• Дно Бермудского треугольника
  • Вода таинственного треугольника
  • Саргассово море
  • Атмосфера над Бермудским треугольником
  • Глава 9

    ДРУГИЕ ТЕОРИИ

    Давайте попробуем проследить за некоторыми процессами, которые происходят в окружающем нас мире — в атмосфере, на воде, под водой — ив отдельных случаях приводят, по нашему мнению, к катастрофам. Если мы понаблюдаем за грозовыми облаками, мы увидим порой беспрерывно снующие по небу молнии и услышим раскаты грома. Но когда отгремит гроза и пройдет дождь, на горизонте иногда продолжают полыхать яркими сполохами молнии, гром же при этом не слышен. Почему же так происходит? Когда сливаются два грозовых облака, имеющих разноименные заряды, то возникает электрический разряд гигантской мощности. В облаках, насыщенных влагой, при этом протекают токи огромной величины с выделением тепловой энергии. Куда же девается эта энергия? Как ведут себя молекулы воды, через которые проходят сильнейшие токи, оказавшись в зоне высоких температур (до 25 000 °C) линейной молнии? Вода, конечно же, хороший диэлектрик, но под воздействием больших токов начинает происходить ее электролиз, а высокая температура приведет к ее термическому распаду. Молекулы воды мгновенно начинают распадаться на молекулярный кислород и молекулярный водород, которые в сочетании дают гремучий газ, в результате происходит взрыв.

    Вследствие расширения газов при взрыве возникает сверхзвуковая ударная волна, которая потеснит молекулы воды, которые не участвуют в термоэлектролизе, к периферии облака. Теснимые взрывной волной, молекулы воды станут укрупняться. Сливаясь, они образуют замкнутую шарообразную, сигарообразную или же куполообразную оболочку из толстого слоя воды. Как только электрический заряд линейной молнии иссякнет и энергия взрыва рассеется, кислород и водород, участвовавшие в химической реакции, вновь соединятся в молекулы воды. Мгновенная конденсация и распространяющаяся ударная волна создают в центре взрыва разреженное пространство. Примыкающие к нему внутренние слои расширяющейся водяной оболочки вскипят и в виде вновь образовавшихся частиц пара, воздуха и буферной массы воды с огромной скоростью устремятся в обратном направлении к центру взрыва. Здесь произойдет потоки воды и пара погасят друг друга, не вызвав особых перемещений основной массы облаков.

    Так происходит в случае простейшей линейной молнии, которая образует при электрическом разряде контур прямой линии. Если же контур молнии в момент слияния противоположно заряженных облаков имеет не прямую, а ломаную или S-образную конфигурацию электрической дуги, то погашение произойдет не в центре взрыва, а на определенном расстоянии от него. Смесь пара, воды и воздуха, двигаясь со сверхзвуковой скоростью мимо центра взрыва, создаст крутящий момент. Несущиеся к центру потоки начнут вращаться и в окружении относительно неподвижной среды соседних облаков в начальной стадии сформируют вращающийся тор. Произойдет мощная закрутка потоков. Вращающийся тор постепенно начнет принимать форму перевернутого усеченного конуса. Если посмотреть на него со стороны, то его очертания будут напоминать «летающую тарелку». Размеры ее внушительны: диаметр верхнего основания может достигать десятков, иногда и сотен километров, высота — от сотен метров до нескольких километров.

    Образовавшийся же усеченный конус может покинуть облако, в котором родился, лишь в том случае; если оно будет обезвожено. Если ж, напротив, оно насыщено влагой, то он, подпитываемый его соками, превратится в смерч.

    Если предположить, что описанный конус зародился где-нибудь, к примеру, в облаках над просторами Карибского моря и двинулся с попутным ветром к Бермудским островам. Достигнув данного района, он бесшумно опускается к поверхности океана. Заметить такую «тарелку», вращающуюся со сверхзвуковой скоростью, в солнечную погоду практически невозможно. Что же произойдет с самолетом, наткнувшимся нечаянно на подобный объект? Исход, скорее всего, будет трагическим.

    Из-за излучения конусом высокочастотных электромагнитных волн выйдет из строя радиопередатчик, нарушится радиосвязь. В цепях управления и системе зажигания от наводимых блуждающих токов перегорят катушки. Подача топлива, соответственно, прекратится, двигатели отключатся, самолет от удара о нисходящий поток конуса разрушится и упадет в океан. Обнаружить такой конус не способен даже радар, поскольку облако, содержащее мало влаги, не высвечивается на экране. Если же конус опустится на самолет, пролетающий низко над океаном, вполне вероятно, что стрелка компаса начнет Решено вращаться, давление за бортом начнет быстро падать, ведь восходящие внутренние потоки конуса подобно мощному вакуумному насосу захватывают и увлекают за собой частицы воздуха, заключенные в его внутренней зоне. И как только этот конус соприкоснется с водой и «подача» воздуха прекратится, барометрическое давление станет падать с еще большей стремительностью. В результате начнется бурное парообразование с поверхности воды. Поднимется густой туман.

    Что же делать летчику в такой ситуации? Стрелка компаса бешено вращается, за бортом встает белая пелена тумана, высотомер (так как давление падает) показывает, что высота достаточно велика… Летчик постарается снизиться, выйти из этой высокой, как ему кажется, облачности. В результате чего самолет врежется в воду.

    Примерно такую обстановку, в районе Бермудского треугольника описал Лоуренс Д. Куше в своей нашумевшей книге «Бермудский треугольник: мифы и реальность», рассказывая о гибели пятерки американских самолетов «Эвенджер». Но так обстоит дело с самолетами. А в каком же положении окажется океанский лайнер или, к примеру, небольшая шхуна, если они окажутся в подобной ситуации? И судно, и люди, попавшие в эпицентр опускающейся громадины, подвергнутся, по всей вероятности, как воздействию высокочастотных электромагнитных волн, так и влиянию высокоэнергетических ионизированных частиц. Радиостанция откажет. От наведенных блуждающих токов катушки цепей управления зажиганием выйдут из строя, это приведет, в свою очередь, к тому, что двигатели остановится. Высокочастотные электромагнитные волны, не слышимые человеком, будут пагубно действовать на его организм. Как уже говорилось выше, ультразвук, распространяясь в тканях тела в больших дозах, нередко приводит к разрыву клеточных оболочек и, соответственно, гибели организма. Блуждающие токи, которые будут наводиться везде — в электропроводке, металлических поручнях, в воздухе над палубой, — будут постоянно поражать человека. Падение частоты электромагнитного излучения, связанное с уменьшением скорости вращения конуса, может перевести его в диапазон резонансных колебании, граничащих с инфразвуком, при действии которого у человека нарушаются зрение и слух, возникают расстройства высшей нервной деятельности. Соприкосновение конуса с поверхностью воды приведет к образованию густого тумана и к тому, что конус начнет погружаться. Давление со стороны конуса, направленное вниз, очень велико (как и в случае наземного смерча).

    Академик Д. Наливкин писал: «Смерч порой ведет себя так, что на его пути все вмято в землю, будто здесь прошел тяжелый каток». Но если для смерча земная поверхность может оказаться твердым препятствием, то вода — нет. В момент погружения его верхнего, большего основания, находившийся до этого как бы за «круговым забором» атмосферный воздух с большой скоростью устремится в эпицентр. Поднимется сильное волнение, вода вздыбится и на гребне этого вала может оказаться любое судно — и большое, и маленькое. Когда нижняя кромка погружающегося в воду конуса достигнет отметки так называемого «жидкого дна», его потоки, скользя по плотному слою, станут, продолжая вращаться, сжиматься к центру. Оттуда они устремятся вверх, к поверхности воды, где все еще может находиться, если, конечно, оно уцелело, несчастное судно. Воздух, находившийся в конусе, поднимаясь в толще воды, интенсивно насытит ее газами. Вода вскипит бурлящей пеной. Плотность ее упадет намного меньше единицы, это приведет к тому, что любой плававший до этого предмет мгновенно пойдет ко дну и никакие спасательные средства в такой ситуации не помогут. Сквозь возникшую пеновоздушную массу провалится любое судно!

    Почему же иногда обнаруживаются плавающие по океанам суда, на борту которых нет ни единого человека? Возможно, это тот случай, когда, судно, попав в глубь клокочущей пучины, выталкивается затем наверх давлением воды. Даже подводные лодки, которые, находясь под отметкой «жидкого дна», недоступны эхолотам, в то же время могут стать жертвой подобного конуса. В тот момент, когда нижнее основание конуса достигнет границы раздела воды, над «жидким дном» возникает значительный перепад давлений. Находящаяся поблизости подводная лодка, подвергшись этому перепаду, мгновенно разорвется изнутри и потонет…

    А теперь пофантазируем. Известны следующие факты. Например, многие люди утверждают, что наблюдали «приземление НЛО». Увиденный объект в общих чертах напоминал огромную тарелку, то есть усеченный конус. Однако подойти близко к таинственному объекту, как правило, было невозможно, так как человек терял сознание. Если кто-то пытался сфотографировать НЛО, пленки оказывались засвеченными. На «месте посадки» оставалась отметина в виде коричневого или зеленого круга, в границах которого длительное время не росла трава.

    Выдвинутая гипотеза позволяет во многом объяснить эти загадки. Как уже говорилось, под воздействием излучений человек может, в лучшем случае, терять сознание. Фотопленка, несомненно, будет засвечена. Растительность зачахнет и т. д. Вполне вероятно, что на основе выдвинутой гипотезы можно выстроить в упорядоченную систему многие еще не раскрытые явления и процессы, которые подчас приводят к гибели людей. И если найти пути их познания и средства предотвращения их нежелательных последствий, это станет величайшим открытием человечества.

    Дно Бермудского треугольника

    Говоря о всевозможных аномалиях «треугольника», нельзя обойти описание рельефа дна в этом районе океана. Он хорошо известен. Известно даже, что находится здесь на глубине нескольких километров под дном. На Багамах и у Бермудских островов, на флоридском шельфе было проведено множество бурений и геофизических исследований. О течениях, температуре воды, ее солености и движении воздушных масс над океаном было написано множество страниц. В этом отношении Бермудский треугольник относится к наиболее исследованным частям Мирового океана.

    Действительно, в этот район Бермуд было направлено множество экспедиций, но не для того, чтобы приоткрыть завесу таинственности, а для изучения течения Гольфстрим, влияния океанских вод на погоду и прочие климатические условия, для изучения морского дна и его минеральных богатств, а также геологического строения земной коры глубоко под дном океана. Сторонники таинственного треугольника правы лишь в одном: это очень сложный район океана. Здесь соседствуют огромные мелководья и глубоководные впадины, существует сложная система морских течений и запутанная атмосферная циркуляция.

    В Бермудском треугольнике обнаруживаются следующие формы рельефа морского дна: шельф с мелководными банками, материковый склон, краевые и срединные плато, глубокие проливы, абиссальные равнины, глубоководные желоба. Надо же, такой сравнительно небольшой участок Мирового океана, а такое разнообразие! Можно с известной долей приблизительности указать, какую отдельные формы рельефа занимают часть дна:

    подводные горы 0,3%

    глубокие проливы 2%

    глубоководные желоба 5%

    краевые и срединные плато 15%

    материковый склон и подножие 18%

    шельф с мелководными банками 25%

    абиссальные равнины 35%

    Бермудский треугольник можно разделить на две части:


    южная

    с флоридским шельфом, Багамскими банками, проливами и глубоководным желобом Пуэрто-Рико. В этой части обширные отмели чередуются с проливами и большими океанскими глубинами; рельеф морского дна здесь выглядит весьма пересеченным;

    северная

    с более однообразным рельефом дна. Широкий шельф переходит в просторную глубоководную равнину, на севере и востоке которой выступают подводные горы и довольно большое Бермудское плато.

    И в восточной, и в северной частях Бермудского треугольника, располагаются несколько подводных гор. Некоторые из них имеют названия, другие — нет. Подводные горы напоминают собой конусы более или менее правильной формы. Они возвышаются над плоскостью дна по крайней мере на 150–200 м и выше. Более низкие конусы называются подводными холмами. В плане они имеют круглую или эллипсовидную форму, а их диаметр составляет от нескольких километров до нескольких десятков километров. Склоны подводных гор более отвесные, чем у гор на суше, их уклон чаще всего 10–30°. Встречаются и сорокаградусные склоны. У подводных гор склоны правильные, равномерные, иногда они осложнены несколькими террасовыми ступенями. В первом случае горы выглядят похожими на простые конусы, во втором они похожи на огромные цоколи, из которых поднимаются несколько конусов меньшего размера.

    Подножие больших подводных гор очень плавно переходит в ложе океана. Некоторые подводные горы прячутся глубоко под водой, вершины других выступают над поверхностью в виде островов, однако и в этом случае мы имеем право именовать «подводную гору» так, так как то, что возвышается над уровнем океана, представляет собой лишь малую часть того, что скрыто под водой. Острова, которые дали название всему бермудскому треугольнику, это вершины подводных гор, поднимающихся с поверхности Бермудского плато. Базальт — материал подводных гор, — скрыт от нашего взора, поскольку горы покрыты мощными коралловыми рифами. Некоторые подводные горы на дне океана возвышаются в одиночку, другие образуют целые группы. Причем нужно отметить, что в Атлантическом океане их значительно меньше, чем в Тихом: там их количество составляет около 2000, в то время как в Атлантическом океане их насчитывается лишь несколько десятков. В самом бермудском треугольнике, вернее, в его классических границах, имеется не более 5–6 подводных гор. Подводные горы — явление, конечно, очень интересное, но в наше время оно уже не является загадкой. Подводные горы образовались так же, как и базальтовые на суше, то есть в результате вулканической деятельности. В тех местах морского дна, где возникал раскаленный очаг или какая-либо трещина, начинал изливаться базальт. Под водой он быстро охлаждался, и потоки лавы как бы наращивались один на другой, пока не образовались горы высотой в несколько километров.

    На морском дне Бермудского треугольника располагается и самая глубокая часть океанского дна — глубоководный желоб. Его называют желобом Пуэрто-Рико по острову, с которым он соседствует. На морфологической карте выглядит как овальное черное пятно в правом нижнем углу треугольника. В этом пуэрториканском желобе отмечаются самые большие глубины во всем Атлантическом океане. Его глубина составляет 8742 м. Это также одновременно и максимальная глубина Атлантического океана.

    Сами подводные (или, как их еще называют — глубоководные) желоба представляют собой длинные вытянутые понижения асимметричной формы. Склон, расположенный ближе к острову (в данном случае к Пуэрто-Рико), более крутой, примерно 8-10° в то время как склон, обращенный к океану, более пологий, его крутизна всего 3–5°. По своим размерам пуэрториканский желоб относится к средним. Его длина — 1550 км (в то время как длина Перуанско-Чилийского — самого длинного на земном шаре желоба — 5900 км, а самого глубокого — Марианского — 2550 км). Но пуэрториканский желоб достаточно широк — до 120 км, и по этому показателю он стоит на одном из первых мест. Марианский, например, в два раза уже. Общая площадь дна пуэрториканского желоба составляет 186 тыс. кв. км. По весьма распространенному среди фантастов мнению, самые глубокие части океанов всегда являются прибежищем таинственных сил и неведомых созданий. В этом отношении желоб Пуэрто-Рико словно создан для подобных вымыслов и загадок. Однако на самом деле на его дне нет ничего таинственного или сверхъестественного, только вулканический пепел, ил, слои мелкозернистых песков, а в осадках и над ними — особые глубоководные организмы, например губки, голотурии, черви. В водной толще водятся глубоководные рыбы. К тому же в Атлантическом океане только 4 желоба, в то время как в Тихом их по меньшей мере 20. Нужно еще добавить, что Тихий океан держит первенство не только по количеству глубоководных желобов, но и по числу подводных гор.

    Подо дном же бермудского треугольника находятся в основном осадочные породы — известняки, песчаники, глины толщиной от 1–2 км (Бермудское плато) до 5–6 км (Багамские банки и их окрестности).

    Итак, что же можно сказать в заключение? Область Бермудского треугольника представляет огромный интерес с точки зрения геологии и географии. Здесь на небольшой площади представлено множество форм рельефа морского дна, что практически невозможно найти почти ни в одном другом месте.

    Другие яркие особенности, характерные для Бермудского треугольника:

    1. Основой дна треугольника является известняковая платформа, которая представляет собой уникальное геологическое образование. Здесь отложился слой известняков толщиной почтив 6 км, а на протяжении 100 млн лет сохранялись практически неизменными те же природные условия, что и в настоящее время.

    2. Здесь встречаются самые северные коралловые рифы в мире.

    3. Пуэрториканский желоб — самый глубокий в Атлантическом океане, причем расположен он в непосредственной близости к Багамским банкам, глубина в этом районе составляет в среднем всего лишь несколько метров.

    Вода таинственного треугольника

    Что же можно сказать о температуре и солености вод Бермудского треугольника, их динамике, особенно на течениях, которые представляются многим той самой таинственной силой, являющейся причиной необъяснимых катастроф и исчезновений.

    Меньшая часть треугольника, находящаяся на юге, относится к тропическим морям, большая — северная — к субтропическим. Тропические моря, как известно, являются более солеными и более теплыми. Бермудский треугольник в этом смысле также не является исключением. Температура воды на поверхности колеблется от 22 до 26 °C, в то время как на мелководье Багамских банок, в заливах и лагунах может быть и намного выше.

    Соленость вод лишь ненамного выше средних показателей, исключение составляют опять-таки мелководья Багамских банок, заливы и лагуны, где она может возрасти до 41 промилле, а в некоторых изолированных частях даже до 46 промилле (промилле — тысячная доля какого-либо числа (1/10 процента), обозначаемая знаком %. (Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — М., 2002). Дальше на север, в субтропической части треугольника, более значительные колебания температур. Летом температура колеблется между 30 и 35 °C, а зимой между 15 и 25 °C. Вода здесь заметно теплее, чем на тех же географических широтах в других частях океана. Этому способствует уже упоминавшееся течение Гольфстрим, несущее свои теплые воды далеко на север. Соленость вод северной части треугольника равна среднему океаническому значению, что составляет 35 промилле. На востоке бермудский треугольник захватывает небольшую часть Саргассова моря, соленость вод которого немного выше средней и составляет 36,5 промилле.

    Еще больший интерес представляют океанические течения. Можно с полной уверенностью сказать, что именно в районе Бермудского треугольника находится ядро циркуляции водных масс Атлантического океана. Как же, собственно говоря, возникают океанические течения, что является их причиной?

    Главной причиной являются ветровые системы. Постоянные ветры вызывают течения вынужденные, называемые иначе дрейфовыми (дрейфовые — те, которые возбуждаются ветрами). Вынужденные течения могут двигаться и за пределами воздействия ветра по инерции как течения инерционные.

    Понятно, что вода, унесенная с определенного места, должна быть восполнена притоком воды с другого места, и, наоборот, вода, пригнанная в определенную область, должна каким-то способом «уйти». Возникающие таким образом течения называются уравнительными, или компенсационными. Особым типом таких компенсационных течений являются течения гравитационные у которые возникают под влиянием силы тяжести или под влиянием наклона морской поверхности, который, в свою очередь, может возникнуть из-за избытка воды в определенной области.

    Течения также могут возникать между отдельными океаническими водными массами, имеющими различные температуры или соленость. Такие течения называются конвекционными. Течения образуют в Мировом океане замкнутые кругообороты — каждая частичка воды спустя многие годы различными путями попадает снова туда, откуда она и начала свое движение.

    Основным течением в районе Бермудского треугольника является Гольфстрим.

    Гольфстрим, теплое течение в средних широтах северной части Атлантического океана, движущееся в северо-восточном направлении. Основная ветвь этого течения берет начало в Мексиканском заливе (откуда и происходит его название, означающее в переводе с английского Языка «течение из залива») и проникает в Атлантику через Флоридский пролив; далее оно отклоняется к северу Большой Багамской банкой — подводной платформой, расположенной к юго-востоку от п-ова Флорида. Название «Гольфстрим» употребляют для всех частей этой системы единственно ради упрощения. Считалось также, что основная масса вод течения Гольфстрим тоже происходит из Мексиканского залива, уровень которого повышен из-за притока вод Миссисипи. Так как этот избыток воды должен куда-то деваться, считалось, что он вытекает по Флоридскому проливу в качестве первого звена Гольфстрима. Но эта теория просуществовала лишь до 1970 года, так как оказалось, что в действительности все намного сложнее. Ученые подсчитали точный баланс расхода вод и выяснили, что вклад Мексиканского залива составляет лишь одну десятую часть расхода Гольфстрима.

    Выходя из Мексиканского залива, Гольфстрим несет большие скопления плавающих водорослей рода саргассум и разные виды термофильных рыб (в том числе летучих). У восточного побережья Флориды границы Гольфстрима четкие, особенно западная. Сверкающая голубизна этого течения резко контрастирует с зеленовато-серыми более холодными водами Северной Атлантики.

    Само течение — не просто однородная масса движущейся ленты воды. Когда говорят о Гольфстриме, употребляют термин «система», поскольку речь идет не о каком-то одном, строго изолированном течении, а действительно о целой системе. Оно состоит из нескольких потоков, имеющих приблизительно одинаковое направление. Основная часть вод, которые несет Гольфстрим, приходит непосредственно с востока Атлантического океана, откуда их приносят северное и южное пассатные течения. У его восточного края имеются многочисленные закручивающиеся вправо завихрения; некоторые из них даже полностью отделяются от основного потока. Вблизи Большой Багамской банки Гольфстрим принимает в себя ветвь северного пассатного течения и следует практически параллельно восточному побережью США, но на небольшом расстоянии от него. Часть его вод проникает через проливы между этими островами в Карибское море — уже в качестве Карибского течения. В результате слияния этих двух течений возникает Гвианское течение, движущееся вдоль северо-восточного побережья Бразилии к Антильским островам. Именно с теплыми водами этого течения связана мягкая зима на Бермудских островах. Вблизи мыса Гаттерас (побережье штата Северная Каролина) Гольфстрим поворачивает на северо-восток и направляется к Большой Ньюфаундлендской банке. Около берегов Северной Америки вплоть до мыса Гаттерас и иногда даже до Ньюфаундленда его называют течением Гольфстрим, а оттуда к берегам Европы несет свои воды Северо-Атлантическое течение. Возле Большой Ньюфаундлендской банки Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением, а также соприкасается с поступающим с севера более холодным воздухом. В результате в этом районе почти постоянно наблюдаются туманы.

    От Большой Ньюфаундлендской банки Гольфстрим движется в восточном направлении к берегам Европы (эта его часть называется течением Западных Ветров). Примерно посередине Северного Атлантического океана Гольфстрим делится на два течения. Одно из них идет далее на восток к берегам Европы, а затем, поворачивая к югу, образует Канарское течение, другое, именуемое Северо-Атлантическим течением, постепенно отклоняется влево и продолжает движение на северо-восток, проходя у западных берегов Британских островов, где от него снова отделяется ветвь, направляющаяся на запад, к южным берегам Исландии, — течение Ирмингера. Другая часть Северо-Атлантического течения — Норвежское течение — следует вдоль берегов Норвегии.

    Еще одна ветвь поворачивает вдоль внешней стороны Малых Антильских островов на север в качестве Антильского течения. Обе ветви, Карибская и Антильская, и являются основными «поставщиками» воды для течения Гольфстрим. Затем Гольфстрим несет эту воду к Европе, в виде Португальского и Канарского течений, частично вновь попадая в северное пассатное течение. И этот круговорот бесконечен. Кроме того, часть вод, принесенных к Американскому континенту, не попадает в Гольфстрим, а сразу же возвращается назад как межпассатное противотечение, идущее приблизительно вдоль экватора между северным пассатным и южным пассатным течениями. Самое непосредственное влияние Гольфстрима можно ощущать на большей половине акватории Бермудского треугольника, косвенное — на всей остальной и даже за пределами треугольника.

    Гольфстрим переносит около 100 млн т теплой воды в секунду. Это в несколько десятков раз больше, чем самый большой расход крупнейших и самых многоводных рек мира — Амазонки и Миссисипи. Ширина Флоридского течения в том месте, где оно выходит из Мексиканского залива, составляет 15–18 км, а дальше к северу, где уже протекает Гольфстрим, ширина течения достигает 200 км. Его скорость очень высока, 100–250 см/с, иногда и больше. По некоторым данным, скорость Гольфстрима может превышать 10 км/ч. Скорость потока Гольфстрима можно сравнить, пожалуй, лишь со скоростью Дуная в районе Братиславы в условиях бурного паводка. Хочется напомнить, что средняя скорость многих трансокеанских судов всего в 2 раза больше — 15–30 км/ч. Таким образом, течение Гольфстрим может либо значительно замедлить либо, наоборот, ускорить движение судна, в зависимости от того, как оно плывет: против или по течению.

    Гольфстрим, как уже говорилось, — это теплое течение. Устремляющееся ему навстречу с севера и проходящее вблизи материка Лабрадорское течение, напротив, холодное. Деление на теплые и холодные течения относительно: теплыми являются те течения, которые несут теплые воды в более высокие географические широты, холодные же доставляют холодные полярные воды в более низкие широты, расположенные ближе к экватору. В тропических водах Флориды разница температур еще незаметна. Однако чуть севернее, у Бермудских островов, эти различия уже достаточно ощутимы. Воды Гольфстрима могут быть на 10 °C теплее, чем окружающие его океанические воды. Трудно поверить в то, что температура может подняться или опуститься на целых 10° на расстоянии всего нескольких десятков метров в зависимости от того, вступаем мы в пределы Гольфстрима или покидаем его, настолько резко очерчены его границы! Итак, каково же воздействие течения Гольфстрим на воды Бермудского треугольника, и какова может быть его роль в той сомнительной репутации, которую имеет эта часть океана?

    Во-первых, мощное течение либо затрудняет, либо делает невозможным движение против него.

    Во-вторых, Гольфстрим меняет свою скорость и расположение, иногда более или менее системно, иногда нет, но всегда совершенно непредсказуемо. В таких случаях оно может быть опасно не только для судов, находящихся в самом течении, но и тех кораблей, что проплывают вблизи него.

    В-третьих, Гольфстрим, как мы уже говорили, способен закрутить вихри диаметром в несколько километров и вызвать аномалии. Некоторые закрученные им вихри могут сохранять свою силу в течение нескольких дней и если судно недостаточно мощное, то ему невероятно трудно вырваться из такой воронки.

    В-четвертых, Гольфстрим оказывает влияние на погоду и вызывает туманы (на границе его теплых вод с окружающими водами, которые несколько холоднее). Итак, вполне возможно, что именно Гольфстрим является виновником таинственных происшествий, «белого тумана» и воронок, и, пожалуй, это следует принять во внимание.

    В районе Бермудского треугольника есть и более мелкие — местные или локальные — течения, не менее, однако, «злокозненные». Также достаточно сильные течения могут появляться во время прилива или отлива. Уровень воды во время приливов и отливов колеблется, что создает поток, движущийся с довольно большой скоростью в таких узких проливах, как там. В некоторых местах района такие потоки могут даже спровоцировать образование вихрей. Многие из таких течений могут даже прорывать на дне каналы глубиной 10 м и больше (это происходит в основном на так называемых «банках»). Самыми сильными считаются потоки, инициируемые ураганами, которые часто возникают в области Бермудского треугольника. Скорость ветра в некоторых случаях достигает 120 км/ч, а при порывах — 300 км/ч. В этих случаях по проливам, а также через мелководья и каналы мчатся огромные волны, скорость которых превышает 10 м/с. Они разбиваются о коралловые рифы, и корабль, оказавшийся среди них, обречен на гибель.

    Саргассово море

    На востоке в Бермудский треугольник входит часть Саргассова моря — не менее интересной области, чем сам треугольник, окутанной не меньшим количеством тайн. На западе и севере оно ограничено течением Гольфстрим, на востоке имеет координаты 40° з. д., на юге 20° с. ш. Однако эти границы достаточно условны. Саргассово море не является географическим понятием, как, скажем, Мексиканский залив или Северное море, поэтому географы и не настаивают на доскональном определении его границ. Границы его зависят от местоположения Гольфстрима. Если вдруг Гольфстрим «сменит дислокацию» на несколько десятков километров, то же самое произойдет и с Саргассовым морем. Название Саргассова моря произошло от португальского слова «Sargaco», что означает «виноградная кисть». И правда, морские водоросли, свободно плавающие в воде в этой области, похожи на кисти винограда — они состоят из листиков и «ягодок». В Саргассовом море находятся огромные скопления таких водорослей. По оценкам гидробиологов, их суммарный вес составляет от 4 до 11 млн т. Пучки водорослей свободно плавают в воде, где-то их больше, где-то меньше. Есть мнение, что эти водоросли столь густы, что могут помешать движению судов, даже поймать их в ловушку. Но на самом деле поверхность Саргассова моря напоминает скорее поверхность пруда осенью, когда на ней в некоторых местах можно заметить плавающий лист или сломанную ветку.

    Саргассово море — это область неподвижной воды, окруженная мощными течениями Северной Атлантики. Они делают затруднительным «выход наружу», поэтому все, что попадает в Саргассово море, задерживается в нем надолго. Это и водоросли, и всевозможный мусор, попадающий в море с суши и с проплывающих мимо судов. Иногда здесь и впрямь попадаются обломки старых кораблей, но это не основание утверждать, что Саргассово море является «кладбищем» всех кораблей, потерпевших крушение в районе Атлантического океана за последние два-три столетия.

    Интересно то, что уровень Саргассова моря на 1–2 м выше прилегающих к нему с востока и юга районов океана. Причина этого в том, что в Саргассово море со всех сторон притекают океанические воды. Собственные же воды Саргассова моря оттекают, но не по поверхности, а на глубине. Таким образом, циркуляция вод в Саргассовом море примерно такова: со всех сторон на поверхность притекают океанические воды, которые затем опускаются глубже и оттекают снова в окружающий океан. Из Саргассова моря не вытекает холодных течений. Это обусловило два момента:

    Во-первых, воды Саргассова моря теплее, чем окружающие его океанические воды. Во-вторых, эти теплые воды пробираются на значительную глубину, что обычно не характерно для океана. В районе Саргассова моря на глубине 800-1000 м температура воды составляет 10 °C, в то время как в других областях на подобной же глубине температура поднимается всего до 5 °C.

    Саргассово море можно назвать своеобразной пустыней. В водорослях очень мало питательных веществ, что вызвало отсутствие планктона, а, следовательно, и других «признаков жизни».

    Исследователи полагают, что запас потенциальной энергии в Саргассовом море необычайно велик. Если бы даже внезапно утихли пассатные ветры и перестали действовать все силы, приводящие в движение течение Гольфстрим, то круговорот водных потоков вокруг Саргассова моря продолжался бы по инерции еще целых 1700 дней благодаря все той же потенциальной энергии, накопленной морем. О Саргассовом море ходит множество легенд, более или менее правдоподобных. «Море духов», «море обломков», «море, которое нельзя переплыть», «море призраков» — так называли его издавна. Саргассово море всегда будоражило умы и вызывало множество суеверий. Однако на самом деле оно является обычной частью Атлантического океана, хотя бесспорно интересной и загадочной.

    Атмосфера над Бермудским треугольником

    Естественно, большое значение для попыток разгадать тайны Бермудского треугольника имеют и атмосферные явления, происходящие над этой областью. На то есть две причины: во-первых, самолеты исчезают в этом районе так же, как и корабли; во-вторых, океан находится с атмосферой в тесном взаимодействии. На слои океанических вод влияют ветры, постоянные и переменные, которые заставляют поверхностные слои вод двигаться в определенном направлении; с другой стороны, температура водных масс на поверхности океана воздействует на циркуляцию воздуха.

    На территории большей части Бермудского треугольника господствуют пассатные ветры. Северо-восточные пассаты дуют в северном полушарии примерно в юго-западном направлении от субтропического пояса высокого давления (около 30° с. ш.) к поясу низкого давления около экватора. Пассаты довольно устойчивы над однородной поверхностью океана, в то время как над сушей они уже не так устойчивы, поскольку суша быстрее нагревается и остывает. Пассаты дуют приблизительно на высоте до 3 км, их скорость колеблется от 3 до 8 м/с, зимой они ярче выражены, чем летом. Есть ветры, называемые антипассатами. Они возникают на больших высотах в направлении, противоположном пассатам.

    К северу 6 т области действия пассатов находится зона штилей. Это ограниченная тридцатой и тридцать пятой параллелями полоса. Эта зона называется «конскими широтами», хотя не все знают, когда, как и почему появилось это название. Оно берет начало из тех времен, когда на парусниках перевозили лошадей из Европы в Америку. Корабль мог попасть в штиль, а тогда он стоял неподвижно долгое время. Питьевая вода кончалась, лошади, страдающие от жажды, видя вокруг себя бесконечную воду, срывались с привязи и прыгали за борт в океан.

    Такая зона есть и к югу от области пассатов, приблизительно в районе экватора. Ветры в этой области довольно спокойные и дуют обычно в восточном направлении.

    Принимая во внимание частые катастрофы, которые происходят с судами и самолетами, мы должны учесть и другие метеорологические условия в области Бермудского треугольника, прежде всего на штормовую деятельность. По данным исследователей, что в южной части треугольника, ориентировочно между Флоридой и Багамскими островами, количество штормовых дней в году достигает 60. Это значит, что штормы в этой части бывают примерно каждый пятый-шестой день. Дальше, чуть севернее, число штормовых дней в году возрастает и составляет 80. Здесь штормит уже почти каждый четвертый день. Хотя штормы не всегда настолько сильны, чтобы угрожать кораблям или самолетам, но все же шторм — это не легкий ветерок и встреча с ним не сулит ничего хорошего, особенно мелким судам. На юге треугольника особенно часты штормы летом, на севере — осенью и зимой.

    Все вышесказанное относится к обычным штормам, которые знакомы и нам в наших географических широтах. Но шторм — это еще полбеды. В районе Бермудского треугольника очень часты опаснейшие тропические циклоны. Тропический циклон — это так называемая атмосферная депрессия, в которой скорость ветра достигает часто более 30–40 м/с, а при порывах — свыше 80 м/с. Тропические циклоны относятся к числу самых страшных стихийных бедствий. На их счету огромное количество жертв. Бермудский треугольник является одним из крупнейших в мире областей действия таких циклонов. Несмотря на то, что они возникают не в самом треугольнике, а ближе к экватору, между 5° и 10° с. ш., они распространяются в разных направлениях, чаще всего к северу и северо-западу. Эти гигантские воздушные вихри перемещаются с огромной скоростью (30–50 км/ч) в сторону Флориды, Кубы, Багамских островов и севернее. Особенно часты они в тропической Атлантике и Карибском море, когда обширная область океана нагревается больше 26 °C. Тропический циклон с большой охотой вовлекает в себя теплый и влажный океанический воздух, который втягивается в воздушный вихрь, который отдает ему свою энергию. Тропический циклон в называют по-разному — циклон, ураган, тайфун — хотя его сущность от этого не меняется.

    Наиболее опасна в этом отношении южная часть треугольника. Там обычно «хозяйничают» самые разрушительные ураганы, особенно часты они на пути к Флориде. Но думать, что северные районы намного безопаснее, было бы ошибочно. Сильные ураганы случаются даже на широте Бермудских островов (30° с. ш.). На Бермудах мощные ураганы бывают примерно один раз в два года, Багамские острова они «навещают» значительно чаще, два-три раза в год.

    Хотя в нынешнее время метеорологическая служба обладает достаточным арсеналом средств, позволяющих предупреждать о возможности появления урагана и давать информацию о его мощности и предположительном времени появления, еще много судов оказываются жертвами ураганных ветров. Это происходит потому, что ураган может неожиданно менять направление своего движения. Кроме того, небольшие суденышки, которые не снабжены радиосвязью, вообще не могут получить штормовые предупреждения.

    Еще один неприятный сюрприз, подстерегающий суда — это морские торнадо — небольшие, но исключительно мощные атмосферные вихри. Они возникают тогда, когда поверхность воды достаточно нагреется. Они поднимают и всасывают в себя воду, превращаясь в огромные водяные столбы. Передвигаются они стремительно и зигзагообразно. Обычно морские торнадо называют еще водяными смерчами. Хотя не очень велика вероятность встречи такого смерча с кораблем, но нельзя ее совсем исключить. Для небольших судов это означает гибель, да и крупные океанские лайнеры могут получить значительные повреждения.

    Исследования всевозможных атмосферных явлений, наблюдающихся в районе Бермудского треугольника, подтверждает, что речь идет о весьма опасной в метеорологическом отношении области. Здесь постоянно дуют пассаты, часто бывают тропические циклоны и торнадо, сильные штормы. Когда же действия воздушных водных потоков накладываются друг на друга, морские суда могут попасть в самое отчаянное положение. Навстречу течению Гольфстрим дуют штормовые ветра, задерживающие верхний слой воды и вздымающие многометровые волны. Оказавшись в этой «западне», даже большие океанские корабли испытывали трудности, а иногда оказывались на краю катастрофы, о чем есть свидетельские показания капитанов и записи в судовых журналах. Тропические штормы, нагоняющие воду в проливы и на мелководья Багамских островов, флоридского и кубинского шельфов, были и остаются роковыми для многих кораблей.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх