|
||||
|
Предназначение человека Цель жизни — возвращение к себе истинному
Лев Шестов задает вопрос: "Зачем было Единому, которое и так довольно собой, так спокойно, так всеобъемлюще рассыпаться на мириады душ, выбрасывать их в подлунный мир, помещать их в загадочно-соблазнительные темницы-тела, если потом оказывается, что лучшее, что могут сделать души — это покинуть свои тела и вернуться обратно в то же Единое, из которого они выпали? И у Платона, и у Плотина есть попытки ответить на этот вопрос, но попытки столь неудачные, что о них и говорить не стоит" (Л. Шестов, "На весах Иова"). Если считать, что материя первична, а сознание вторично, и что человек произошел от обезьяны, и что человек и камень состоят из одних и тех же атомов, а после смерти ничего не остается, души нет и духа нет, нет ответственности за проступки и преступления, — тогда философия проста: "живем один раз", "бери от жизни все", "после нас хоть потоп", "выживает сильнейший" — и вывод простой: цели в жизни нет, делать добро невыгодно, мудрец и глупец умрут, летай иль ползай — конец известен. Достоевский сказал: если Бога нет, тогда все можно. Причины проблем обычно видятся только на физическом плане, и решение проблем люди тоже видят только на физическом плане, и потому проблемы решаются частично, и болезни лечатся частично. До времени Ноя люди жили очень долго — до 900 и более лет, а после Ноя продолжительность жизни стала значительно меньше. Причем до Ноя люди не только жили долго, но и всю жизнь оставались здоровыми и работоспособными. Например, Ною было 500 лет, когда у него родились трое сыновей, а ковчег он построил в 600 лет. "Во времена Ноя Бог прогневался на людей за неправедное их поведение и постановил: "пусть будут дни их сто двадцать лет" (Быт. 6:3). Если жизнь людей стала укорачиваться, значит есть тому причина Ответ нужно искать, внимательно читая Библию, где говорится о том времени. Конечно, Ноев ковчег не надо понимать только буквально: представить только, как Ной со своими сыновьями отлавливал всех животных «чистых и нечистых», загонял в ковчег, держал и кормил их чем-то до девятого месяца и еще более сорока дней (Быт.8:5,6). В Библии о том времени говорится: «Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт.11:2, 4). Первый раз такое в жизни людей, что решили пуститься в "самостоятельное плавание", без Бога, отдельно от Бога: «построим себе город и башню, и сделаем себе имя», раньше всегда было сначала жертвоприношение. Люди забыли про Бога и забыли про все, что Он для них сделал, и решили «сделать себе имя». Сделать себе имя — значит забыть о своих истоках — кто люди, собственно, есть. И чем дальше, тем больше отдаляется человек от единства с Вселенной. Вопрос этот должен изучаться, чтобы точно знать, в чем состоит это отдаление, отпадение от истоков, потому что и сейчас, отдаляясь все дальше, мы все больше болеем и все меньше живем. А сколько сейчас составила бы средняя продолжительность жизни, не будь вмешательства медицины? Год, месяц, день, минута, секунда? Или вообще жизнь должна быть со знаком минус, т. е. человек должен умереть до рождения и вообще не родиться? Положение со здоровьем человека все больше и больше ухудшается, и если мышление остается таким же, будет ухудшаться и в дальнейшем. Наука не задается вопросом предназначения человека. Какое высшее предназначение может быть у "белковых тел", у молекул, у слепой природы, которая "совершенно случайно" воспроизвела жизнь, если материя первична, а сознание вторично? Есть ли у человека цель жизни и высшее предназначение? Для чего и откуда он пришел в этот мир и куда идет? В чем состоит высшая цель создания человека? Есть ли вообще цель у человечества, у истории с ее войнами, революциями, возрождениями, упадками, созиданием, разрушением и т. д.? Если цель — возвратиться туда, откуда человек в начале истории был изгнан, то какой смысл всей его земной жизни? "У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лк 15:11–32). Люди, не желая думать ни о чем, хотят больше для себя и требует "свое". А если потребности неограниченные, то и требования большие. Младший сын прожил все, что имел, и начал нуждаться. Человеку дано все необходимое для жизни, чтобы он ни в чем не нуждался, и это так и было, пока он жил рядом с Создателем, пока не ослушался Его. История, называемая грехопадением Адама и жены, и история с блудным сыном — это, в общем, одна и та же история — об уходе от Отца и необходимости возвращения к нему. Только история