ВЛИЯНИЕ КАРМЫ НА ХАРАКТЕР

Слово "карма" (крия) происходит от санскритского "кри" — делать. Всякое действие есть карма. Технически это слово обозначает также результаты действий. В связи с метафизическими рассуждениями она также обозначает иногда результаты, причинами которых были наши прежние действия, но в карма-йоге мы имеем дело со словом "карма" в смысле заботы. Цель человечества — знания, то есть это единственный идеал, поставленный перед нами восточной философией.

Не наслаждение, а знание — цель человека. Наслаждение и счастье быстро кончаются, поэтому ошибочно предполагать, что наслаждение может быть целью. Причина всех несчастий в мире заключается в том, что люди по своему неразумению считают наслаждение идеалом, к которому следует стремиться. Но человек через некоторое время находит, что то, к чему он идёт — это не счастье, а знание и что как удовольствие, так и страдания одинаково великие учителя. Человек понимает, что он столько же учится от добра, как и от зла. Наслаждение и страдание проходят перед его душой, оставляя на ней различные отражения, и результатом этих соединённых впечатлений является то, что называется характером человека.

Если мы рассмотрим характер человека, то мы увидим, что он в действительности является лишь соединением наклонностей человека — итогом направления его ума, и что горе и радость являются равноценными факторами в образовании характера. Зло и добро в равной мере формируют характер и во многих случаях горе лучший учитель, нежели счастье.

Изучая великие характеры, являющиеся в мире, мы отмечаем, что в огромном большинстве случаев горе учило больше радости, бедность учила лучше, чем богатство и удары лучше возбуждали внутренний огонь, чем похвалы.

Вместо того, чтобы говорить, что человек узнаёт что-нибудь, мы, выражаясь строго психологически, должны были бы сказать, что он "открывает" или "раскрывает" то, что изучает. В действительности он "открывает", снимая покров с собственной души, заключающей в себе залежи основного знания.

Мы говорили — "Ньютон открыл закон тяготения". Разве закон сидел где-то в углу, ожидая его? Знание этого закона было в его уме — пришло время, и он нашёл его. Всё знание, которое когда-либо получал мир, приходило из ума. Бесконечная библиотека вселенной находится в нашем собственном уме. Внешний мир даёт лишь толчок — побуждение, заставляющее вас изучать собственный ум, всегда являющийся предметом вашего изучения. Знание сокрыто в уме, как огонь в кремне. Внешнее впечатления есть те удары, которые высекают огонь — знание; каждый умственный и физический удар, наносимый душе и которым так сказать из неё высекается огонь и обнаруживается сила и значение — есть карма в самом широком смысле слова, мы всё время делаем карму: разговариваем — это карма, слушаем — карма, дышим — карма, гуляем — карма, — всё, что мы делаем умственно или физически есть карма и она оставляет на нас свой след.

Некоторые действия человека имеют значение только в сумме. Большое дело в сущности состоит из тысячи маленьких. Если действительно вы хотите судить о характере человека, не смотрите на его великие дела — любой глупец может стать раз в жизни героем. Наблюдайте за тем, как человек исполняет самое обыкновенное дело. Именно это и даст вам указание относительно характера. Человек представляет из себя так сказать центр, привлекающий к себе все силы вселенной, и в этом центре он сплавляет всех их и посылает дальше одним большим потоком. Истинный человек и есть такой центр (всемогущей — всеведущий) и он влечёт к себе всю вселенную, добро и зло, горе и радость — всё стремится и льнёт к нему. Из них он образует мощный поток наклонностей, именуемый характером и выбрасывает его из себя.

Имея способность воспринимать всё, он имеет силу и излучать всё. Людьми большой воли были все необыкновенные работники — исполинские души, обладавшие волей настолько сильной, что она могла переворачивать миры — волей, приобретённой упорным трудом на протяжении многих веков.

Гигантская воля, подобная воле Будды или Иисуса, не могла быть приобретена в одну жизнь, потому что мы знаем, кто их родители. Гигантская воля, которую бросили в мир Будда и Иисус — откуда она взялась? Откуда пришло это скопление силы? Оно должно было существовать веками и веками, разрастаясь всё больше и больше, пока не излилась на людей через Будду и Иисуса, продолжая изливаться до настоящего дня.

Всё это обусловливается кармой — трудом, работой. Но человек работает, руководствуясь различными мотивами — без мотива не может быть работы. Но нужно ли трудиться ради труда? Идеален тот человек, который среди величайшей тишины и уединения находит и самую интенсивную деятельность, а среди интенсивной деятельности находит тишину и уединение пустыни. Он обрёл тайну самообладания. Он имеет власть над собой. Он идёт по улицам большого города с его шумным движением, но ум его спокоен, как будто он в пещере, куда не долетает ни один звук, а ум его работает напряжённо всё время. Таков идеал кармы, и достигнув его, вы действительно обретёте тайну труда.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх