• 13. Que ni te jodan: двойник
  • 14. Прорыв в оболочке луковицы
  • 15. Карт-бланш привязанности мага
  • 16. Суммарная обезьянья субъективность и критическая масса
  • Часть 4. ПО ТУ СТОРОНУ АЛЬКАТРАСА

    13. Que ni te jodan: двойник

    Но все мы, светящиеся существа, имеем дубля. Все мы! Воин учится осознавать это, только и всего. Есть, видимо, почти непроходимые барьеры, охраняющие это осознание, но этого можно было ожидать. Эти барьеры и делают такую задачу уникальной.

    (Дон Хуан Матус)

    Двигаясь дорогами магии, мы очень скоро придем к пониманию, что традиционный дуализм духа и тела, добра и зла, Бога и черта и тому подобное представляет собой не что иное, как ошибочные концепции, навязанные нам в рамках социализации и ни в коей мере не соответствующие нашему непосредственному опыту. Скорее, они являются продуктами чуждой инсталляции, результатом отражения в лужице остатков нашего осознания и идентификации с неким оторванным от мира эго, проецирующим свое состояние на всех и каждого. Если же мы разобьем зеркало саморефлексии и наше осознание начнет понемногу восстанавливаться, мы будем все более и более убеждаться в том, что мы связаны со всем вокруг нас и что диктаторские замашки разума не основываются на энергетической действительности, а представляют собой основной образец системы интерпретации. Повседневный взгляд всегда проходит сквозь сито интерпретации, своего рода очки, которые заставляют нас воспринимать мир не единым цветовым спектром, а лишь контрастом черного и белого.

    Однако это не означает, что маги в их видении становятся более неспособными понимать различия или что различия вообще не существуют. Они тоже говорят об универсальном дуализме двух сил, которые, однако, являются не столько противоположными, сколько взаимодополняющими по своей природе, — о тополе и нагвале, единственной истинной паре, лежащей в основе всего сущего. Мы тоже являемся продуктом этих первобытных сил, которые проявляются в дуализме правого и левого тел и соединяются внутри нашего светящегося кокона в единое существо: наше повседневное «я».

    Иному читателю подобный дуализм может показаться знакомым, так как он вспоминает естественнонаучную концепцию о полушариях мозга, которым также приписываются взаимодополняющие свойства. Но высказывания магов покоятся не на аналитических умозаключениях и не на рациональных концепциях, а лишь на их непосредственном видении. Поэтому вышеназванная парадигма о полушариях нашего мозга представляет собой для магов в лучшем случае ограниченную интерпретацию основополагающего дуализма между левым и правым телами, но никак не объяснение этого.

    Несказанно важно уяснить себе это, потому что иначе мы опять попадемся на удочку упрощающих интерпретаций, которые редуцируют нас до механизмов и моделей и делают нас слепыми по отношению к истинным мистериям нашего бытия.

    Одной из таких мистерий является то, что мы, люди, подчиняемся еще более своеобразному дуализму, соответствий которому нет ни в одной из современных мыслительных систем. Маги Древней Мексики обнаружили уже тысячи лет назад, что у каждого из нас есть энергетический близнец, представляющий собой точный отпечаток конгломерата энергетических полей, которые мы знаем как наше тело. Поскольку, однако, этот близнец в противоположность нашему повседневному я не материализован в физическом теле, а существует лишь как чистая энергия, маги назвали его энергетическим телом. Они дали ему также названия тело сновидения, двойник, другое я или коротко — другой. Все эти наименования могут привести к недоразумениям и потому нуждаются в пояснениях.

    Собственно говоря, энергетическое тело вовсе не является «другим», как не является и «двойником», по меньшей мере, не в том смысле, в каком мы это обычно понимаем. Маги рассматривают физическое тело и энергетическое тело, «я» и «другое я» как единство, которое вместе зачинается и вместе рождается, однако уже в процессе рождения они отделяются друг от друга внешними силами, так что в большинстве случаев мы не имеем ни малейшего представления о существовании нашей пары.

    В Древней Мексике знание об энергетическом близнеце было, напротив, общим достоянием. Интересно, что на фресках доколумбовой эпохи мы встречаем мифический образ Xolotl, что в переводе означает двойник или светящийся близнец, в большинстве случаев в форме плаценты. Поскольку, однако, в противоположность распространенному мнению, древние мексиканцы не имели богов, то можно предположить, что речь идет о простой идеограмме, связанной с энергетическим телом, причем они представляли это тело в его первоначальном образе.

    Если это так, то, очевидно, они были убеждены, что энергетическое тело является энергетическим аспектом детского места, плаценты, частью нас самих, которая после своей физической смерти существует далее как чистая энергия и остается связанной с повседневным я. Так, на античных фресках Xolotl нередко изображен с пуповиной, связывающей его с Кетцалькоатлем, что опять-таки может быть понято как идеограмма инкарнированного человека. Маги линии дона Хуана тоже говорят об эфирном шнуре, соединяющем «я» и другое я на протяжении всей жизни подобно пуповине.

    В связи с этим Кастанеда вспоминает высказывание своего учителя: «Если физическое и энергетическое тела и не связаны между собой непосредственно, — пояснил дон Хуан, — они все же соединены эфирным шнуром, который иногда столь тонок, что, кажется, практически не существует». Он был убежден, что энергетическое тело в ходе нашей жизни уносится от нас все дальше и дальше и что смерть наступает в конце концов как результат обрыва этой непрочной связи».

    Прежде чем мы займемся поиском возможностей предотвратить это фатальное разделение и попытаемся вновь возвратить энергетическое тело к нашему физическому телу, поговорим сначала о возникновении странного близнеца. При этом весьма плодотворно — следовать указаниям старых мексиканских фресок и присмотреться повнимательнее к беременности и рождению. Давайте еще раз вернемся к решающему моменту нашего зачатия.

    При зачатии возникает зародыш, который у человека уже в первые дни после закрепления в матке начинает делиться на две четко отграниченные друг от друга части: на оболочку, которая позже образует плаценту, и собственно эмбрион, развивающийся затем в человеческое тело. При этом оболочка, которая в первые недели беременности растет быстрее, чем эмбрион, не только выполняет защитные функции, но и представляет собой связующее звено между матерью и ребенком. Внешняя оболочка, хорион, связанная с эмбрионом пуповиной, образует многочисленные реснички, которые забирают из матки продукты питания и кислород и на обратном пути выбрасывают отработанные вещества и углекислый газ.

    Наряду с этой первичной функцией обмена веществ хорион все в большей степени принимает на себя вторичную функцию железы, которая управляет ходом беременности. Одновременно примерно на третьем месяце он срастается одной стороной с ячеистой поверхностью матки, и так образуется плацента, представляющая бесформенную противоположность эмбриону, который на данном этапе развития медики называют плодом. Плод и плацента связаны вплоть до момента рождения пуповиной и разделяются только в момент рождения.

    Современный человек думает, что плацента просто умирает после того, как пуповину обрезают и детское место выходит в мир. Обычно послед просто-напросто выбрасывается в мусорное ведро или продается фармацевтам и производителям косметических средств, которые делают из составляющих плаценту веществ медикаменты, глазные капли и кремы. А вот в прежние времена акушерки обращались с детским местом с большой осторожностью и хоронили его как умершего под деревом, о котором отныне думали, что оно неразрывно связано с жизнью новорожденного.

