• Дар Традиции
  • Жива течет – здоровье несет (из рассказов Хранителя)
  • Часть I. ВВЕДЕНИЕ

    Дар Традиции

    В последнее время для психопрофилактики и гигиены, поддержания физического и психического здоровья начинают широко применяться немедикаментозные методы, опирающиеся на богатый опыт традиционных гимнастик Запада и Востока. Среди них достойное место занимают славянские методы, которые находят все большее и большее признание в нашем обществе.

    Славянские оздоровительные практики, основанные на глубоких традициях, могут рассматриваться как разновидность так называемой телесно-ориентированной психотерапии, воздействующей на психику человека посредством его тела. Согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, психические напряжения, стрессы, тревожность выражаются в мышечных зажимах и блокировках. Устраняются они тем или иным способом воздействия на тело: массажем, особыми позами и движениями.

    Телесно-ориентированной психотерапией в настоящий момент называют группу психотерапевтических методов, ориентированных на изучение тела, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение способам решения проблем в этой области.

    Наиболее известными и основополагающими видами телесно-ориентированной психотерапии являются биоэнергетический анализ Лоуэна, структурная интеграция Рольф (рольфинг), первичная терапия Янова. Все они базируются на работах известного австрийского психиатра и психоаналитика Вильгельма Райха, на его методе характерологического анализа. Он полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечной брони», выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и т. д. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем изменения телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райх создал техники уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц, когда с помощью физических воздействий высвобождаются завуалированные эмоции и чувства.

    Райх рассматривал ум и тело человека как нерасторжимое целое и подчеркивал, что освобождение от мышечного панциря, искажающего психологическое и физическое функционирование, есть необходимое дополнение к психоанализу. Свой метод лечения неврозов он называл «биофизической органной терапией». При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто порождает особые физические ощущения – чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем.

    Райх считал, что мышечный панцирь представляет собой семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций. Эти сегменты образуют семь горизонтальных колец, расположенных перпендикулярно позвоночнику. Основные сегменты панциря находятся в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

    Телесно-ориентированная терапия Райха состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом.

    1. Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз.

    2. Рот. Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка.

    3. Шея. Этот сегмент включает мышцы шеи и язык.

    4. Грудь. Сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудной клетки, рук с кистями.

    5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков.

    6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины.

    7. Таз. Все мышцы таза и нижних конечностей.

    Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно работать отдельно. Райх обнаружил, что, по мере того как распускается мышечный панцирь, фундаментально меняется жизнь человека.

    В распускании панциря используются следующие средства:

    • накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания;

    • прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, пощипывания и т. д.;

    • рассмотрение совместно с пациентом сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.

    Разработанные Райхом методики дыхания, эмоционального раскрепощения, усиления напряжения в заблокированных областях тела легли в основу структурной интеграции (рольфинга), биоэнергетического анализа Лоуэна и других психотехник.

    Метод структурной интеграции – рольфинг– разработала Ида Рольф. Он основан на психотерапевтических взглядах Райха и представляет собой прямое физическое вмешательство, используемое для психологической модификации личности.

    По мнению Иды Рольф, правильно функционирующее тело предполагает прямую осанку и минимум энергетических затрат. Под влиянием стресса происходят патологические изменения, и наиболее сильные из них касаются фасций – соединительно-тканных оболочек, покрывающих мышцы. Рольфинг предлагает работать прежде всего с фасциями, которые являются связующей тканью, поддерживающей и связывающей мышцы и скелетную систему. Цель структурной интеграции – привести тело к мышечному равновесию, лучшему соответствию линиям тяжести, оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела и, как следствие, к более эффективной работе организма.

    Рольфинг основан на глубоком массаже с помощью пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании.

    Процедура рольфинга состоит из основных занятий, во время которых происходит реорганизация всего тела. Как и в терапии Райха, основное значение для общего здоровья имеет таз.

    Еще один вид телесно-ориентированной психотерапии – биоэнергетический анализ Лоуэна.

    На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе органотерапии, которой также занимался Лоуэн. Впоследствии он стал одним из основателей института биоэнергетического анализа. Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике – в строении тела и движениях. Предпосылкой биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях. Эта энергия и есть биоэнергия.

    Целью биоэнерготерапии является воссоединение сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения. По Лоуэну, закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. Телесная ригидность проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны напряжения в теле. Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслабление мускульной брони.

    Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение тому, как стать «заземленным» и слиться с природой. Биоэнергетика подчеркивает необходимость «заземления» или укоренения при физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей.

    Лоуэн учел ошибки Райха и употреблял более приемлемые термины: так, он говорил о биоэнергии, а не об органе (этот термин воспринимался научной общественностью в штыки). Биоэнергетика в США распространена больше, чем метод Райха.

    В классической телесно-ориентированной психотерапии есть ряд важных понятий, которые имеют основополагающее значение: «энергии», «мышечная броня», «почва под ногами» и т. д. С аналогичными понятиями мы сталкивается при изучении традиционной Славянской гимнастики. Здесь есть «Жива» – эквивалент энергии, «мышечная броня» у славян известна в виде «западок», а «почва под ногами» – самая характерная особенность славянских практик. При их выполнении обязательно «врастают» в землю ступнями. Человек уподобляется Мировому Древу. А как может древо быть без корней?! Укоренение питает три Царства: серебряное, медное и золотое, что перекликается с биоэнергетикой Лоуэна, который считал, что заземление необходимо при физических (серебряное Царство), эмоциональных (медное Царство) и интеллектуальных (золотое Царство) процессах.

    Наши предки знали, что «человека внутреннего» можно наблюдать опосредованно через физическое тело. Любая информация, подкрепленная сильной энергией, через энергетические прослойки попадает в тело, в частности, в мышцы, отражаясь там в виде всевозможных зажимов – «западков». На Руси всегда были целители, которые могли «выкручивать» их из тела. Путем правки суставов и лаженья мышц, целители настраивали «струны жизни» в организме для его правильного функционирования. Говоря современным языком, проводили энергоинформационную коррекцию посредством влияния на тело. Для этой же цели предлагались гимнастические практики, такие как «Жива», «Вейга», «Блоки».

    В целом любые упражнения Славянской гимнастики своей неторопливостью, мягкостью и вдумчивостью уравновешивают высокий темп современной городской жизни, компенсируя его негативные побочные результаты. Требуя полного раскрепощения, релаксации, свободы от напряжения и неестественности, они доступны человеку любого возраста без ограничений. Представляя собой сочетание физических движений и ментального компонента, Славянская гимнастика является системой, направленной на всего человека в целом, причем идеалом является достижение гармонии физических и психических сил. Согласование движения и воображения создает комплексное воздействие на все жизненные процессы, гармонизируя их различные проявления. Расслабленные, медленные, спокойные движения тела успокаивают и уравновешивают протекание психических процессов (внимания, воображения, мышления), а психическая деятельность, направленная на управление движением и сопровождение его определенными образами воображения, облегчает и оптимизирует протекание физиологических процессов в организме.

    В Славянской гимнастике происходит симбиоз тела и психики. Другим названием этих практик, отражающих их суть, является динамическая медитация. Медитация (от лат. meditatio) буквально означает «размышление». В это понятие вкладывают различные смыслы, но все варианты включают внутреннее сосредоточение и изменение состояния сознания. Это внутреннее сосредоточение может быть достигнуто либо в статическом положении, либо в движении, где статика всего лишь частный случай движения. При измененном состоянии сознания, будучи в так называемом кураже, занимающийся, следуя законам природы, упорядочивает свои энергетические потоки, увеличивает резервные возможности, расширяет границы познания, стабилизирует сознание, вызывая у себя ощущение целостности бытия, снимает противоречия между внешним и внутренним, психикой и телом, мыслью и действием, покоем и движением. В результате медитирующий приводит себя в состояние равновесия или гармонии, что является антитезой дисбалансу, а значит – болезни, достигая таким образом оздоровления всего организма.

    Ключ к управлению телом лежит в нашем сознании. Правильно пользуясь этим ключом, мы можем контролировать функции своего организма, избавляясь от болезней и поддерживая хорошее самочувствие.

    Славянская гимнастика является прекрасным средством отвлечения от беспокоящих мыслей и тревожных состояний, средством успокоения, релаксации, отдыха. В этом качестве она выполняет роль психологической коррекции.

    Психологическая коррекция – один из методов реабилитации, включающий лечебное самовнушение, самопознание, нейросоматическую тренировку, седативную и активизирующую психотренировку, осуществляемую в условиях мышечной релаксации и ведущую к самовоспитанию и психической саморегуляции организма. Кроме того, психокоррекция рассматривается как одна из необходимых и эффективных форм лечебной физической культуры, использующая общеразвивающие, специальные дыхательные и другие физические упражнения для релаксации мышечного тонуса, который является отраженным рефлекторным проявлением высшей нервной деятельности, активно влияет на процессы мобилизации и снижения уровня возбуждения в центральной нервной системе, а следовательно, и на деятельность всех органов и систем человека.

    Физические аспекты психокоррекции заключаются в следующем:

    • выработка умения регулировать тонус поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры туловища и конечностей, или дифференцированного мышечного расслабления;

    • мысленная регуляция интервалов фаз вдоха и выдоха;

    • овладение навыками редуцированного, медленного поверхностного дыхания, а также дифференцированного ощущения частей своего тела.

    Задача психокоррекции – научить пациента не только создавать доминанту, но и, главное, подчинить ее своей воле, то есть управлять доминантой в целях подавления патологической импульсации из больного органа или очага. Поэтому определяющим и базисным элементом является тренировка мышечной релаксации, на основе которой реализуются все приемы аутогенного воздействия.

    Все эти задачи успешно решает Славянская гимнастика. У ежедневно занимающихся отмечается улучшение общего состояния, меньшая подверженность стрессовым влияниям, развитие воли, сосредоточенности ума, воображения; создается определенный творческий интерес, обогащающий жизнь новым содержанием. Длительные и регулярные занятия могут привести к улучшению всех личностных проявлений. Развивается терпеливость, устойчивость к неблагоприятным факторам. Состояние спокойствия, уравновешенности, собранности, порождаемое практикой Славянской гимнастики, постепенно благодаря регулярным занятиям способно стать постоянным.

    В целом рекомендуемый метод является разносторонней и сбалансированной системой упражнений, оказывающих мощное позитивное воздействие на психику.

    Из всего вышесказанного становится очевидным, что славянские традиционные практики являются очень древними способами оздоровления без лекарств, на многие сотни лет, а то и тысячелетия опередившими широко известные ныне методы телесно-ориентированной психотерапии Райха, Лоуэна и др. К сожалению, длительное время они были преданы забвению, но теперь интерес к ним стал возрастать вновь. Надеемся, что бесценное наследие наших предков сможет радовать всех тех, кто не будет проявлять пассивность и ждать оздоровления «яко манны небесной», а смело вступит на путь Древней Традиции.

    Хранитель

    Жива течет – здоровье несет (из рассказов Хранителя)

    Уже несколько недель предгорья Кавказа жгло беспощадное Солнце. Однако в этот день горизонт с самого утра затянуло плотными фиолетовыми тучами, желтые подбрюшья которых то и дело озарялись сверкающими зигзагами молний. Громовые раскаты сотрясали хмурое небо, тысячекратным эхом отражаясь от окрестных гор. Хлынул проливной дождь. Трофим Кузнецов с грустью смотрел в окно своей хаты. Остались недоделанными дела по хозяйству. И не только долгожданный дождь нарушил планы Трофима. Больше его беспокоила сорванная намедни спина. При погрузке камня, необходимого для постройки новой бани, он, видимо, сделал неловкое движение, после чего почувствовал прострел в пояснице, будто кто-то вогнал в спину кол. Еле добрался Трофим до дома. К утру боль стала невыносимой. Она усиливалась при малейшем движении, отражаясь на его лице страдальческими гримасами. Складывалось впечатление, что какое-то злобное существо держит его клещами изнутри, не давая ни кашлянуть, ни повернуться. Дождь часто барабанил по стеклу. В сенях скрипнула дверь, и на пороге появился промокший Колотыга.

    – Здорово, дед, – хмуро приветствовал старого казака Трофим. – Проходи, присаживайся.

    – И тебе добро жить, – ответил Колотыга. – Что, Трофим, не весел, дождю не рад, что ли?

    – Да нет, дождь-то в самый раз, но причин для веселья у меня в самом деле маловато. Дел тьма, а работник из меня никакой. Со вчерашнего дня спиной маюсь, сорвал малость и сколько проваляюсь, еще неизвестно. Может, что посоветуешь, старый, ты же сведущ во врачевании. Не время болеть.

    – Да, ты прав. Сейчас день год кормит. А тебя вона как скрутило, что тот знак вопроса.

    Из соседней комнаты вышла Дарья, жена Трофима. Поздоровавшись с Колотыгой кивком головы, присоединилась к разговору:

    – Вот хорошо, что ты зашел к нам. Видно, Бог тебя прислал. Совсем Трофиму плохо.

    – Оттого и зашел, что от Харитона прознал о хвори твоего мужика. Не переживай, Дарья. Щас взглянем на твоего супружника. Ну-ка, Трофим, ложись лицом вниз, посмотрим, что за недуг тебя одолел.

    Трофим, кряхтя и охая, улегся на лавку. Чувствительные пальцы Колотыги легко пробежали вдоль позвоночного столба хозяина хаты, определив резко болезненные и напряженные места.

    – Ну что же, кое-чем можно помочь тебе, Трофим, – произнес Колотыга. – Сейчас немного будет больно, зато потом будешь, как новорожденный.

    Старый казак привычными движениями принялся священнодействовать над Трофимом. Вначале боль ударила ему в голову, в глазах потемнело, но через некоторое время Трофим на самом деле почувствовал, как боль стала отступать. По крайней мере, исчезла мучительная скованность.

    – Ну, спасибо, старый. Помог. Не зря станичники говорят, что костоправ ты отменный.

    – Подожди благодарить. Рано еще. Несколько раз надо тебя поправить. Только так толк будет.

    – Все равно легче жить стало. Человеком хоть себя почувствовал. Давай-ка, дед, чайку попьем. Эй, Дарья, – позвал Трофим супругу, – собери нам на стол.

    Через десять минут Трофим с Колотыгой продолжили беседу за чаем.

    – Недуг твой, Трофим, и прост, и не прост. Простота его в том, что на ноги быстро поставить можно. Ане прост тем, что корни его глубоки, и докопаться до них ой как сложно. Вот, ты думаешь, сделал неловкое движение и спину сорвал?

    – Ну да.

    – Да нет, зри глубже. Это только то, что ты видишь. А есть еще причина в тебе самом. Не искоренишь ее, не будешь здоровым. Так и будешь хворать время от времени.

    – Что же за причина такая тайная?

    – Попирание Прави небесной, нарушение законов Божьих. Недуг твой – это отношение к родителям. Как заповеди учат? Почитайте Бога Небесного, Отца и Матерь свою, ибо они Жизнь вам дали. Отец и Матерь дали Дух и Тело вам, а Бог – Душу и Совесть. Долг помнить надо. Кто его забывает, кто неблагодарным бывает – тот суставами, спиной мается. Ты хорошо, зажиточно живешь. Вон сколько земли, скота имеешь, работников держишь. А у отца твоего хата протекает, забор повалился. Не правильно это. Родители к твоему благополучию причастны. Вот и получается, что болезнь твоя – добрый наставник, направляет на жизненном пути, возвращает на круги своя. Не послушаешь ее, не исправишься – будет терзать. Если не зреть в корень, то болезнь уйдет внутрь, глубоко она спрячется, но не отступит, и в любое время вернется назад. Вот так, Трофим.

    – Да, ты прав, Колотыга. В суете как-то стариков подзабыл. Спасибо тебе за совет добрый. Обязательно приму его.

    – Ну, тогда еще вот что послушай. Чтобы здоровым быть – нудить себя надо. Тело наше, что стадо. Задремал пастух, дух наш, – Колотыга постучал пальцем по виску, – и овцы разбежались. Сердце само по себе. Разлад. Недостаточно одного желания быть здоровым. Надо законы небесные да правила телесные соблюдать.

    – Что за законы и правила? – спросил Трофим. – Никогда не слыхал.

    – Законов небесных множество, и чтобы человек мог выполнять все заповеди, ему следует помнить два великих принципа: свято чтить Бога и предков своих и жить по совести, по правде. Законы небесные – это Прави дар нам, людям. А телесные правила очень простые и очень надежные. Запомнить несложно. Длительная работа вредит печенке. Длительное напряжение очей вредит сердцу и кровообращению. Длительные посиделки вредят мышцам, портят селезенку и поджелудку. Длительное стояние вредит костям и вызывает болезни почек. Длительное лежание нарушает движение Живы и приводит к болезням легких. Кто правила эти соблюдает, у того тело в Прави будет. Они лад приносят. А еще силу телесную – Живу – подгонять все время надо. Жива бежит – тело животворит. Для того существует свод практик древних, Сводом Хорса именуемый. Состоит он из «Живы» и «Вейги».

    – Это что за штучки? Ваши, характерников?

    – Не ваши, а наши. Предков наших, кои знали-ведали мудрость великую. Мы, Трофим, что сундук, в котором накапливаются различные желания, страсти в виде комков мышечных, зажимов, препятствующих току Живы. Так появляются болезни различные.

    «Жива» правит тело, «Вейга» ладит его. Вместе они западки крушат, восстанавливают ток силы внутренней, настраивают струны жизни.

    «Жива» суставы в состояние Прави приводит. Слабеют суставы – слабеют органы. Здоровье в упадок приходит. А используешь правильно суставы – силы сохраняешь и даже приумножаешь их. Для того чтобы сустав работал правильно, движение ему давать надо. До разумных пределов, разумеется. Причем движение сустава зависит от мягкости жил. «Вейга» как раз жилы ладит, размягчает их. Ну а растягиваются мышцы – застой крови исчезает. Кровь бежит – Живу за собой ведет, здоровье человеку несет. Вот какая польза от Свода Хорса.

    Но и это не все. Есть еще одно свойство важное у «Вейги» да «Живы». Они житие человека более глубоким делают, смыслом его наполняют.

    – А это что такое? – спросил Трофим.

    – Звучать он начинает по-новому. Вот смотри. Что пользы от расстроенного инструмента. Вроде есть, место занимает, а сыграть на нем нельзя. Бесполезная вещь. Так и человек. Не настроены струны жизни – такой для себя живет, а Роду своему пользу не принесет. Так что, Трофим, мало быть здоровым, полезным быть надо людям. Только такая жизнь может быть полной. И хотя каждый из нас на своем месте находится, «Жива» и «Вейга» любому в помощь будут. Как я говорил тебе, Жива течет – здоровье несет и человека полезным делает. Останавливается Жива, не раскрывается такой, так и остается «житью» либо до «люди» поднимется. А человеком ему не стать. Так наши предки учили, и мы должны следовать заветам их.

    – Мудрено ты говоришь, старый, убедительно, но в сутолоке жизненной как найти время для этого? Забот вон сколько. Хозяйство-то немалое.

    – Не прав ты здесь, Трофим. Не время нужно иметь, а желание и понимание. Тогда все без сучка без задоринки будет, и время легко найдется. Тем более что «Жива» да «Вейга» его чуток отнимут, а прибыток дадут многократный. Это как зерно – в землю кинешь, а колос взойдет.

    – А сколь сложны твои практики? Наверное, простой человек с ними и не сладит?

    – Для кого же они, коли не для простого человека? Просты они и доступны. Самая большая трудность в том лишь, чтобы перебороть свою косность в мозгах. Большинство людей на это не способны. Вот это, пожалуй, задачка. Но и она решается. Так что, думай, Трофим.

    Колотыга встал из-за стола.

    – Ну, вот и дождик закончился. Попроведал тебя, пора и честь знать. Завтра зайду. Поправим тебя еще разок-другой. Ты же смотри, побереги себя. Особо не усердствуй, да закутай теплом поясницу. Пусть погреется.

    Распрощавшись с хозяевами, старый характерник ушел. А Трофим еще долго размышлял о сказанном Колотыгой, убеждаясь в простой мудрости наших предков, кои учили, что только сам человек виновен в собственном разладе, не слушаясь Духа, не живя по законам Прави небесной. Если тело и душа не контролируются Духом, то человек становится подобен тому, кто едет на телеге, у которой заклинило колесо на ухабах, а везущие ее лошади не слушаются управления.

    Личная сила человека, крепость тела его зависят от равновесия души, которая в свою очередь зависит от здоровья Духа. Поэтому излечение любого недуга телесного должно начинаться с гармонизации сознания, с приведения его в созвучие с Богом, Миром, Природой.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх