|
||||
|
Глава 4Мантра Теперь нужно дать объяснение о Шабда, Варна и Мантре. Говорят, что буквы алфавита (Варна) распределены по всем центрам тела на лепестках лотосов. В каждом из лотосов имеется также Семя-Мантра (Биджа) Таттвы этого центра. Кундалини – это не только свет (Джотир-Майя), но и Мантра (Мантра-Майя), поэтому Мантра употребляется и в процессе ее подъема. В индийских Шастрах, вероятно, нет темы более важной, чем Мантра. Это столь важная часть Тантра-Шастры, что ее даже называют Мантра-Шастрой. Обычно слово «Мантра» объясняется как «молитва», «формула почитания», «мистический слог» и т. п. Хорошо ли обоснована Мантра Шастра или нет – но в любом случае это отнюдь не абсурд, как полагают некоторые. Те, кто так думает, могут исключать Мантры, являющиеся молитвами, значение которых они понимают, ибо с молитвами они близко знакомы. Но такое отношение само по себе показывает недостаточное понимание – в случае Мантры нет необходимости в молитве или в святости. Мантра – это Сила (Мантра-Шакти), которая передается независимо от того, кто ее употребляет. Человеку можно нанести вред и даже убить с помощью Мантры[48]. Посредством Мантры может быть достигнуто и определенное соединение с физической силой[49] (Шакти). Так, посредством Мантры в особом посвящении, называемом Ведадикша, происходит переход силы от Гуру к ученику, так что ученик даже может упасть в обморок от этого импульса. Посредством Мантры при благоприятных условиях может быть зажжен огонь для жертвоприношения; Мантрой человек может спастись и т. д. Короче говоря, Мантра – это сила; Сила в форме звука. Корень «Ман» означает «думать». Творческая сила мысли теперь получает все усиливающееся признание на Западе. Чтение мыслей, передача мыслей, гипнотическое внушение, магическая проекция (Мокшана) и защита (Грахана) становятся известными и практикуемыми – не всегда с хорошими результатами. Это учение очень древнее в Индии, и за ним стоит определенная практика, описанная в Тантрах. Некоторые формы этой практики держатся в тайне, чтобы предотвратить возможное зло. Однако на Западе еще неизвестна особая форма науки о мысли – Мантра-Видья. Тот, кто знаком с западными представлениями об этом, легче поймет меня, когда я говорю, что, согласно индийскому учению, описываемому здесь, мысль (как ум, посредством которого она действует) есть сила, Шакти. Поэтому она так же реальна, как и всякий другой материальный объект. И то и другое – проекция творческой мысли Миро-мыслителя. Корень «ман», который означает «думать», – это также корень и другого слова, «ман», которое, единственное во всем творении, означает «мыслящий». Мантра – проявление Шабда-Брахмана. Но что такое Шабда, или звук? Шакта-Тантра-Шастра следует доктрине Мимансы о Шабда с теми изменениями, которые необходимы, чтобы совместить ее со своей доктриной о Шакти. Звук – это качество (Гуна) эфира (Акаша), и он ощущается слухом – двухчастный буквенный звук и небуквенный звук (Дхвани). Последний производится ударением друг о друга двух предметов и лишен значения. Шабда, наоборот, есть Анахата (название, относящееся к лотосу сердца), и это звук Брахмана, он происходит не от ударения двух предметов. Буквенный звук образует слова, предложения и буквы. Такой звук имеет значение. Говорят, что проявление Шабда в виде речи – вечно. Найяики отрицают это, говоря, что он преходящий. Слово произнесено, и оно уходит. Это мнение отрицается Мимансой, утверждающей, что восприятие буквенных звуков должно отличаться от буквенных звуков самих по себе. Восприятие зависит от Дхвани, то есть от прикосновения воздуха к голосовым органам – нёбу, горлу и языку. Прежде чем возникнет Дхвани, должно быть соударение одной вещи о другую. Но это не то соударение, которое производит буквенный звук, а лишь проявление его. Буквенный звук создается благодаря устройству голосовых органов и их контактом с воздухом, а сами эти органы реагируют на ментальное движение, идею, которая волевым усилием устремляется вовне и выражается внятным звуком. Это – восприятие, которое является преходящим для Дхвани, проявляющей на языке идеи как таковые. Но и буквенный звук как таковой – вечен. Он не производится только в тот момент, когда он был познан. Он только проявлен через Дхвани. Он существовал прежде, как будет существовать и потом. Это проявление подобно кувшину в темной комнате, который становится видимым благодаря вспышке молнии. Но этот кувшин возник не в этот момент и не исчезнет после того, как исчезла молния, сделавшая его видимым. Воздух, контактируя с голосовыми органами, проявляет звук в форме букв алфавита и их комбинаций в форме слов и предложений. Буквы производятся для слушания их человеком, желающим говорить, и становятся слышимыми ушам других посредством деятельности небуквенного звука, или Дхвани. Дальнейшее является только проявлением. Сам же буквенный Шабда – это нечто иное, чем его проявления. Перед описанием природы Шабда в его различных формах развития необходимо понять индийскую психологию восприятия. В каждый момент Джива является субъектом для бесчисленных влияний, которые идут к нему со всех концов Вселенной. Но только те достигают его сознания, которые притянуты его вниманием и отобраны его Манасом. Манас прислушивается к тому или другому из этих смысловых впечатлений и выводит его к Буддхи. Когда объект (Артха) представлен уму и воспринят, ум создает очертания физического объекта. Это называется ментальными Вритти (колебаниями, видоизменениями)[50], которые и старается подавить Йога. Но поскольку Вритти представляет внешний объект, то это и нечто большее, чем сам объект. Физический объект называют грубым объектом, а ментальное впечатление называют тонким объектом. Но около объекта находится ум, который воспринимает его. Из этого следует, что ум имеет два аспекта, в одном из которых – воспринимающий, а в другом – воспринимаемое в форме ментальной формации (Вритти), которая предшествует своей внешней проекции и затем следует как впечатление, произведенное в уме посредством чувствования грубого физического объекта. Ментальное впечатление и физический объект полностью соотносятся, потому что хотя физический объект и есть фактически, но прошедшая через него проекция космического воображения имеет такую же реальность, как и ум, не более и не менее. В уме есть оба: познающий и познаваемое, зрящий и зримое. Когда ум воспринял объект, он трансформирует его в очертания этого объекта. Так что ум, думающий о божественном, которое он почитает, в конце концов при продолжительной направленности на это трансформируется в подобие этого божества. Тот, кто долго занимает свой ум образом избранного Дэвата, тот становится таким же чистым, как и Дэвата. Это фундаментальный принцип Тантрической Садханы, практики. Воспринятый объект называется Артха – термин, происходящий от корня «ри», который означает «достигать, знать, радоваться». Артха – это то, что познано, и поэтому является объектом радости. Ум, как Артха в форме ментального впечатления, есть рефлексия, отражение внешнего объекта, или плотного Артха. Артха – это как внешний объект, так и внутренняя тонкая ментальная форма, которая соотносится с ним. Этот аспект ума, который познается, называется Шабда, или Нама (имя), а тот аспект, в котором он сам является своим собственным объектом или познаваемым, называется Артха или Рупа (форма). Внешний физический объект, становящийся впечатлением в индивидуальности, также Артха или Рупа, а говоримая речь – это внешний Шабда. Субъект и объект в аспекте Мантры – это Артха и Шабда. Эти термины соответствуют ведантическим Нама и Рупа, или мысли и мыслеобразу. По словам Веданты, все творение – это Нама и Рупа. Ум – это сила, функция которой различать и идентифицировать. Так же как тело бывает причинным, тонким