    До сих пор в некоторых регионах Земли существует обычай, согласно которому мужчина, ставший отцом, сажает дерево для своего ребенка. Но захоронение плаценты и знание о магическом значении этого акта полностью кануло в прошлое. Лишь у некоторых доисторических народов еще существуют подобные культы, как, например, у индейцев яномама, которые сжигают плаценту, как и умерших, и, что весьма примечательно, называют ее другой.

    Но, как бы то ни было, маги линии дона Хуана увидели, что энергетическое тело и физическое тело неразрывно связаны друг с другом вплоть до момента рождения. Однако уже вскоре после перерезания пуповины происходит первое разделение, которое становится все больше из-за внешних условий. Внешние условия — описанное выше обхождение с плацентой — являются—как и следовало ожидать — еще одной махинацией воладорес, которые всеми силами стараются оторвать от нас энергетическое тело, пока это еще возможно.

    Дело в том, что, как и его физический двойник, энергетическое тело также развивается со временем, оно растет и собирает осознание, которое, однако, по причине отсутствия социализации непригодно для питания воладорес. Именно это и является причиной того удивительного факта, что видящий может легко отличить светящийся шар энергетического тела от шара его физического двойника, хотя они, собственно говоря, и идентичны. Энергетическое тело сияет светом полного осознания, в то время как у физического забрано его внешнее сияние и оно представляет собой безрадостное зрелище. Взрослое энергетическое тело стало бы погибелью для воладорес, потому что оно сразу бы увидело все их проделки и положило им предел. Поэтому у них нет иного выбора, как только разделить близнецов как можно раньше и позаботиться о том, чтобы один из них позабыл о существовании другого.

    Действительно, это удалось им столь основательно, что мы обычно не имеем ни малейшего представления о существовании нашего энергетического тела, которое, согласно Кастанеде, за это время удалилось от нас настолько, что может оказаться буквально на другом материке, например в Австралии. Однако связь с ним разорвана не окончательно, и мы можем установить с ним контакт через тонкий, как дымка, шнур, который нас соединяет, и притянуть его поближе к нам. Магам удается достичь этого теми же самыми методами, которыми они освобождаются от воладорес — с помощью усердной практики на магических путях.

    Например, посылки энергии связок, которые мы производим в нашем теле при выполнении магических движений, служат не только пробуждению кинестетической памяти и вторичных функций органов. Кроме того, они активируют и усиливают связку между физическим и энергетическим телами и действуют одновременно как сигналы, как если бы мы дергали натянутый кабель, сигналы, привлекающие внимание нашего близнеца и призывающие его поближе к нам.

    Аналогичный эффект дает и техника перепросмотра, которая ведет нас в энергетическом отношении все ближе и ближе к нашим истокам, что также означает, что с каждым вдохом мы все ближе притягиваем энергетическое тело. Но не только это. С помощью выметающего дыхания мы передаем нашему близнецу все наши воспоминания, и он отныне будет иметь весь наш накопленный опыт, и рано или поздно поделится с нами своим жизненным опытом. Это проявляется на прогрессирующих стадиях перепросмотра в форме странных воспоминаний, которые кажутся возникшими внезапно и ниоткуда и никак не вписываются в линейный ход нашей жизни.

    Если подобные воспоминания повторяются часто, это значит, что энергетическое тело вновь находится рядом с нами и что мы готовы к практикованию более сложных магических техник: искусства сновидения и искусства сталкинга, о которых мы поговорим в следующих главах.

    Однако это ни в коем случае не означает, что нужно забросить все предыдущие практики, потому что только дисциплина, которой мы достигаем постоянной тренировкой, удерживает наше осознание на уровне, позволяющем нам получать действительную пользу от магических искусств, не возвращаясь в позорные рамки, предписанные нам воладорес.

    Это и составляет эссенцию седьмого пути магии, на котором нет ни методов, ни практик и который состоит только в том, чтобы без принуждения и остановки мы практиковали шесть магических путей и превратили наш жизненный путь в Путь воина.

    На этом пути в счет идет только безупречность, которая предохраняет нас от того, чтобы вновь попасть в сети повседневного мира и кружиться в танце социального тщеславия. Критерий безупречности, по словам Кэрол Тиггс, предельно прост: «Твои действия безупречны, если ты совершаешь их только для твоих собственных глаз». А Тайша Абеляр добавляет: «Если ты представляешь, что находишься один в лесу, и все равно делаешь это — тогда твои действия безупречны».

    Повышенное и укрепленное благодаря дисциплине и безупречности осознание позволяет нам, используя близость энергетического тела, произвести некоторые непредставимые маневры. Так, нам открывается возможность менять в наших сновидениях точку наблюдения и полностью воспринимать энергетическим телом. Таким образом оно становится нашим телом сновидения, которое мы, как будет показано в следующей главе, можем использовать в качестве транспортного средства в путешествиях в другие миры, для которых наше физическое тело еще не готово.

    Очень часто возникает вопрос: может ли действительно наше физическое тело когда-нибудь быть готовым к тому, чтобы так, как есть, от волос до кончиков пальцев ног, путешествовать в другие миры? Так, что оно исчезнет из повседневного мира и полностью переместится в неизвестное? Это действительно возможно, потому что прочность нашего тела — всего лишь результат соглашения, результат нашего постоянного делания. То обстоятельство, что физическое и энергетическое тело — идентичные близнецы, позволяет полную трансформацию одного в другое.

    Если нам удастся вернуть энергетическое тело назад в непосредственную близость от нас, то, согласно Кастанеде, начиная с определенного расстояния, становится возможным преобразовать его в другого, в двойника: идентичную копию нашего физического тела, которая не только столь же прочна и трехмерна, как тело, но и может занять наше место в мире и действовать вместо физического тела. И наоборот, мы можем преобразовать физическое тело в копию энергетического — конгломерат энергетических полей, не связанный более границами нашего соглашения. Как чистая энергия, в этом состоянии мы, например, можем проходить сквозь стены или, не подчиняясь силе притяжения, лететь, как стрела.

    Мы знаем подобные ощущения только из наших снов, и они представляют собой смутное знание нашей истинной природы светящихся существ. Они на короткое время выносят нас за ограничения повседневного мира и наполняют чувством силы и благополучия, которое нередко сохраняется в течение нескольких часов или даже дней, а затем постепенно гаснет, как и воспоминание о сне. Разве это не замечательно — если бы мы жили с таким чувством постоянно и могли сознательно получать такие невероятные ощущения?

    Магу это удается благодаря искусству сновидения, т. е. сознательного использования обычных снов, которые становятся как бы трамплином к энергетическому телу. Постоянная практика сновидения, о которой мы хотим поговорить подробнее, приводит совместно с другими практиками к тому, что однажды энергетическое тело даже может вновь соединиться со своим физическим двойником — процесс, который может продолжаться целую жизнь, но результат стоит затраченных усилий, потому что ведет к окончательному освобождению.

    Как уже указывалось, смерть наступает обычно как результат окончательного разрыва связи между физическими энергетическим телами. Если же нам удастся соединить близнецов, мы изменим судьбу, не делая себя одновременно бессмертными. В определенном смысле мы превращаемся в нечто совершенно новое—или, точнее, в нечто очень старое, потому что в этот момент мы познаем нашу истинную природу.

    Дон Хуан говорит: «Если обе стороны человека, его тело и его энергетическое тело, вновь соединятся, происходит чудо освобождения. Маги говорят, что в этот момент мы узнаем, что являемся путешественниками и что наше путешествие было прервано внешними силами. И в этот же момент наше путешествие осознания начинается снова».

