|
||||
|
Глава 6 ЗАКОН КАРМЫ Закон кармы, или закон причин и следствий, есть то, что в обычном понимании значится как судьба или рок. Но в понятии рока или судьбы скрывается нечто слепое, фатальное, случайное, неподдающееся учету, тогда как в понятии закона содержится мудрость системы, которая может быть изучена, и закономерность порядка, к которому можно приспособиться. Закон кармы называют также законом возмездия или законом воздаяния. Но воздаяние, как это можно предположить по смыслу этого слова, бывает лишь за что-нибудь и может быть или следствием бывшей в прошлом какой-то причины, положительной или отрицательной, или результатом совершенного в прошлом поступка, хорошего или плохого. Таким образом, закон кармы, или закон причин и следствий, есть такой закон, которым осуществляется космическая справедливость, который всякую причину приводит к соответствующему следствию и всякий поступок к такому же результату. Если бы не было этого закона, не было бы во Вселенной справедливости, не было бы высшей правды. А если бы не было справедливости и правды, не могла бы существовать Вселенная. Но Премудрость Творческого Разума в основание Вселенной положила прочную основу – космическую справедливость, осуществляемую законом причин и следствий. Нельзя себе представить Вселенную, которая могла бы существовать, если бы она была основана на несправедливости. Лишь незыблемость и неизменность основ дают гарантию вечного существования. Все человеческие начинания, не имеющие своим фундаментом справедливости и права, недолговечны и неизменно погибают. Человек западного мира и христианского мировоззрения обычно полагает, что воздаяния за свои поступки он получает от Бога, который следит за каждым его шагом, за каждым его поступком и немедленно назначает или награду, или наказание. Это одно из заблуждений христианского мировоззрения, лишенного знания основ Бытия. Если представить себе, что воздаяние за свои поступки человек получает не действием закона причин и следствий, но, как ошибочно учит учение христианской церкви, этим ведает премудрый и всеблагой Господь, то несоответствие между теми эпитетами, которые церковь приписывает Господу, и теми действиями, которыми Господь себя обнаруживает, поразительно. В самом деле, если премудрый Господь всю жизнь плохого человека милует, давая ему все блага жизни, а хорошего всю жизнь наказывает, лишая его самого необходимого, то в таких действиях Господа нет ни мудрости, ни справедливости. Человеческое сознание никогда не могло и не может ни примириться с подобной справедливостью Бога, ни понять его действия. Человек западного мировоззрения до сих пор пребывает в недоумении относительно непонятных действий своего Бога и тех воздаяний, которые Он, по его мнению, незаслуженно ему посылает, несмотря на усилия церкви объяснить несправедливость Бога наказанием за грехи отцов, чего в действительности никогда не бывает, ибо теми отцами, о которых говорит Ветхий Завет, являемся мы сами в своих прежних воплощениях. Еще менее убедительно учение церкви, что Бог наказывает человека вперед, авансом, ни за что ни про что, для того чтобы дать ему вечное блаженство, а когда эти доводы не убеждают человека в справедливости и премудрости Создателя, то все покрывается формулой: «Пути Господни неисповедимы». Пути Господни остались неисповедимыми для тех, кто не старался их постичь, кто не старался познать, в чем состояли те тайны Царствия Божия, о которых говорил Христос и апостолы, кто свое убогое измышление сделал истиной, а великую истину объявил ложью. Но кто приложил усилие, чтобы пути Господни постичь, тот знает, что воздаяния за свои дела человек получает не от Господа, что Господь не занимается слежкой за тем, кто что делает, но мудрый космический закон отмечает каждый человеческий поступок, каждое его слово, каждую его мысль в соответствующих мирах причин, которые неизменно и неизбежно приведут в тех же мирах к соответствующим следствиям, которые вернутся к человеку либо в виде наказания и страдания, либо в виде счастья и радости. Постигший пути Господни знает, что той справедливости, о которой говорит учение христианской церкви и которая, при ее действительном наличии, была бы величайшей несправедливостью, во Вселенной не существует, что если человек живет счастливой жизнью, то он заслужил ее своей прежней хорошей жизнью, а если он ведет жизнь недостойную, то он готовит себе будущее страдание, что страдающий в жизни и наслаждающийся жизнью одинаково пожинают то, что они посеяли. Можно утверждать, что никакое существо, даже самое высокое, начиная от человека и кончая Тем, Кого люди называют Богом, не могло бы осуществить высшей абсолютной справедливости так, как ее осуществляет закон причин и следствий. Возьмем для примера и сравнения родителей, ибо как наверху. так и внизу – основной закон мироздания. Возьмем таких родителей, которые прилагают усилия для того, чтобы ко всем своим детям относиться одинаково и любить всех одинаковой любовью. С течением времени, по мере развития у детей характера, это явится неосуществимым, благодаря разности характера детей, благодаря тому, что дети будут любить неодинаковой любовью своих родителей. Ребенок внимательный, нежный, ласковый и послушный будет более любимым, и ему часто будут прощаться те детские шалости, за которые ребенок грубый, непослушный и дерзкий будет наказан, как менее любимый. Иначе не может быть. Это вполне естественно, ибо «…ласка – часть Правды», говорит Учитель (Листы Сада Мории, т. 1, 334); и «ласковый теленок двух маток сосет», говорит народная мудрость. Кто больше дает, тот больше получает. В этом состоит суть закона причин и следствий. Теперь представим себе Отца Небесного, который должен воздавать людям – своим детям – за их дела и поступки. Разве Отец Небесный мог бы остаться глухим и неумолимым к просьбам человека, который искренно Его любит и умеет обращаться к Нему с просьбами о прощении своих провинностей? Наверно, нет. Отец Небесный поступил бы так же, как поступает всякий отец земной – дал бы тому больше, от кого Он Сам получает больше. Но здесь кроется возможность несправедливости. Если бы существовал подобный порядок вещей, то менее любимый человек мог бы быть наказан за тот же поступок, за который другой был бы прощен. Кроме того, он получал бы вообще меньше против любимого, ибо он не умеет просить, не умеет о себе напоминать. Таким образом, более любимый пользовался бы известным преимуществом и мог бы использовать свое преимущество для своей выгоды и для невыгоды Другого, как это часто бывает в отношениях между родителями и детьми. Но то, что допустимо с точки зрения человеческих отношений, отношений между живыми существами, обладающими чувствами и сердцами, то недопустимо с точки зрения космической справедливости. Космическая божественная справедливость не может допустить, чтобы кто-нибудь в чем-нибудь был обойден, чтобы за один и тот же поступок один человек мог быть наказан, а другой прощен. Высшая космическая справедливость воздает каждому по его делам и действует как обратный удар: за добро – добром и за зло – злом. Поэтому воздаяния людям за их поступки производит не Существо, хотя бы и очень высокое, хотя бы и Сам Бог, которого можно было бы упросить, но слепой закон, не обладающий ни сердцем, ни чувствами, которого ни упросить, ни умолить нельзя. Человек не может дать ничего закону, чтобы получить от него больше, он не может его любить и не может рассчитывать на ответную любовь со стороны закона. Человек может лишь исполнять закон или не исполнять его. Человек может расположить закон в свою пользу, лишь повинуясь закону, или сделать его своим злейшим врагом, нарушая закон. Древняя наука и древняя религия, которым было знакомо сокровенное Учение, изображали богиню правосудия – Фемиду – в виде женщины, сидящей с завязанными глазами и держащей в одной руке весы, в другой – меч. Более прекрасное, более полное и понятное символическое изображение закона воздаяния трудно придумать. Греческая Фемида говорила древнему греку то, чего не знает современный христианин, что воздаяние за дела производит не премудрый Господь, но слепой и вместе с тем разумный закон. Именно высшая космическая справедливость может быть осуществлена лишь при помощи закона, который, взвесив на весах дело каждого, на другую чашу весов положит соответствующее воздаяние – либо награду, либо наказание. Религиозно настроенный христианин может молиться своему Богу с утра до вечера, может каяться в своих грехах хоть каждый день, может разбить себе лоб, кладя земные поклоны, но он не изменит этим своей судьбы ни на йоту, ибо судьба человека складывается его делами, которые законом кармы будут приведены к соответствующему результату, и результат этот нисколько не будет зависеть ни от молитв, ни от поклонов, ни от покаяния. «Просить Божество не надо. Надо самому себе принести лучшее дело», – говорит Учитель в Новом Учении (Листы Сада Мории, т. II, 111). Если человек, придя к своему соседу, разбил у него ценную вазу или вытоптал цветы в его саду, то чем могут помочь раскаяние, поклоны и просьбы о прощении? Нужно вместо разбитой вазы вернуть целую и восстановить потоптанные цветы, и только тогда будет восстановлена нарушенная справедливость. "Слово раскаяние отсутствует в словаре сензара. Оно заменено известным вам выражением – разумное сотрудничество. Обдумайте ипокритскую природу понятия раскаяния. Для народа легче всего явить существо раскаяния на медицинском примере. По испорченности мышления человек наносит рану своему собрату, но ни мысли, ни слова не залечат эту рану. Придется рядом упорных действий соединить порванную ткань. Для восстановления целесообразности придется проявить разумное сотрудничество. Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения. Кто же познал свое неразумие, пусть покроет его действительным разумием. Исчерпать неразумие можно разумным сотрудничеством. Платное отпущение раскаявшегося грешника не есть ли самое тяжкое преступление? Денежный подкуп Божества не хуже ли первых форм фетишизма? Этот устрашающий вопрос надо освещать многосторонне, иначе белье человеческое очень грязно" (Агни-Йога, 52). Слово карма происходит от санскритского слова кри, что значит делать, и восточная философия под кармой понимает не только результаты нашей работы и следствия наших дел но и саму работу. Но так как мы всегда что-нибудь делаем, то мы всегда творим свою карму. Занимаемся мы умственным трудом – мы творим карму; обрабатываем свой сад – творим карму; занимаемся торговлей – творим карму; предаемся удовольствиям – творим карму; предаемся лени и ничего не делаем – творим карму. Все, что ни делаем, – творит карму, либо хорошую, либо плохую, в зависимости от того, как делаем. "Принято считать, что карма есть воля и воздаяние за ход нашей жизни. Также принято смотреть на карму как на возмездие, но и в истинном значении карма есть труд. Не ограничивайте работу мастерской духа, и увидите следствие. Когда дух прельщен Майей и явлениями самоудовлетворения, тогда нужен молот и развитие чувствознания; когда ДУХ ослеплен сиянием богатства и не видит его невечности, и думает, что слиток золота ведет к счастью, вспомним все угрозы болезней и рушений. Но воин духа сверкает, как явление света, ибо озарен лучами огней Беспредельности. Отклик нужно понять и устремиться всеми цветами и всеми огнями к Космосу. На вершине сознания утверждение пути Владыки. На вершине сознания подвиг звучит унисоном с эволюцией. Вечный, неустанный труд восхождения! Это вечное движение есть карма ваша! Урусвати права, только волевые токи направляют карму. Но остановить ход кармы так же опасно, как вызывать вечную ночь. Чем наполните Чашу Амриты', если погрузитесь в пруд мрака?! Ответим: океан действий истинно прекраснее!" (Беспредельность, ч. 1, 20). ' Амрита – бессмертие. – Прим. А. Клизовского. Наше земное благополучие и успешное продолжение своей эволюции зависят от того, как мы творим свою карму. Когда человек прельщен Майей, то есть гоняется за иллюзиями, когда он в слитке золота видит свое счастье, тогда карма бьет его своим молотом, чтобы разбудить в нем чувствознание, тот высший шестой принцип, который дает понимание нереальности земных благ и реальности вечности и Беспредельности. Пусть каждый вспомнит свои болезни, которые угрожали ему смертью, все свои несчастья, все катастрофы и рушения, и он увидит, что все это есть действие законов эволюции, которые ударами извне будят и требуют отклика человеческого сознания изнутри. «Много спорили ученые о том, происходит ли в Космосе возврат к низшему состоянию, когда достигнута высшая ступень развития? Разумно приложить понимание кармы ко всему прогрессирующему в Космосе. Не то понятие кармы, которое человечество привыкло применять как воздаяние и плату по счетам, но как действие высшее, являющее эволюцию. Все творческие начинания предопределяются законом этой кармы. Многие начинания не отвечают этим законам, но начинание, зачатое в сознании кармы эволюции, живет в пространстве и движимо токами Космического Магнита» (Беспредельность, ч. 1, 310). Таким образом, закон кармы вместе с законом перевоплощения творят нашу эволюцию, являясь нашими двигателями вверх, к совершенствованию. Поэтому знание этих законов так же необходимо для нашего Духовного существования и развития, как питание и дыхание для существования физического. Некоторые люди, ознакомившись с законом перевоплощения и законом кармы, ужасаются необходимости жить бесчисленное число раз, говоря, что они устали от одной жизни и перевоплощаться не желают. Таким людям, которые в своей наивности полагают, что если они не желают перевоплощаться, то и не будут, нужно сказать, что чем более они этого не желают, тем чаще будут воплощаться, ибо сознание человеческое развивается лишь в воплощенном состоянии. Пока у них не развилось осознание того, что достигнуть вечного блаженства одной жизнью невозможно, что все люди нашей ступени развития находятся под действием закона перевоплощения и закона кармы, вне зависимости от того, желают они этого или не желают, что освобождаются от действия этих законов лишь достигшие в своем развитии ступени Архата, т.е. Учителя человечества, до тех пор таким людям обеспечено много лишних жизней и много лишних страданий. Так не лучше ли сознательно творить свою эволюцию, чем подвигаться вперед под ударами кнута кармы, уподобляясь ленивой лошади, которая не хочет везти телегу, в которую запряжена, полагая, что можно обойтись без этого? Для того чтобы иметь ясное представление о законе кармы, необходимо понять, в чем состоит эволюция, в чем заключается тот путь, по которому человек идет в своем развитии. Главная задача эволюции состоит в том, чтобы овладеть материей и одухотворить ее, чтобы трансмутировать ее из низшего состояния в высшее, ибо материя, будучи по природе своей инертной и хаотичной, стремится поглотить и уничтожить высшее состояние материи – достижения духа. Человек есть тот трансмутатор, на которого возложена эта космическая задача. Человеческая сущность, человеческое я, или, по оккультной терминологии, монада, выйдя из Первоисточника жизни и обладая высокой духовностью и отсутствием сознания, ибо сознание должно развиваться в материи, чтобы одухотворять ее, должна погрузиться в материю и пройти все виды ее для того, чтобы – при затемнении духовности, но приобретении сознания в первой части пути – вернуться к Первоисточнику жизни в конце пути, обладая и духовностью, и сознанием. Иначе говоря, она должна совершить полный круг. Если этот круг вертикальным диаметром разделить на две части, то левая половина пути будет погружением нашего я в материю, приобретением все более плотного тела и большего сознания в ущерб духовности, или тем, что называется инволюцией, а правая – одухотворением материи, дальнейшим развитием сознания, развитием и приобретением утраченной духовности, или тем, что называется эволюцией. Если этот же круг разделить на две части горизонтальным диаметром, то верхняя половина, или начало и конец пути человеческой эволюции, будет преобладанием в человеке духовных начал, нижняя, или середина пути, – преобладанием материи. Путь человека по своему кругу эволюции подобен движению Земли вокруг Солнца. Точки зимнего и летнего солнцестояния подобны началу и середине пути человека, а линия. соединяющая эти точки, – линии, делящей путь человека на инволюцию и эволюцию. Точки весеннего и осеннего равноденствия, когда два раза в течение одного оборота Земли вокруг Солнца день равен ночи, подобны двукратному уравновешиванию духа с материей, а линия, соединяющая эти точки, то есть горизонтальный диаметр, делящий круг на верхнюю и нижнюю половину, когда преобладает то дух, то материя, подобен временам года, когда преобладает то день, то ночь. В настоящее время человечество достигло предела погружения в материю. Мы кончили свою инволюцию и должны начать эволюцию, иначе говоря, из левой половины нашего пути перейти в правую и начать одухотворять достигшее своего развития наше физическое тело, развивая при этом дальше свое сознание. Ошибочно думать, что закон кармы действует в течение всего пути эволюционного развития человека. В верхней половине круга, по которому идет человек, то есть в начале и конце пути, кармы нет. Она начинается с того момента, когда в человеке в первый раз уравновешивается дух с материей, то есть со второй четверти всего круга, достигает наибольшего своего развития в конце левой половины нашего пути, то есть в конце инволюции, постепенно ослабевает, перейдя в правую половину, и кончается в конце третьей четверти круга, когда второй раз уравновешивается дух с материей. Одним словом, карма является спутницей на нашем эволюционном пути во время преобладания в человеке материи. В первой четверти пути кармы нет потому, что не обладающий разумом человек не может быть ответственным за свои поступки, ибо он их совершает бессознательно, – как не ответственен за них ребенок. В последней четверти пути кармы нет потому, что достигший духовного развития человек сознательно воздерживается от поступков, которые могут создавать дурную карму. Так как человечество находится в настоящее время на поворотном пункте своей эволюции, когда совершается смена эпох и переход от инволюции к эволюции, то на этой точке предела погружения в материю действие кармического закона достигает наибольшего своего развития и есть то, что мы испытываем на себе в настоящее время. «Общеизвестно, что перед началом Сатья-юги свиток кармы свертывается особенно быстро. Могут спросить: почему же многие преступления и хуления как бы остаются без наказания? Причин много. Первая – люди любят судить по грому, но не по молнии. Вторая – можно не замечать, насколько постепенно оборачивается круг событий. Третья причина лежит в побуждении и в старой кармической связи» (Иерархия, 364). «Наблюдайте, как отражается каждый поступок на колебании кармы. Можно видеть, как предательство во всех видах вызывает быстрое образование кармы. Можно многому научиться на подобных наблюдениях. Как прискорбно видеть людей, вредящих себе! Можно наблюдать, как ехидна поражает внутреннее существо при этих самопоражениях. Ничто не может отвратить последствия, ибо слишком близки причина и следствие. Так можно лишь огнем сердца оградиться и очистить канал, который несет заразу» (Иерархия, 365). Чтобы понять, почему в первой четверти пути человек не создавал кармы, нужно знать, каким он был в это время. Он был таким, про которого Учитель в Новом Учении говорит: «Если бы вы увидели клише первых творений, вы бы ужаснулись» (Листы Сада Мории, т. II, 148). Как и все в то время в природе, которая развивалась вместе с ним, он был гигантских размеров, обладал совершенно прозрачным тонким телом, которое имело мало общего с нашим теперешним физическим телом, совершенно не обладал разумом, но по своей духовной организации превосходил нас. Обсуждая вопрос развития человека на планете, в Чаше Востока Учитель говорит: «Итак, мы имеем: 1-й Круг. Эфирное существо – неразумное, но сверхдуховное. В каждой из последующих рас и подрас и малых рас эволюции он (будущий человек) развивается во все более и более заключенное в плоть или воплощенное существо, но эфирность все, еще преобладает. И подобно животному и растению, он развивает чудовищные тела, соответствующие примитивности всего окружающего. 2-й Круг. Он все еще гигантских размеров и эфирный, но становится уже более уплотненным в теле – более физическим человеком, но все еще менее разумен, нежели духовен; ибо эволюция ума – процесс более медленный и трудный, нежели эволюция физической структуры, и ум не может развиться так же быстро, как тело. 3-й Круг. Он уже имеет совершенно конкретное или плотное тело; вначале в виде гигантской обезьяны – и более разумен (или, вернее, хитер), нежели духовен. Ибо на нисходящей дуге он достиг теперь точки, где его первоначальная духовность затмевается или затемняется нарождающейся рассудочностью. В последней половине этого третьего Круга его гигантский рост уменьшается, тело улучшается в своих тканях (вероятно, микроскоп мог бы доказать это), и он становится более разумным существом – хотя все еще больше обезьяна, нежели дэва-человек. 4-й Круг. Рассудок получает огромное развитие в этом Круге. Немые расы обретают нашу человеческую речь на нашем земном шаре, на котором, начиная с четвертой расы, язык совершенствуется и знание физических явлений умножается…» (Чаша Востока, письмо XVII). Итак, недостаток разума у человека первых рас восполнялся духовным знанием, духовным зрением и слухом и другими способностями, которые даются преобладанием духовности. Кроме того, он обладал совершенным душевным равновесием, так как был цельной, еще не разделенной сущностью. Он обладал двумя началами: положительным и отрицательным, мужским и женским, и был в то время существом, которое, по оккультной терминологии, называется андрогином. Благодаря совершенству своей духовной организации и цельности своей внутренней сути он был свободен от неудержимых вечных исканий и стремлений к слиянию с разобщенной при дифференциации половиной своей сущности, что служит главным мотивом всех решений и действий человека последующих рас. По мере уплотнения и развития его тела или, как говорится, по мере погружения в материю он терял свои духовные совершенства, которые восполнялись у него развивающимся интеллектом, но в первых двух расах нашего цикла дух преобладал над телом человека, и кармы он не создавал. Создание кармы началось с того момента, когда материя в человеческой сущности взяла перевес над духом, когда он окончательно утерял свои высшие способности и когда произошло разобщение мужского начала от женского и из цельной сущности человек превратился в душу половинчатую, что произошло в середине третьей расы нашего цикла. Сказание о разобщении мужского начала от женского имеется во всех религиозных учениях. В Книге Бытия Моисей это событие объясняет таким образом, что «Господь навел на Адама крепкий сон, и когда он спал, Господь взял одно из ребер Адама и создал из него Еву» (см. Быт., 2: 21-22). Талмуд объясняет это иначе: «Муж и жена были вначале одно тело и два лица. Тогда Господь рассек их тело надвое и каждому дал хребет». Под андрогинами нельзя понимать гермафродита, ибо в эзотерическом Учении сказано, что «гермафродит, в сущности, никогда не существовал; были отдельные неудачные попытки, скоро прекращенные». «Потому безобразному гермафродиту, или людям с двумя позвоночниками, или же награжденным другими подобными же безобразными измышлениями писателей, лишенных красоты и знания, нет места в будущей эволюции. Эволюция идет путем красоты. И будущие расы будут улучшаться и утончаться в формах по мере роста духовности, чтобы вернуться в конце шестой и к началу седьмой расы к состоянию уплотненного астрального тела. Этому улучшению форм и росту духовности очень помогут правильные сочетания или браки (по стихиям). Для этого сокровенного знания и действа и придет на помощь человечеству Великое Братство». "Но учение о половинчатых душах имеет основание и как бы заканчивает символ андрогина. Все символы андрогина имеют целью указать на необходимость двух Начал в Космосе во всех его проявлениях для жизни и равновесия. Но все легенды о сродстве душ основаны на великой истине, ибо единство и слияние двух Начал заложены в Первичном Законе. "…" При дифференциации происходит разобщение Начал, и разобщенные Начала увлекаются в отдаленные сферы; и магнит, заложенный в Началах, должен на протяжении эонов превращений и трансмутаций очищения собрать и объединить разобщенные Начала. Это и есть великое Завершение или Венец Космоса" (Письма Е. Рерих: от 5. 5. 34). Лишь тогда, при разобщении Начал, произошло то, что по церковным учениям называется грехопадением и изгнанием из рая, а по оккультным – разделением духовно совершенного человека на двух несовершенных и началом создания человеком своей кармы. Лишившись уравновешивавшего его начала, человек вынужден был искать в другом то, чего ему не хватало в нем самом. Он лишился гармоничности своей внутренней сути, половины своей жизнеспособности, утерял свою цельность, свою могучую сопротивляемость, которые являлись результатом согласованной деятельности двух начал в одном теле. Взамен того он приобрел: неуравновешенность, неустойчивость, неудовлетворенность, сознание своей неполноты и своего несовершенства и, как результат всего этого, – вечное, неистребимое стремление к утерянному началу, к родственной ему половине. Сделавшись из цельного человека половинчатым, человек стал более деятельным и активным, что было необходимо для его дальнейшей эволюции, но его деятельность и активность, не сдерживаемые противоположным началом, направляемые исключительно на удовлетворение нужд новой его природы и появившихся новых желаний и страстей, породили в нем стремление к захвату и приобретению, развили в нем эгоизм с целой серией сопутствующих эгоизму зол. Лишь тогда, познав зло, человек стал творить свою карму. Создание человеком своей кармы будет продолжаться до тех пор, пока будет продолжаться разобщение Начал, пока человек не поймет, что полного душевного равновесия, полного неомраченного счастья, которое он ищет в противоположном ему начале, он может достигнуть лишь тогда, когда снова сольется с разделенной частью своей сущности, что все попытки его в этом направлении, в продолжение многочисленных его жизней, были не более как иллюзией, были погоней за миражом, ибо, кроме разочарования и страдания, кроме дурной кармы, ничего ему не приносили. Тогда-то стремление к родственному началу, которое породило в начале его пути его активность и связанную с ней карму, превратится в стремление к совершенствованию, которое одно только и способно привести к благим результатам. Необходимо пояснить, что при разобщении Начал полного разделения положительного Начала от отрицательного, или мужского от женского, не было, но в каждом положительном, или мужском, осталась часть отрицательного, или женского, и в каждом отрицательном, женском, часть положительного, или мужского, иначе жизнь стала бы невозможной. Таким образом, разобщеним Начал основной закон жизни нарушен не был, и, став из цельного существа половинчатым, человек остался при двух Началах, но так, что одно Начало в нем всегда преобладает – или мужское, или женское. Так все в жизни совершается по вечным неизменным законам эволюции. Для того чтобы приблизиться, нужно отдалиться, чтобы найти – нужно потерять, чтобы соединиться – нужно разделиться, чтобы достигнуть совершенства – нужно погрузиться в несовершенство. Первая половина пути есть инволюция, или удаление от Абсолюта и Первоисточника жизни, вторая часть есть эволюция, или приближение к Абсолюту и Первоисточнику жизни. Наша наука считает первобытным человеком человека третьей расы, когда уже произошло разобщение Начал. Цельный человек, или андрогин, ей неизвестен, хотя, в сущности, он должен был бы называться этим названием, но чтобы не входить в противоречие с научной терминологией, в дальнейшем изложении первобытным человеком будет считаться человек третьей расы, который начал создавать свою карму, тем более что первые две расы отношения к вопросу кармы не имеют, ибо ее не создавали. Всякий поймет, что эволюционный путь человека от полуживотного, каким в начале его был первобытный человек, погружением в материю лишившийся своих духовных совершенств и разума еще не развивший, до полубога, каким он должен стать в конце пути, должен быть бесконечно длинным и бесконечно разнообразным. Этот путь соответственно трем началам, составляющим человека, то есть животному, человеческому и божественному, или телу, душе и духу, может быть разделен на три большие части, охватывающие промежутки в миллионы лет каждый. Первая часть – это путь первобытного человека, еще полуживотного, не владеющего даже членораздельной речью вначале, не умеющего отличить правой руки от левой, и с проблесками человеческого сознания в конце этой части пути, есть обуздание животного начала и развитие тела. Эта часть пути нами пройдена. Следующая часть пути – путь человеческий, со всеми ступенями и оттенками его развития, когда в человеке развиваются его душа, его ум и интеллект. Эта часть пути нами заканчивается. Третья часть пути – путь богочеловеческий. Начинается с того момента, когда человек признал свое божественное происхождение, свое высшее назначение и достижение божественности поставил целью своей дальнейшей жизни. Это есть венец его усилий, развитие высшего сознания, развитие духа. Законами эволюции человечество в настоящее время подведено к началу этого пути. Нетрудно догадаться, что первую часть пути человек не мог бы пройти сам. Это должно быть ясно всякому. Если бы то существо, которое именуется теперь первобытным человеком, было предоставлено самому себе, своим новым эмоциям и страстям своей новой природы, разобщенной на женское и мужское Начала, оно не только не развилось бы до человеческого состояния, но одичало бы совершенно и пало бы ниже животного, ибо проблески человеческого сознания пошли бы не на пользу, но во вред ему. Но мы живем в мире, управляемом Высшим Разумом, в мире, где ничего нет случайного и непредусмотренного, и в тех случаях, когда существо, как первобытный человек, не обладает еще разумом, чтобы давать себе отчет в своих поступках, на помощь ему приходят Сыны и Дочери Разума, Разумные Силы природы, которые направляют и ведут его до тех пор, пока он не в состоянии стоять на ногах прочно сам. Этими ведущими Силами являются закон перевоплощени? и закон причин и следствий, осуществляемый Братьями Человечества. Они, эти Высокие Существа, выбирают для каждой развивающейся души соответствующие условия и время рождения и, посылая ее из века в век во все новые, меняющиеся условия жизни, в различные состояния и положения, будят в ней человеческое сознание, заставляют учить ее уроки жизни, вырабатывают первоначальные понятия о добре и зле, первоначальные представления о кооперации и сотрудничестве с другими людьми. Необходимо, чтобы все представления, в том числе представление о добре и зле, и разделение своих поступков на хорошие и плохие зарождались в сознании первобытного человека естественно, сами собою, в силу необходимости. Первым толчком к зарождению подобного сознания мог быть случай ссоры в семье, закончившийся убийством одного из членов семьи. Убыль одного из активных членов семьи уменьшила силу сопротивления этой семьи в постоянной и тяжелой борьбе, которую вел первобытный человек со своими соседями, которые все были его врагами, со свирепыми животными и с суровой природой, и в уме его неизбежно должно было возникнуть представление, что убивать своего – плохо. С течением времени еще некоторые поступки были отнесены к категории плохих, если были вредны первобытному человеку, и к категории хороших, если были полезны ему. Но понятия о добре и зле относительны и меняются вместе с развитием человека. С другой стороны, нет абсолютно добрых и абсолютно злых поступков. Каждый добрый поступок может принести кому-нибудь вред и каждый злой – кому-нибудь пользу. Все зависит от точки зрения и от степени умственного и нравственного развития человека. Понятно, что первобытный человек не имел на этот счет никаких представлений. Главной побудительной причиной его поступков были его страсти, его желания и примитивные утилитарные соображения. Он совершал поступки, которые, с нашей теперешней точки зрения, могут считаться чудовищными преступлениями, между тем в его время и в его положении они были естественны и нормальны, и он считал себя вправе совершать их. Он не знал и не понимал, что можно поступать иначе, благодаря чему он не создавал такой кармы, какую теперь создаем мы. Его карма была очень несложна, состояла из последствий его поступков и погашалась в той жизни. Вся невероятно суровая обстановка его жизни была в то время его кармой. С развитием сознания, с переходом от жизни семейной к жизни общинной и государственной и вытекающей отсюда необходимости входить в соприкосновение и завязывать отношения не только со своими и близкими, но и с посторонними и чужими людьми, развивалась и осложнялась карма человека. Кроме кармы личной, которую создавал первобытный человек, появилась карма групповая, карма коллективная, карма народная и другие виды кармы, создаваемые различными взаимоотношениями различных людей. "Не бывало, чтоб старая аура прежних воплощений не утомляла. Особенно когда карма приводит не особенно приятных спутников. Но когда каждая встреча кончается, наступает облегчение, точно отдано чужое имущество. Не менее половины всех земных встреч происходит из прежних воплощений. Можно представить, как пробочные фигурки сцепляются под давлением высшей энергии электричества. Широкое приложение кармы создает сложные сочетания как бы двойное и тройное родство. Но лучше быть платящими, нежели получающими, ибо каждая плата кончает прошлое, между тем как получение может снова связать" (Агни Йога, 238). Растущее сознание человека выдвигает также, как самый могущественный фактор его поступков и действий, его свободную волю, значение которой в осознании человеком своей кармы огромно. Человеку дана свобода воли. Он может идти по своему пути так, как он находит нужным и правильным. Все воздействия на человека стихийных сил природы, все то водительство, которым он пользуется со стороны Высших Сущностей, никогда не затрагивают, никогда не насилуют его свободную волю. Взамен того, вместе со свободой воли, человеку дан внутренний магнит, который неизменно показывает ему, когда он идет по неправильному пути. Магнит этот – сердце. В результате игнорирования указаний этого внутреннего магнита возникает страдание, посланное человеку законом кармы. Благодаря наличию в человеке свободы воли и воздействию на него стихийных и разумных сил природы, человек всегда колеблется между своими противоположными полюсами, то есть между своим высшим я и своей низшей природой. Эти постоянные трения и колебания, постоянно возобновляющаяся борьба между высшей и низшей природой человека делают его творцом своего собственного содержания, своей собственной внутренней сути, но вместе с тем и творцом своей кармы или своей судьбы, ибо всякое его решение, правильное или неправильное, всякий поступок, добрый или злой, всякое желание и всякая мысль, эгоистичные или неэгоистичные, создадут в соответствующих мирах соответствующие следствия, и все это вместе взятое создаст тот комплекс условий, создаст ту карму, которая определит его будущее воплощение. Но лишь немногие избранные натуры берут сразу правильное направление и идут по своему пути, не уклоняясь в сторону. Большинство из одного заблуждения впадает в другое. Низшая природа человека часто берет верх и сталкивает его с истинного пути, на который направляет высшая. Часто, не считаясь и не сообразуясь с общим ходом эволюции, люди ставят себе особые задачи, избирают особые пути, которыми думают достичь своих особых целей. Избыток самомнения и недостаток знания порождают массу ошибок, за которые приходится расплачиваться. Но космические законы ошибок не допускают. Кармический закон неизбежно во всякую созданную человеком ошибку вносит свой корректив, который выражается следствием в виде страдания, ибо вечно бдительный невидимый суд действует автоматически, как обратный удар, приносящий за ошибку страдание, за правильный поступок – радость. Страдание будет следовать за каждой ошибкой человека неизменно до тех пор, пока он не поймет, что нарушать космические законы нельзя, пока он не поймет, что к истине ведет лишь один путь. То множество путей, которыми люди думают достигнуть истины, не более как множество миражей, которые все нереальны и все оканчиваются для человека страданием. Но страдание есть главный учитель человека. Лишь наученный страданием человек находит тот единственный путь, который приводит его к истине. Главная драма человеческой жизни состоит в том, что, кроме всем известных и понятных законов физического мира, существуют законы духа, непонятные и известные лишь немногим, и, одновременно с тем, свобода воли человека: исполнять их или не исполнять. Воля человека, не сообразующаяся с законами духа и направляемая эгоистическими побуждениями своей низшей природы лишь для удовлетворения ее нужд, выражает свои побуждения и желания в тех или иных формах, в тех или иных поступках. Но пока эти формы и эти поступки нарушают закон духа, они заранее обречены: формы – на уничтожение, а поступки – на причинение ему страдания. Таким образом, незнание законов духа на этой части пути эволюции человека является для него причиной различных кармических связей и источником постоянных страданий. И до тех пор, пока он этих законов не будет знать и будет их нарушать, – он будет страдать, ибо будет создавать свою плохую карму; им будет руководить закон, и он будет рабом этого закона. Противники законов реинкарнации и кармы главным аргументом против них выдвигают то, что страдание, которое человек испытывает в своей текущей жизни за дела своих прежних жизней, о которых – о жизнях и о делах – он ничего не знает и ничего не помнит, есть несправедливость, что жестоко карать человека и не сказать ему, за что он караем. Таким людям, которые так думают, нужно еще раз напомнить, что такой вещи, как несправедливость, в мироздании не существует. То, что кажется нам несправедливостью, есть результат нашего непонимания. Человек своим ограниченным умом не в состоянии постигнуть всю глубину и мудрость космических законов, в особенности такого всеохватывающего и всеобъемлющего закона, как закон кармы. Все космические законы имеют целью благо человека, но это благо не есть благо текущего момента, но, быть может, весьма отдаленного будущего. Но зато это будет действительно вечное благо, которое затмит собою все представления о тех мнимых благах, какие человек мог бы себе представить в данный момент. "Карма и Нирвана – лишь две из семи великих Тайн буддийской метафизики; и только четыре из этих семи известны лучшим ориенталистам, да и то весьма несовершенно. Если вы спросите ученого буддийского священнослужителя: что есть Карма? – он скажет вам, что Карма есть то, что христианин мог бы назвать Провидением (но лишь в некотором смысле), а магометанин – Кисмет, рок или судьба (опять таки в одном значении). И что этот главнейший догмат учит, что как только любое сознательное или чувствующее существо (будь то человек, дэва" или животное) умирает – создается новое существо; и при новом своем рождении оно появляется – на этой же или другой планете – в условиях, сложенных им самим в прошлой жизни. Или, другими словами. Карма есть направляющая и ведущая сила, а тришна (на пали – танха), жажда или желание чувственной жизни, – непосредственная сила или энергия, проистекающая из действий человека (или животного) и которая из старых скандх2 создает новую группу, образующую новое существо и управляющую качеством самого рождения. Или, чтоб это стало еще понятнее, – новое существо вознаграждается и наказуется за заслуги и проступки старого (прежнего); Карма представляет собой Книгу Записей, где все поступки человека, хорошие, плохие или ни такие и ни другие, тщательно заносятся в дебет или кредит его счета – им самим, так сказать, или, скорее, этими самыми его поступками. Там, где христианский поэтический вымысел создал и зрит «записывающего» Ангела-хранителя, суровая и реалистичная буддийская логика, постигнув необходимость того, что каждая причина должна иметь свое следствие, указывает на его реальное присутствие. Противники буддизма особенно подчеркивали ту якобы несправедливость, что делатель избежит наказания, а невинная жертва будет вынуждена страдать, – раз делатель и страдающий разные существа. Дело в том, что хотя в одном смысле их можно считать разными, тем не менее в другом смысле они тождественны. «Старое существо» есть единственный породитель – одновременно и отец и мать – «нового существа». Именно первое существо есть, в действительности, создатель и формовщик второго; и поистине, в гораздо большей степени, нежели любой отец во плоти. "…" ' Ангел. – Прим. А. Клизовского. 2 Скандха – совокупность свойств или элементов, составляющих любое существо. – Прим. ред. Итак, вернемся к вопросу о тождественности старого и нового «эго». Я могу еще раз напомнить вам, что даже ваша наука приняла старый, очень старый факт – определенно утверждавшийся нашим Владыкой', что человек произвольного возраста, хотя чувствами тот же самый, тем не менее физически не тот, каким он был несколько лет тому назад (мы говорим – семь лет тому назад, и готовы отстаивать и доказать это): говоря языком буддизма, его скандхи изменились. В то же время они находятся в постоянном и беспрерывном движении, приготовляя абстрактную форму, «отсутствие» будущего нового существа. ' См. Абхидхармакоша-вьякхю, Сутта-питаку, любую книгу северного буддизма: всюду мы видим Гаутаму Будду утверждающим, что ни одна из этих скандх не есть душа, ибо тело постоянно меняется, и что ни человек, ни животное, ни растение никогда не бывают теми же самыми в два последующих дня или даже мгновения. «Нищенствующие! Знайте, что нет в человеке постоянного принципа и что только наставленный ученик, приобретший мудрость, говоря „Я есмь“ – знает, что он говорит». Итак, если справедливо, что 40-летний человек будет наслаждаться или страдать за свои же действия, совершенные им в 20-летнем возрасте, то столь же справедливо, чтоб существо нового рождения, которое по сути тождественно с предыдущим существом, – раз оно есть его порождение и создание, – восчувствовало бы последствия, порожденные тем я, или той личностью. Ваш западный закон, карающий невинного сына виновного отца, лишая его родителя, прав и имущества; ваше цивилизованное общество, клеймящее бесчестием невинную дочь безнравственной, преступной матери; ваша Христианская Церковь и Писания, учащие, что «Господь Бог взыскует грехи отцов с детей их до третьего и четвертого поколения», – разве все это не гораздо более несправедливо и жестоко, нежели что-либо совершаемое Кармою? Вместо того чтоб карать невинного вместе с преступником. Карма отмщает второму и вознаграждает первого – чего ни один из ваших трех вышеупомянутых западных властителей дум никогда и не помышлял делать" (Чаша Востока, письмо XIX). Человеческая жизнь протекает одновременно в трех мирах: в видимом физическом и невидимых – астральном и ментальном. В каждом из этих миров человек проявляет свою деятельность, иначе говоря, создает свою карму – либо хорошую, либо плохую: на физическом плане – своими поступками, на астральном – своими желаниями, на ментальном – своими мыслями. Общее для всех видов кармы есть то, что всякая причина вызывает следствие в той же самой области, в том же самом мире. Каждая проявляемая человеком сила действует в своей собственной сфере. Каждый посев приносит свою собственную жатву. Добро и зло, постоянные в физической сфере, возвращаются в виде добра и зла в физической же. То же самое в сфере желаний, или в астральном мире, и в сфере мысли, или в ментальном мире. Из этого видно, что карма – явление весьма сложное. Нити кармы тянутся от самого высокого до самого низкого, переплетаются не только с теми людьми, с которыми мы живем в настоящее время, но и с теми, с которыми жили и с которыми еще будем жить. "Иногда можно представить самые сложные законы посредством простейших аппаратов. Закон кармы сложен, но возьмите катушку Румкорфа или другой цилиндр, обмотанный электрофорной проволокой, и вы получите наглядное изображение кармы. Нерушимо пробегает ток по спирали, но предохранительная обмотка подвергается всем наружным воздействиям, причем каждая нить касается нити предыдущего оборота, неся на себе последствие прошлого. Так каждый час меняет карму, ибо каждый час вызывает соответственное прошлое. Так можно касаться целой линии прошлых уявлений. Но то же наглядное изображение показывает, как неповреждено зерно духа и, стремясь ввысь, оно удерживает оболочку, не боясь прошлого. Поистине, карма страшна только тем, кто утопает в бездействии, но мысль устремленная освобождается от тяжести прошлого и, как небесное тело, устремляется, не повторяя пути. Так, даже имея довольно тяжкую карму, можно явить полезное освобождение" (Иерархия, 294). Сложность кармы усугубляется тем еще, что, платя и получая старые долги, мы все время делаем новые, за которые тоже когда-нибудь придется расплачиваться. Но из этого нельзя выводить заключения, что раз человек к оставшейся от прежних жизней карме каждой жизнью прибавляет некоторое количество новой, то она, все время увеличиваясь, никогда не может быть изжита. Такое предположение будет ошибочно. «В каждой жизни человек может погасить ту часть старой кармы, которая настигает его в данном воплощении, и, конечно, он тут же начинает новую карму, но при расширенном сознании и очищении мышления, он может быстрее изжить накопленную им карму, причем новая, порождаемая им карма будет уже высшего качества. Кроме того, и старая карма уже не будет ему так страшна, ибо очищенное мышление, очищенная аура совершенно иначе реагирует на обратные удары. И, таким образом, человек может выйти из казалось бы заколдованного круга кармы, но, конечно, только кармы земной, приковывающей его к земле, ибо карма не может прекратиться, покуда существует сознание, мысль. Карма, идущая в соответствии с космическими законами, будет беспредельно повышаться в своем качестве, вступая в новые круги и выходя из них, и так до беспредельности». "Карма есть болезнь прошлого, исцеление от нее в будущем. Именно, может устремиться в будущее, кто желает освободиться от прошлого. Устремление всем существом охраняет от падений. Пример – движущиеся небесные тела. "…" Карму можно менять безудержным устремлением" (Иерархия, 290). Не следует думать, что карма, раз созданная, непременно должна быть изжита вся до конца. Как выше сказано, безудержным устремлением вперед к совершенствованию человек может обогнать свою карму, и она его не настигнет. Лишь остановившийся в своем развитии получает полный ливень кармы. Когда человек, стремясь к совершенствованию, развивает свои духовные силы, направляя их на пользу эволюции и для блага ближнего, он не только погашает всю свою карму, но облегчает от последствий дурной кармы все человечество. В общем карма есть цепи, но эти цепи человек кует сам. Он может их стянуть крепче, но может их ослабить или сбросить совершенно. "Именно, неподвижное, мертворожденное желание является цепями заключения человечества. Не кто иной, как сами себя заковывают в неосвобожденные оковы. Или неосмотрительность, или чужая карма заносят заразу желаний, и человек, вместо движения, теряет всякую подвижность. Посмотрите на стоящих у стены плача. Что заставило их пресечь путь? Какие силы отвратили их от созерцания и познавания мира? Самое малое, почти неразличимое желание отяготило их и закрыло им глаза. Как однообразен стал их мир! Как червь, высосало желание их энергию. Желание – червь и цепи. Желание – искры и крылья. Освобожденный летит в познавании. Порабощенный рыдает в отчаянии" (Агни-Йога, 259). Насколько мертворожденное желание, как червь, грызет человека и, как цепи, связывает его, делая его рабом своих желаний и своей кармы, настолько устремленная вперед воля делает человека не только господином своей кармы, но может дать ему могущество Высшего Существа – Архата. "Энергия и воля – властители кармы. Отрешившийся от себя, устремленный к Общему Благу, преданный в битве, радостный в труде приобретает на мгновение озарение Архата, делающее его владыкою своей кармы. Осознание можно понять как чувствознание. Конечно, это чувствознание может отлететь или же не создаться. Эти метеоры духа блуждают в пространстве, унося счастливые возможности бессознательного человечества. Сознание Архата дает преимущество, но и полно ответственности. Многие ли могут ощутить радость ответственности? В час ответственности нужно иметь мужество признать себя Архатом, ведущим битву без всякой помощи, противопоставляя свое разумение и волю натиску стихий. Встреча со стихиями для невежды лишь сказка, но вы уже знаете, как часто стихии привлекаются к реальной жизни людей. Учение не раз показывало на воздействие физических явлений на состояние человеческого организма. Энергия составит координацию стихий с напряжением человеческого организма. Воля рождается из опыта и внимания к феноменам бытия. Так неприступная карма может подлежать человеческому воздействию" (Агни-Йога, 127). Некоторое количество кармы, которую человек создает своей текущей жизнью, погашается в той же жизни. Некоторая часть откладывается до того времени, когда создадутся условия для ее погашения. Есть несовместимые между собой виды кармы, которые не могут быть изжиты в одном и том же теле, но требуют различных физических тел для своего проявления. Иногда образуются обязательства по отношению к каким-нибудь людям, которые для этого должны встретиться. Иногда карма должна осуществиться среди определенного народа или определенного общественного положения, ибо когда-то было положено основание для подобного рода кармы. Карму создает не только каждый человек отдельно, но и различного рода коллективы. Поэтому, кроме кармы индивидуальной, человек может иметь карму семейную, групповую, партийную, народную, государственную, планетную. Индивидуальная карма является главной, основной, решающей, потому она влияет как на порождение, так и на погашение всех прочих видов кармы. В Космосе все связано, все переплетено между собою, и ничто нельзя расчленить одно от другого. Вредя или помогая себе, человек вредит или помогает другим, поэтому карму индивидуальную нельзя отделить от прочих видов кармы, и участие человека в карме групповой, расовой и т.д. имеет прямое отношение к карме индивидуальной и является результатом индивидуальных особенностей и индивидуальной кармы человека. Групповая карма, как показывает само название, образуется действиями и стремлениями к достижению какой-нибудь цели обществом, семьей, определенным классом, в современном обществе – партией и т.д. Все, принимавшие участие в образовании подобного рода кармы, должны будут встретиться не только со своими противниками, которым они причинили какой-нибудь вред, но и между собою, чтобы распутать те узлы кармы, которые когда-то были завязаны. Коллективная карма больших коллективов, как государство и народ, образуется стремлением данного народа или государства к достижению целей государственных и народных в течение веков и поколений. Коллективная карма таких больших коллективов ввергает народы в такие коллективные бедствия, как война, в которой каждый страдает столько, насколько он был виновен в создании условий, вызвавших войну. По времени появления карма бывает: зарождающаяся, зрелая, накопленная. Зарождающаяся карма – это посев для будущего, это то, что мы создаем своими поступками, желаниями и мыслями в продолжении текущей жизни. Из зарождающейся кармы последствия поступков погашаются в той же жизни, остальное мы пожинаем в следующих жизнях. Зрелая карма – это та часть из общего количества накопленной кармы, которая кармическим законом определена нам для осуществления и изжития в текущей жизни. Она должна быть изжита и изменена и отложена быть не может. Накопленная карма есть такая, которая по разным причинам не могла быть ни изжита, ни погашена, так как требует для своего погашения особых условий. Накопленная карма доступна изменению. Большая часть ее состоит из наклонностей, мыслей и побуждений человека, которые могут быть усилены или ослаблены. Так как жизнь человека, как уже говорилось, протекает в трех мирах и во всех этих мирах человек проявляет свою деятельность, т.е. творит свою карму, то с уходом его из мира физического прекращается карма земная, карма действия, и вступает в силу карма более высоких миров, карма желаний и мыслей. В сущности, все виды кармы, из которых складывается судьба и от чего зависит вся эволюция человека, имеют свое начало в мысли его, ибо и желание, и поступок есть различное проявление все той же единой, великой и творческой, и разрушительной силы. При переходе человека из мира физического в Мир Тонкий, или астральный, он попадает в ту область его, до которой достигло его земное развитие, ибо Тонкий Мир состоит из бесчисленного количества областей, в которые привлекаются души соответствующих ступеней развития. Если при жизни человек отрицал существование невидимых миров и признавал лишь один физический, то его посмертная карма будет состоять в том, что он будет блуждать в такой же тьме, в какой он находился в физическом состоянии, и таким же бессознательным и темным должен будет родиться вновь, ибо сознание человеческое развивается лишь в воплощенном состоянии. "Карма распространяется на все действия, на все Миры. Так же как карма может ускориться, так же она может удлиниться. Усугубление кармы отражается не только на следующей жизни, но и все промежуточные состояния будут зависеть от усугубления кармы. Мир Тонкий настолько связан с земным, что нужно углубить мышление в этом направлении. Понявший смысл связи двух Миров будет беречь свои земные действия. Бережность ко всем энергиям поможет устремленному духу. Главная причина – непонимание истины пространственной жизни: все трансмутируется, все искупается. Правильно указали о законе кармы, именно, закон кармы в беспредельности. Именно, устремление до беспредельности и возможности до беспредельности. На пути к Миру Огненному утвердим сознательное отношение к закону кармы" (Мир Огненный, ч. Ill, 99). В Тонком Мире можно наблюдать полусознательные или даже бессознательные посмертные состояния, но только в тех случаях, когда духовность спит или отсутствует; также в тех случаях, когда человек в своих земных жизнях не развивал в себе высших способностей и тем нарушил связь со своими духовными центрами, дающими нам истинное бессмертие богочеловека. Поэтому глубоко ошибаются те, которые полагают, что со смертью у них откроется зрение и они все узнают. Узнать человек может лишь то, к чему он стремился, находясь в воплощенном состоянии, ибо для всего необходим приказ духа, необходима сознательная устремленность, создающая необходимые для этого условия. "Трансмутация центров нагнетает творческие энергии, которые необходимы для перехода в Мир Тонкий. Каждое духовное устремление дает свои отложения, которые принимают вид тонких энергий при переходе в Тонкий Мир. Так важно устремляться в Высшие Сферы. Восторг духа и радость сердца дают те энергии, которые питают тонкое тело. Конечно, только чувство, насыщенное высшими порывами, дает нужные энергии. Нужно понять, что империл' и грубые земные вожделения дают свои тяжкие язвы, которые дух должен залечивать в тонком теле. Язвы духа переносятся в Мир Тонкий, если они не изжиты на Земле. Освобождение от физической оболочки не значит освобождение от духовных язв. Когда дух сознает перед отрывом от Земли, как он являл свои энергии, то сознание может искупить многое, но сознание нужно направить к мысли о Высших Мирах. Даже самый тяжкий преступник может быть направлен к пониманию тяжкой кармы, но для этого нужно трансмутировать общественные условия. Так на пути к Миру Огненному нужно приучаться к мысли о трансмутации центров, ибо освобождение от тела не есть освобождение от духовных язв" (Мир Огненный, ч. III, $103). Если человек может, освободившись от церковных заблуждений, принять в сознание, что все виды кармы есть его собственное порождение, что вся его жизнь как земная, так и посмертная есть результат его кармы, что, следовательно, исключительно он сам творит свою собственную судьбу и свою эволюцию и что никакой Бог и никакие боги здесь ни при чем, лишь тогда он вступит на путь, приближающий его к истинному пониманию основ Бытия. "Силы, явленные для Служения Света, не вторгаются в карму, как думают некоторые, не посвященные в мощь кармы. Силы Света наблюдают за действиями человеческими, давая направление, но не вторгаясь в жизнь. Примеров тому много. Вестники появляются, предупреждения посылаются, дается направление и указываются пути, но выбор назначенных утверждений напрягается волей человеческой. Таким образом, явление кооперации двух Миров насыщается этими понятиями. Именно, самодеятельность духа может приблизить к лучшей карме. Тем же можно объяснить, почему Силы Света не останавливают дух от разных действий, которые часто нарушают назначенное. Недоумевают часто – почему не указываются разные пути? Недоумевают также – почему через разные каналы утверждаются Послания? Недоумевают – почему Силы Света не предотвращают разные течения? Ответим – Силы Света никогда не вторгаются в кармы человеческие. Этот закон нужно помнить на пути к Миру Огненному" (Мир Огненный, ч. Ill, 104). "Закон свободной воли часто не позволяет Нам указывать явление, которое кажется неясным. Этот же закон указывает наши скрещенные пути, когда свободная воля устремляла сердце навстречу сердцу" (Мир Огненный, ч. Ill, 105). ' Яд, отлагающийся в организме при раздражении. – Прим. А.Клизовского. Если Силы Света, в силу закона свободной воли, не вторгаются в кармы человеческие, то, повинуясь другому великому космическому закону, закону жертвы, Они часто принимают на Себя карму человеческих ошибок, заблуждений и преступлений, освобождают человечество от тяжестей его кармических последствий, являясь, как Христос, теми Искупителями, которые время от времени появляются в мире, чтобы дать необходимый толчок эволюции населению планеты. "Учение об Искупителях имеет приложение во всем сущем. Истинно, как можно влиять и приближаться через серафимов', так же можно через сознание принимать на себя чужую карму. При малых опытах замечаете, как удавалось переносить на себя чужую боль, когда это касалось области нервов. Так же точно можно принимать на себя следствия чужой кармы. Можно, наконец, принять карму коллектива, – так название Искупителя не будет суеверием. Лишь требуется при этом понимание целесообразности принятия. ' Предметы, па которых наслоена психическая энергия, благодаря чему они могут оказывать известное воздействие на людей. Чудотворные иконы христиан – те же терафимы. – Примечание А.И.Клизовского. Карма представляет самое сложное явление. От случайности действия до основы побуждений – все многообразно и многоцветно. Надо твердо оценить, когда возможно и полезно вмешаться в чужую карму. Но можно представить, когда будет случай самоотверженного и полезного вмешательства в судьбу чужую. По огням можно судить о целесообразности вмешательства. Огни – лучшие показатели для решения, в них внутреннее сознание сочетается с пространственным, и ничто не дает подобной жизненности, при понимании окружающих условий, как разноцветные вехи огней. Видите, как отвлеченные понятия Искупителей и Пространственного Огня становятся реальностью!" (Агни-Йога, 417). "Три обстоятельства могут особенно отяготить карму: первое – отказ от Учителя; второе – подозрение, что связь с Иерархией может навлечь несчастье, и третье – уклонение от ответственного поручения. Лишь сердце может подсказать, где начинается отказ, и подозрение, и уклонение. Много раз предавший Учителя начинает в безумии уверять, что он никогда даже не помышлял о предательстве и не думал уклониться. Тысячу оправданий измыслит потемневший ум, чтобы сокрыть давно запечатленное в свитке кармы. Лучше не приближаться, нежели явить отступничество. Ночь не светлеет над отступником, но не наказание это, лишь следствие посева. Сердце умеет различать зерно предательства" (Сердце, 59). Сложность условий современной жизни и растущая беспринципность ее, когда общее благо всегда приносится в жертву личному благу, и та легкость, с которой попираются права другого человека и нарушаются свои обязанности, создают необыкновенную сложность кармических отношений. Эта сложность и запутанность людских отношений с каждым годом становится все более и более угрожающей, делая жизнь все более и более невыносимой и затягивая кармические связи людей все больше, все туже. Если глубже вникнуть в современное положение, то становится ясным, что сложность жизни и увеличившаяся в такой же прогрессии сложность кармических условий достигла такого предела, когда обыкновенными, нормальными способами туго затянувшиеся кармические узлы развязаны быть Не могут и потребуются меры чрезвычайные. Как опасный для жизни человека карбункул не может быть излечен компрессами и натираниями, но требует вмешательства хирурга, точно так же угрожающий рост кармы человеческой может потребовать мер суровых и решительных. Кармический закон имеет возможность разрубать слишком туго затянувшиеся гордиевы узлы людских отношений своим мечом – периодическими катастрофами, после которых очищенное в огне страдания человечество начинает новую, счастливую жизнь, основанную на знании ее законов, то есть на любви и на правде. Подобные примеры в истории нашей Земли уже бывали. После погружения на дно океана последнего остатка Атлантиды – острова Посейдонис, – что произошло девять с половиной тысяч лет до Рождества Христова, наша арийская раса начала такую обновленную, счастливую жизнь, свободную от тех заблуждений и грехов, которые послужили причиной гибели Атлантиды. "Когда указывается Новая Эра Огня, значит, нужно овладеть этой стихией. Иначе говоря, следует принять в осознание жизненность Огня. Но раньше, давно уже говорил вам о необходимости этого упражнения, о принятии в сознание мыслей ваших. Можно ли предполагать, что Учение применено к жизни, если даже мысли не получили нового направления? Там, где все осталось по-старому, там не ищите новых всходов. Где старое, там Новый Огонь будет палить, и жизнь не получит нового благословения. Пусть не примут слов об Огне как символ отвлеченный. Говорю об Огне истинно существующем. Уже не впервые планета испытывает воздействие этой стихии. На смене расы Огонь приближается, как струи очищения. Помнит человечество разрушение, причиненное соединением Пространственного Огня с его подземным отложением. Почему повторять разрушение Атлантиды, если можно привлечь благотворность стихии огня? Но чтобы подойти безбоязненно к Огню, нужно научиться мыслить о нем и принять его в сознание" (Агни-Йога. 341). Пространственный Огонь, или Космический Разум, есть та Разумная Космическая Сила, которая при смене рас и при наступлении Новой эпохи приближается к Земле, чтобы трансмутировать ее и очистить от космических отбросов. Принятая в сознание, она возносит человека; не принятая, она уничтожает его. Учение приглашает овладеть стихией огня и сделать его струи для себя благотворными, чтобы не попасть в число космических отбросов, подлежащих при смене расы уничтожению. «Как правильно определение космических отбросов'. Космическая устремленность захватывает все космические явления, но дух, ограниченный сознанием обособления, не может творить с биением пульса Космоса. Потому когда строится ступень эволюции, то космические отбросы являются запрудами. Конечно, каждая запруда творит тяжкую карму. Потому Мы различаем уявлянных Носителей Света и космические отбросы. Так огонь духа несет человечеству устремление к высшим принципам» (Беспредельность, ч. II, 393). Смена эпох и предшествующее смене время упадка и разложения народов предсказано мудрецами человечества уже давно. Читая эти предсказания, можно думать, что они написаны не тысячелетия, но десятилетия тому назад, до того они соответствуют переживаемому нами времени. В Тайной Доктрине Е.П.Блаватская, приводя одно из таких пророчеств из священного индусского писания Вишну Пураны, говорит: "Во всяком случае, любопытно отметить, каким пророком, почти во всем, оказался писавший Вишну Пураны, когда он предсказывал Майтрейе некоторые темные влияния и преступления этой Кали-юги. Ибо, сказав, что «варвары» будут властвовать на берегах Инда, Чандрабхага и в Кашмире, он добавляет: "Будут современные монархи, царствующие на Земле, царями грубого духа, нрава жестокого и преданные лжи и злу. Они будут умерщвлять женщин, и детей, и коров; они будут захватывать имущество своих подданных [или, по другому переводу, будут захватывать чужих жен]', власть их будет ограничена… жизнь кратка, желания ненасытны… Люди разных стран, смешиваясь с ними, последуют их примеру; и варвары будут сильны [в Индии], покровительствуемые принцами, тогда как чистые племена будут заброшены, народ будет погибать [или, как говорит комментатор: «Miechchha будут посередине, а арийцы на конце»].' Богатство и благочестие будут уменьшаться день за днем, пока весь мир не будет развращен… Лишь имущество будет давать положение; богатство будет единственным источником почитания и преданности; страсть будет единственною связью между полами; ложь будет единственным средством успеха в тяжбе; женщины будут лишь предметом полового удовлетворения… [Внешний] облик будет единственным отличием разных ступеней жизни', нечестность (апуауа) будет [общим] средством существования; слабость – поводом к зависимости; угроза и самомнение заменят знание; щедрость будет называться [благочестием]; богач будет считаться чистым; обоюдное согласие заменит брак; гонкие одежды будут достоинством… сильнейший будет властвовать… народ, не будучи в состоянии выносить тяжести налогов [кхарабхара], будет спасаться в долины… Так, в Кали-юге разложение будет неукоснительно протекать, пока человеческая раса не приблизится к своему уничтожению [Пралайе]. Когда… конец Кали-юги будет совсем близок, часть того божественного Существа, который существует в силу своей собственной духовной природы [Калки-Аватара]… сойдет на Землю… одаренный восемью сверхчеловеческими способностями… Он восстановит справедливость (праведность) на Земле, и умы тех, кто будет жить в конце Кали-юги, пробудятся и станут так же прозрачны, как хрусталь. Люди, которые будут так преображены… явятся семенами человеческих существ и дадут рождение расе, которая будет следовать законам Века Крита [или Века Чистоты]. Как сказано: «Когда Солнце и Луна, и [лунный астеризм] Тишья, и планета Юпитер будут в одном доме, тогда Крита [или Сатья] Век вернется…»'. ' Вишну Пурана. Пер. Уильсона. Кн. IV. Гл. XXIV. В заключение Е.П.Блаватская говорит, что «блага» Калиюги описаны хорошо и прекрасно подходят к тому, что мы видим и слышим в Европе и других цивилизованных и христианских странах на заре XX века нашей великой «Эры Просвещения». До сих пор говорилось о карме как о последствиях наших поступков, результатах наших дел и нашей работы. Какова же должна быть наша работа, чтобы результаты были хороши? Неправильно думать, что если мы не совершаем ничего плохого и исполняем свои обязанности, то мы создаем уже хорошую карму. Карма – явление настолько сложное, что всякая деталь и все привходящие обстоятельства имеют влияние при ее образовании. Решающее значение имеет не только, как мы производили свою работу, но побуждения и мотивы нашего труда, которые нами при этом руководили. Можно выполнить очень полезную работу, но если мотивы, побуждавшие к работе, были не чисты, то и сама работа теряет свою ценность. Но человек без мотива не предпринимает обыкновенно никакой работы. Главным двигателем, побуждающим человека предпринимать какую-нибудь работу, всегда бывает то или иное побуждение, тот или иной мотив. Один человек работает ради денег и богатства; другой – ради славы и почестей; один – ради науки и искусства; другой – ради любви к жене и детям. Но какой бы мотив человек не имел в виду, предпринимая ту или иную работу, этот мотив человека связывает. Кто помогает своему ближнему не ради любви, не ради того, чтобы облегчить его страдание, но ради тщеславия, чтобы услышать похвалу своей доброте, тот себя связывает. Конечно, благодарность и похвала доброте могут последовать, но мотива такого не должно быть. Тот, кто совершает хорошие дела ради того, чтобы заслужить благоволение Бога, ради того, чтобы попасть в рай, тот себя связывает. Конечно, всякое хорошее дело вернется к человеку рано или поздно, в том или ином виде, но он будет воплощаться до тех пор, пока не научится совершать свою работу без личных мотивов, пока он не поймет, что работа должна быть ради работы, но не ради ее результатов. Незаинтересованность в результатах своей работы есть главное условие создания хорошей кармы, но так как труд без всякого мотива был бы каторжным трудом и человек без мотива работать не может, то необходимо указать, что единственный мотив, который человека не связывает и не создает ему плохих последствий, есть работа на пользу эволюции и на общее благо. В Бхагавад-Гите сказано: «Каждый поступок, совершаемый вами для себя, обратит свое действие на вас же самих. Если он хорош, вам придется нести хорошие последствия, если плох, вы получите дурные результаты, но всякое действие, совершаемое не ради себя, каково бы оно ни было; не обратит на вас своего действия». Всякая работа ценна постольку, поскольку в ней отсутствуют личные мотивы, ибо присутствие таких мотивов всегда создает карму. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит», – говорил Христос (Матф., 16: 26), указывая этими словами, что стремление к приобретению материальных благ, то есть личные мотивы, приносят человеку вред, то есть карму. На основе личных мотивов создалась привязанность к собственности, что является самым главным фактором в создании человеком своей кармы. Стремление к приобретению собственности; борьба за приобретенную собственность; охрана от покушений на свою собственность; покушения на чужую собственность. Сколько преступлений, сколько нарушений законов космических, божеских и человеческих и сколько всякого рода кармы скопилось около понятия собственности?! То преувеличенное большое значение, которое современным человечеством придается праву собственности, не может быть названо правильным. Оно есть результат незнания законов эволюции. Когда человек полагает, что он живет на земле один раз, то само собой понятно, что он хочет эту единственную в своем роде жизнь прожить возможно, с его точки зрения, полнее, со всеми удобствами, для чего он и стремится к приобретению всякого рода собственности, чтобы обставить эту неповторяемую счастливую случайность всем доступным ему комфортом. Но даже и такая точка зрения оказывается несостоятельной, если принять во внимание, что человеческая жизнь на земле продолжается лишь несколько десятилетий и потратить лучшую и сознательную часть этой короткой жизни на приобретение собственности ценой всевозможных усилий и порой даже преступлений, собственности, которую, умирая, нельзя взять с собой, – не логично, не умно, не целесообразно. Казалось бы, что всякий верующий человек, который признает существование Бога, должен понимать, что если Бог есть Создатель и Творец всего существующего, то Он есть и Владыка всего существующего, в том числе и того имущества, которое человек считает своей собственностью, но которое является в действительности собственностью Творца и Владыки всего существующего. Если, как сказал Владыка Христос, «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф., 10: 30), то тем же счетом дается нам то имущество, которое мы считаем своею собственностью: одному – пять талантов, другому – три, а иному – два, в зависимости от нашего умения владеть им. И пока человек не научится беречь всякое имущество – как свое, так и чужое, – он не может рассчитывать получить во владение большое имущество, ибо и свое и чужое имущество есть имущество Творца. Потому правильно смотреть на свое имущество как на собственность Творца, который дал нам часть своей собственности во временное не владение, но управление в течение нашего временного пребывания на земле, а на себя не как на собственника, но как на управляющего Божьим имуществом, которое мы должны, не растратив, но улучшив, сдать тому, кому Он укажет. "Хорошо понять владение вещами без чувства собственности. Хорошо иметь вещи, чтоб беречь их и даже наполнять их благою аурою с мыслью передать их другим. Явление руки творчества живет в доме без привязанности собственностью, и улучшенное понесет радость дальше; и знак руки дающей сохранится непрерывно – в этом оправдание вещей. Пониманием этого решается труднейший вопрос. Говорю для мира, ибо главная погибель мира – от привязанности к несуществующей собственности. Поведать это народу новому – значит излечить страх старости. Явление владения без собственности откроет путь всем без условного наследия. Кто может улучшить, тот и владеет. Это касается и земли, и лесов, и вод; все достижения механики и разных родов изобретений подлежат тому же. Легко представить, как заработает народное творчество, особенно зная, что лишь дух дает лучшее решение. К очагу духа протянутся вопросы, как лучше? И меч духа поразит всякое лукавство. Поистине, выгодно сделать лучше. Закон простой, как и все в духе" (Листы Сада Мории, т. II, 92). Собственность, как показывает само значение этого слова, приобретается человеком главным образом для себя, ибо если человек и вынужден оставлять свою собственность и передавать ее со своей смертью другим, часто посторонним лицам, то лишь потому, что не может взять ее с собой. Таким образом, приобретение собственности для подавляющего большинства современного человечества является главным фактором создания кармы. Всякий поступок человека, всякое его желание и всякая мысль, направленные на приобретение собственности, создают ему дурную карму и крепкими цепями привязывают его к земле и ко всему земному. Расширенное человеческое сознание смотрит на собственность как на изобретение темных сил, которые знали, что ничем нельзя так крепко привязать человека к земле, как дав ему собственность. Недаром Христос сказал: «Легче верблюжьей веревке' пройти сквозь игольное ухо, нежели богатому войти в Царствие Божие» (см. Марк, 10: 25), ибо где богатство человека, там и его сердце. ' Но не верблюду, как ошибочно переведено это место в Евангелии. – Прим. А. Клизовского. Внизу должно быть так же, как наверху. Космические законы не знают такого права собственности, как их знают законы человеческие. Единственная неотъемлемая вечная собственность, которая никогда не убывает, никогда не теряется и не исчезает, есть человеческое сознание. Обладающий такой собственностью может весь Космос, со всей его Беспредельностью, считать своей собственностью, ибо имеет возможность черпать из этого неисчерпаемого Источника все, что нужно, когда нужно и сколько нужно. Обладающему такой собственностью будет казаться смешной и жалкой привязанность человека к клочку земли или к дому, построенному на этом клочке, который первой стихийной катастрофой, малейшим подземным толчком превращается в ничто, в груду обломков. Новая эпоха требует иного отношения к тому, что люди называют своей собственностью. Учитель, приходя на помощь людскому непониманию и зная твердокаменную привязанность человека к собственности, предлагает владеть своим имуществом без чувства собственности, владеть им, но не считать его своим. Всего лишь это. Но такая перемена в сознании человека, в его взгляде на собственность, окажет благие последствия на его эволюцию, ибо освободит его от многих тяжелых кармических последствий, которые неразрывно связаны с теми воззрениями на собственность, которые существуют теперь. «Итак, чувство порождает энергию. Энергия может создать так называемую собственность. Как же быть с этою собственностью? Мы знаем об отречении, но если нечто уже существует, то как же признать это несуществующим? К тому же не будет ли это разрушительно? Так призовем снова Учителя и мысленно передадим Ему эту стесняющую ношу. Он же умеет передать выше наш мысленный дар. Так мы решаем задачи о собственности. Так само название это уходит, и мы остаемся хранителями имущества Иерархии. Ведь мы можем читать книги Учителя; уявляет Учитель разрешение жить в Его доме, любоваться Его вещами и питаться плодами сада Его. Тем самым Имя Учителя пребудет с нами неотступно, и мы улыбнемся, стирая пыль с явленных предметов, порученных нам по доверию Учителя. Люди не знают, как быть с собственностью, ибо не хотят понять смысл мысленного преображения земного плана в Тонкий» (Сердце, 281). Одно из назначений кармы есть создание характера человека, а так как наша жизнь складывается по преимуществу из мелочей повседневной жизни, то насколько в человеке развился уже характер можно видеть по тому, как он исполняет свою работу, в особенности свои каждодневные мелкие дела: хорошо или плохо, добросовестно или небрежно, с любовью или без любви. Всякое большое дело складывается из мелких дел, наподобие того, как из малых кирпичей складывается большое здание. Если кирпичи будут с недостатками и изъянами, то может ли быть прочным здание, построенное из таких кирпичей? Пока человек не научится во всякую свою работу, хотя бы самую ничтожную и самую низкую, вносить все свое умение и прикладывать все свое старание, чтобы сделать ее с доступным ему совершенством, до тех пор он не может быть призван к исполнению более ответственных задач и не может быть поставлен в условия, которые выдвинут его на видное место. Его карма до этого его не допустит. Поэтому каждый должен быть великим на своем месте. «Не место красит человека, но человек место», – говорит русская поговорка. Человек призван к труду, и нет такого труда, который мог бы человека унизить. Каким бы низким ни казался человеку его труд, но своим добросовестным к нему отношением человек может его возвысить. Исполнение более низкого труда есть ступень для приобретения необходимых качеств и правильного отношения к труду вообще и подготовка к труду более возвышенному. В Учении сказано, что самый заурядный человек может совершить большое дело, большой подвиг, если будет поставлен в условия необходимости, но героем его назвать нельзя. Герой тот, кто велик в малом, кто идет в нужном направлении, не уменьшая своей энергии и ломая все препятствия, встречаемые на его пути, как великие, так и малые. Для современного героя и современного понимания героизма одного порыва недостаточно, ибо порыв не терпит перерыва, но необходимы длительность и постоянство напряжения, необходима устремленность. Работа должна быть свободной, без принуждения. Любовь к работе создает непривязанность к результатам работы, ибо, закончив одну работу, благодаря любви к работе, человек начнет другую. Работа, правильно понятая, должна заменить молитву. Если человек всякий свой труд превращает в великое служение Тому Единому, от которого все получило начало, то такая работа превращается в молитву, в постоянную, самую действительную, самую правильную, приносящую самые скорые и благие результаты. Не нужно лишь ждать за свою работу награды, потому что тот, кто ждет за свою хорошую работу награды, должен быть готов за плохую работу получить наказание. Единственный способ избегнуть наказания есть отказ от награды. Награда придет сама, и гораздо лучше той, какую человек мог себе представить. Хотя страдание, которое человек испытывает благодаря действию кармического закона, является заслуженным, но нельзя отказывать страдающему человеку в помощи под тем предлогом, что такова его карма и он должен страдать. Если стать на подобную лицемерную точку зрения, то из мира была бы изъята одна из ценнейших жемчужин – сострадание к ближнему. Мир возвратился бы к животному состоянию. Нас не должно интересовать, за что и почему человек страдает. Кармический закон всякую причину приводит к соответствующему следствию. Он не может ни изменить, ни отменить следствия. Для того, чтобы свет не светил, нужно погасить источник света, точно так же для того, чтобы закон причин и следствий не производил следствий, он должен был бы уничтожить сам себя. Таким образом, закон причин и следствий не может внести никакого изменения в следствие, он не может облегчить страдание человека и не может этого сделать никто, не исключая и самых Высших Существ Космоса. Но то, что совершено человеком, может быть изменено и отменено только человеком, тем же самым или другим. Когда страдающий человек приводится своим Руководителем к такому человеку, который может оказать ему помощь, то именно для того, чтобы она была ему оказана. Помогая другому, всегда помогаем себе. Если человек оказал помощь страдающему человеку, он оказал двойную помощь: и себе и другому; отказал ему в помощи – причинил двойной вред: и себе и другому. "Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. Не знаете, где капля, чашу переполнившая! |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|