и плотным, так и Шабда (звук) имеет четыре состояния (Бхава): Пара, Пашьянти, Мадхьяма и Вайкхари (термины, которые будут объяснены в главе 5). Пара-звук существует при дифференциации Маха-Бинду – великой творческой воли перед началом проявления. Это неподвижный первичный звук Кундалини в телесном центре Муладхара. Тот его аспект, в котором он начинает двигаться (хотя это и не какое-то отдельное движение), называется Пашьянти, и его место перемещается от Муладхары к Манипуре. Этот звук ассоциируется с Манасом, и это первое движение бывшего неподвижным звука в его Ишвара-аспекте. Мадхьяма-звук ассоциируется с Буддхи. Это звук Хираньягарбха, Шабда, устремляющийся из Пашьянти к сердцу. Мадхьяма – это внутреннее «наименование», производимое познающим аспектом ментального движения, и Артха, или тонкий объект, принадлежащий ментальному тонкому телу. Восприятие зависит от различения и идентификации. В восприятии та часть ума, которая идентифицирует и различает, или познающая часть, – это тонкий звук, а та часть, которая принимает очертания предмета (форма, соответствующая внешней вещи), – это тонкий Артха (объект). Восприятие объекта – такое следствие стимулирующей функции ума в его двойном аспекте, как Шабда и Артха, которое находится в нерасторжимой связи между познающим и познаваемым. Оба принадлежат тонкому телу. В творении первым проявляется Мадхьяма-звук. В этот момент нет никаких внешних Артха (объектов). Тогда космический разум проецирует этот Мадхьяма-Артха в мир чувственного опыта и проявляет его в произносимой речи. Последний, Вайкхари-звук, – это речь, возникающая в горле и исходящая изо рта. Это Вират-Шабда, поэтому Вайкхари-звук порождается языком и вызывается плотным объектом, который обозначается с помощью языка. Он принадлежит грубому телу Мадхьяма-звука, то есть ментального движения или мышления в его познающем аспекте. Мадхьяма-Артха – это ментальное впечатление о грубом объекте. Внутреннее движение мысли в ее аспекте Шабдартха (получившее образ) и рассматриваемое в его аспекте узнавания (Шабда) и как тонкий объект знания (Артха) принадлежат тонкому телу Причина их обоих – это, во-первых, общее движение по направлению к особому мышлению из неподвижной причины, Паразвука, или высшей речи. Таким образом, две формы внутренней, или скрытой, речи, причинная и тонкая, ведут к разговорному языку. Внутренняя форма мышления состоит из тонкого и произнесенного звука – грубого аспекта Мантры, которая – проявление Шабда-Брахмана. Плотный звук, называемый Вайкхари, или произнесенная речь, и плотный Артха, физический объект, выраженный в этой речи, – это проекция в мир грубого чувственного восприятия более тонких Шабда и Артха через изначальную активность Шабда-Брахмана. Поэтому в плотном физическом мире Шабда означает язык, то есть предложения, слова и буквы – выражение идей и суть Мантры. В тонком ментальном мире Мадхьяма соответствует уму, который является и познающим и тонким ментальным объектом его познания Артха. Это подобно состоянию сна: как Паразвук есть причинный сон, а Вайкхари – бодрствующее состояние. Ментальный Артха – это Санскара, впечатление, отложившееся в тонком теле от прошлого опыта, которое снова проявляется, когда Джива пробуждается к миру опыта и снова вспоминает о своем опыте, временно утерянном в космическом сне без сновидений, который и есть растворение (Маха-Пралайя). Из чего возникает эта Санскара? Как действие, она должна иметь причину. Эта причина – Шабда, тонкое или плотное имя, соответствующее этому особому Артха (объекту). Когда слово «Гхата» (сосуд) произнесено, это вызывает в уме изображение самого объекта, так же как и представление об этом объекте. В состоянии Хираньягарбха звук, как Санскара, работает, чтобы вызвать ментальные изображения. Целое – это звук и образ, имя и форма. Оба они неразлучно вместе. Нет звука без образа и образа без звука. Греческое слово «Логос» также обозначает и мысль и слово. Так проявляется двойная линия творения – звук и образ, идея и язык вместе с их объектами. Слышимая речь или внешнее проявление звука служит для творения звука. Образ творения является внутренним или внешним объектом, видимым ментальным или физическим зрением. Из космической начальной точки творения ум исходит первым, а из него развертывается физический мир, согласно созревшим Санскарам (отпечаткам), которые ведут к существованию проявленной Вселенной. Поэтому ментальный образ предшествует физическому образу, который является эволюцией ментального образа в плотную материю. Это ментальное состояние соотносимо с состоянием сна, когда человек живет только в ментальном мире. После творения, которое соответствует пробуждению к состоянию бодрствования, для индивидуальности возникает параллелизм имен и объектов. Произнесенная речь – проявление наименования или мысли. Эта мысль – движение, одинаковое в людях всех рас. Когда англичанин или индус думает об одном и том же объекте, изображение этого объекта у них одинаковое, вызываемое самим объектом или произнесением его имени. Может быть, по этой причине читающий мысли, чей мозговой центр находится в связи с центром другого человека, может читать скрытую речь, то есть мысль того, чью разговорную речь он не может понимать, так как хотя движение мысли одинаково у всех людей, а выражение ее, как Вайкхари-Шабда, различно. Согласно библейской легенде, так было до смешения языков, происшедшего у Вавилонской башни. И разве это не так, если мы делаем вывод, что различие во внешней речи возникает от различия рас, проявившихся со временем? Если бы инструменты и условия, которые обнаруживают мысль в форме речи, были теми же самыми для всех людей, тогда и язык был бы один. Но в настоящее время этого нет. Различны расовые характеристики и физические условия, такие как разная природа голосовых органов, климат, наследственность и т. д. Но для каждого отдельного человека, говорящего на каком-либо языке, произнесение имени какого-либо объекта есть грубое выражение движения его внутренней мысли. Такое произнесение вызывает это движение и порождает впечатления. Оно вызывает идею, а идея – это сознание, как ментальная операция. Эта операция может быть так усилена, что и сама становится творческой. Это – Мантра-Чайтанья. Из вышесказанного понятно, что когда говорится о том, что «буквы» находятся в шести телесных центрах, то не нужно понимать это как абсурдное утверждение, что буквы имеют письменную форму или форму произнесенного звука, который слышим ухом. Буквы в грубом смысле могут проявляться только в речи и при письме. Это должно быть ясно, хотя точнее изложить это довольно трудно. Вообще нет более сложной темы, чем Мантра-Видья, вне зависимости от того, рассматривать ли ее в целом или в связи с каким-то отдельным конкретным вопросом. Нужно все время остерегаться, чтобы не попасть в ловушку, пытаясь предписывать это в качестве метода самопостижения в полном смысле этого слова. Сложность увеличивается и существованием некоторых различий в текстах. Так, иногда Дэвата Муладхары – Ганеша, а в «Шат-Чакра Нирупане» это Брахма. Кроме того, там же говорится, что Дакини в Муладхаре – Дэвата Астидхату (костной субстанции). Когда йог сидит в предписанной Асане, то кости окружают Муладхару так как это – центр тела, и кости располагаются сверху и снизу вокруг Чакры. В другом тексте здесь помещена Дэви Шакини. Также сказано, что буквы, находящие на лепестках лотоса Муладхара, – это Ва, Ша, Са и Сса[51]. Почему там именно они? По этому вопросу мне были даны разные объяснения. Так как различные буквы запечатлены в различных видах материи, то кажется очевидным предположить, что буквы, соответствующие стихии Земли, должны быть в центре Земли. Но изучение этого вопроса не подтверждает это. Кроме того, говорится, что буквы имеют цвет и что буквы определенного цвета распределены по лотосам того же цвета. Но «Шат-Чакра Нирупана» не подтверждает это. Еще утверждается, что разные буквы исходят от соответствующих Дэвата. Но буквы, произведенные Дэвата, – это образы Мантры как звука. Мне говорили и то, что буквы размещаются согласно их положению в произношении. Но отмечалось и то, что Муладхара – общий источник их всех. Кроме того, говорится, что буквы на лепестках – это Биджа, или семя Мантр всей активности, связанной с Таттвой того или иного центра. Все сущности Таттвы Земли (Притхиви) могут быть созерцаемы в Муладхаре. Поэтому здесь имеются органы действия ходьбы (ноги), ощущения запаха, качества Притхиви. Нивритти-Кала и Брахма (Господин Таттвы). Но мне также говорили и то, что буквы Ва, Ша, Са и Сса – это Атма и Биджу четырех Вед, четырех Юг, четырех океанов, и поэтому они называются Чатурварнатмака, сущностью четырех букв. Это верно, что четыре Веды находятся там и истекают из Паразвука, местопребывание которого Муладхара, ибо Веды в своем первоначальном смысле – это идея мира в уме творческого Брахмана, части которой открылись Риши (Пророкам) и воплотились в четырех Ведах. Но почему Ва – это семя Риг-веды Ша – Яджурведы и т. д.? Ритуальное объяснение можно найти в «Рудраямала-Тантре» (14–73,15-2,16-1,16-2). Лепесток Ва – это Брахма (Раджас-Гуна) и Биджа сочетания «рк»; Са – это Рудра (Тамас-Гуна) и Биджа слога «Са». Сса – это Биджа-Атхарва, то есть Биджа-Шакти. Эти четыре буквы пребывают в Пара-звуке в Муладхаре. Мне кажется (насколько мне позволяет мое знание Шастр), что детали описания центров бывают двух родов. Во-первых, есть некоторые факты объективной реальности. Это, например, наличие центров в позвоночнике. Или то, что принцип твердости (Притхиви) находится в самом нижнем из этих центров, который, как центр тела, содержит статическую потенциальную энергию, называемую Кундалини-Шакти. Этот центр-лотос имеет 4 лепестка, потому что таково распределение в нем Йога-Нади[52]. Твердость удачно символизируется кубом, который является Янтрой этого центра. Дэвата этого центра тоже удачно восседает на слоне – символе массивности, соответствующей твердости «земли». Силы, создающие твердую плотную материю, йогином воспринимаются желтыми. Возможно, особые субстанции тела и особые качества связаны с особыми центрами. Однако есть и другая группа вещей, которые, возможно, имеют только символическую реальность и которые даются Садхаке лишь для облегчения понимания инструкций и как объект для медитации. Буквы, связанные с внешней речью, проявляются только после того, как возникли в горле. Поэтому они, как таковые, не могут существовать в Чакрах. Да и не говорится, что они там, в буквальном смысле, – они присутствуют в Чакрах в тонкой и причинной форме. Такая тонкая форма называется Матрика. Но, будучи такой формой, она – Шабда, мышление и причина движения. Сознание само по себе (Сварупа) беззвучно (Них-Шабда) в своей высшей форме (Пара-Шабда). Сознание принимает общее недифференцированное движение, так же как и дифференцированное движение, проявляющееся в виде произносимой речи. Внутреннее движение имеет внешнее соотношение с тем звуком, который исходит из губ. Это путь Мантры – сознание движется, как Шакти, и проявляется, во-первых, как субъект и объект в тонкой форме ума и его содержимого, порождаемого отпечатками (Санскарами), и, во-вторых, в грубой форме речи, как выражение идей и физических объектов (Артха), которые творчество космического ума проецирует в мир чувственного опыта, чтобы они были источником впечатлений индивидуального опыта внутри его. Верно, что в этом смысле буквы, как скрытая речь или семя внешней речи, содержатся в Чакрах, но назначение отдельных букв и их размещение в Чакрах – это та тема (если это, конечно, есть в действительности, а не только символизм), которой я уже касался в своей книге «Шакти и Шакта». В каждой из Чакр есть также Биджа (семя) Мантра каждой из Таттв. Они – семя Таттвы, выходят из нее и возвращаются в нее. Естественное имя чего-либо – это звук, который производится действием движения сил, составляющих его. Поэтому говорится: кто мысленно или устно произнесет с творческой силой природное имя чего-либо, тот приносит в бытие вещь, которая породила это имя. Так, РАМ – Биджа Огня в Манипура-Чакре. Это Мантра РАМ – выражение в грубой форме тонкого звука, производимого силами, создающими огонь. То же самое объяснение дается и насчет ЛАМ в Муладхаре и других Бидж в других Чакрах. Простое произнесение РАМ или любой другой Мантры – это, действительно, всего лишь движение губ. Но если сила Мантры пробуждена, тогда это – Мантра-сознание, и тогда Садхака может сделать Мантру действенной. Так и Вайкхари-Шабда со своим носителем Дхвани – это тело силы сознания, которое способно сделать произносящего Мантру владыкой стихии Огня. Однако в любом случае в этом должна быть творческая мысль, которая оживляет произносимый звук, и он начинает работать в малой человеческой магии, так же как он сначала работал в великой магической игре Создателя мира. Его мысль была соединена с творческой силой всех мыслей. Каждый человек – это Шива, и он может достичь его силы по мере своей способности сознательно реализовывать себя как такового. Дэвата вызываются для различных целей. Дэвата – это Шабда и Артха (звук и образ), Первое – имя (Мантра-субъект) и второе – тот Дэвата, чье это имя. Практикой (Джапа) Мантр достигается присутствие вызываемого Дэвата. Джапа, повторение Мантр, сравнивается с деятельностью человека, трясущего спящего, чтобы разбудить его. Две губы – это Шива и Шакти. Их движение – это их совокупление (Майтхуна). Шабда, происходящий из них, имеет природу семени (Бинду). Производимый этим Дэвата – сын Садхаки. Это не высший Дэвата, который остается бездеятельным, а эманация, производимая Садхакой для своих целей. Так, при почитании Шивы появляется мальчик Шива (Бала-Шива), затем он становится большим благодаря питанию, которое Садхака дает своему творению. Мистик сможет понять весь этот символизм в том смысле, что Дэвата – это форма сознания Садхаки, которую он пробуждает и укрепляет. Это его сознание становится сначала мальчиком Шивой, а потом, когда окрепнет, становится вполне зрелой Божественной Силой. Все Мантры находятся в теле как формы сознания. Когда Мантра практикуется, она оживляет Санскары (отпечатки), и Артха (образ) появляется в уме. Поэтому Мантры – это форма Санскара Дживы, чей образ становится проявлением сознания, готового постичь его. Сущность всего этого – концентрация мысли и силы воли. Но для такой цели необходим метод, соответствующий искомому результату, – такой как речь и определенные виды практики. Так учит Мантра-Видья, объясняющая, что есть Мантра. Причинное состояние звука называется Шабда-Брахман, то есть Брахман как причина звука и образа. Непроявленная (Авьякта) сила или звук, которые – причина проявленного звука и образа, возникает из дифференциации Высшего Бинду от Пракрити в форме Бинду через преобладание Крийя-Шакти1. Авьякта Рава, или Шабда (непроявленный звук), – принцип звука, как такового (Нада-Мантра). Это недифференцированный звук, не проявленный в форме букв, а выражающийся через творческую активность. Он – причина проявления звука и образа. Это Брахман, рассматриваемый как всепроникающий звук, неделимый и непроявленный, чья субстанция – Нада и Бинду, ближайший творческий импульс в Пара-Шиве и ближайшая причина проявленного звука и образа. Это вечный и лишенный частей Спхота[53], в котором звук и образ не разделены и являются силой, посредством которой существуют и могут быть познанными и звук и образ. Таким образом, Шабда-Брахман – это кинетический недифференцированный аспект идеи недифференцированного Высшего Сознания философии, или Сагуна-Брахмана религии. Чит-Шакти, носителем которой является недифференцированная Пракрити-Шакти, – это творческий аспект Брахмана, развоплощенного и бесформенного (Ниргуна) и в то же время воплощенного, имеющего форму (Сагуна). Как говорит «Хатха-Йога Прадипика» (4.101–102). «Все, что слышимо в форме звука, – это Шакти. Поглощенное состояние (Лайя) Таттв (в которых эволюционирует Пракрита) – это то, в чем не существует форм. До тех пор, пока есть Эфир, до тех пор есть и звук. Беззвучие – это Пара-Брахман, или Параматман». Спхота – от корня «спхут» – «раскрываться, как почка» – это то, чем раскрывается частное значение слов. Буквы, как по отдельности, так и в комбинациях, не значат сами по себе ничего. Слово – это не сама вещь, но через слово, когда оно произносится, обозначается знание вещи. То, что обозначает вещь, это раскрытие – Спхота, и это не то, что представляют собой сами буквы. Этот Спхота – вечный Шабда. Шабда-Брахман с целью творения проецирует самого себя в двух формах движения: во-первых, Шабда (с ментальной вибрацией познания), который, проходя через вокальные органы, становится произносимым звуком; и, во-вторых, Артха – движения, обозначаемого звуком в форме всех вещей, оставляющих содержание ума и объективного мира. Оба они – эманации из сознания активности Шакти, которая – весь этот мир (Вак, или Логос) и, по сути, они – одно и то же. Между ними есть постоянная связь. В высшем смысле это нужно понимать так, что Вселенная состоит из букв. Это 50 букв санскритского алфавита, которые изображаются в виде гирлянды отрезанных человеческих голов, которые несет мать Кали, нагая и темная, как грозовая туча, стоящая среди костей и трупов животных и птиц на выжженной земле, на белом теле Шивы, лежащем подобно трупу (Шива-Рупа). Это она забирает в себя все формы речи и все объекты во время всеобщего растворения (Маха-Пралайя). Шабда-Брахман – это сознание во всех существах, и оно принимает на себя форму Кундалини и обитает в теле всех дышащих существ в форме Праны, проявляющее себя через буквы в прозе и стихах. В сексуальном символизме Шакта-Тантр Бинду – семя[54] истекает из перевернутого соединения[55] Маха-Кала и Маха-Кали. Это семя, созрев в Йони-Пракрити, истекает, как Кундалини, в форме букв. Кундалини, как Махаматрика-Сундари, имеет 51 кольцо, и эти кольца – Матрики, или тонкие формы грубых букв (Варна), которые – Вайкхари, форма Шабда (звука) в Чакрах. Кундали с одним кольцом – Бинду, с двумя – Пракрити-Пуруша, с тремя – Шакти (в форме Воли, Знания и Действия) и три Гуны (Саттва, Раджас и Тамас), а свернутая в три с половиной оборота она тогда, когда она актуально творческая, с Викрити; с четырьмя оборотами – она Дэви-Экаджата и т. д. до Шриматрикот Патисундари с 51 кольцом. Непроявленный Пара-Шабда в теле – это тот, который первым истекает из Кундалини-Шакти в нижней Чакре и устремляется вверх как Пашьянти, Мадхьяма и Вайкхари Шабда[56]. Когда Шакти впервые становится «видимой», она – Парама-Кала в форме Матери (Амбика-Рупа), которая – высшая речь и высший мир. Она «видит» проявленного из Пашьянти к Вайкхари. Пашьянти – это то состояние Шабда, в котором сила воли в форме острия заставляет развертываться Вселенную в форме семени (Биджа). Это Шакти-Вама, Мадхьяма-Вак, которая есть Джняна (знание) и в форме прямой линии есть Джиестха-Шакти. Здесь в особом виде движения происходит первое принятие на себя формы (Матрика). Состояние Вайкхари – это состояние Крийя-Шакти, или Дэви-Раудри, чья форма – треугольник, и форма Вселенной. Как первая Шакти производит тонкие буквы Матрика, которые – Васана, так последняя – это Шакти грубых букв, из которых состоят слова и их объекты. Эти буквы – гирлянда Матери, истекающая из нее в форме Кундалини-Шакти и поглощаемая обратно ею в процессе описываемой здесь Кундалини-Йоги. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|