с Адамом и его потомками — это история человечества от создания до своего завершения, а история с блудным сыном — это как бы один из многочисленных эпизодов человеческой истории, или всей истории в сжатом виде. О необходимости возвращения говорится в том смысле, что ему лучше вернуться, что ему будет лучше от этого. Адаму для этого нужно было всего лишь сказать, что он поступил неправильно, признать свою ошибку. Но он стал оправдываться, сваливать вину на жену, да и на Бога тоже: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел". Жена тоже как бы не виновата: "змей обольстил меня, и я ела". Говорят, что Адам и жена плохо поступили, что послушали Змея. Говорят еще, что Адам и Ева съели яблоко, и за это Бог изгнал их из Рая. Во-первых, никаких яблок они не ели. А во-вторых, могли ли Адам и жена поступить по-другому? Когда осуждают Адама и жену за их так называемое грехопадение, то считают, что они могли бы этого и не делать, что могли бы и подумать перед этим, при этом считается, что они по уровню мышления где-то на уровне чуть ли не наших современников. Это не так. Они еще не умели отличать правду от лжи, добро от зла, потому что вообще ничего не знали. Даже современные люди имеют смутное представление о Рае, потому и не особенно стремятся туда, или, к примеру, говорят, что в смысле климата Рай вроде бы предпочтительнее, а вот в смысле народа, публики вроде бы предпочтительнее ад. Адам и жена помнят, что им было сказано. Но тут же приходит змей и говорит противоположное: "нет, не умрете, но в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих…" (Быт. 3:4–7) Не имея никакого опыта, никакого знания, никакой информации, Адам и жена даже не могли, не способны были определить, кто правильно говорит — Бог или змей. Бог говорит им — и они верят Ему, тут же змей говорит противоположное — и ему верят, думают, что и он вроде бы правильно говорит. Адам и жена еще не могли отличить правду от лжи, добро от зла, это они узнали позже, когда у них появилось знание. "На ошибках учатся" — эта поговорка относится не столько к Адаму с Евой, сколько к нам, живущим сейчас. Считается, что история с Адамом и женой произошла давно, если вообще произошла, и к нам никакого отношения не имеет, и что мы не виноваты в том, что когда-то зло вошло в мир, и что отрабатываем чужие ошибки. Однако мы в течение дня порой несколько раз бываем на месте Адама, делая выбор, как поступить. Всегда ли мы делаем правильный выбор? Кто может сказать о себе, что он никогда не ошибается? В роли Адама в течение жизни мы оказываемся много раз. Оправдана ли по отношению к нам поговорка: на ошибках учатся? Конечно, от ошибок никто не застрахован, но оправдывать все ошибки, естественно, неразумно. Следствием ошибок являются проблемы и болезни, тем более сложные, чем серьезнее ошибки, или больше ошибок. Потому и говорят: семь раз примерь — один раз отрежь; торопись не спеша и т. д. Метод проб и ошибок — не самый лучший метод, он дает положительный результат не во всех случаях. Мы никогда не расплачиваемся за чьи-то ошибки, а всегда только за свои собственные. "И открылись глаза у них обоих". Наши глаза открываются постоянно, по мере нашего узнавания мира, нашего познания. Но не всегда, не во всех случаях происходит развитие, в чем-то происходят и ошибки ("глаза закрываются"). Говорят, маленькие дети все такие хорошие, откуда же берутся преступники? Да оттуда и берутся, что, живя среди людей, могут "набираться ума", "житейской мудрости". Человек приходит в этот мир с уже имеющимся опытом, пусть и непроявленным, и огромная роль родителей, воспитателя, учителя, да и общества в целом в воспитании, "проявлении" того положительного, что есть в нем, и чтобы не дать развиться негативу, чтобы хорошее перекрыло, перевесило плохое. Конечно, мы не всегда видим связи наших ошибок и последствий за них. Иногда за свои ошибки человек расплачивается сразу, и тогда четко видна связь ошибка, проступок — проблема, что не подумал, поторопился, "черт дернул". Чаще же связь не видна — из-за того, что человек не хочет ее видеть, или потому что ответственность наступает не сразу, потому что большое количество этих ошибок. Адам о своей ошибке был предупрежден сразу, потому что у него не было еще отрицательного опыта. Человек на низком уровне развития в данное время как бы более свободен в совершении ошибок. Хотя слово "свобода" здесь необходимо взять в кавычки. Обычно, если человек, к примеру, украл или ограбил или еще что-то совершил, и ничего не случилось, то он считает, что все сошло с рук, "не пойман — не вор", думает, что можно быть спокойным. Это не так. То, что многие нечестные и безнравственные люди хорошо живут, а люди честные страдают — на самом деле только кажется. Идем с блудным сыном дальше: "он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!" Нужно ли ждать проблем, болезней, катастроф? "Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему". Был ли это тот же самый сын, который требовал от отца своей доли и уходил от него? Собираясь уходить, когда ему было хорошо, думал ли он о том, что придет время, когда ему будет плохо? Конечно, это был другой сын. В этом и состоит цель жизни человека — возвращение к истокам, к Отцу, возвращение к себе, туда, откуда он был изгнан, или сам ушел, как несовершенное существо. Вернуться сознательно, не под принуждением, зная, что это есть лучший выход. Возвращается не тот Адам, который уходил когда-то. Возвращается человек совершенный, могущественный, знающий добро и зло и неспособный на зло в любом виде. Лучшие качества возвращающегося человека мы видим в лучших людях Земли, мужчинах и женщинах, живших и живущих не для себя в первую очередь, исполнивших и исполняющих свой гражданский и человеческий долг, рыцари без страха и упрека, жертвующие собой. Может показаться, что это все недостижимо, что все это где-то в необозримом будущем, что это даже, возможно, не для нас, или что нужно приложить для этого какие-то очень большие усилия. Можно отметить два момента в возвращении к себе, в возвращении в Рай — ближний и окончательный. Окончательный Рай — это полный уход из этого мира, окончание его, то, что называется концом истории, и который есть конечная цель человечества. А Ближний Рай — это жить в этом земном мире без проблем, болезней, катастроф и других неприятностей, которые появляются как предупреждение, что мы начинаем отходить от истины, добра, от своего предназначения, от развития, созидания. О Ближнем Рае, о нормальной жизни здесь и сейчас и идет речь в этой книге. Н. Бердяев сказал, что "Возвращение не есть путь назад, возвращение есть путь вперед". Адам был создан как чистый лист бумаги, как возможность, как ученик, не знающий ничего, которому предстоит еще стать личностью, помощником Создателю: "На сие самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа" (2 Кор. 5:5). Например, какой-то коллектив, предприятие отправляет несколько работников на обучение для повышения квалификации. Способности, возможности возвратившихся после обучения работников больше, они выполняют работу более ответственную, на более высоком уровне, т. е. предприятие после обучения своих работников становится более сильным. Это происходит после кратковременного обучения. Таков смысл создания человечества — как обучение. Адам, отправленный на Землю ничего не знающим и не умеющим, по сути, никем и ничем и никаким, сам, узнав свое предназначение, работая над собой, возвращается туда же, откуда был изгнан, но совершенно другим — обученным, сильным, совершенным, но не способным на зло ни в каком виде. Человечество, как много таких Адамов, возвращается к своим истокам: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:22–28). Т. е. Творец, создав человечество, все время воспитывал его, заботился о нем, наставлял, обучал и, сделав совершенным, призвал к себе. Таким образом происходит рост, эволюция самого Создателя. Это и является целью создания человечества, предназначением человечества и каждого человека. Н. Бердяев сказал: "Бог рождается в человеке, и человек сам поднимается и обогащается. Такова одна сторона богочеловеческой истины, она раскрывается в опыте человека. Но есть и другая сторона, менее раскрытая и ясная. Человек рождается в Боге, и этим обогащается божественная жизнь. Есть нужда человека в Боге, и есть нужда Бога в человеке". Что нужно понимать под развитием? Это, во-первых, познание, а во-вторых — духовный рост. "Совершенно ложна и унизительна часто повторяемая идея, что перед Богом человек ничто. Наоборот, нужно говорить, что перед Богом, в обращенности к Богу человек подымается, он высок, он побеждает ничто" (Н. Бердяев). Л. Шестов говорит, что главная черта в человеке — это дерзновение. Но только в обращенности к Создателю и с Создателем человек велик. Если человек хочет быть великим сам, то он ничто, он только может кому-то показаться великим, да и то на некоторое время. А можно ли человеку "в самостоятельное плавание"? Может, можно построить в противовес существующему миру со страданиями, болезнями и другим злом мир без проблем, победить болезни и даже саму смерть, где хорошо будет всем. Попытки построить Рай на земле продолжаются и еще будут продолжаться. Наука со своими нанотехнологиями и т. д. обещает — в который уже раз — решить все проблемы с питанием, со здоровьем и старостью. Ничего этого не будет, потому что противоречит законам Вселенной и ролью человека в Мироздании. Можно это увидеть сейчас, конечно, если есть желание. Но человеку не привыкать делать, как кажется правильным, а потом сожалеть об этом. Еще долго для многих история будет историей войн, революций, других действий одних людей против других, до тех пор, пока люди наконец не зададут себе вопрос: в чем смысл всего происходящего? И не найдут на него правильного ответа. Хотя ответ этот известен уже сейчас. А можно ли узнать, что Создатель делал до того, как создал этот мир? Августин Блаженный, отвечая на этот вопрос, сказал так: Бог ничего не делал, потому что в Царстве небесном нет времени, т. е. там время отсутствует. Но время не может вообще отсутствовать, если есть процессы, если есть жизнь, развитие, рост, потому что они происходят только во времени. Отсутствие времени — это застывший процесс, остановка, как в остановленном кинокадре, когда ничего не меняется. Просто "там" время иное, но его не может не быть. Н. Бердяев "наше" земное время называет испорченным временем, а время Высшего мира — вечностью. Т. е. неправильно говорить, что Создатель ничего не делал. Из "того" пространства видны на нашей Земле одновременно прошлое, настоящее и будущее, но это ни в коем случае не означает, что будущее для людей предопределено. Одновременное видение прошлого, настоящего и будущего частично есть у некоторых жителей Земли, о таком видении Ури Геллер пишет в книге "Моя история". Частично это видение присутствует у всех, или, возможно, почти у всех людей, — что будущее наступит обязательно, что нужно к нему готовиться, так или иначе думать и заботиться о будущем, хотя время текущее, настоящее и кажется наиболее реальным. Ученые стараются узнать, есть ли жизнь на других планетах. Жизнь не может возникнуть сама по себе, самозарождением, и она есть на других планетах только в том случае, если она там нужна. Жизнь не могла быть создана, если на планете для нее нет условий. Конечно, глядя в бесконечное звездное небо, трудно отделаться от мысли, что Земля не единственная обитаемая планета, что есть и другие обитаемые миры и, скорее всего, мы не одиноки во Вселенной. Но это может быть жизнь не по земному типу. Что нужно для развития, к примеру, человечества — не только земного, а и того, что, возможно, существует еще где-то? Это, во-первых, любовь, развитие и накопление которой происходит на Земле. Это, во-вторых — разум, или интеллект как способность анализировать, делать выводы. Это, в-третьих, может быть еще и сбор и накопление информации. Возможно, с этими и другими целями могли быть созданы человечества на других планетах. Наверное, могут быть еще какие-то цели создания других человечеств, которые мы можем понять или которые нам недоступны. Возможно, это жизнь на совершенно другой основе, к примеру, кремнийорганическая. Возможно, сообщества, целью существования которых является сбор, накопление информации, опасны для космонавтов, потому что там не будут руководствоваться принципами гуманности, любви. Конечно, все это лишь предположения. Предназначение человека на Земле — развитие и созидание, творчество, участие в развитии всех людей, цель его жизни — возвращение к истокам, к своему началу — опять же через развитие, совершенствование себя, духовный рост, полный отказ от причинения вреда другим и себе. Как развитие, рост или деградация проявляются в нашей повседневной жизни? Считается, что каждый человек от рождения по мере взросления развивается, и общество в целом в его историческом пути развивается. В действительности это сложные и неоднозначные процессы, и если в чем-то происходит развитие, то в чем-то идет процесс обратный, теряются какие-то существенные знания, какой-то полезный опыт. Человечество оторвалось от своих истоков, от Вселенной. Утрачены были знания, имеющие очень большое значение для человека. Например, две тысячи лет назад, во время земной жизни Иисуса Христа, люди знали, что причина болезней — ошибки людей. И сейчас причина болезней та же — ошибочное мышление, незнание своего предназначения. Но в настоящее время это знание почти утеряно человечеством. Еще одно очень важное знание если не утеряно среди людей, то в значительной степени изменилось. Во времена Иисуса Христа была не просто вера во что-то невидимое, в реальности чего невозможно убедиться, а знание, потому что люди видели чудеса Иисуса Христа и как Он исцелял людей, видели Его распятие и Его воскресение и вознесение. Может ли наше знание сейчас быть таким же, как в те времена? Такое знание основывается, во-первых, на понимании, что Библия — это не просто одна из книг, а данная Свыше. Другие источники, как Каббала, Бхагавад-Гита, Коран, Веды, тоже людям даны Высшим разумом, но Библия выделена среди них, в ней одной пока найден библейский код. Во-вторых, на основании определенного объема информации, суммы знаний о существующей реальности и правильного понимания этой информации. То, что называется поиск истины, тоже правильная ориентация — задавать вопросы и искать правильные ответы на них. Это не всегда просто. Если даже о чем-то "все это знают", то такое мнение далеко не всегда является правильным. Например, не так давно "все знали", что Бога нет. Конечно, от науки и открытий никто не отказывается. Но наука, во-первых, не всесильна, и в том только случае приводит к успеху, если впереди идет нравственность. Говорят — прогресс не остановить и в прошлое возврата нет. Никто и не призывает вернуться в прошлое. Но наука давно бы уничтожила саму себя и все человечество, если бы не было обращения к разуму, и если бы за человечеством и всем, что происходит на Земле, не присматривал Высший разум. Необходимо обращение к разуму и в дальнейшем. А во-вторых, со временем, по мере развития наука придет к выводу: правильно сказано в Библии. Маленькому ребенку всех жалко — братика, сестренку, котенка, рыбку, бабочку, и часто невозможно заставить его причинить боль кому-то. Т. е. ребенок приходит в мир с какими-то убеждениями, с готовым внутренним стержнем, характером, с любовью, с убеждением делать добро. Взрослые же считают: "ну что он понимает", "яйца курицу не учат". Лучшие люди — это те, которые "не испортились", которые сохранили в себе и развили лучшие свои качества, основа которых — хорошее отношение к тому, что нас окружает и к тем, кто рядом. Эти люди целью своей жизни считают служение людям, заботу о них. Обычно человек в течение жизни совершает как добро, так и зло. То, что мы совершаем зло, видно хотя бы по тому, что все мы имеем проблемы, болеем и умираем. Нет людей только добрых или только злых. Человек есть и добро, и зло, и любовь, и ненависть, желание помочь и желание жить только для себя. Но в основе своей каждый человек — чистота и совершенство, он создан таким, но это совершенство загрязнилось и продолжает загрязняться. Человек — не двуликий Янус, а загрязненная чистота. В основе человека чистота, которая даже не всегда сейчас видна, но она есть основа, и человеком голос этой основы ощущается как внутренний призыв к добру, это голос его совести. Совесть — понятие нематериальное, вроде как бы и несуществующее, но в действительности являющееся главным в человеке: есть совесть — есть человек, нет совести — нет и человека. Иногда говорят, имея в виду учение Дарвина, что в человеке еще много от животного. На самом деле в человеке не еще, а уже много от животного. Голос души, ее светлой части все время слышен, но его часто заглушает другой голос — плоти, и какое решение будет принято, определяется каждым человеком на основе своего представления о существующей реальности. Л. Шестов, да и другие философы не смогли ответить на вопрос о смысле возвращения человека к своим истокам по очень простой причине. Когда говорят о так называемом грехопадении Адама, то имеют в виду, что он был по своему развитию примерно на равном нам уровне, ну может несколько более низком. На самом деле Адам был еще почти никакой, он почти ничего не умел и не знал. Также считают, когда говорят о Втором пришествии Иисуса Христа, когда он придет и возьмет всех к себе — то возьмет таких, какие они есть. Но изгнан был Адам несовершенный, незнающий, неумеющий, а возвращается же человек совершенный, без всякого недостатка, всезнающий и всемогущий. Человечество создано, воспитывается и обучается с той целью, чтобы вернуть не немощных людей, которые только и умеют, что просить что-то для себя, а совершенных помощников. Рост, увеличение, развитие происходит тогда, когда человек сам развивается, творит добро, и в этом и состоит его предназначение на земле. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|