• ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
  • Варианты реализации темы:
  • • Самостоятельная работа учащихся
  • • Экскурсия в музей
  • • Творческий проект «Вкусная картина»
  • • Самостоятельная работа учащихся
  • • Викторина «Необычное кулинарное путешествие»
  • ТЕМА 11. НЕОБЫЧНОЕ КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

    Задачи:

    • Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека.

    • Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека.

    • Развитие культурного кругозора учащихся, формирование интереса к различным видам искусства.

    • Пробуждение интереса к творческой деятельности, чтению.

    Основные понятия: кулинария, искусство, живопись, литература, музыка.

    Основные формы реализации: самостоятельная работа учащихся, экскурсия, работа в группах, творческий проект, викторина.

    ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

    Кулинария — сфера жизни, которая оказалась тесно связанной с искусством, творческой деятельностью человека. На протяжении многих тысячелетий еда для людей была не только источником насыщения, но и служила для получения удовольствия и наслаждения — вкусового, эстетического. Не случайно «кулинарная» тематика нашла свое широкое отражение в произведениях искусства, став в этом случае уже источником вдохновения для создания живописного, музыкального, литературного произведения.

    Одним из наиболее известных жанров живописи, тесно связанным с изображением еды, продуктов, атрибутов стола, стал натюрморт. В переводе с французского это слово означает «мертвая натура». В натюрморте художники изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Это — своего рода попытка по-новому взглянуть на привычный мир, найти в «обычном» необыкновенное и передать его красоту. Живописцы стремятся представить «материальное бытие» вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность, живую связь предметов с деятельностью человека. Не случайно жанр натюрморта у голландцев принято было называть «штил лебен» — «тихая жизнь».

    Традиционно принято считать, что натюрморт как жанр живописи родился в Голландии. Однако на самом деле идея натюрморта сформировалась в Италии в XV веке. Расцвет итальянского натюрморта приходится на XVI век, в других странах Европы он завоевал популярность в XVII веке. Особую роль в развитии этого жанра сыграли фламандские и голландские художники (В. Хеда, Я. Рейсдаль, Брейгель). Их полотна очень часто посвящались кулинарной тематике — фрукты, дичь, рыба, морские животные изображались сочно и ярко. Интересно, что среди голландских натюрмортов даже выделился отдельный вид — так называемые «завтраки», на которых изображался стол, посуда, продукты («Завтрак с крабом», «Завтрак с цыпленком» и т. д.).

    В развитии натюрморта можно выделить несколько этапов. Вначале было принято предметы быта изображать с небывалым изяществом. Для натюрмортов были характерны декоративная нарядность форм, яркость красок, праздничность (П. ван Норт «Рыбный натюрморт», Вилем Класс Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом», Иозеф де Брей «Натюрморт со стихотворением в похвалу селедке»).

    В таком виде натюрморт просуществовал вплоть до середины XIX века, когда французский реалист Гюстав Курбе наиболее отчетливо сформулировал новую концепцию и создал свою собственную школу натюрморта. Для нее было характерно максимальное приближение к реальности, отказ от «парадности» и определенного «приукрашивания», свойственного натюрмортам XVII—XVIII веков.

    В XIX веке жанр натюрморта занял заметное место и в творчестве импрессионистов. Цель художников заключалась здесь не столько в том, чтобы передать сам предмет, сколько свое видение, возникающие чувства (Моне «Яблоки и виноград», Сезанн «Плоды в вазе в форме раковины», Виллемс «Натюрморт с хлебом» и т. д.).

    В России натюрморт как жанр стал привлекать к себе внимание только в конце XIX века. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Левитана, К. Коровина («Розы и фрукты»), И. Э. Грабаря («Цветы и фрукты на рояле», «Неприбранный стол»), Федотова и т. д.

    Еще одно направление в живописи, связанное с кулинарией — бытовой жанр. Он является одним из наиболее древних в искусстве и посвящен изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые («жанровые») сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах) и т. д. Одна из тем бытового жанра — еда. Среди русских художников, писавших в жанре бытовой живописи, следует назвать П. Федотова, А. Венецианова, Б. Кустодиева.

    «Здоровый человек с благородным складом ума, — сказал Теккерей, — наслаждается описанием хорошего обеда не меньше, чем самой трапезой». Кулинарная тематика занимала и занимает заметное место и в литературе. Уже у античных авторов можно встретить подробное и яркое описание сцен приема пищи. (Платон, Ксенофонт, Плутарх, Лукиан, Геродот, Гомер). Сцены пиров дают представление не только о кулинарных пристрастиях и обычаях древних греков и римлян, но и культуре народа в целом: «Застольные опросы» Плутарха, «Пир» Платона, «Пирующие софисты» Афинея и т. д.

