|
||||
|
Числа и Каббала Каббала с самого начала существования определяла себя как науку о Боге, человеке и мироздании, содержащую в себе двадцать два верховных принципа или тайны, которые как бы зашифрованы в двадцати двух буквах древнееврейского алфавита. Понятие числа играет в Каббале огромную роль. Каждое число несет в себе, с её точки зрения, божественную функцию. С одной стороны Каббала занимается изучением имени Бога в его различных проявлениях, которое звучит как Иегова — слово, пишущееся по-еврейски четырьмя буквами: 1 ("йод"), Н ("хе"), V ("вау"), Н ("хе"). Это имя, состоящее из четырёх букв, означает по-древнееврейски «тетраграмматон». Четыре стихии — Земля, Вода, Воздух, Огонь — тесно связаны с этими буквами. Считалось, что познание сущности этого имени приближает человека к непостижимому Богу. Блаватская писала на этот счёт следующее: "Праведные евреи считали это имя слишком священным для произношения, и при чтении священного писания заменяли его словом «Адонаи», что значит «Господь». В Каббале буква 1 соответствует хохме, буква Н (первая) — бине, буква V — тиферет, буква Н (вторая) — малкут. Христиане читают IHVH как Иегова, а многие современные ученые-библеисты — как Яхве. В "Тайной Доктрине имени Иегова приписывается только Сефира Бина, однако такая ассоциация не признается розенкрейцерской школой каббалистов. Также в книге Кнорра фон Розенрота "Kabbalah Denudata" читаем: "Некоторые авторитетные каббалисты с IHVH связывают только Бину, но это относится только к Иегове эзотерического Иудаизма. IHVH Каббалы имеет лишь слабое сходство с Богом Ветхого Завета." «Каббала» Розенрота не служит авторитетом для восточных каббалистов, ибо хорошо известно, что при написании своей книги Розенрот использовал современные, а не древние (Халдейские) манускрипты. Также известно, что эти манускрипты и рукописи Зогара, те, что называются «древними» упоминают, а некоторые используют мазоретскую систему гласных звуков. Одно это заставляет предположить, что эти рукописи Зогара являются подложными, ибо мазоретская система не старше VII-Х веков н. э." Как видно из этого отрывка, свидетельствующего о наличии жарких споров по поводу истинности каббалистических построений внутри данной традиции, сама Каббала, в особенности её практическая ветвь, занимается исследованием соотношений между древнееврейскими буквами, числами и звуками. Потому практическая Каббала подразделялась на три основных направления: ГЕМАТРИЮ, НОТАРИКОН и ТЕМУРУ. ГЕМАТРИЮ определяла численное значение еврейских слов с помощью суммирования значений составляющих их букв и установления аналогий между словами и фразами, что позволяло извлекать скрытый смысл букв, слов и предложений. НОТАРИКОН изучал способы образования слов из первых и последних букв слов, которые входили в каждое предложение. ТЕМУРА рассматривала аналогии между словами, отношения между которыми, как писала Блаватская, "указываются определенными изменениями в положении букв или замене одной буквы другой". Помимо установления численного значения каждой буквы, слова и предложения, каббалистов интересовал сакральный смысл всех чисел, в особенности тех, что составляют первую десятку. Считалось, что они символизируют собой десять духовных сфер или Сефирот, представляющих собой эманации Первобожества Айн-Софа и заполняющих пространство между бесконечным Творцом и конечным, удаленным от Творца Творением. Сефироты внутренне организованы в единую систему, получившую название "Древа Сефирот". Каждая последующая Сефира является эманацией предшествующей. Вот названия десяти Сефир: 1. Кетер (Венец, Корона). 2. Хохма (Мудрость). 3. Бина (Разум). 4. Хезед (Милосердие, Величие). 5. Гебура (Правосудие, Строгость). 6. Тиферет (Красота, Гармония). 7. Нецах (Победа). 8. Ход (Слава). 9. Иезод (Основа, Форма). 10. Малькут (Царство). Следует отметить, что подобный эманационный взгляд на природу мироздания присущ не только Каббале, но и многим другим духовно-религиозным традициям мира. Так зороастризм с его учением об «Амента-Спешта» ("Сияющих Существах") так же подходил к этой теме. Шмаков отмечает, что данная идея в скрытом виде присутствует и в христианстве и ссылается на письма Святого Иеронима, где говорится о "десяти таинственных именах", с помощью которых священные книги определяют Бога. Можно вспомнить также Дионисия Ареопагита с его учением о Небесной Иерархии. Десять Сефирот Каббалы соответствуют первым десяти Великим Арканам ТАРО, которые, в свою очередь, относятся к Божественному Миру. Они имеют также низшие аспекты, относящиеся к человеческому и природному планам бытия и потому присутствуют в Арканах второго ряда. Эти десять Сефирот вместе с двадцатью двумя буквами древнееврейского алфавита представляют собой, согласно традиции, тридцать два пути Божественной мудрости, по которым был сотворен мир. По этим же путям человек может вернуться к Творцу и познать Его, потому карты Великих или Старших Арканов символизируют жизненный путь человека. Система Сефирот — Эманаций Бога разделяется на четыре части, образующих четыре мира: Мир Эманационный, Мир Творческий, Мир Форм и Мир Реальности. Схема четырехуровневого построения Сефирот предполагает разделение их на три столбца — правый, левый и серединный. Совокупность Сефирот образует, так называемого, Адама-Кадмона — полного и совершенного Божественного Человека, прототипа всего человечества. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|