• 1.1. Основания для остановки транспортного средства
  • 1.2. Обзор Административного регламента
  • 1.3. «Полезные» нормативно-правовые акты
  • 1.4. Общение с инспектором
  • ГЛАВА 1. КАКИМИ ПРАВАМИ ОБЛАДАЮТ ВОДИТЕЛЬ И СОТРУДНИК ГИБДД

    1.1. Основания для остановки транспортного средства

    Российские водители – одни из самых суеверных граждан в мире. Такого количества примет, наверное, нет, даже у самых азартных игроков. Так, например, общение с инспектором ГИБДД предполагает даже самый удачный день превратить в Пятницу 13-е. Оставим предрассудки – ведь закон не на стороне сотрудника милиции, а на стороне тех, кто умеет им пользоваться как щитом и мечом. Рассмотрим общение с инспектором ГИБДД не как очередную неприятность, а как событие, от которого не застрахован ни один водитель. Огромный поток машин движется по автотрассам и вот инспектор ГИБДД останавливает именно вашу машину. Давайте перечислим десять оснований к остановке транспортных средств сотрудником милиции:

    1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

    2) наличие данных (ориентировки, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующие о причастности водителя пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

    3) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что он находится в розыске;

    4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

    5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

    6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;

    7) необходимость использования транспортного средства;

    8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

    9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

    10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

    1.2. Обзор Административного регламента

    Указанные основания для остановки транспортных средств перечислены согласно приказу МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 «Об Утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Данный Административный регламент относительно новый нормативный акт, введен в действие с 1 сентября 2009 года, поэтому уместно провести его краткий обзор.

    Административным регламентом определен порядок действий сотрудников Госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения. То есть, сущность «регламента» следует понимать как правило поведения, порядок действий. До 1 сентября сотрудники госавтоинспекции должны были сдать зачет на знание положений этого регламента. Обсуждаемый регламент в частности содержит описание таких административных процедур как:

    – остановка транспортного средства и пешехода;

    – регулирование дорожного движения;

    – проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя ТС, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния ТС; осмотр и досмотр ТС;

    – изъятие водительского удостоверения;

    – задержание ТС и запрещение его эксплуатации;

    – выезд на место ДТП;

    – направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; административное задержание;

    – доставление.

    Установлены формы всех процессуальных документов, применяемые сотрудниками при выполнении административных этих процедур. Следует отметить, что это первый и вероятно единственный регламент, в котором не определены временные рамки исполнения сотрудником ГИБДД тех или иных действий. В департаменте ОБДД дали пояснение, что это связано со спецификой работы. В каждой ситуации на дороге могут возникать свои сложности и особенности, поэтому невозможно уложить в четкий период времени оформление разного рода нарушений, аварий и прочего. Однако, регламент обязывает, чтобы эти сроки были минимальными. Поэтому действия сотрудников, допускающих в своей службе формализм и волокиту вполне могут быть обжалованы.

    Этот нормативный акт регулирует взаимоотношения представителей власти с участниками дорожного движения и обязывает сотрудников информировать граждан о порядке обжалования своих действий.

    1.3. «Полезные» нормативно-правовые акты

    При подготовке рекомендаций водителю и при рассмотрении разного рода ситуаций мы неоднократно будем опираться на положения этого регламента и ряда других нормативных актов, таких как:

    – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (Ко АП РФ);

    – постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»;

    – Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан»;

    – постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку хранения, а также запрещения эксплуатации»;

    – приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»;

    – приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по техническому надзору»;

    – постановление Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 109 «Об особенностях применения отдельных положений Правил дорожного движения РФ»;

    – Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

    – приказ МВД РФ от 15 марта 1999 г. № 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств».

    1.4. Общение с инспектором

    Итак, где вас может и не может останавливать сотрудник ДПС? Каким способом? Согласно вышеназванному регламенту, не допускается останавливать транспортные средства в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения. Вспомним эти места:

    1) на трамвайных путях;

    2) в зоне железнодорожных переездов;

    3) в тоннелях;

    4) перед пешеходными переходами, и в других опасных местах.

    Однако даже в этих случаях остановка возможна, когда это необходимо для пресечения преступления, предотвращения угрозы жизни, здоровью, имуществу участников дорожного движения и в местах где остановка обозначена патрульным автомобилем ДПС с включенными световыми сигналами. Свое требование об остановке сотрудник ДПС может выражать с помощью жеста руки, громкоговорящего устройства, с применением жезла (или диска с красным сигналом), направленной на транспортное средство и указать место вашей остановки. В ряде случаев, для привлечения вашего внимания сотрудник может подавать дополнительный сигнал свистком, использовать световые и звуковые сигналы. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен нести службу на освещенных участках дорог; иметь светящийся жезл, световозвращающее снаряжение.