    Кулинарная тематика продолжает находить свое отражение и в литературе Средних веков. Так, к примеру, в поэзии трубадуров («Песнях» Бернарта де Вентадорна, «Песнях трубадуров») так или иначе отражается и быт того времени, стороны жизни, связанные с приготовлением и приемом пищи, кулинарными традициями и обычаями.

    В «Путеводителе к святому Якову» средневековый автор высмеивает гастрономические привычки гасконцев и наваррцев, считая их «деревенскими». «…Вы вступите в Гасконь, местность, богатую белым хлебом и превосходным красным вином; гасконцы… славятся своим гостеприимством, которое они всегда рады оказать беднякам. Но едят они без стола, усевшись в кружок вокруг огня, и пьют из одного стакана. Едят они много, пьют и того больше, но не пьянеют, и все они дурно одеты…

    …У наваррцев все домочадцы, как слуга, так и хозяин, как служанка, так и хозяйка, едят все вместе из одного котелка ту пищу которая там сварена; едят вперемежку, руками, не пользуясь ложкой; пьют они из одного стакана».

    Повседневные обычаи и привычки того времени зачастую не отличались изяществом и изысканностью. Средневековые авторы сыграли очень большую роль в их «смягчении» и «облагораживании». Они использовали возможности литературы для того, чтобы высмеивать невежество и грубость, а также «популяризировать» обычаи и традиции, получающие распространение в слоях знати — при дворцах вельмож и богатых людей, в том числе и связанные с эстетикой и этикой приема пищи.

    На Руси самым известным литературным памятником Средневековья, связанным с кулинарной тематикой, стал «Домострой» — книга, регламентирующая повседневный быт. В ней описывались нормы религиозного и этического поведения, утверждались правила воспитания и семейного быта, давались практические советы ведения домашнего хозяйства. «Домострой» дает современному читателю яркое представление о повседневной жизни древнерусской зажиточной семьи.

    Перед началом трапезы прежде всего священники Отца и Сына и святого Духа восславляют, потом деву Богородицу; едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу; …И есть бы вам и пить во славу Божию, а не объедаться и не упиваться, пустых разговоров не вести и, если перед кем-то ставишь еду или питье и всякие яства или же перед тобою поставят какие яства, не подобает хулить их… но подобает дар Божий — всякую пишу — расхваливать и с благодарностью есть.

    А в погребе, и на ледниках, и в подвалах хлебы и калачи, сыры и яйца, сметана и лук, чеснок и всякое мясо, свежее и солонина, и рыба свежая и соленая, и мед пресный, и еда вареная, мясная и рыбная, студень и всякий припас съестной, и огурцы, и капуста, соленая и свежая, и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и рассолы готовые, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные, и вина сухие и горькие, и меды всякие, и пива на меду и простые, и брага, — весь тот запас ведать ключнику…

    В литературе Западной Европы в XIX веке сформировалась уже отдельная область кулинарного жанра, где были свои классики: Брийа-Саварен — «Физиология вкуса», Гримо де ля Рейнер —«Альманах гурманов» и т. д. Знаменитые писатели и философы посвящали свое время созданию «кулинарных шедевров». До сих пор во Франции большой популярностью пользуется «Большой кулинарный словарь», написанный А. Дюма, книга «Наука еды» философа Мишеля Монтеня.

    А вот отрывок из поэмы великого немецкого поэта Генриха Гейне «Германия»:

    …Накрыли. Весь старонемецкий стол
    Найдется здесь, вероятно,
    Сердечный привет тебе, свежий салат,
    Как пахнешь ты ароматно!
    Каштаны с подливкой в капустных листах,
    Я в детстве любил не вас ли?
    Здорово, моя родная треска,
    Как мудро ты плаваешь в масле!
    Кто к чувству способен, тому всегда
    Аромат его родины дорог.
    Я очень люблю копченую сельдь,
    И яйца, и жирный творог.
    Как бойко плясала в жиру колбаса!
    А эти дрозды-милашки,
    Амурчики в муссе, хихикали, мне
    Лукавые строя мордашки…

    В русской литературе XIX века кулинарная тематика также была представлена в поэзии — так, А. С. Пушкин хотя и иронизировал сам над собой, что слишком часто упоминает «о разных кушаньях и пробках» («Евгений Онегин»), оставил яркие описания традиционных для своего времени блюд и продуктов. Как отмечает известный историк В. Похлебкин — «кулинарными стишками» грешили… такие поэты, как П. А. Вяземский и Е. А. Баратынский». Большое внимание гастрономии уделяется в произведениях В. С. Филимонова (1787—1858), которого называли «кулинарным поэтом».

    «…Вот с кулебякою родной,
    Кругом подернута янтарной,
    Душистой, жирной пеленой,
    Уха стерляжья на шампанском,
    За ней — ботвинья с астраханским
    Свежепросольным осетром
    И с свежей невской лососиной.
    Вот с салом борщ, калья с вином,
    С желтками красный суп с дичиной,
    Морковный, раковый, грибной…»

    Безусловно, следует отметить и произведения Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики» и т. д.), а также М. Е. Салтыкова-Щедрина («Как мужик двух генералов накормил»), Лескова («Русский характер»), И. Шмелева («Лето Господне»).

    Заметную роль кулинарная тематика играла и в русской драматургии — от Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова до А. П. Чехова и С. А. Найденова. Так, по «Пестрым рассказам Антоши Чехонте» можно составить целое меню, традиционное для среднего класса того времени.

    В современной литературе кулинарная тема также не обойдена вниманием. И это не только разнообразные пособия по приготовлению еды. Заметное место здесь занимают научно-популярные произведения, рассказывающие об истории кулинарии, культурных традициях и обычаях, связанных с приготовлением пищи. Яркий пример — книги историка В. Похлебкина, охватывающие самые разные аспекты кулинарии — «Кухни славянских народов», «Кулинарный словарь», «Занимательная кулинария» и т. д. Появляется все больше книг, где кулинарная тематика оказывается тесно связанной с тематикой социальной, социокультурной, исторической. Существует даже специальная международная премия Джеймса Берда, присуждаемая авторам наиболее ярких произведений.

    Еде посвящались и музыкальные произведения. Интересно, что среди композиторов было мною гурманов, с именами которых связаны не только музыкальные шедевры, но и рецепты блюд. Так, во Франции широко известны «Куриные грудки „Берлиоз“», названные в честь великого композитора Гектора Берлиоза, «Яйца „Обер“», «Утка а-ля Россини».


    Внимание учащихся следует обратить на следующее:

    • Еда для человека является источником удовольствия, эстетического наслаждения. Культура человека выражается, в том числе, и в умении оценивать вкус продуктов и блюд, выбирать наиболее гармоничные вкусовые сочетания, придавать значение эстетическим аспектам при организации своего питания.

    • Кулинария — особая сторона жизни человека, в которой большое место занимает творческая деятельность. Приготовление пищи может стать очень интересным занятием, когда человек может проявить свои способности, придумывая новое блюдо или вариант его оформления.

    Варианты реализации темы:

    • Самостоятельная работа учащихся

    Подростку предлагается дома самостоятельно выполнить задания на стр. 72—74 (посвященные кулинарной тематике в живописи).

    • Экскурсия в музей

    В рамках реализации этой темы может быть организована экскурсия в местный художественный музей. Как правило, в экспозиции музеев есть раздел, посвященный натюрмортам и бытовой живописи, связанными с кулинарной тематикой.

    • Творческий проект «Вкусная картина»

    Педагог предлагает учащимся нарисовать натюрморт — изобразив свое самое любимое блюдо. Из картин учащихся в классе организуется «Вкусная галерея».

    • Самостоятельная работа учащихся

    Педагог предлагает учащимся самостоятельно дома выполнить задания на стр. 74—76.

    Ключ для задания «Кроссворд»

    По вертикали.

    1. Полба. 2. Рыба… 3. Перец… 4. Лимонад… 5. Рис.

    По горизонтали.

    1. Суп… 2. Бутерброд… 3. Каша.

    • Викторина «Необычное кулинарное путешествие»

    Викторина проводится совместно с преподавателем изобразительного искусства, преподавателем музыки. В мероприятии могут принять участие родители.

    В начале «путешествия» учащиеся распределяются по группам. Каждая группа получает свой «маршрутный лист», в котором указаны этапы «Музейный», «Музыкальный», «Живописный», «Литературный».

    На этапе «Музейный» подростки отвечают на вопросы, связанные с историей кулинарии (история столовых приборов, традиционных блюд, кулинарных праздников).

    На этапе «Музыкальный» подросткам нужно вспомнить и спеть песню, в которой говорится о каком-то блюде или продукте.

    На этапе «Живописный» угадать художника выбранной ими картины, связанной с кулинарной тематикой.

    На этапе «Литературный» — определить автора произведения, отрывок из которого им зачитывается.

    Результаты группы фиксируются в ее «маршрутном листе».







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх