|
||||
|
Глава 17Агония Эпилог битвы за Атлантику Тем временем участь Третьего рейха была решена. 17 апреля 1945 года капитулировала крупная группировка вермахта в Рурском промышленном районе. Началась массовая сдача в плен германских солдат и офицеров на Западном фронте. 16 апреля против Восточного фронта немцев перешли в решительное наступление войска советских маршалов Георгия Жукова и Ивана Конева. 18 апреля их поддержали армии маршала Константина Рокоссовского. Восточный фронт вермахта рухнул, столица рейха Берлин оказалась окружена. 20 апреля в городе начались уличные бои. За несколько дней до этого Дёниц поспешно перенес свой штаб в Мюрвик-Фленсбург (земля Шлезвиг-Гольштейн). Видевший его здесь 28 апреля Эрих Топп вспоминал: «Как всегда, Карл был настроен оптимистично. Он нисколько не сомневался в счастливом и выгодном для нас исходе войны. Все это очень напоминало мне картину с плаката. Там был изображен „последний из оставшихся в живых“, хватавшийся за обломки корабля. В руке он крепко сжимал флаг родины, чтобы всем было понятно, что до самого конца он верит в победу». Вот так. Даже Топпу, который, безусловно, уважал Дёница, гросс-адмирал напоминал уже лишь лубочный персонаж. Во Фленсбурге 30 апреля 1945 года Дёниц получил радиограмму из Берлина за подписью Мартина Бормана, из которой узнал, что Гитлер назначил его своим преемником на посту рейхсканцлера и Верховного главнокомандующего. Не зная, что Гитлер уже покончил жизнь самоубийством, гросс-адмирал послал ответную радиограмму: «Мой фюрер! Моя преданность вам беспредельна. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы прийти вам на помощь в Берлин. Если, однако, судьба повелевает мне возглавить рейх в качестве назначенного вами преемника, я пойду этим путем до конца, стремясь быть достойным непревзойденной героической борьбы немецкого народа. Гросс-адмирал Дёниц». Это назначение удивило многих. Сам Дёниц на вопрос, почему выбор пал именно на него, а не на кого-нибудь другого, позднее отвечал: «Я стал преемником Гитлера потому, что все другие возможные кандидаты были либо мертвы, либо в опале. И я являлся единственным честным человеком…» Когда же в Мюрвике-Фленсбурге стало известно о смерти Гитлера, гросс-адмирал и рейхсканцлер разразился славословиями в адрес «безвременно павшего» по радио:
Зачем Дёницу нужна была эта иллюзорная власть? На что он рассчитывал? Гросс-адмирал пытался проводить политику, направленную на сохранение нацистского режима, рассчитывая на сговор с западными державами. Для этого он пошел на частичную капитуляцию на Западном фронте, но стремился к продолжению военных действий на советско-германском фронте. То есть новый «фюрер» по мере сил проводил в жизнь идею Гитлера: вбить клин между государствами — участниками антигитлеровской коалиции. Дёницу это не удалось, несмотря на наметившееся охлаждение между союзниками: США, Великобританией с одной стороны и СССР — с другой. Командующий союзными войсками на Западе генерал Дуайт Эйзенхауэр, с которым вступили в переговоры представители рейхсканцлера-гросс-адмирала, потребовал капитуляции германских вооруженных сил на всех фронтах. В ночь на 7 мая в Реймсе, в ставке Эйзенхауэра, генерал-полковник Альфред Йодль от имени германского командования подписал предварительный акт о капитуляции на Западном и Восточном фронтах. Вечером 8 мая боевые действия в Европе прекратились. А в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Берлине состоялось подписание окончательного акта о безоговорочной капитуляции Вооруженных сил Германии. Со стороны победителей его подписали: Маршал Советского Союза Г. Жуков, уполномоченные Великобритании главный маршал авиации А. Теддер (заместитель Эйзенхауэра), генерал ВВС США А. Спаатс, главнокомандующий французской армией генерал Ж. Делатр де Тассиньи. С германской стороны подписи поставили начальник штаба Верховного главнокомандования генерал-фельдмаршал В. Кейтель, главнокомандующий Кригсмарине адмирал Г. Фридебург и генерал-полковник авиации Г. Штумпф. Война в Европе закончилась. А что же Кригсмарине? От надводного флота Германии к концу войны почти ничего не осталось. Почти все крупные корабли были потоплены или поврежденные стояли в своих базах. Боеспособность сохранил лишь подводный флот. До последних дней войны «у-боты» продолжали боевые действия. 30 апреля 1945 года в поход из Бергена вышла первая лодка XXI серии — U-2511 корветтен-капитана Ади Шнее. На ее рубке красовался нарисованный белой краской снеговик, символ субмарины был выбран по фамилии командира: «Шнее» означает в переводе с немецкого «Снег». Лодка имела приказ не обнаруживать себя до прибытия в район патрулирования в Карибском море. Встретив в Северном море английский тяжелый крейсер «Норфолк», шедший под охраной эсминцев, Шнее провел по нему учебную атаку, так как уже получил приказ Дёница о прекращении огня. Выход в точку залпа и отход лодки англичане «проспали». Выпусти Шнее несколько торпед, Королевские ВМС наверняка лишились бы корабля водоизмещением 10 тысяч тонн, вооруженного восемью 203-мм орудиями, с командой около 700 человек. Последняя немецкая подлодка вышла на боевое патрулирование 1 мая 1945 года, U-2513 XXI серии командовал «Красный дьявол» — корветтен-капитан Эрих Топп. Он мастерски провел свой «у-бот» в подводном положении по проливу Скагеррак. На пути в базу Хортен, в Норвегии, Топп узнал о смерти Гитлера. Он вспоминал:
4 мая. Германский подводный флот получил приказ Дёница прекратить боевые действия, подлодкам всплыть и следовать в ближайший порт союзников под черным или синим флагом. 5 мая гросс-адмирал отправил свое последнее обращение к уцелевшим немецким подводникам: «Мои подводники! Шесть лет мы воевали на наших лодках. Вы сражались как львы. Вы слагаете оружие после героической битвы, не имеющей аналогов в мировой истории, несломленными и гордыми. Мы отдаем долг нашим павшим товарищам, доказавшим верность фюреру и родине и не пощадившим ради этого своих жизней…» Получив приказ, Ади Шнее, как и многие другие командиры субмарин, всплыл и направился на базу. Эрих Топп скупо вспоминал о своих переживаниях в те дни:
16 мая Топп сдал субмарину англичанам и вскоре под их контролем и с сокращенным экипажем двинулся в Осло. В пути 19 мая на U-2513 поступила радиограмма из штаба подводного флота: «Командиры подводных лодок, не выполняющие приказы гросс-адмирала, поступают безответственно. Лодки должны всплыть и сдаться». 28 мая в Осло на «у-боте» был поднят английский флаг. И лишь 26 августа 1945 года Эрих Топп и остатки его команды ступили на немецкую землю. «Встреча была такой же мрачной, как и пасмурное небо». В конце апреля — начале мая 1945 года силы противолодочной обороны союзников достигли вершины своего могущества, и редко какому «у-боту» удавалось выйти в атаку, а уж тем более добиться победы. Тем не менее 2 мая капитан-лейтенант Мейермеер потопил британский траулер «Эбот Уайк», а 3 мая повредил транспорт «Эмпайр Юнити». 7 мая U-1023 капитан-лейтенанта Хаймриха-Андреаса Шрётера в своем первом и последнем боевом походе потопила норвежский минный тральщик № 382. Получив приказ о прекращении боевых действий, Шрётер дал радиограмму открытым текстом: «Гросс-адмирал… Потопил пароход 8 тысяч тонн и один эсминец. Повредил одно судно 10 тысяч тонн. Все торпеды израсходованы. С совершенным к вам доверием мы будем повиноваться наиболее болезненному приказу». U-1023 капитулировала в английском порту Веймут 10 мая. Относительно своих побед Шрётер ошибся, он потопил лишь тральщик. Последним погибшим «у-ботом» стала U-320 обер-лейтенанта Хенца Эммриха, потопленная 8 мая 1945 года английской летающей лодкой «Каталина» недалеко от Бергена. 13 мая в районе мыса Рейс американскому эсминцу «Вэрайен» сдался экипаж U-805 корветтен-капитана Бернаделли из группы «Зеевольф», а 14 мая в Портсмуте (США) — лодка этой же группы U-858 капитан-лейтенанта Тило Боде. От сдавшихся командиров американцы узнали, что ни к каким ракетным ударам по США их не готовили. На субмаринах не обнаружили никакого оборудования для транспортировки ракетных контейнеров. Не все командиры «у-ботов» подчинились приказу Дёница о сдаче лодок союзникам. 215 (а по другим сведениям, 221 или 219) субмарин взорвали и затопили их собственные экипажи. Некоторые из этих подлодок позже союзники подняли, а иные даже ввели в строй. Нашлись среди командиров лодок и такие, кто еще долго оставался в море. Лишь 10 июля 1945 года в Мардель-Плата сдалась аргентинскому флоту U-530 обер-лейтенанта Хайнца Шеффера. А U-977 обер-лейтенанта Петера Штевера сдалась аргентинцам вообще 17 августа 1945 года! Длительность пребывания этих лодок в море породила множество вопросов. Где они находились? Чем занимались их экипажи? Известно, что U-530, U-977 и U-1227[74] входили в состав так называемого «личного конвоя Адольфа Гитлера». Есть сведения, что эти лодки в конце войны должны были эвакуировать высших чиновников рейха, архивы, «золото партии». Куда и кого? Это скрыто завесой секретности. Ходили, например, слухи о том, что U-530 вывезла в Аргентину Мартина Бормана, заместителя Гитлера по партии, и Генриха Мюллера, шефа гестапо. Не является секретом наличие тайных баз нацистов в этой стране. Поговаривали о фашистских базах даже в Антарктиде… Как бы там ни было, но факт: немецкие подводники не бедствовали. Поджидая аргентинский буксир-тральщик, сдавшийся экипаж U-977 развлекался тем, что кормил альбатросов консервированными сардинами. Значит, немцы имели возможность уже после окончания войны где-то пополнять запасы горючего и продовольствия! Окутана тайной и история с подлодкой U-534 капитан-лейтенанта Герберта Ноллау. В начале мая 1945 года на нее погрузили некий секретный груз и заменили экипаж. Лодка вышла в море 5 мая; в этот же день в проливе Каттегат ее атаковал британский противолодочный «Либерейтор». 10 глубинных бомб причинили субмарине смертельные повреждения, 3 подводника погибли. Экипаж (50 человек) покинул корабль, и U-534 затонула. В 1989 году подлодку обнаружили на морском дне, и в 1996 году она была поднята англичанами. В прессе промелькнуло сообщение, что на борту обнаружены важные документы, а саму лодку планируют поместить в музей. На этом вся информация о «секретах» U-534 заканчивается. Все эти тайны еще ждут разгадки. В годы Второй мировой войны в составе Кригсмарине, по данным Дёница, имелось 1170 подлодок, адмирал Вильгельм Маршалль называет другую цифру — 1153. Из их числа в боевых действиях участвовали 863 субмарины, и 630 «у-ботов» погибли (603 — в результате действий противника, 20 — по невыясненным причинам, 7 — от несчастных случаев). Это данные Дёница, Маршалль пишет об общих потерях 659 лодок. 153 (154) подлодки попали в руки союзников по антигитлеровской коалиции. При разделе «наследства» Кригсмарине СССР, США и Великобритании досталось по 10 подводных лодок разных типов. Из своей доли англичане передали 5 субмарин Франции и 2 Норвегии[75]. Остальные 124 (119) лодки были потоплены англичанами в 1945-1946-х годах в ходе операции «Дедлайт» («Смертельный огонь»). Второй раз в жизни Дёниц стал свидетелем унижения Германии и гибели своего флота. А через две недели после капитуляции, 23 мая 1945 года, союзники упразднили его правительство. Сам Дёниц был арестован, и ему было предъявлено обвинение в совершении военных преступлений. Вместе с другими 22 лидерами Третьего рейха бывший гросс-адмирал и бывший рейхсканцлер предстал перед Международным военным трибуналом на Нюрнбергском процессе, заседавшим с 20 октября 1945 года по 1 октября 1946 года. Рядом с ним на скамье подсудимых оказался его учитель и соперник Эрих Редер. Гросс-адмиралов обвинили в подготовке и развязывании агрессивной войны, в ведении ее с нарушениями международного права, с использованием бесчеловечных методов, в расстрелах оставшихся в живых моряков союзных держав потопленных кораблей. Лейтенант-разведчик Колин Мак-Фэйдиен посетил Дёница в заключении и передал ему послание британского Адмиралтейства. Он вспоминал: «Дёниц содержался американцами вместе с другими высокопоставленными военнопленными в большом доме близ Франкфурта. Мы пришли туда и объяснили, что хотим видеть гросс-адмирала. Какой-то жутковатого вида солдат-янки втолкнул в отведенную нам комнату человека, крикнув: „Дёниц!“ Мы поприветствовали его: „Добрый день, господин гросс-адмирал“ — и достаточно мило побеседовали. Первый лорд Адмиралтейства велел передать Дёницу, что мы, англичане, считаем, что он воевал честно, и ничего против него не имеем. Великобритания не будет выдвигать против него обвинения в военных преступлениях на Нюрнбергском процессе». Однако нежелание Адмиралтейства преследовать бывшего врага на процессе в расчет не приняли. На суде Дёниц пытался доказать, что не имеет никакого отношения к нацистским преступлениям, что он только честно выполнял долг солдата. Следует отметить, что впечатление на присутствующих на заседаниях трибунала он производил малоприятное. Участник советской делегации в Нюрнберге, военный юрист Аркадий Полторак, автор книги «Нюрнбергский эпилог», писал:
На суде «утопающему» Дёницу внезапно оказал помощь американский адмирал Честер Нимиц. Приглашенный в качестве свидетеля, он заявил, что англо-американский подводный флот использовал те же самые методы, что и «волки» гросс-адмирала. Сработало чувство корпоративности. Тем не менее судьи признали Дёница виновным как в военных преступлениях, так и в развязывании агрессивной войны. Бывший гросс-адмирал был осужден на 10 лет тюремного заключения. Эриха Редера приговорили к пожизненному заключению[76]. Отбыв срок в берлинской тюрьме Шпандау, Карл Дёниц освободился 1 октября 1956 года. Он поселился в городке Аумюле недалеко от Гамбурга. Жил на адмиральскую пенсию, написал книгу воспоминаний «Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне», переведенную и изданную во многих странах, в том числе в СССР в 1964 году, давал консультации специалистам-подводникам Бундесмарине. Умер 24 декабря 1980 года в возрасте 89 лет. Битва за Атлантику началась с первых дней войны и закончилась в последний день. В ее ходе союзники потеряли, по разным данным, от 2400 до 3500 торговых судов общим водоизмещением от 15 до 20 миллионов тонн[77], что составило до 70 % всех мировых потерь. Невозможно с точностью сказать, сколько погибло при этом союзных моряков; только торговый флот Великобритании потерял более 32 тысяч человек, потери Королевских ВМС составили 50 758 матросов и офицеров[78]. И это не все потери, ведь при бомбардировках портов и верфей германской авиацией также гибли тысячи гражданских лиц. Огромные людские потери понес германский подводный флот. Из 39 тысяч подводников, входивших в экипаж «у-ботов», на дне океанов и морей остались 32 тысячи[79]. В городе Мелтенорт близ Киля сооружен мемориал, посвященный их памяти, — символическое братское кладбище. Имена погибших подводников высечены на мрачных серых плитах, а места гибели подлодок, ставших братскими могилами, обозначены координатами. За что сражались и погибли все эти лодки? Англичане, американцы, канадцы, норвежцы, французы? Они бились за правое дело. Большинство из них, по обе стороны Атлантики, понимали, что необходимо остановить «этого парня с усами-щеточкой и челкой на лбу». Сомневались ли они в конечной победе? Историк британского флота Стивен Роскилл так ответил на этот вопрос: «Главными нашими врагами всегда оставались германские подводные лодки. Вне всякого сомнения, мы знали, что на грань гибели наш народ поставил именно этот жестокий враг и, лишь уничтожив его, мы сможем выжить». А немцы? Противник воевал с исключительной доблестью. Совершенно прав российский историк Михаил Курушин, написавший, что «ни в одном из других видов вооруженных сил немцы не боролись лицом к лицу со смертью с большей самоотверженностью, чем в подводном флоте. Подводники сражались, умирали, на их место становились другие и снова шли на смерть… Вот только во имя чего и зачем?!» Они гибли за неправое дело, как бы затем ни пытались оправдать себя и павших их уцелевшие товарищи, говоря о понятиях «солдатский долг», «защита фатерланда», «патриотизм». Именно верхушка нацистской Германии развязала Вторую мировую войну. Преступная верхушка рейха превратила немцев в орудие убийства, сделала их заложниками своей бесчеловечной политики, обошедшейся человечеству в 50 миллионов жизней. Германия посеяла ветер, но пожала бурю. Такова была высшая историческая справедливость. Примечания:7 Передача Гданьска и предоставление экстерриториальной автомобильной магистрали и железной дороги, которые связали бы Германию с Восточной Пруссией. 74 U-1227 затоплена экипажем 3 мая 1945 года в Киле. 75 В ВМС Франции немецкие подлодки оставались в строю до 1960-1963-х годов, в Норвегии — до начала 1960-х годов, в советском ВМФ их списали в 1955–1958 годах, а одна прослужила в качестве учебно-тренировочной станции до 1974 года. 76 Редер был освобожден из тюрьмы в 1955 году. Умер в 1960 году в возрасте 84 лет. 77 Встречаются и другие цифры потерь. 78 По другим данным, погибли около 30 тысяч моряков торгового флота и 70 тысяч военных моряков. 79 По данным В. Маршалля, погибли 24 тысячи немецких подводников. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|