    До выхода в свет административного регламента, в средствах массовой информации возникало много споров о так называемом срытом контроле. Давайте попытаемся прояснить ситуацию. В самом регламенте четко сказано: «Контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме». Однако, несмотря на новизну рассматриваемого регламента, его положения уже претерпевают изменения, так с 16 февраля 2010 г. действует приказ МВД РФ от 31 декабря 2009 г. № 1023 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения утверждений приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185». В соответствии с перечнем изменений: «при осуществлении контроля за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения. Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются» (пункт 43 регламента). Получается, что ни о каком скрытом контроле не может быть и речи. О временных рамках вашей остановки, рассуждать довольно сложно, повторимся регламент не содержит четкие временные ограничения для выполнения сотрудниками своих действий, одно очевидно – они должны быть минимальными. Итак, вас остановили и вы оказались один на один с представителем государственной инспекции. Инспектор должен без промедления подойти к вашей машине, со стороны водителя, в исключительных случаях (угрозы личной безопасности, загрязненность дорожного покрытия и др.) он имеет право обратиться к вам с противоположной стороны. «При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения»(п. 20 Административного регламента). Как новизну в административном регламенте отметим, что сотруднику милиции, в момент представления совсем не обязательно прикладывать руку к головному убору. Данное требование не заняло своего места в регламенте, потому как выполнять его сотруднику милиции с жезлом в руке довольно затруднительно, а не потому, что автолюбители не заслужили подобного почтения. Как вести себя в этот момент? Конечно же, по ситуации, но в любом случае держитесь уверенно, не стоит судорожно искать документы и бежать навстречу инспектору. Оставайтесь в машине и ждите пока инспектор подойдет к вам, представится как обусловлено выше, сообщит причину остановки, изложит требование о передаче документов. Инспектор может потребовать для проверки следующие документы:

    – водительское удостоверение на право управления соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение;

    – регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа – и на прицеп;

    – документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа – и на прицеп – в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

    – в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

    – страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (полис ОСАГО).

    Обращаться с вашими документами сотрудник должен аккуратно, не делать в них каких либо отметок. Если вы передаете инспектору вместе с документами деньги или ценные бумаги, регламент обязывает его вернуть все вместе и предложить вам передать документы без денег и ценных бумаг. «Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за исключением необходимых для осуществления административных действий» (п. 26 Регламента). Вполне предсказуема ваша ирония относительно прочитанного, но такое поведение диктует закон.

    Обратите внимание, что и вы наделены правом требовать у сотрудника ГИБДД предъявления служебного удостоверения, которое он обязан предоставить в развернутом виде, но не выпуская из рук.

    Уместно перечислить основания, при наличии которых инспектор ДПС может предложить вам выйти из автомобиля, и разумеется, рассчитывать на вашу положительную реакцию вполне законной просьбы. Эти основания закреплены в п. 70 Административного регламента:

    – при необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

    – наличии признаков опьянения и (или) болезненного состояния;

    – для сверки номеров с документами;

    – для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

    – а также, когда требуется ваше участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или самим сотрудникам милиции;

    – ваше поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

    Поэтому, в случаях когда сотрудник ДПС требует, что бы вы вышли из автомобиля, не стоит выражать свое недовольство, а уж тем более проявлять агрессию – выходите. Данная обязанность возникает у вас, когда инспектор попросит вас это сделать, но запомните, что такое требование не относится к обычной проверке документов.

    Кроме того, сотрудник вправе предложить вам проследовать в служебное помещение в случаях, когда требуется ваше присутствие для оформления процессуальной документации.

    Хотим отметить, что согласно, регламента, речь инспектора должна быть простой, понятной, вежливой, без подтекста и нравоучений. Обращение должно звучать исключительно на «Вы». Требования, которые выдвигает сотрудник должны быть обоснованными, законными. К данной книге прилагается краткая таблица штрафов по конкретным административным правонарушениям (Приложение № 1). Общение с инспектором должно исключать демонстративность с вашей стороны, не стоит подчеркивать свое знакомство с вышестоящим над ним руководством, в ряде случаев это может накалить обстановку. Не нужно заявлять о своих правах, важно их знать и уметь реализовать в конкретной ситуации, понять момент, когда именно ваши права ущемляют и правильно отреагировать на это.

    Перейдем от слов к делу. Ведь общение с инспектором не всегда заканчивается пожеланиями «доброго пути!» Рассмотрим ваши права, обязанности, последствия на примере конкретных ситуациях.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх