма простых и доступных для большинства людей антистрессовых способов и средств сыграет большую роль в решении вопросов предотвращения, купирования и коррекции состояний эмоционального стресса.



    Примечания:



    1

    Е. Куэ в свое время утверждал, что самовнушение — подсознательный, а не сознательный процесс, но принципиально на его методике это не отразилось.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх