|
||||
|
Глава 1 Тайные знания Севера Само слово «руна» может подсказать, что такое руны. В древнескандинавских и древнегерманских языках слово «руна» значило «тайна», «секрет», «тихий шепот». В первое время руны не использовались для обычного письма, а только в качестве магических символов, описывающих разнообразные принципы и силы Вселенной и человеческого бытия. Символы — это не только те руны, которые известны из рунических рядов. В более глубоком смысле руны — это и есть скрытые силы, обозначенные на письме, а также при помощи гальдра,[1] пения и других магических действий. Те руны и песнопения, которые Один получил после инициации (посвящения) на мировом дереве, являются магическим отражением скрытых сил природы. У рун может быть множество значений. С одной стороны, «руна» — это письменный знак, используемый в древней нордической традиции, с другой — он обозначает силы Вселенной и полноту оккультного опыта. Руны и нордическая духовность отражают высокие интеллектуальные способности и глубокое понимание природы бытия. Сегодня мы можем приобрести лишь часть знаний, которые были доступны древним мудрецам. Тем не менее, беспристрастно изучая руны, можно надеяться на то, что мы постигнем основы рунических тайн. Многие из современных ученых недооценивают древние культуры и стремятся свести их мнения и религиозные верования к упрощенному, тривиальному уровню. Можно подумать, что в древности духовность концентрировалась вокруг культов урожая и погребальных церемоний. Мифы воспринимаются в качестве наивных и детских описаний жизни. Большинство археологических находок считаются остатками погребений. Представляется, что такие интерпретации больше говорят о том, каким образом ученые воспринимают мир, а не о древних религиях. Позитивистское отношение к миру, которое оказало значительное влияние на современную науку, утверждает, что человек прогрессировал от примитивных уровней до все более и более продвинутого мышления. Такая концепция возникает при объединении монотеистической картины мира и индустриального материализма. Это — отражение того, что человек развивается, начиная как ребенок, и движется в более сложный мир взрослых. Аналогия с развитием мира проводится подсознательно. Нет никаких причин считать, что наш сегодняшний интеллектуальный и духовный уровень выше, чем в древности. Если продолжить аналогию с развитием человека, то, возможно, мы — дети, а люди древности были взрослыми предыдущего поколения. Или, наоборот, у нас наступает старческий маразм. Возможно, археологические находки считаются погребениями потому, что прошлое кажется нам умершим и погребенным. Интересно, что во многих из так называемых «могил» нет трупов. В действительности индустриальное и постиндустриальное информационные общества заставляют человека посвящать большую часть времени материальному производству, так что для развития духа и интеллекта остается меньше времени. Можно прийти к выводу, что наиболее процветающие страны подвергаются опасности того, что их граждане станут наиболее слабыми в интеллектуальном и духовном отношении. В древних обществах жизнь была тяжелой, однако были длительные периоды, в которые люди могли работать над собой: сложные религиозные обряды, развитые философские воззрения, богатые традиции мифов и устных рассказов. Благодаря Снорри Стурлусону и другим часть этих знаний дожила до наших дней. Наши знания о рунах и нордической духовности происходят из Эдд и саг, археологических находок, пещерных рисунков, камней с изображениями и рунами, а также названий населенных пунктов. Кроме Эдд, книга датского историка Сакса Грамматика (XIII век) также описывает нордическое мировоззрение. Информацию также можно получить из книги «Germania» Романа Тацита (55 — 120) и описаний Адама из Бремена. Эти источники неоценимы для тех, кто желает исследовать тайны рун. Однако не следует слишком погружаться в археологическую информацию. Следует помнить, что руны и древняя нордическая традиция постоянно менялись. С течением времени знание и его носители развивались. Руны и мифы — это экзотерические отображения эзотерической реальности, существующей вне времени. Время бывает обычным и мифологическим. Мы существуем в обычном времени, в котором история развивается через смерть и возрождение. Здесь можно получать знания при помощи исторических и археологических исследований. Мифологическое время архетипично и лежит вне обычного пространства и времени. Оно описано в мифах. Шаман или маг могут достичь мифологического времени, используя особые состояния сознания. Однако, приобретя знания на обычном уровне, проще достичь мифологического времени. Теория помогает практике, однако, повторю, не следует уделять излишнего внимания истории или археологии. Сила, которую отображают руны, в наше время та же, что и во время викингов. Существует множество теорий о происхождении рун. Основные четыре — это латинская, греческая, этрусская и нордическая. Латинская теория является наиболее распространенной в академических кругах. Она основана на обнаруженном сходстве между некоторыми из рун и латинскими буквами. Греческая теория подчеркивает сходство между греческими буквами и рунами, такими, как «омега» и «одаль» Этрусская теория основана на том, что были обнаружены надписи этрусскими буквами, но на древнескандинавских языках. Нордическая теория утверждает, что руны зародились на Севере и оказали влияние на все остальные алфавиты. Есть также теории, считающие руны буквами, которые использовались в Атлантиде. Возрождение рун Известная нам сегодня рунная магия берёт начало в двух источниках. Один из них — исследования древних материалов и возрождение традиций. Его представители — «возрожденцы». Другой источник — те, кто сохранил древнее знание. Назовем их хранителями. Первые чаще всего являются частью академических кругов. Среди «возрожденцев» теории разрабатываются согласно заданным интеллектуальным и философским схемам. Магия хранителей, с другой стороны, более приземленная и смешана с концепциями, которые возникли за последнее время, например с христианством. Эту традицию можно обнаружить в так называемых «книгах черных искусств», которые были написаны в нордических странах, как исландская «En Islandsk Svartkonstbok fran 1500-talet». Среди возрожденцев можно выделить три нации и поколения: шведы, немцы и англосаксы. Возрождение нордической духовности началось в эпоху «великой Швеции» (1611–1718) и нескольких предшествующих десятилетий. В это время были написаны великие книги, например «Атлантика» Олофа Рундбека (Olof Rundbeck), которая описывает связи Швеции с Атлантидой. Возрастал интерес к оккультным знаниям и нордической традиции. Сторготицизм (меглеоготицизм) как идеологическое течение связывал Швецию с готами и исследовал оккультное, тайное знание с национально-романтических позиций. Иоганн Буреус (Johannes Bureus, 1568–1652) — до сих пор не оцененный по достоинству автор, участвовал в этом движении и являлся первым из великих возрожденцев. Он собрал обширный материал о рунах и рунных камнях. Он считал, что у рун была тайная сторона, подобная мистике букв и каббалистической нумерологии. Свою систему он назвал «Адулруна» (благородные руны). Следующее поколение возрожденцев можно обнаружить в Германии в промежуток между эпохой романтизма и Второй мировой войной. В эпоху романтизма был высок интерес к древней нордической и германской религиям. Братья Гримм собирали народные сказки, а основанные на мифологии оперы Рихарда Вагнера были популярны во всем мире. В националистических кругах исследовались руны и германская духовность. Ведущим экспертом в этих кругах был Гвидо фон Лист (Guido von List, 1848–1919). После временной слепоты, вызванной хирургической операцией, он заявил, что познал тайны рун, а затем написал влиятельный труд «Тайны рун» («Das Geheimnis der Runen»). Фон Лист, как и Буреус, считал, что у рун есть скрытое значение. Три уровня значений рун он называет «калами». Первый уровень — внешний, экзотерический. Второй — внутренний, эзотерический, а третий — наиболее тайный, уровень «Арманов». Согласно фон Листу арманы — это тайные рунические жрецы, инициированные самим Одином. Гвидо фон Лист создает собственный рунический ряд, названный «Арманен — Футарк», который состоит из восемнадцати рун, символизирующих восемнадцать песен, полученных Одином. Фон Лист хотел возобновить культ Одина, основав Одинистическое (Вотанистское) движение. У фон Листа было множество последователей, были созданы «Общество Гвидо фон Листа» и «Общество Арманен». Фон Лист также вдохновил Рудольфа Горслебена (Rudolf Gorsleben) на создание «Общества Эдда» и Германа Поля (Hermann Pohl) на создание Ордена Германов. Многие из таких обществ политизировались и были частично вовлечены в создание НСДАП. Использование свастики и рун «зиг» в символике СС инициировано фон Листом. Другой последователь фон Листа, Зигфрид Адольф Куммер (Siegfried Adolf Kummer), добавил рунную йогу, рунный йодль, рунные мудры и магические круги, привязанные к зодиаку. Когда нацисты пришли к власти, он был вынужден покинуть Германию. Фридрих Марби (Friedrich Marby, 1882 — 1966) — рунный маг, более независимый от фон Листа. Он разработал рунную гимнастику, которая, возможно, вдохновила Куммера на создание рунной йоги. Марби соотносил руны с космическими энергиями, которые могут быть направлены через человеческое тело. Марби был шведом по происхождению и в 1928 г. посетил Швецию, чтобы найти источник рун. В Германии он был арестован нацистами и во время войны направлен в концлагерь. Третье поколение возрожденцев связано с Америкой и англосаксонскими странами. Начиная с семидесятых годов, они были чрезвычайно активны, публикуя книги и основывая общества. Некоторые из одинистических обществ посвящены неоязыческому мистицизму расы, в то время как другие — чисто оккультные группы. Нордическая картина мира Знание основ нордической мифологии необходимо для понимания магического языка рун. Для этого следует изучать Эдды, «Речи Высокого» и «Пророчество Вельвы», однако мы не станем уделять им много внимания в этой книге. Книга «Боги и мифы Северной Европы» Давидсона («Gods and Myths of Northern Europe», H. R. Davidsson) является введением в нордическую мифологию. Давайте рассмотрим важные компоненты нордической картины мира. Изучая описания нордической мифологии, можно прийти к выводу, что она схожа с библейской. Конечно, это обусловлено влиянием христианства. Бальдр как Иисус, Локи — Сатана, Рагнарек — Армагеддон и т. д. — все это более поздние толкования. Во множестве мифологических систем могут присутствовать общие мотивы, однако в базовой структуре религий есть важные отличия. Библия основана на монотеистическом, линейном взгляде на мир: вере в то, что существует божество, создавшее мир в начале времен. Затем время продолжается до тех пор, пока мир не разрушается в Армагеддоне, после чего праведники попадают в рай. Такой взгляд — уникальная аномалия, присущая всем монотеистическим религиям: иудаизму, христианству и исламу. В языческих религиях время циклично. Миры создаются и уничтожаются в циклах, подобных природным. Мир не создан богами, а возникает благодаря взаимодействию противоположных энергий. В наиболее древних языческих традициях присутствуют не только боги, но и богини. Нордическая мифология описывает возникновение мира из двух полярных изначальных принципов, Нифльхейма и Муспельхейма, тепла и холода. Это — основополагающие принципы Вселенной. Такое мнение было популярно в эпоху романтизма, а Гете адаптировал этот принцип для своих работ по альтернативному естествознанию. • Муспельхейм — огонь, тепло, расширение, выпуклость. • Нифльхейм — лед, холод, сжатие, впадина. Бытие мира возникает из великого «ничто» — Гиннунгагапа, — устанавливая баланс между изначальными противоположностями. Первое из возникших созданий — Имир, изначальный великан, чье имя значит «близнец». Его природа двойственна, его описывают двухголовым и/или двуполым. Двойственное изначальное существо можно обнаружить во многих оккультных традициях. Нордическая мифология признает существование двух рас, или видов, высших существ. Великаны или турсы — самые древние существа и принадлежат к древней расе великанов. Боги моложе и создали мир, убив Имира. Борьба младших богов со старшими, великанами хаоса — распространенный мифологический сюжет. В нордической мифологии это битва богов с великанами. Однако не очевидно, кто в действительности лучше. В отличие от монотеистических религий, нордическая традиция не использует понятия «добро» и «зло». Вселенная — это не только борьба, но и сотрудничество между силами. Великаны обладают великой мудростью. Один обретает мудрость при помощи великана Мимира, а тайнам рун его обучает великан Больторн. Великаны — это темные, хаотичные силы, обладающие тайной мудростью и силой. Время привязано к судьбе и плетется тремя темными богинями, Норнами: Урд, Верданди и Скульд. Они символизируют прошлое (Урд), настоящее (Верданди) и будущее (Скульд). «Урд» означает «судьба» или «изначальный» (Ur), «Верданди» — бытие, а «Скульд» — «результат». Скульд также связана с представлением о кармической энергии, которая может накапливаться и использоваться. Плетение Норн объединяет Вселенную. Руны — это различный аспекты, силы плетения. При помощи рун маги могут оказывать влияние на судьбу. Темного кровного брата Одина, Локи, иногда называют «Locke» (в противоположность обычному написанию «Loke»), пауком, плетущим паутину. Он изобрел сеть. Локи — это «трикстер», «культурный герой», который объединяет только что созданную Вселенную и формирует сеть, на которой основано бытие. Именно у Локи и боги, и люди учатся тому, как использовать сети. Эти сети — способность управлять собственной судьбой. Локи можно сопоставить с Прометеем, тем, кто открывает тайны и запретные знания. Согласно нордическому представлению, пространство создается в момент, когда Воден, Вили и Be убивают Имира и создают из его тела мир. Триада богов создает порядок из хаоса. Пространство поддерживается четырьмя гномами, связанными со сторонами света: Нордри, Судри, Аустри и Вастри. Время создает женская триада — Урд, Верданди и Скульд, когда прядут нить судьбы. Существует также темная триада «демонических» существ, которые играют важную роль в конце света и великой трансформации Рагнарека. Эта триада представляет собой дезинтегрирующие и разрушительные силы, которые делают возрождение и перемены возможными. Они — дети Локи от великанши Ангер-боды: Хель, Ёрмунганд (Змей Мидгарда) и волк Фенрир. Итак, три триады: Воден, Вили, Be: триада созидания, создающая пространство. Урд, Верданди, Скульд: триада бытия и времени Хель, Ёрмунганд, волк Фенрир: триада разрушения и ухода. Четыре гнома — это четыре направления на поверхности, четыре стороны света. В нордической традиции присутствуют еще два направления, всего их шесть. Направления «вверх» и «вниз» представлены ястребом Вердфельниром и змеем Нидхеггом, архетипами неба и подземного мира. Ястреб и змей находятся на противоположных концах вертикали и взаимодействуют при помощи белки Рататоск, которая передает между ними сообщения. Во всех древних религиях представление о мировом столбе чрезвычайно важно. Мировой столб — это вертикальная линия, находящаяся в центре мира и соединяющая то, что вверху, с тем, что внизу. Птица и змей — архетипы двух концов столба, а дракон символизирует единство противоположностей, верха с низом. В нордической традиции роль мирового столба играет мировое дерево Иггдрасиль. Шаманы, маги и ведьмы могут путешествовать по дереву между мирами. Они могут подниматься на небеса или спускаться под землю. Мировое дерево — конь магов. Поэтому в нордической традиции его и называют «скакуном Одина». «Игг» или «иггр» («ygg», «yggr») — атрибут Одина, а «драсиль» («drasil») — означает «скакун». Нордическая нумерология Числа всегда играли важную роль в религии, магии и мифологии. Возможно, числа представляют собой часть основополагающих структур сознания. Даже природу можно разложить на математические принципы. Некоторые из философских (пифагорейцы и последователи Платона) и мистических (Каббала) систем говорят о том, что все создано в соответствии с математическими принципами и что числа символизируют аспекты бытия. В нордической традиции числа также важны. Основные числа в этой традиции строятся на основе триады. Триады богов и богинь создают основы мира. Миров 3x3. Один висит на дереве 9 ночей и узнает 18 (9x2) песен силы. Триада — основа всей нордической духовности. Из двух противоположностей рождается третья. Эта идея нашла отражение в представлениях Гегеля о тезисе-антитезисе-синтезе. Один (1). Единица, важная в монотеистической теологии и платонической герметической философии, не столь важна в нордической традиции. Этому числу соответствует Иггдрасиль как центр мира. Два (2). Число «два» более важно. Мир создан из двух противоположностей: Муспельхейма и Нифльхейма. Даже первобытное существо, Имира, нельзя соотнести с единицей, т. к. его двойственная природа и отношения с Твисто (от «tvistra» — разделять) относят его к числу «два». Ястреб и змей Нидхегг — два противоположных принципа. Хугин и Мунин (вороны Одина) соотносятся с числом «два» так же, как Гери и Фреки (волки Одина). Один и Локи — магически дополняющая друг друга пара. Три (3). Три — натуральное число, представляющее вечное движение Вселенной (тезис-антитезис-синтез). Триада богов — Воден (Один), Вили, Be — структурируют Вселенную. Один, Хенир, Лодур (возможно — та же самая триада, но с измененными именами) дают человеку душевные качества. Урд, Верданди и Скульд управляют временем. Число «три» — основа рун и песен силы. Четыре (4). Число «четыре» символизирует порядок. Знак этого числа — солнцеворот (свастика), который является и знаком Тора. Он сражается с силами хаоса и поддерживает порядок. Мир поддерживают четыре гнома (по сторонам света) — Нордри, Судри, Аустри и Вастри. Четыре оленя поедают почки на мировом дереве; их можно рассматривать как необходимые разрушительные силы, которые заставляют мир и число «четыре» двигаться циклично. Пять (5). Число «пять» связано со временем. Неделя в древнем германском обществе состояла из пяти дней и называлась «fimmt». Пентаграммы использовались в поздней нордической магии. Шесть (6). Число «шесть» связано с пространством. Существует шесть направлений движения (север, юг, восток, запад, вверх и вниз). Семь (7). Число «семь» связано с «обратной стороной». Радужному мосту, Бифросту, иногда приписывают три цвета, иногда семь. Восемь (8). Число «восемь» описывает порядок рун. Старший футарк разделен на три группы по восемь рун, которые называются «этты» (?ttir). Скандинавский футарк можно также разделить на две группы по восемь (однако чаще делят на три группы по пять и шесть). 33-рунный нортумбрийский ряд делят на четыре группы по восемь плюс одна добавочная руна. Существует также редко встречающийся рунный ряд из 40 рун, который можно поделить на пять эттов по восемь рун. В магическом применении рун можно выделить восемь способов («Речи Высокого», 144). Девять (9). Число «девять» — самое важное в нордической духовности. В каббалистике всеобщность представлена числом «десять», в нордической традиции ту же функцию выполняет число «девять». В подземном мире — девять миров, существует еще девять. Один девять ночей висит на Иггдрасиле и обретает девять песен силы. В «Саге об Инглингах» Снорри Стурлусон приписывает Одину девять магических способностей. Три треугольника, объединенные в символ «валькнут», символизируют завершение, число «девять» и Одина. Культовые сооружения Невозможно познакомиться с нордической традицией, только изучая письменные материалы на эту тему. Многие из тайн открываются лишь во время посещения древних культовых сооружения. Современная археология часто насмехается над такими находками, описывая их как погребения или площадки для игр. Посвященный в магические или религиозные представления поймет, что такие места наполнены силой. Каменные лабиринты, которые также называют «trojeborgar», описывают как площадки для игр. В действительности такие лабиринты создавались с использованием глубоких знаний о силах земли и местности. Дорожки лабиринта оказывают большое влияние на сознание. Считается, что лабиринты изображают сознание и мозг. Вход в подобный лабиринт — форма инициации. Он символизирует вход в центр подземного мира, где можно обрести суть души и тайны бытия, бриллиант. Погребальные холмы — не только место, где сжигали мертвых, их также использовали для астральных путешествий в другие миры. Они строились с использованием направлений магнетических потоков мест. Сама форма конструкции говорит о ее логике и месте. Эти холмы — доказательство существования у народов догадки о том, что женское чрево и могила — двое врат на «обратную сторону» и что они мистическим образом идентичны. Мы рождаемся, умирая, и умираем, рождаясь. Древние культовые сооружения связаны друг с другом. Они представляют собой гигантскую сеть. Эти места можно исследовать, используя рамку или маятник. Земная энергия и магнетизм могут сообщить о многом. Камни расположены не случайным образом, а там, где силы больше всего, или там, где сила создает вакуум в пространстве и времени, способствуя путешествиям между мирами. Примечания:1 Гальдр — см. стр. 135. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|