|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ТЕМА 3: РЕЖИМ ПИТАНИЯЗадачи: • Дальнейшее развитие представлений учащихся о роли режима питания для здоровья человека. • Знакомство учащихся с различными вариантами организации режима питания. • Формирование готовности соблюдать режим питания, формирование умения планировать свой день с учетом требований к режиму питания. Основные понятия: режим питания, варианты режима питания, регулярность, «пищевая тарелка». Формы реализации темы: самостоятельная работа, работа в группах, мини-проект, мини-лекция. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКАСоблюдение режима — один из основных принципов правильного питания, важное условие сохранения здоровья. Так как пища покидает желудок примерно через каждые 4—5 часов, то и перерывы между приемами пищи не должны быть больше этого времени. Обычно для школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. При более частом приеме пищи может снижаться аппетит или развиваться ожирение. При 3-разовом питании в каждый прием приходится употреблять большее количество пищи, которая сложнее переваривается. В таблице приведены примеры организации 4-кратного режима питания для школьников, обучающихся в первую и вторую смены.
5-кратное питание рекомендуется ослабленным детям, а также ученикам начальной школы и группы продленного дня. Кроме того, такое питание желательно организовать школьникам в летний каникулярный период, когда их энергозатраты значительно выше. Режим питания школьника должен учитывать его образ жизни — интенсивность учебной нагрузки, занятия спортом, посещение кружков и курсов и т. д. — и от его распорядка дня. Однако важно стремиться к тому, чтобы у подростка вырабатывалась привычка есть в одно и то же время. Современные школьники основное время проводят в школе, поэтому организация горячего питания в образовательном учреждении — важный фактор сохранения здоровья детей и подростков. Горячее питание — завтраки, обеды должны обеспечивать до 60% потребности подростков в энергии и питательных веществах. Режим питания определяет не только число приемов пищи и интервал между ними, но и количество калорий на прием, качественную полноценность продуктов на отдельный прием, распределение рациона по приемам пищи в течение дня. Распределение калорийности суточного рациона при разных режимах питания
Такое распределение, естественно, не догма и может меняться. Так, у детей с пониженным аппетитом целесообразно снизить калораж обеда, но повысить калораж завтрака и ужина. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и т. д. нагрузок. Так, режим питания школьника-спортсмена отличается от режима, принятого для детей данной возрастной группы. Если занятия спортом проводятся утром, энергетическая ценность завтрака должна быть повышена до 35% от общей суточной калорийности рациона. При вечерних тренировках калорийность ужина повышается в 1,5—2 раза. В дни усиленных тренировок пища должна быть не объемной, но калорийной, богатой белками и углеводами. При этом необходимо избегать жирной пищи. Для каждой возрастной группы школьников существуют определенные объемы пищи, которые позволяют обеспечить чувство насыщения. Так, объем порций для обеда подростка 12—13 лет составляет: суп — 300—350 г, каши — 200 г, гарнир на вторые блюда — 250—270 г, чай, кофе, компот, кисель — 200 г. На ужин первое блюдо — 300—350 г, второе блюдо — 200 г. Важно обратить внимание учащихся на следующее: • Существуют различные варианты организации режима питания, позволяющие учитывать характер занятости человека, его образ жизни. Однако в любом случае режим должен обеспечивать регулярность питания. • Суточный рацион питания включает в себя определенное количество жидкости, которое человек должен получить в течение дня. Различные напитки являются одной из необходимых составляющих рациона. Однако при выборе важно учитывать их ценность для здоровья, отдавая предпочтение наиболее полезным напиткам. ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ:• Занятие «Режим питания»Этапы: Подготовка: Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задание на стр. 24—25 — «варианты режима питания». 1) Мини-лекция Педагог или кто-то из учащихся предоставляет информацию о роли и значении режима питания для здоровья человека (в том числе — и о питьевом режиме). Подводятся итоги выполнения задания на стр. 24—25 и обсуждается правильный вариант ответа. 2) Работа в группах Учащимся предлагается распределиться по группам из 4—5 человек. Каждая группа выполняет задания на стр. 26—27. Итоги выполнения обсуждаются. Перед началом выполнения задания на стр. 26 педагогу следует напомнить учащимся правила раскраски схем (см. рабочую тетрадь «Две недели в лагере здоровья»). Та часть продукта, где обозначена фоновая штриховка — раскрашивается до конца. Часть продукта, где находятся специальные фигурки, обозначающие наличие витаминов и минеральных веществ, не раскрашивается. Этот сектор показывает приблизительное содержание в продукте воды. В конце классного часа педагог предлагает каждой из групп выбрать тот или иной полезный напиток (соки, морс, молоко и т. д.). Задача группы — собрать интересный материал об этом напитке. На основании полученных данных в классе готовится стенгазета. • Задание «Мой режим питания» (стр. 25)Задание выполняется в течение недели самостоятельно каждым из учащихся. В конце недели подводятся итоги. Педагог сообщает оценки результатов заполнения таблицы: зеленый шар — показывает, что режим питания соответствует норме, красный шар — то, что режим питания должен быть изменен. Учащимся предлагается обсудить следующие вопросы: почему и что может им помешать вовремя позавтракать, пообедать, поужинать и т. д? Что можно сделать, чтобы, несмотря на эту причину, не нарушать режим питания? Как они сами оценивают свой режим питания? Как можно изменить свой режим питания, чтобы он стал более рациональным? Меняется ли их режим питания в каникулы? Почему? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|