    В этом смысле двойник, являющийся, собственно, интегральной частью нас самих, помогает нам достичь окончательной цели магии — тотальной свободы — и сохранить наше осознание за рамками физического существования. Он делает это, изгоняя воладорес и окутывая нас, как и когда-то в материнском теле, защитным покровом и связывая нас с Универсумом. Не случайно поэтому маги линии дона Хуана дали энергетическому телу примечательное прозвище, которое может быть напоминанием нам и предостережением воладорес. que ni te jodan, что означает: «тот, с которым лучше не связываться» или «тот, с которым не следует шутить».

    14. Прорыв в оболочке луковицы

    Человеческие существа совершают путешествие осознания, которое постоянно прерывается из-за воздействия внешних сил. Поверь, мы представляем собой наделенные осознанием магические существа. Убежденность в этом — все, чем мы располагаем.

    (Дон Хуан Матус)

    Все мы проводим значительную часть нашей жизни во сне, в сумеречном состоянии, время от времени освещаемом обманчивым светом сновидений. И не имеет значения, приписываем ли мы этому ночному опыту глубокий смысл, толкуем ли мы наши сны или считаем их досадными побочными явлениями, сопровождающими отдых, — так или иначе, мы привыкли к такому положению дел. Даже если мы и не радуемся сну как желанному времени, чтобы вырваться хотя бы ненадолго из глупости повседневной жизни, мы по крайней мере принимаем его как необходимое зло, как предпосылку для регенерации тела, души и духа.

    В свете познаний магов, которые мы описали в первой главе, такое состояние не является принудительным. Конечно, сон является совершенно естественной реакцией на усталость от усилий фиксировать точку сборки, которую мы можем удерживать в одном положении только определенное время. Однако бессознательное состояние, в котором мы проводим эту часть нашей жизни, вовсе не является столь необходимым. Это— автоматизм, делание, которое мы тоже можем превратить в не-делание.

    Это означает, что мы не должны больше рассматривать сон и сновидения как нечто само собой разумеющееся, но принимать их как вызов и учиться сознательно использовать сдвиги точки сборки во сне. Для этой цели маги разработали две методические системы, которые делают нас способными контролировать смещение: сновидение и сталкинг. При этом сновидение концентрируется на сознательном целенаправленном смещении точки сборки, в то время как сталкинг делает нас способными фиксировать ее в любой позиции, в которую она сдвинулась, и таким образом подключаться к иным мирам, столь же прочным и действительным, как и наш повседневный мир.

    Первый шаг, который подготавливает нас к овладению этим высоким искусством магии, состоит в настройке сновидения. Здесь речь идет о том, чтобы стать сознательным в ночных сновидениях и достичь определенного контроля над ними. Дон Хуан поясняет: «Настроить сновидение — значит обрести практическую способность точно управлять общим ходом развития ситуации в сновидении. Например, тебе снится, что ты — в учебном классе. В данном случае настройка сновидения будет заключаться в том, что ты не дашь ситуации, развивающейся во сне, переметнуться в другое место. Ты не перепрыгнешь из класса в горы. Другими словами, ты контролируешь вид класса и не позволяешь ему исчезнуть до тех пор, пока сам того не захочешь».

    Это столь простое и как бы шуточное упражнение на деле оказывается сопряженным с некоторыми трудностями. Нам нужно не только быть сознательными в нашем сновидении, но мы должны одновременно сознавать, что мы спим и сновидим. И, кроме того, мы должны контролировать естественную текучесть образов сновидения, которая возникает вследствие того, что точка сборки не фиксируется на определенном месте, анеконтролируемо скользит по эманациям внутри нашего светящегося кокона и вызывает при этом то одно, то другое восприятие.

    Первую проблему можно решить только в случае, если намеревают сознательное сновидение. Кастанеда рекомендует громко призвать намерение и не просто заявить, что человек хочет сновидеть, но что он уже является сновидящим: «Намерение! Я — сновидящий!» При этом очень важно выкрикнуть эти слова в полном осознании своей смертности, чтобы они имели необходимую силу стать действительностью».

    Это же следует делать для намеревания всех конкретных шагов, с помощью которых приходят к сновидению. Например, можно применить способ сознательного засыпания, то есть сохранение осознания в момент засыпания, когда концентрируются на определенном ощущении, приятном чувстве тяжести или расслабленности, при котором мы уже не можем открыть глаза. Когда входят в такое состояние, нужно несколько раз повторить намерение громким голосом и добавить, что вы собираетесь во сне посмотреть на свои руки и таким способом осознать сновидение.

    Может потребоваться немало времени, пока нам впервые удастся увидеть во сне свои руки. Поэтому не стоит слишком рано отчаиваться, даже если по прошествии месяцев все еще не удается сновидетъ и наши ночные сны, как кажется, напротив, теряют какой бы то ни было смысл и превращаются в настоящие кошмары. Совершенно нормально, что при настройке сновидения мы сталкиваемся с необычного 'рода препятствиями, которые, отчасти, являются проделками воладорес, которым, естественно, не по вкусу, что мы пытаемся пробудить наше энергетическое тело. А, собственно говоря, именно в этом и заключается смысл и цель данного упражнения.

    Если же, наконец, мы осознаем во сне, что спим, нам одновременно станет ясно, что наше тело лежит в постели и спит. Тот, кто видит во сне свои руки, — это не наше повседневное я, а другой, глазами которого мы видим снящиеся нам руки и снящийся мир. Это можно приравнять к пробуждению энергетического тела, и мы осознаем, что оно не просто является частью нас самих, но действительно является нами.

    Естественно, в данном случае пробуждение двойника не может продолжаться долго, и нам потребуется длительная тренировка, чтобы упрочить связь между я — и другим я, сновидящим — и тем, кого сновидят. К тому же мы должны преодолеть вторую трудность в аранжировке сновидения, состоящую в том, чтобы удерживать столь долго под контролем сцену соответствующего сновидения, что она больше не изменяется произвольно.

    Это удастся, если мы в сновидении выследим нашу точку сборки и будем шаг за шагом учиться контролировать наше внимание сновидения. При этом рекомендуется систематически переводить взгляд с рук на отдельные предметы сновидения, а затем обратно. Однако вначале не следует выбирать слишком большое количество предметов, и нужно окидывать их только беглым взглядом, потому что, как только мы уставимся на что-то в сновидении, это начнет изменять свою форму и мы потеряем контроль или проснемся. Поэтому следует, как только предмет начнет меняться, мгновенно возвратиться взглядом к рукам, потому что это действие обновит внимание сновидения и позволит нам продолжать упражнение.

    Настройка сновидения заканчивается, когда нам удается рассматривать все предметы в сновидении так, что они не изменяются. При этом мы преодолеваем первые врата сновидения, энергетический барьер, препятствующий нам быть сознательными в сновидении и слиться с энергетическим телом. Одновременно мы помогаем последнему получить минимальный контроль над его вниманием сновидения, и оно становится готовым к следующим упражнениям: подготовке к действительным путешествиям в миры второго внимания.

    Дон Хуан поясняет это с помощью метафоры: «Второе внимание подобно океану, а внимание сновидения — впадающей в него реке. Второе внимание — это состояние осознания полноценных миров, таких же полноценных, как наш. А внимание сновидения — это состояние осознания отдельных объектов, присутствующих в сновидении».

    Внимание сновидения, являющееся натренированным восприятием нашего энергетического тела, позволяет нам преобразовать наши сны в сознательный, управляемый опыт, оно разрешает нам удерживать точку сборки в любой, какой угодно позиции, на которую она сдвигается. Поскольку в большинстве случаев речь здесь идет о позициях, не обладающих собственной энергетической действительностью, мы должны учиться сдвигать точку сборки от одного сна к другому, пока не научимся перемещать ее в позиции, приводящие не в обычные сны, а в действительные миры. Другими словами, мы должны обучить наше энергетическое тело тонкостям внимания сновидения и подготовить его таким образом к прорыву сквозь оболочки луковицы.

    Подготовка эта представляет собой увлекательнейшее мероприятие, потому что впервые мы получаем возможность узнать удивительные способности энергетического тела и активно познавать собственные сновидения. Потому что, даже если в ваших снах речь не идет о действительно существующих мирах, сознательный опыт сновидения является целиком и полностью реальным и во всех отношениях необычным. Например, мы можем в наших сновидениях летать, проходить сквозь стены, превращаться в животных и в растения, скакать на тучах или путешествовать к другим планетам нашего мира.

    Однако не рекомендуется слишком сильно увлекаться такими превращениями, потому что они уводят от истинной цели и становятся скорее бегством от действительности, чем дорогой к иным реальностям. Здесь наша цель состоит в том, чтобы научиться сознательно менять сновидения или просыпаться в ином сне, причем и то и другое являются лишь различными вариантами одного и того же упражнения.

    Первый вариант состоит в том, что человек фиксирует свое внимание на одном предмете сновидения, пока последний не начнет изменяться и не перетянет нас в другое сновидение посредством своего рода энергетического вихря. Затем мы укрепляем это новое сновидение, для чего не рассматриваем более перетянувший нас предмет, а бросаем мимолетные взгляды на кулисы нового сна. Потом мы концентрируемся на одном из предметов нового сновидения и вновь меняем сцену, разглядывая его и позволяя перевести нас к следующему сновидению.

    Второй вариант состоит в том, чтобы мы сновидели, как просыпаемся. Однако при таком просыпании мы окажемся не в повседневной действительности, а в другом сновидении, из которого мы опять-таки можем проснуться в новое сновидение и так далее. Однако здесь необходима осторожность, потому что иногда эти сновидения столь реальны, что человек думает, что он проснулся в действительности, в то время как на самом деле он все еще спит. Такое заблуждение осознают обычно лишь тогда, когда мы второй или даже третий раз подряд поднимаемся с нашей кровати и наше тело наконец-то говорит нам, что мы находимся в повседневном мире.

    Данное упражнение повторяют, соответственно, столь долго, пока внимание сновидения не истощится, что проявляется различным образом. Иногда сновидение просто переходит в обычный сон, в котором мы более не осознаем, что сновидим. Иногда мы впадаем в глубокий сон вообще без сновидений, а при иных обстоятельствах мы просыпаемся непосредственно из сновидения, чувствуем себя очень хорошо и энергетично.

    Когда мы по-настоящему овладеем переменой сновидений во сне, мы будем готовы пройти сквозь вторые врата сновидения, представляющие собой действительный вход в соседний мир, который маги назвали универсум-близнец. Этот мир населен неорганическими существами, обладающими осознанием, но не имеющими органической формы. Однако они являются стационарными существами, имеющими, как деревья, глубокие корни и, как и деревья, обладающие способностью посредством проекции своего осознания проникать в иные сферы осознания, например в наши сны.

    Дон Хуан говорит: «Сны — это если не дверь, то, определенно, лазейка в другие миры… Будучи таковыми, сны подобны улице с двусторонним движением. Через эту лазейку наше осознание пробирается в иные сферы бытия. А оттуда в наши сны пробираются лазутчики».

    Лазутчиков, которые вообще очень часто появляются в наших сновидениях, легко распознают по тому, что они совсем не вписываются в сновидение и становятся заметными благодаря их энергетической автономии. Например, частенько они прикидываются летящей рыбой, говорящей вазой, скачущим камнем или иным предметом, ведущим себя совершенно несвойственным ему образом. При этом лазутчики из параллельного универсума вовсе не собираются прятаться, а, напротив, ищут контакта, но нам они кажутся чем-то известным и мы должны сначала научиться видеть их тем, что они собой представляют: пузырями самостоятельной, вибрирующей энергии.

    Чтобы достичь этого, мы, собственно, должны использовать естественную способность энергетического тела непосредственно видеть энергию. Если мы громко выразим в сновидении намерение видеть энергию и подкрепим свое желание магическим движением энергетического тела, при котором указывают мизинцем на предмет, который хотят видеть, то предмет покажет свою истинную натуру. Это значит, что если речь идет о предмете обычного сна, то ничего не произойдет, поскольку такие предметы не обладают собственной энергией, но если речь идет о лазутчике, то мы мгновенно начнем воспринимать его как светящееся существо, как шар энергии размером с баскетбольный мяч, который плывет перед нами.

    Как только нам удалось изолировать таким образом лазутчика, мы достигаем вторых врат сновидения. Мы можем проникнуть сквозь них, если мы уцепимся за лазутчика своим вниманием сновидения и последуем за ним в его мир — точно так же, как в подготовительном упражнении мы фиксировали свое внимание на каком-нибудь предмете, чтобы переместиться в другое сновидение. Лазутчика нет необходимости фиксировать, ему надо только приказать перенести нас в его мир — и мы мгновенно окажемся там.

    На практике изолирование лазутчика представляет собой истинное приключение, поскольку в данном случае речь не идет об обычных феноменах сновидения, которые, возможно, хотят нас напугать, хотя в действительности являются безобидными, поскольку не имеют собственной энергии и, следовательно, нереальны. А у лазутчиков не только есть энергия, но они являются такими же реальными, как и мы, поэтому проход сквозь вторые врата сновидения становится встречей третьего рода и настоящей развилкой на пути воина. Ведь только в результате знакомства с лазутчиками мы непосредственно осознаем, что наши сны действительно являются лазейкой в иные миры и мы оказываемся перед выбором: проникнуть туда или объявить весь предыдущий опыт нашей фантазией и сбежать от чудовищной неизвестности, лежащей перед нами.

    Вторые врата сновидения разделяют не только мужественных и боязливых, но и дальнейшие пути обучения сновидящих женского и мужского пола. В то время как женщины уже достаточно обучились за время формальных подготовительных упражнений и могут отныне самостоятельно продвигаться вперед, мужчины должны и далее следовать формальному пути, шаги на котором определяются описанным в главе 7 процессом познания у мужчин. Поэтому мужчинам и далее нужны направляющие поучения, указания, которым они будут следовать, в то время как женщины, достигшие вторых врат, уже настолько восстановили свою связь с энергетическим телом, что могут полностью руководствоваться его непосредственным знанием.

    Данное решающее преимущество женщин основывается на том, что они, обладая маткой, не только имеют детородный орган, но и орган познания и сновидения. Для многих женщин не представляет трудности мгновенно перевести себя в состояние сновидения, как только они приостанавливают внутренний диалог и концентрируются на матке. Нередко это свойство сохраняется даже после оперативного удаления матки, потому что энергетический центр матки остается активным и после хирургического вмешательства. Однако в таком случае рекомендуется корректировать соответствующий энергетический ущерб с помощью магических движений серии для матки.

    Женщина может следовать за лазутчиком в его мир, не задумываясь, потому что ей там не угрожает никакая непосредственная опасность. Неорганические существа сами имеют женскую природу и поэтому не интересуются женской энергией, от которой им нет никакой выгоды. А вот мужчина должен быть постоянно настороже, потому что неорганические существа ценят мужскую энергию не только по причине ее редкости, но и потому, что они могут использовать мужскую энергию для трансформации собственного осознания непредставимым для нас способом — обстоятельство, делающее мужчин желанной добычей женственных существ параллельного универсума.

    Надо знать, что наш универсум и его близнец разделены друг с другом не только барьерами восприятия, но в них действуют различные законы. В то время как органические существа нашего мира обладают большим количеством энергии, но малым осознанием, неорганические существа имеют в своем распоряжении мощное осознание, но незначительное количество энергии. По этой причине мы живем мало, но интенсивно, в то время как неорганические существа практически бессмертны, но, соответственно, весьма флегматичны. Однако они могут значительно повысить интенсивность своих переживаний, если получат энергию от мужского организма и трансформируются на органическом уровне. А энергия женских организмов, очевидно, слишком похожа на их собственную энергию и не подходит для преобразовательных целей.

    Конечно, неорганические существа не следует представлять как неких ночных воришек, которые отправляются в сновидения мужчин как на охоту. Скорее, они ищут открытого контакта и честного обмена энергией — обстоятельство, сделавшее их союзниками древних магов и обусловившее поражение последних. Пакт с союзниками предусматривает сегодня, как и в те далекие времена, что сновидящий не только будет вознагражден за отдачу своей энергии непосредственным знанием и невероятным опытом, но и то, что он может достичь почти бессмертного состояния, если согласится остаться навсегда в их мире и жить в нем. Очень заманчивое предложение, на которое попалось бесчисленное количество магов Древней Мексики, что произошло еще и потому, что неорганические существа умеют великолепно продемонстрировать преимущества своего мира.

    Так и сегодня каждый сновидящий, оказавшийся поблизости от вторых врат сновидения, начинает слышать голос. Самое позднее, это происходит, когда он вступает в контакт с лазутчиком и следует за ним в его мир. Этот голос, называемый магами эмиссаром сновидения, не только объясняет сновидящему все о мире неорганических существ, но и старается угодить ему всеми возможными способами. При этом эмиссар сновидения не ограничивается лишь пропагандой, но предлагает сновидящему практические примеры всех способностей, которые он может иметь с помощью неорганических существ. Он делает это с большим искусством, потому что знает наши слабости и желания, которые он очень охотно готов исполнить.

    Рекламная кампания эмиссара сновидения, начинаясь обычно несказанно мягко, может принять со временем экстремальные формы, так что его голос преследует нас и в обычном мире, и мы, даже садясь на унитаз, получаем от эмиссара мудрые поучения и советы. При этом меняется и сам голос, его тон — если сначала с нами говорят тихим голосом скромного мужчины, то теперь нам открывается истинная природа неорганического существа и мы слышим требовательный голос женщины, которой мы чем-то обязаны. И самое плохое даже не то, что все чаще нас тревожит мысль, что это — первые признаки психической болезни, но что мы постепенно привыкаем к маленькой женщине в нашем ухе и становимся зависимыми от ее советов.

    Поэтому при первых признаках подобного навязчивого поведения следует приказать эмиссару сновидения не вмешиваться в обстоятельства нашей жизни в обычном мире и не проникать в наше сознание без нашего разрешения. Он подчинится такому требованию и отныне будет только комментировать наши экскурсии на его родину.

    Многим читателям захочется получить на этом месте точное описание такого путешествия в мир неорганических существ. Мы не можем его дать, потому что любое описание с помощью слов нашего языка показалось бы смешным. Хотя Кастанеда и представил великолепно в «Искусстве сновидения» этот мир, но и его сообщения о живых туннелях и вибрирующей энергии — всего лишь слова, которые не могут отразить пережитое. А пережить подобное можно, как сказано, лишь изолировав лазутчика и последовав за ним в его мир.

    Здесь сновидящий полностью предоставлен самому себе и волен решать, как ему поступить с этим знанием, которое для практика-мужчины может стать настоящим испытанием и окончательным выбором пути. Ведь мир неорганических существ заставит его ответить на ультимативное приглашение — подписать пакт, гарантирующий практику 5 миллиардов лет жизни — жизни со всеми мыслимыми преимуществами, приключениями и удобствами, которые будут ему предоставлены согласно его вкусу. Цена за все эти блага — наше слово, согласие остаться в мире неорганических существ, а все, что мы говорим в их мире, становится действительным на все времена.

    Кажется весьма простым делом — сделать такой выбор, пока мы еще не стоим на пороге вторых врат сновидения. Обычно те, кто пока еще находятся в застенках повседневности и не знают, что такое свобода путешествовать по морю осознания и пространствам второго внимания, говорят, что никто не отказался бы от такого заманчивого предложения. Столь же уверенно другие утверждают, что они предпочитают свободу, пока не познали на собственной шкуре все опасности путешествий в неведомое и не научились ценить спокойную гавань, которую предлагает мир неорганических существ. То, что идет в счет, — это наше решение, когда мы будем действительно поставлены перед выбором.

    Для сновидящих, избравших мир неорганических существ, путешествие заканчивается, и надо уважать их выбор. Но для тех, кто стремление к свободе ценит больше, чем почти бессмертие в золотой клетке, путешествие продолжается, причем появляется возможность выделить лазутчиков из иных миров, которые тоже находят путь в наши сновидения. Если мы последуем за ними, то очень скоро нам станет ясно, что не все миры столь дружелюбны, как параллельный универсум, и что вряд ли наша цель находится в оболочках луковицы. Мы осознаем, что истинная свобода должна лежать за пределами всех конкретных миров, и готовы перешагнуть через новые врата сновидения, которые вводят нас в абстрактные тайны магии.

    При прохождении третьих врат сновидения, когда мы возвращаем энергетическое тело в мир повседневности и наблюдаем, как наше физическое тело лежит в постели и спит, мы приходим, например, к непосредственному пониманию, что наша повседневная жизнь — не что иное, как сон, который сновидит энергетическое тело, точно так же, как мы сновидели путешествия в иные миры энергетического тела. Затем мы осознаем, что наша повседневная действительность является не только соглашением в смысле интерпретации, но и соглашением о коллективной позиции точки сборки. Одновременно мы понимаем, что эта позиция — наша единственная активная точка и что мы имеем возможность собрать достаточно энергии и осознания, чтобы добиться окончательного освобождения, только в этом мире.

    Мы не будем здесь далее вдаваться в подробности, связанные с практическими шагами при прохождении третьих врат сновидения, о которых интересующиеся могут прочитать в книге «Искусство сновидения», а поговорим о тех последствиях, которые оказывает столь фундаментальное понимание на нашу обычную жизнь. Ясно, что это понимание в корне изменяет нас, потому что мы не можем больше рассматривать себя как прочные тела в физическом мире. Но нас интересует прежде всего практический вопрос: насколько вообще такое измененное осознание может вести совместную жизнь с нашими современниками?

    Разве практика магии не ведет в конце концов к фундаментальному отчуждению от других людей, которые все еще находятся в иллюзии мира повседневности, к эмоциональной холодности, которая больше не понимает надежды и страхи обычного человека? Или она открывает новые перспективы для чувств и отношений, которые могут преодолеть пропасть между магом и обычным человеком? В следующей главе мы попытаемся найти ответ на эти и подобные вопросы, которые, как известно, волнуют многих читателей Кастанеды и нередко удерживают их от серьезных занятий практикой магов и выбора пути воина.

    15. Карт-бланш привязанности мага

    Можешь ли ты любить вечно, даже за гробовой доской? Без малейшей надежды, что ты когда-нибудь получишь что-то взамен? Можешь ли ты любить без каких бы то ни было инвестиций — ни за что и еще раз ни за что? Ты никогда не узнаешь, что это значит — любить так, несгибаемо. Неужели ты действительно хочешь умереть, не познав этого чувства?

    (Дон Хуан Матус)

    Практика магических путей изменяет наше осознание столь кардинальным образом, что рано или поздно мы становимся совсем иными по сравнению с тем, какими нас воспитали. Магические движения изменяют осознание нашего тела и дают нам новое ощущение силы и благополучия. Благодаря перепросмотру и не-деланию мы разбиваем заезженные образцы социализации, которые делали нас маленькими гражданами с мелочной душой, бедными сиротками и учеными обезьянами. Мы больше не идентифицируем себя с модальностью времени, но все больше убеждаемся, что наше существование включает в себя намного больше того, во что хотели заставить нас поверить концепции социального порядка.

    По-новому определить наше существование помогают нам прежде всего техники созерцания и сновидения, подключая нас к позабытым областям восприятия и бытия, от которых мы полностью отказывались в повседневности в пользу интерпретации нашего мира — к непосредственному восприятию энергии и энергетического тела, которое мы вновь открываем как неотъемлемую часть нашей целостности. С его помощью нам не только удается открыть новые миры, но и осознать нашу истинную природу как светящихся существ.

    Все эти свойства, сколь бы великолепными они ни были, ставят нас, однако, перед серьезной проблемой, если мы собираемся и далее жить в мире повседневности:

    Мы больше не разделяем наше мировоззрение с мировоззрением окружающих нас людей, что делает нас в определенной степени отщепенцами. Должны ли мы объединиться с теми, кто разделяет наши взгляды, организовать нечто вроде субкультуры сторонников свободы, или мы должны попытаться уговорить наших родственников и знакомых поклоняться нашим ценностям? Кастанеда и его спутницы тоже ведь живут не на Луне. Как относятся они друг к другу? И каковы их отношения с другими людьми, не являющимися ни воинами, ни магами?

    Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала заявить со всей определенностью: Кастанеда и его спутницы не образуют тесной группы, и уж, конечно, не являются сектой. Они не проводят вместе все свое время и не цепляются друг за друга, даже если Флоринда Доннер-Грау и Тайша Абеляр и ходят вместе иногда в кино или за покупками. Каждый из них живет собственную жизнь, и только на уровне второго внимания они образуют единство, которое спаяно их общим намерением.

    Поэтому было бы совершенно неверно организовывать группы по предполагаемому образцу, который существует только в наших головах. Мы должны остерегаться проецировать наше стремление к социальному подтверждению и признанию на мир магии, поскольку в этом случае мы очень быстро вновь окажемся в сетях повседневной борьбы за внимание и образуем общество в обществе — элитарное соглашение, которое ни на йоту не приближает нас к желанной свободе, но зато является прекрасным средством повысить чувство собственной важности всех членов группы. Ведь, как члены группы, мы находимся постоянно «в», в то время как все другие — «вне».

    Помимо совместных выступлений на семинарах и курсах, каждый из наследников дона Хуана занимается в повседневной жизни своими делами, зарабатывая ими и на свое пропитание. Так, Тайша Абеляр долгое время работала под именем Шейлы Уолтере агентом по продаже недвижимости и, по ее собственным словам, зарабатывала и теряла миллионы. Однако в этом втором существовании речь шла не столько о деньгах, сколько о технике контролируемой глупости, помогающей ей, помимо всего прочего, идти по жизни, оставаясь в тени, не стать отщепенцем и не провоцировать ненужной вражды со стороны общества.

    Контролируемая глупость — это комплексная форма не-делания, которую маги противопоставляют всеобщей глупости обезьяньего театра повседневного мира. При этом они сознательно принимают на себя какую-либо роль, которую играют столь убедительно, что иногда и сами забывают, что только играют роль.

    Если кто-нибудь понаблюдает за ними, то не найдет никакой разницы по сравнению с обычным человеком, потому что они совершенно погрузились в свое не-делание и создается впечатление, что их действия имеют для них огромное значение. Но при этом они совершенно ясно понимают, что любые их действия перед лицом неминуемой смерти одинаково незначительны и глупы, как и действия любого другого человека. Единственная разница состоит в том, что они контролируют эту глупость.

    Шейла Уолтере как личность — великолепный пример контролируемой глупости магов, поскольку здесь речь идет о позиции сталкинга. Это означает, что Тайша Абеляр не только играла роль, но и сновидела альтернативную личность, она сдвинула свою точку сборки в позицию женщины-менеджера и зафиксировала ее там посредством соответствующего делания. Она рассказывает: «Когда попадаешь в эту позицию, у тебя появляется естественное стремление к успеху и ты будешь пытаться сделать как можно больше денег. Если ты не безупречен, то очень легко потерять деньги, потому что ты не слушаешься своего внутреннего голоса. Так, однажды я решила купить несколько тысяч гектаров леса на Севере, что казалось очень выгодным и во всех отношениях идеальным. За исключением того, что участок находился в окрестностях пика Святой Елены, и, когда началось извержение вулкана, естественно, все пропало».

    Чтобы потренироваться в контролируемой глупости, вовсе не обязательно сразу создавать альтернативную личность. К тому же такой маневр требует много энергии и его предпосылкой является длительная практика на всех других магических путях. Искусство сталкинга — вершина всех устремлений магов, и лучше начать скромно — с контроля своего повседневного поведения.

    Хорошим упражнением является здесь развитие какогонибудь скрытого аспекта нашего репертуара поведения, пока он не станет заметным параметром нашей личности. Если, например, во время перепросмотра мы обнаружили, что в детстве охотно рисовали, то возьмемся за карандаши и кисточки и сделаем рисование нашей страстью или, может быть, даже нашей профессией. Естественно, мы всегда должны осознавать, что речь идет всего-навсего об упражнении в сталкинге и в контролируемой глупости, что, однако, не означает, что мы не должны получать наслаждения от рисования. Напротив, мы должны отдаваться ему всем сердцем.

    Это как раз то место, которое, похоже, не поняли многие поклонники книг Кастанеды. Можно нередко встретить охотников стать воинами, играющих перед другими некую роль и считающих, что они практикуют контролируемую глупость. Контролируемая глупость не является ни игрой в прятки, ни дешевой комедией — это настоящий вызов, с которым можно справиться, только имея дисциплину воина, дисциплину, возникающую из благоговения перед всем сущим, которое включает также и людей, находящихся с нами рядом. Даже если в технике контролируемой глупости речь и идет об игре, то чувства актера, тем не менее, должны быть настоящими, а его действия — искренними.

    Если практиковать в таком духе контролируемую глупость то не стоит опасаться, что актерство превратит человека в холодного оппортуниста, у которого ни для кого и ни для чего не осталось человеческих чувств.

    В этом отношении дон Хуан успокоил своего ученика следующими словами: «Ты слишком озабочен тем, чтобы любить людей, и тем, чтобы тебя любили. Человек знания любит—и все. Он любит всех, кто ему нравится, и все, что ему по душе, но он использует свою контролируемую глупость, чтобы не заботиться об этом. Что полностью противоположно тому, чем сейчас занимаешься ты. Любить людей или быть любимым ими — это еще далеко не все, что доступно человеку».

    Только контролируемая глупость делает нас способными действительно чувствовать, потому что этой техникой мы контролируем также и социализирующую глупость — делать наши чувства зависимыми от реакций других людей. Мы чувствуем себя хорошо, если другие оказывают нам внимание, и плохо, если нас не замечают. И сами мы распределяем нашу склонность не от чистого сердца, а по' расчету. Если мы хотим наградить или подкупить кого-то, мы милы с ним, а 'если хотим кого-то наказать — оставляем его побоку. Даже наша так называемая любовь, по словам Кастанеды, в большинстве случаев не настоящая.

    Он говорит: «Мы — продажные души, постоянно заботящиеся о том, чтобы по возможности сократить потери. Прежде чем мы сделаем какую-либо «инвестицию», мы потребуем обеспечение. Мы влюбляемся, но только в том случае, если нас полюбят в ответ. И если мы потом когда-нибудь разлюбим — мы просто-напросто сносим объекту нашего вожделения голову и заменяем его кем-нибудь другим. Наша «любовь» поэтому — чистая истерия. Мы не являемся любвеобильными существами, мы — бессердечны».

    Мы не научились любить, и в большинстве случаев мы не любим и себя самих. Все наше мельтешение вокруг любви один фарс, поэтому маги предпочитают говорить о привязанности, если хотят сказать о чувствах, являющихся побудительной силой для их собственных отношений. Эта магическая привязанность для них — никакая не инвестиция, но карт-бланш, которую они доверительно предоставляют объекту своей магической привязанности.

    Если, например, Флоринда Доннер-Грау заявляет, что она предоставила своим спутникам такие карт-бланш, то она подразумевает при этом, что постоянно готова пожертвовать для них всем, не ожидая ничего взамен. Настоящая привязанность свободна от ожиданий, надежд и страхов. Она в истинном смысле слова безусловная, она выходит за все границы и даже за пределы смерти.

    В этом смысле магическая привязанность не ограничивается только отношением к другим магам или воинам, но может быть распространена на всех и на все. У нас постоянно есть возможность вести безупречную жизнь во всех отношениях, если мы научимся делать все, что мы делаем, от чистого сердца и со стопроцентным вниманием. Это — ядро духа воина, безупречность, которая в любой момент делает лучшее, на что способна, и ничего не ожидает.

    Кто хочет этому научиться, должен начать с того, чтобы всегда заниматься только одним делом — и это во всем, что он делает. Это означает — слушать другого человека, не прерывая его, есть во время еды, пить, когда пьешь, идти, если идешь, и так далее. Ведь только если мы сознательно производим все наши действия, не смешивая их с другими, мы учимся воспринимать их правильно и ценить по-настоящему. И, одновременно, мы наполняем их силой, которая присуща человеку, осозна ющему собственную смертность, — силой несгибаемого намерения.

    Таким образом мы достигнем когда-нибудь точки, когда наполнимся несгибаемым намерением, и с этого момента начнут изменяться и наши чувства, и они тоже станут несгибаемыми. Вот тогда мы и узнаем, что значит любить несгибаемо, и будем в состоянии распространить это чувство на все и на всех, даже на весь Космос. А это нечто, за что стоит бороться и ради чего стоит жить.

    16. Суммарная обезьянья субъективность и критическая масса

    Великая задача магов состоит в том, чтобы распространить идею, согласно которой для эволюции человечества вначале необходимо освободить свое осознание от привязанности к общественным условностям. Как только осознание освобождается, намерение направляет его по новому пути развития.

    (Дон Хуан Матус)

    Магов из группы Кастанеды часто спрашивают, какое значение имеет завещание дона Хуана в свете глобального кризиса и угрозы дальнейшему существованию человечества. Что думают они о перенаселении, обнищании, разрушении окружающей среды, озонной дыре, тепловом эффекте и многих других проблемах, представляющих реальную угрозу? Ведь эти проблемы не могут быть объяснены синдромом «я — бедная сиротка»? Почему, несмотря на все наши политические, научные и духовные усилия, нам не удается вырваться из созданного нами же тупика и в корне изменить свои условия жизни?

    Суть тезисов наследников дона Хуана по этому вопросу Флоринда Доннер-Грау определяет следующим высказыванием: «Причина, почему ничего не меняется, состоит в том, что мы, как отдельные личности, не готовы измениться, — не имеет значения, идет ли речь о политических догмах, об экономических или социальных вопросах или о чем-то ином. Как же можно ожидать от кого-то другого, что он изменится в угоду нам, если мы сами не готовы измениться?»

    При этом она, как видим, еще раз подчеркивает точку зрения воина, который принимает на себя ответственность не только за себя, но и за свой мир. Если мы сталкиваемся с проблемами, мы не должны ждать, пока они решатся как-нибудь сами по себе или будут устранены государством и обществом, но должны относиться к ним как к вызову и сами активно действовать.

    Однако, говоря об изменениях, Флоринда Доннер-Грау и ее спутники не имеют в виду, что мы начнем прилежно сортировать мусор, займемся политикой или будем жертвовать деньги голодающим странам Третьего мира. Подобные акции, хотя и могут успокоить нашу совесть, но в конечном счете ничего не изменяют. Происходит это потому, что речь здесь идет не об изменениях, но, как и во всех наших современных проектах разрешения проблем, только о перегруппировке и новом упорядочении элементов внутри все той же старой системы. А именно система больна.

    С одной стороны, мешает господствующая мужская парадигма, которая дает нам ощущение оторванности от мира и от намерения, в то время как мы являемся интегральной частью целого. Глубоко укоренившееся в нас чувство оторванности поддерживают и воладорес, разделяя нас с нашим энергетическим телом, а также из-за отражения в лужице нашего осознания, раздувающем наше эго, и чуждой инсталляции, которую мы называем «нашим» разумом. Все это делает нас подходящими объектами для подчинения и позволяет воладорес содержать нас как скот и воровать наше осознание.

    Самое фатальное в данной ситуации, однако, что мы ее не замечаем и твердо убеждены, что, когда мы говорим об эго, о разуме и о социальном порядке, мы говорим о самых что ни на есть человеческих свойствах и качествах. Нас нисколько не тревожит даже то, что во всей живой природе мы не находим явления, подобного нам, — напротив, это только повышает нашу наглую заносчивость, нашу уверенность, что мы являемся венцом творения, в то время как мы ведем нищенское существование, которое можно сравнить только с позорными условиями существования наших домашних животных.

    Если что-то действительно должно измениться, то этим «чем-то» являемся мы сами, — мы должны изменить себя, одновременно освободив. Однако это не означает, что мы должны воевать против господствующего порядка, но что мы все больше и больше отрываемся от него и начинаем учиться самостоятельно думать и действовать. Путь воина и магические пути дают нам средство разорвать цепи социализации, проснуться из повседневного транса. Они освобождают нас из нашего рабства, и мы впервые научаемся чувствовать разницу между жизнью свободного человека и зависимым существованием.

    Но даже если все вышесказанное нам удастся, мы все еще остаемся обезьянами, животными-разбойниками, которые заняты собственным благополучием и воспроизведением рода. Лежащие в основе биологические императивы самосохранения и продолжения рода — неопровержимые факты бытия, против которых даже все магические искусства кажутся бессильными. Однако это впечатление, к счастью, обманчиво, потому что при этом мы не учитываем еще один императив, который для магов является центром их интересов.

    Флоринда Доннер-Грау поясняет: «С точки зрения природы, первый императив состоит в сохранении рода, однако он нас больше не интересует. Нас интересует развитие, эволюция, поскольку она представляет собой равнозначный, если не более ценный императив, чем продолжение рода. Если мы не развиваемся, если не превращаемся во что-то другое, то мы поистине сами убираем себя с этой планеты, и я думаю, что это будет необратимо.

    Мы уже исчерпали наши ресурсы, и я думаю, мы исчерпали их полностью. Осталось ли у нас еще 50 или 100 лет — не играет роли во временных масштабах Земли как планеты. Это совершенно не важно. Как вид мы обречены на вырождение. И в этом смысле эволюция — наш единственный выход».

    В последней книге Кастанеда пишет, что у магов имеется собственное представление об эволюции видов. В то время как большинство современных биологов полностью в традициях дарвинизма защищают мнение, что историческое развитие родов определяется наследственными факторами, случайными мутациями и естественным отбором специфических признаков в постоянной борьбе за выживание, маги весьма сомневаются в этом. Эта теория, согласно Кастанеде, хотя и вписывается во многие наблюдения, но ни в коей мере не объясняет многочисленные эволюционные скачки, которые ставят перед сегодняшними палеонтологами все больше загадок.

    Например, в кембрийский период в течение всего нескольких тысячелетий в морях развилось неисчислимое количество видов, в то время как миллионы лет до и после этого периода все, казалось, протекает по дарвиновской схеме. Привели ли тогда глобальные изменения и климатические катастрофы к так называемому кембрийскому взрыву, как предполагают в ученых кругах? Или за всем этим стоит что-то другое, сила, которую они до сих пор не замечали? Подобные изменения хотя и могут обосновать необходимость нового развития или эволюции, но они не объясняют, чем же на самом деле эволюция является и какая сила побуждает жизнь ко все более сложным видам и формам. Неужели речь действительно идет только о случайности и борьбе за выживание?

    Дон Хуан, как говорит Кастанеда, был убежден, что побуждающей силой в данном случае является намерение и что у каждого существа имеется способность намеревать свое собственное развитие. Он думал, например, что динозавры не вымерли, а превратились в рамках такого акта намеревания в птиц: «Он сказал, что динозавры летали, потому что они намеревались летать. И он добавил, что крылья представляют собой только одно из возможных решений для намерения летать. Возможно, их выбрали потому, что тогда это было самое простое решение, а может, потому, что они были особенно доступны для динозавров. Их потомки, птицы, и поныне летают на крыльях».

    Этим вначале звучащим притянутым за уши объяснением дон Хуан оказался на несколько десятилетий впереди исследователей, потому что сегодня наука подтвердила, что птицы действительно являются потомками теплокровных динозавров, а не произошли от холоднокровных рептилий, как очень долго предполагалось. Однозначно, теория магов получила «плюсик», и — для нас — очень важное указание: мы можем себя развивать, если мы это намереваем.

    В индивидуальной сфере это удается практикованием магических путей и, прежде всего, пересмотром жизни, в котором намерение присутствует само по себе. Если быть точным, то, практикуя техники магии, мы подключаемся к намерению всех поколений магов, которые практиковали эти техники ранее и с их помощью развивали себя дальше. Мы подключаемся, таким образом, к эволюционному полю намерения, в котором мы просто повторяем то, что предпринимали другие, чтобы успешно завершить подобную трансформацию.

    В коллективной сфере подобное развитие, естественно, затруднено, потому что должно быть создано непредставимо большое поле намерения, чтобы осуществить поставленную задачу. Магов интересует и этот путь, и в этом отношении они постоянно подчеркивают два положения: центральную роль женщин в эволюции и эффект критической массы.

    Наследники дона Хуана утверждают, что возможность эволюции человечества как вида целиком находится в руках женщин, потому что они располагают собственным творческим органом нашего вида — маткой. Однако матка может быть использована для изменения человеческого вида только в том случае, если будет приостановлена постоянная потеря энергии из-за сексуальных контактов с мужчинами и матка будет использоваться для функции, до сих пор играющей лишь второстепенную роль — как центр развития. Данный путь предполагает также, что мужчины в этом процессе откажутся от их представлений о власти, к чему они пока что не готовы, потому что больше всего на свете боятся именно потери власти. Флоринда Доннер-Грау поясняет: «Что-то внутри мужчины чувствует нависшую угрозу. Это боязнь отказаться от чего-то такого, о чем некоторые мужчины совершенно точно знают, что они должны отказаться, если мы как вид хотим иметь хотя бы один шанс. Они знают совершенно точно, что пришло время освободить место женщине и что и в прошлом ей всегда предоставлялось время, чтобы что-то развить. Например, влагалище должно было изменить свое положение, чтобы соответствовать прямохождению — ну, и кто должен был подстроиться? — мужчина. Его пенис, как следствие, должен был стать больше. И сейчас женщине снова нужно время, и мужчина должен ей это время предоставить. Он должен дать женщине время переключить ее матку на функцию, бывшую до сих пор второстепенной».

    Это, однако, не означает, что мы, мужчины, должны спокойно сидеть и ждать, пока женщины спасают будущее человечества. Напротив, путем постоянной практики магических путей мы можем усилить эволюционное поле намерения. Когда-нибудь мы достигнем состояния насыщения, критической массы, которая позволит нам кардинально усилить эффекты нашей собственной практики и сделает возможным для других людей подключение к полю намерения, даже если они прежде ничего не слышали ни о Кастанеде, ни о магах, ни о самом намерении.

    Это может произойти, например, таким образом, что они внезапно сами по себе перейдут в состояние сновидения и осознают существование своего энергетического тела. Или они купят книгу, потому что имя автора или обложка покажутся им странно знакомыми. Такие события нередки в поле намерения и усиливаются еще и потому, что все мы связаны энергетическими нитями, которые судьбоносно соединяют нас с другими существами сквозь все ограничения видов и миров, даже сквозь временные рамки.

    Маги говорят, что светящиеся коконы всех воспринимающих существ нанизаны, как жемчужины китайского занавеса, на нитях и что все жемчужины соответствующей нити связаны друг с другом как циклические существа. На энергетическом уровне мы осознаем эту связь и в определенной степени участвуем в опыте и осознании всех наших циклических собратьев. Естественно, это не означает, что все наши циклические собратья сразу начнут развиваться, когда начнем развиваться мы, но это сразу облегчит им доступ ко всему, чего мы уже достигли или намеревали.

    Таким путем в кооперации со всеми циклическими существами нам, возможно, удастся создать нечто новое, расширить поле намерения, не образуя клубы или объединения и не обращая других в нашу веру. Мы можем осознать, что нам вовсе не нужно объединяться в группы, потому что мы давно уже соединены намерением — а это означает намного больше, чем мы можем предположить в настоящий момент. Ведь вместе мы создаем возможность совершить эволюционный скачок, который вырвет нас из нашего обезьяньего вида и превратит в то, чем мы в действительности являемся: в чистую энергию.

    Согласно дону Хуану, мы, когда достигаем свободы и сгораем в огне изнутри, преобразуемся в некоторый вид неорганических существ, которые начинают свое путешествие в невообразимое. Однако это состояние не означает бессмертия, и, может быть, это и хорошо, потому что только в осознании своей конечности мы можем с благоговением предстать перед бесконечным.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх