• Основы маркетинга в ветеринарной деятельности
  • Основные принципы маркетинговой деятельности в ветеринарии
  • Основные функции маркетинга в деятельности ветеринарного предприятия
  • Маркетинговые стратегии ветеринарного предприятия
  • Как разработать маркетинговый план ветеринарного предприятия
  • Схема управления ветеринарным предприятием на принципах маркетинга
  • Как создать бизнес-план ветеринарного предприятия для привлечения финансирования
  • Основы менеджмента в ветеринарной деятельности
  • Основные цели и задачи менеджмента
  • Как определить экономическую эффективность управления ветеринарным предприятием
  • ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И МЕНЕДЖМЕНТА В ВЕТЕРИНАРИИ

    Основы маркетинга в ветеринарной деятельности

    Маркетинг предпринимательской деятельности в сфере ветеринарии представляет собой рыночную концепцию хозяйствования и управления коммерческой деятельностью ветеринарного предприятия или предпринимателя, ориентированную на условия развития рынка ветеринарных товаров и услуг, сформировавшуюся экономическую конъюнктуру и запросы потребителей — владельцев животных.

    Сфера применения маркетинга в коммерческой ветеринарной деятельности включает:

    разработку производственных планов;

    разработку финансовых планов;

    маркетинговые исследования;

    прогнозирование и корректировку деятельности предприятия;

    кадровую политику предприятия;

    рекламу;

    сбыт;

    сервисное обслуживание;

    учет, контроль и другие маркетинговые мероприятия.

    Роль маркетинга заключается в помощи решения предпринимательских задач в сфере ветеринарии, поиска реальных путей развития предприятий в условиях рыночных отношений, формирования оптимальной производственной программы ветеринарной деятельности, информационного обеспечения для оперативного реагирования на складывающиеся на рынке ветеринарных товаров и услуг ситуаций для того, чтобы обеспечить предприятию планируемые доходы.

    Основные принципы маркетинговой деятельности в ветеринарии

    Основные принципы маркетинговой деятельности в области ветеринарии состоят в следующем:

    исследование рынка ветеринарных товаров и услуг, экономической конъюнктуры (соотношение спроса, предложения, ценовая политика);

    сегментация рынка ветеринарных товаров и услуг, то есть выявление для конкретного ветеринарного предприятия путем маркетинговых исследований наиболее соответствующий профилю его деятельности и возможностям части рынка конкретной группы потребителей;

    правильное реагирование ветеринарного предприятия на требования активного и потенциального спроса, которое предполагает умение адаптироваться и организовать управление и хозяйствование в зависимости от меняющихся требований рынка и конкретных запросов владельцев животных, соотношений спроса и предложения;

    постоянное совершенствование, инновационные предложения, улучшение и обновление ветеринарных товаров и услуг, разработка и внедрение новых препаратов, форм обслуживания, технологий и направлений деятельности на рынке ветеринарных товаров и услуг;

    планирование маркетинговой деятельности в ветеринарии;

    разработка и внедрение производственно-сбытовых маркетинговых программ, основанных на разработке рыночных и конъюнктурных прогнозов, а также прогнозов развития отрасли в целом.

    Разработанные маркетинговая стратегия и программы предприятия реализуются на основе результатов внешних факторов рынка и внутренних факторов предприятия. От разработки маркетинговых программ деятельности ветеринарного предприятия, от стратегических и тактических планов производственно-сбытовой деятельности предприятия и их выполнения зависит коммерческий успех предприятия.

    Исследование внешних рынков ветеринарных товаров и услуг включает:

    изучение маркетинговой среды деятельности ветеринарного предприятия;

    анализ совокупных характеристик рынка, конъюнктурные исследования и прогнозы;

    анализ спроса (выявление и изучение рыночных сегментов, покупателей ветеринарных товаров и потребителей ветеринарных услуг;

    анализ конкуренции (выявление имеющихся и потенциальных конкурентов, изучение показателей их деятельности, целей, стратегии, слабых и сильных сторон и др.);

    анализ состояния развития отрасли;

    анализ форм и методов ветеринарного обслуживания;

    выявление и изучение рыночных сегментов и др.

    Исследование внутренних факторов, возможностей ветеринарных предприятий состоит в определении:

    показателей производственно-сбытовой деятельности и ветеринарных мероприятий;

    тактики и стратегии в товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политике;

    организационной структуры управления;

    производственных издержек;

    результатов финансовой деятельности;

    направлений деятельности предприятия;

    сильных и слабых сторон деятельности предприятия для поиска путей повышения ее эффективности и рентабельности.

    Основные функции маркетинга в деятельности ветеринарного предприятия

    Основными функциями маркетинга в деятельности ветеринарного предприятия являются: аналитическая, производственная, сбытовая, функция управления и контроля.

    Аналитическая функция:

    изучение рынка ветеринарных товаров и услуг;

    изучение спроса потребителей — владельцев животных на товары и услуги, их платежеспособности;

    изучение конкурентов;

    анализ внутренней сферы ветеринарного предприятия.

    Производственная функция:

    организация производства ветеринарных товаров;

    разработка новых ветеринарных услуг;

    организация материально-технического снабжения;

    управление качеством и конкурентоспособностью ветеринарных товаров и услуг.

    Сбытовая функция:

    формирование спроса и стимулирование сбыта ветеринарных товаров и услуг;

    организация сервиса ветеринарного обслуживания;

    проведение целенаправленной ценовой политики;

    проведение целенаправленной товарной политики.

    Функция управления и контроля:

    стратегическое и оперативное планирование на ветеринарном предприятии;

    информационное обеспечение управления маркетингом;

    создание имиджа и повышение престижа ветеринарного предприятия, активное воздействие на потребителя;

    реклама, ПР;

    организация контроля маркетинга: ситуационный анализ, обратные связи, контроль процесса принятия и реализации решения.

    Маркетинговые стратегии ветеринарного предприятия

    Маркетинговые стратегии указывают, как достигнуть поставленных целей. Их определяют для каждой составляющей маркетинга: вида услуг, товаров, цены на них, рекламы и т. д. При разработке стратегий основное внимание уделяют желаниям и запросам владельцев животных и потребностям целевого рынка.

    Стратегиями оказания ветеринарных услуг могут быть:

    предложение новой услуги, ветеринарного мероприятия;

    изменение или совершенствование уже существующей ветеринарной услуги, ветеринарного мероприятия;

    прекращение оказания услуг, мероприятий.

    Первая стратегия требует особой разработки, так как требует затрат времени и ресурсов. Вторая стратегия считается прогрессивной, так как улучшение качества услуги оказывает на владельцев животных наибольшее воздействие при минимальном риске.

    Стратегии получения оплаты за оказание ветеринарных услуг:

    стратегия «снятия сливок» — установления высоких цен на новые ветеринарные услуги. В основном применяется при отсутствии конкуренции в зоне обслуживания;

    стратегия конкурентных цен — установление расценок на ветеринарные товары и услуги, ориентированные на средние цены конкурентов;

    стратегия завоевания рынка. Применяется для широкого рекламирования традиционных ветеринарных услуг. Цена в этом случае немного ниже, чем цены у конкурентов;

    стратегия льготных цен. Применяется для устранения возможной конкуренции, а также для сохранения своей клиентуры, потребителей и лидирующего положения на местном рынке. На отдельные ветеринарные товары и услуги возможно устанавливать низкие цены.

    Стратегии распространения информации о ветеринарных услугах включают:

    получение рекомендаций от клиентов и коллег;

    консультации и выступления;

    рассылку рекламных проспектов и другие виды рекламы.

    Стратегия расширения зоны обслуживания включает:

    расширение ветеринарной клиники;

    увеличение количества ветеринарных специалистов;

    приобретение нового оборудования;

    привлечения транспортных средств для ветеринарного обслуживания животных по вызовам и т. д.

    Как разработать маркетинговый план ветеринарного предприятия

    Определив маркетинговую стратегию, приступают к разработке плана действий. В плане действий указывается последовательность работ, необходимых для осуществления каждой из намеченных стратегий.

    При разработке плана необходимо выполнить следующие операции:

    сформировать стратегию;

    составить бюджет;

    соединить стратегию с бюджетом и определить годовой бюджет маркетинга;

    составить подробный бюджет на ближайший квартал;

    проверить скоординированность плана.

    Завершающим этапом стратегии являются определенные действия, направленные на выполнение стратегии. Так, издание рекламного проспекта на ветеринарную услугу является стратегией, написание рекламного проспекта, оформление и печать являются конкретными действиями, которые направлены на выпуск данного проспекта.

    Чтобы определить каждое действие, необходимо детально рассмотреть каждую стратегию в отдельности и определить, какие действия необходимо выполнить, чтобы осуществить данную стратегию, продумать последовательность действий, обозначить дату осуществления действий и выполнения стратегии в целом. Затем необходимо составить бюджет и расписать расходы по каждому виду деятельности. Далее следует разработать определенную систему контроля за выполнением плана маркетинга. Контроль поможет отследить ход осуществления намеченных работ.

    Однако маркетинговое планирование ветеринарного предприятия сводится не только к тому, чтобы обозначить на бумаге желаемые цели. Планирование в маркетинге представляет собой непрерывный процесс, основной целью которого является приведение возможностей ветеринарного предприятия в наилучшее соответствие с возможностями рынка, сформированными в результате целенаправленных действий предприятия, а также приведение возможностей предприятия в соответствие с теми факторами рынка, которые не поддаются контролю предприятия.

    План маркетинга состоит из следующих разделов:

    описание целей ветеринарного предприятия, краткосрочных (1–2 года) и долгосрочных (3–7 лет);

    данные о результате прогнозирования рынков ветеринарных товаров и услуг;

    описание маркетинговых стратегий деятельности предприятия на каждом рынке;

    описание инструментов реализации маркетинговых мероприятий;

    описание методов контроля выполнения плана маркетинга.

    План должен обеспечить работу предприятия в реальных условиях, склонных к инновациям. Поскольку некоторые данные, например результаты прогнозирования, имеют вероятностный характер, то план маркетинга является не законом, а гибкой программой действий и имеет несколько вариантов:

    минимальный;

    оптимальный;

    максимальный.

    Минимальный вариант определяет деятельность при самом неблагоприятном развитии событий, оптимальный — при оптимальном, максимальный — при наиболее благоприятном. На этапе предварительной подготовки число планов может быть больше, необходимо уметь выбрать из них эти три. Многовариантный план дает возможность гибко реагировать на изменения внешней среды, как поддающейся, так и не поддающейся контролю предприятия, и приучает не идти напролом там, где можно и нужно найти обходной маневр.

    Именно многовариантный план сводит к минимуму неправильные действия при резком ухудшении или улучшении обстановки, а особенно при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Необходимо помнить, что обычно 20 % покупателей (фирм, лиц, сегментов, рынков) обеспечивают 80 % суммы общих продаж продукции и услуг и прибыли. Желательно, чтобы в плане маркетинга были выделены эти 20 % и чтобы на них было обращено максимум внимания.

    Схема управления ветеринарным предприятием на принципах маркетинга

    Ситуационный анализ

    Положение (в каком состоянии находится предприятие)

    Прогноз (что ожидает предприятие при существующем положении дел)

    Влияние внешней среды (какое давление она оказывает на предприятие)

    Маркетинговый синтез

    Выдвижение целей (что надо сделать, чтобы исправить ситуацию)

    Оценка целей (почему надо сделать именно так, а не иначе)

    Принятие решения (какой должна быть иерархия задач, решение которых необходимо для достижения главной конечной цели) для стратегического планирования

    Стратегическое планирование

    Выдвижение стратегий (как нужно действовать, чтобы достичь цели)

    Выбор стратегии (какая стратегия лучше и почему)

    Решение о разработке тактики

    Тактическое планирование

    Определение тактики (какие действия следует предпринять и почему)

    Разработка оперативного плана (кто, что, когда, где должен сделать)

    Реализация оперативного плана

    Маркетинговый контроль

    Сбор данных (каковы результаты деятельности)

    Оценка данных (насколько близко продвинулись к главной конечной цели)

    Решение о проведении ситуационного анализа.

    Начальник службы маркетинга руководит работой по организации сбыта продукции, определяет порядок взаиморасчетов, условий хранения и транспортировки; собирает информацию о конъюнктуре рынка ветеринарных товаров и услуг; осуществляет маркетинговый анализ деятельности предприятия; Проводит анализ потребительского спроса по объему поставок продукции, ее качеству, ассортименту, динамике цен и ценовой конъюнктуре, изучает эффективность действующих форм реализации готовой продукции, способов хранения и транспортировки, причины потерь готовой продукции и др.

    Что такое «ситуационный анализ»

    Ситуационный анализ представляет собой фотографию деятельности предприятия в ее отношениях с внешней средой. Такой анализ позволяет оценить прошлую деятельность предприятия, рассмотреть его достижения и неудачи, вскрыть причины тех и других, установить компетентность сотрудников и эффективность их работы и т. д.

    Анализ этого рода требует определенного времени и труда высококвалифицированных специалистов, которые сталкиваются с большими трудностями при сборе и особенно оценке информации. Однако пренебрегать ситуационным анализом неразумно. Ситуационный анализ, заключающийся в ответах на несколько групп вопросов является первой ступенью планирования деятельности предприятия. Дальнейшие ступени — это оценка полученной информации с точки зрения того, насколько обрисованная ситуация способствует или мешает предприятию добиться успехов в достижении поставленных ранее целей.

    Затем принимают решение о новых целях, если необходимо сменить старые, выдвигают стратегию, определяют тактику и принимают решение о реализации этой тактики.

    В случае, если ветеринарное предприятие только начинает свою коммерческую деятельность, следует тщательно продумать бизнес-план, который особенно необходим для привлечения финансирования.

    Как создать бизнес-план ветеринарного предприятия для привлечения финансирования

    Бизнес-план является документом, который показывает способность предприятия произвести и продать достаточное количество продукции, товаров или услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов/кредиторов.

    Основные требования к написанию бизнес-плана:

    Объем — зависит от вида бизнеса, для малого предприятия достаточен объем 10–20 страниц.

    Стиль изложения — кратко, доступно.

    Подход к написанию — реальных взгляд на ситуацию, обоснованные прогнозы.

    Структура — описательная часть и приложения, где обосновываются основные выводы в описательной части.


    Существует много различных форм и требований к бизнес-планам. Однако для всех бизнес-планов характерны следующие базовые разделы:

    I. Краткое описание проекта

    II. Описание предприятия

    III. Рынок проекта

    IV. Проект

    V. Приложения

    Раздел I «Краткое описание проекта»

    Этот раздел необходимо составлять в последнюю очередь. В нем содержатся основные сведения и выводы по проекту, которые должны убедить потенциального инвестора/кредитора рассмотреть именно ваш бизнес-план. В этом разделяет следует указать:

    название вашего проекта;

    цель проекта;

    участники проекта;

    местоположение проекта;

    логическое обоснование проекта (основные выводы из бизнес-плана, показывающие экономический смысл проекта);

    предложение по проекту (краткое описание ожидаемых финансовые результатов проекта);

    стоимость проекта (по основным разделам, включая оборотный капитал; доля участия собственными средствами в проекте, предполагаемые сроки погашения кредита или выплаты дивидендов).

    Раздел II «Описание предприятия»

    (для предпринимателей без образования юридического лица «Описание предпринимательской деятельности»).

    В этом разделе содержится информация об уже существующем бизнесе. Более подробно данный раздел должен быть описан, если проект связан с развитием или расширением уже существующих видов деятельности. Если проект предполагает совершенно новое направление предприятия (освоение нового производства, создание совместного предприятия и др.), данный раздел может содержать краткие ответы на следующие вопросы:

    1. Общее описание предприятия и его деятельности:

    когда было создано предприятие и его организационно-правовая форма;

    основные виды деятельности предприятия;

    краткая история;

    собственники предприятия;

    количество работающих;

    выручка от реализации за последний отчетный период.


    2. Управленческий аппарат:

    квалификация (образование, опыт работы) ключевого управленческого персонала;

    вакантные ключевые должности (каким образом предприятие собирается их заполнить);

    статус трудовых отношений.


    3. Настоящее предложение продукции и позиции на рынке:

    основные группы продуктов/товаров/услуг, которые предприятие производит/реализует;

    основные клиенты предприятия;

    динамика сбыта;

    относительная позиция на рынке (конкурентная среда);

    любая другая важная информация, которая касается нового проекта (наличие сертификатов, лицензий, разрешений и т. п.).


    4. Сбыт, маркетинг и распространение:

    как рекламируется и продается продукция/товары/услуги предприятия;

    маркетинговая деятельность;

    место и методы распространения продукции/товаров.


    5. Инфраструктура и производство предприятия:

    территория, использование, состояние земли и зданий;

    оборудование, включая износ, возраст и состояние;

    месторасположение предприятия с точки зрения доступа к сырьевым ресурсам;

    месторасположение предприятия с точки зрения доступа к основным группам потребителей;

    краткое описание производственного процесса (основные этапы и персонал).


    6. Финансовое состояние

    основные финансовые показатели работы предприятия по состоянию на последнюю отчетную дату (выручка, постоянные и переменные затраты, налоги, прибыль, рентабельность);

    каковы тенденции к повышению или понижению таких показателей как выручка, прибыль, рентабельность и объяснение их причин;

    данные балансового отчета и расчет основных коэффициентов текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, оборачиваемость товарно-материальных запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость кредиторской задолженности);

    наличие кредитов (сумма, период, процентная ставка, график погашения, залоговое обеспечение).


    7. Заключение:

    следует подчеркнуть сильные стороны предприятия;

    описать слабые стороны предприятия и принимаемые меры по их устранению.

    Раздел III «Рынок проекта» Как правило, сложность написания этого раздела связана с тем, что требуется много дополнительной информации, проведение исследований (опросов, анкетирования и др.), а также знаний в области маркетинга. Данный раздел должен содержать в себе следующую информацию:


    1. Общее определение и емкость рынка:

    определение рынка с точки зрения удовлетворения потребностей рынка, основных групп клиентов;

    покрываемая географическая территория;

    краткое описание истории рынка;

    текущая и прогнозируемая емкость рынка в натуральном и стоимостном выражении.


    2. Среда и тенденции рынка:

    описание рыночного спроса на товар/услугу, включая покупательскую способность и поведение основных групп клиентов;

    рыночные поставки требуемых товаров, включая наиболее типичные каналы распространения;

    типы товаров/услуг, удовлетворяющие потребности и соответствующие определенным уровням качества;

    описание и обоснование политики цен и платежей;

    факторы макросреды (политические, экономические, культурные и другие) и тенденции, которые могут изменить текущее состояние рынка и оказать на него влияние в последующие 2–3 года;

    перечислите основные типы конкурентов (прямые конкуренты, потенциальные конкуренты, в том числе иностранные фирмы, поставщики и клиенты, переходящие в категорию конкурентов, товары-заменители), для каждого типа конкурентов назовите наиболее сильных.


    3. Возможности и угрозы рынка:

    дайте обзор основных рыночных возможностей, которые могут послужить обоснованием проекта;

    дайте обзор основных угроз, связанных с рынком, и укажите, как их можно уменьшить.

    Здесь необходимо учитывать влияние конкретных факторов на конкретный бизнес, в конкретных временных рамках и на конкретном рынке.

    Раздел IV «Проект»

    Этот раздел должен определить идею проекта, обосновать его жизнеспособность и ожидаемые результаты. Необходимо убедить потенциального инвестора/кредитора, что реализация проекта обеспечит достаточную прибыль при разумном уровне риска.

    Необходимо помнить, что интересная идея хорошо представленная и сформулированная, свидетельствует о профессиональных знаниях, глубоком знании той деятельности, в которой должен реализовываться проект.


    1. Описание и логическое обоснование проекта:

    описать основную идею проекта: какова цель проекта и в каких сферах ветеринарной деятельности его предполагается внедрить;

    дать логическое обоснование проекта (почему данный проект имеет смысл в сложившейся рыночной ситуации):

    какие из сложившихся тенденций в наибольшей мере способствуют внедрению проекта;

    определение целевого рынка и прогноз динамики спроса;

    определение поддерживаемого конкурентного преимущества;

    описание конкурентной среды.

    Логическое обоснование проекта базируется на основных выводах, которые получены в результате проведения исследования рынка проекта.


    2. Назначение и источники финансирования проекта: необходимо рассчитать стоимость планируемого проекта и показать основные категории, по которым она разделяется. В разделе следует показать какие затраты по проекту будут профинансированы за счет собственных средств. Доля участия предприятия собственными средствами в проекте должна составлять не менее 30 % (такое условие обычно предъявляют к проекту кредиторы).

    3. Условия финансирования и залогового обеспечения проекта:

    необходимо указать условия предоставления кредита (сумма и срок кредита, процентная ставка, льготный период для погашения кредита и/или процентов по нему, условия выплаты основной суммы кредита и процентов по нему);

    указать, когда необходимо подписать кредитный договор, составить график получения кредита (в том случае, если основная сумма кредита будет предоставляться частями в течение некоторого промежутка времени) и график погашения кредита;

    описать залоговое обеспечение, гарантирующее возвратность кредита.

    В случае капитализации, когда инвестор рассчитывает на получение акций/доли предприятия, расчеты должны показать рост активов и график выплаты дивидендов.


    4. Финансовые прогнозы Этот раздел является наиболее важным компонентом бизнес-плана. Все, кто будет рассматривать проект, тщательно проанализируют финансовые прогнозы ветеринарного предприятия. В общем случае этот раздел состоит из трех основных финансовых форм: отчета о прибылях и убытках, балансового отчета и отчета о движении денежных средств. Эти формы должны быть составлены с разбивкой по месяцам и для первого и второго года реализации проекта и далее по годам.

    Отчет о прибылях и убытках

    Данная форма показывает, как будет работать предприятие в течение определенного периода времени (месяца, квартала, года). В общую форму включают следующие показатели: выручка от продаж; НДС, акцизы; прямые затраты; валовая прибыль; непрямые затраты; амортизационные отчисления; операционная прибыль и др.

    Балансовый отчет отражает финансовое положение предприятия в определенный период времени, в отличие от отчета о прибылях и убытках, который показывает, как работало предприятие в течение периода времени. Балансовый отчет отображает активы предприятия, его обязательства и капитал. Обязательства и собственный капитал представляют собой пассивы предприятия. Активы всегда равным пассивам. Текущие активы включают в себя денежную наличность, рыночные ценные бумаги, дебиторскую задолженность, материально-производственные запасы, и прочие активы.

    Постоянные активы — земля, сооружения, оборудование, арендная собственность минус накопленная амортизация.

    Нематериальные активы — опытно-конструкторские работы, лицензии, торговые марки и др.

    Текущие обязательства — обязательства, подлежащие уплате в течение одного года. Они включают: кредиторскую задолженность, задолженность по налогам, краткосрочные облигации и оплате, прочие заложенности.

    Долгосрочные обязательства — обязательства, срок погашения по которым превышает один расчетный период; включают: отсроченные долги, долговые обязательства по облигациям, задолженность по банковским кредитам, прочие задолженности.

    Капитал — состоит из начального (собственного капитала) и нераспределенной прибыли.

    Прогнозируемый балансовый отчет дает возможность оценить, сколько денег и за счет каких источников будет израсходовано на приобретение активов, оценить потребность в заемных средствах и оценить финансовое состояние предприятие до проекта, в начальной стадии проекта, в конце реализации проекта.


    Отчет о движении денежных средств

    Данный отчет позволяет определить текущее финансовое состояние предприятие и его способность выполнить свои обязательства перед кредиторами. Отчет о движении денежных средств позволяет проследить входящие и исходящие финансовые потоки и наличие реальных средств на счете.

    Финансовые потоки предприятия можно разделить на следующие основные составляющие:

    операционные потоки;

    инвестиционные потоки;

    потоки от финансовой деятельности.

    Прогноз может содержать дополнительные финансовые формы: расчет прогнозируемой выручки, расчет себестоимости товаров, бюджеты и др.


    5. Риски проекта

    Реализация любого проекта связана с рисками. Уменьшить риски можно путем планирования соответствующих действий. Правдивое описание потенциальных рисков может заставить инвестора/кредитора поверить в то, что предприниматели смотрят на вещи трезво. В этом разделе следует описать события, которые могут отрицательно повлиять на планируемое осуществление проекта, например:

    снижается объем сбыта (падение рыночного спроса);

    снижаются цены (изменение конкурентной среды);

    увеличиваются затраты (изменение цен на сырьевые ресурсы и др.).

    Следует описать события, которые могут положительно повлиять на планируемое осуществление проекта. Определив потенциальные риски, следует описать, каким образом планируется реагировать на неблагоприятные изменения ситуации.

    V. Приложения В приложениях размещается информация, которая подтверждает и усиливает заключения, приведенные в бизнес-плане ветеринарного предприятия (результаты маркетинговых исследований, производственная информация, протоколы предварительных намерений и др.

    Основы менеджмента в ветеринарной деятельности

    Менеджмент в ветеринарии представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением экономических методов управления предприятием. Менеджмент в ветеринарном предприятии означает управление предприятием в условиях рынка и включает:

    ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка, запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов товаров, продукции и услуг, которые пользуются спросом;

    постоянное стремление к повышению эффективности производства, получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

    хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за деятельность предприятия и его подразделений;

    постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

    выявление конечного результата деятельности предприятия или его подразделений и на рынке;

    необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для расчетов при принятии оптимальных решений.

    Успешность работы ветеринарного предприятия во многом зависит от стиля руководства, необходимого для создания деловой, творческой обстановки. Стиль руководства формируется под воздействием не только производственного и человеческого факторов, но и таких аспектов, как психология личности и группы, самоменеджмент, менеджмент времени, ситуационный менеджмент, профессионализм в менеджменте, менеджмент персонала, экологический менеджмент и т. д.

    Таким образом, изучение и освоение предпринимателем законов управления, то есть законов руководства людьми и производством ветеринарного предприятия, которые позволяют выполнять поставленные задачи наиболее рациональным, гуманным и экономичным путем, является задачей не из легких и требует достаточно серьезных затрат времени, знаний и умений, необходимых для организации и управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными и иными ресурсами ветеринарного предприятия с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.

    Эффективная хозяйственная деятельность ветеринарного предприятия требует стиля работы, основанного на постоянном поиске новых возможностей, умении привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

    Главное в менеджменте — определение целей деятельности ветеринарного предприятия на ближайшую и дальнюю перспективы. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности соответствующими ресурсами. Цели могут быть как общие, так и специфические. Общие цели отражают концепцию развития ветеринарного предприятия в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности.

    Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности. Этого достигают в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников, руководителей, специалистов) направляет свои действия, распределяя обязанности, права и ответственность, на достижение общих целей ветеринарного предприятия на основе соответствующих мотиваций. Так, главный ветеринарный врач непосредственно отвечает за ветеринарно-санитарное состояние поголовья, своевременное проведение лечебных и профилактических мероприятий, строгое соблюдение Ветеринарного устава РФ, действующих инструкций, правил и других документов.

    Указания главного ветеринарного врача по специальным вопросам обязательны для всех работников предприятия, хозяйства и индивидуальных владельцев животных, проживающих на территории предприятия, хозяйства. Главный ветеринарный врач организует всю ветеринарно-санитарную и профилактическую работу, участвует в работе по формированию и комплектованию ферм, гуртов и групп животных для закрепления за отдельными специалистами; осуществляет надзор за ветеринарно-санитарным состоянием ферм, убойных и молочных пунктов, пастбищ, водоемов, пчелопасек, складов хранения продукции и сырья животного происхождения и т. д.

    Кроме общих прав, прав, предоставляемых главным специалистам, главный ветврач имеет право запрещать любое перемещение на территории хозяйства животных, больных и подозрительных по заразным болезням; выдавать в установленном порядке ветеринарные документы на животных, сырье, продукцию животноводческого происхождения, вывозимые за пределы хозяйства; давать заключения о причинах падежа животных; следит за качеством и сроками выполнения работ и т. д.

    Руководитель производственного подразделения возглавляет коллектив подразделения и организует его деятельность. Он лично или через специалистов устанавливает рабочие задания с учетом квалификации, возраста и состояния здоровья исполнителей; знакомит их с нормами выработки, расценками за объем работ и за единицу продукции; закрепляет за работниками технику, рабочий и продуктивный скот и другое имущество; обеспечивает соблюдение трудовой и производственной дисциплины, выслушивает предложения и просьбы работников; организует текущий ремонт зданий, сооружений, транспортных средств, оборудования и инвентаря и т. д. Он несет полную ответственность за деятельность подразделения в рамках своих полномочий.

    Главные специалисты, каждый в своей отрасли, имеют право вносить изменения в принятую технологию производства продукции; допускать к работе и отстранять от нее исполнителей, не обеспечивающих технологических требований; требовать переделки работ, выполненных недоброкачественно; не допускать эксплуатации технических неисправного оборудования и т. д.

    Экономический механизм менеджмента ветеринарного предприятия состоит из трех блоков:

    внутрифирменное управление (маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация);

    управление производством (научно-техническая политика, разработка и внедрение новой продукции, организация научно-технической деятельности);

    управление персоналом (принципы подборки и расстановки персонала), условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценка персонала и его деятельности).

    Основные цели и задачи менеджмента

    Основными целями и задачами менеджмента в ветеринарии является принятие и реализация управленческих организационных (создания ветеринарного предприятия, АО, кадровых вопросов, планирования деятельности, аренды, финансирования и др.) и оперативных решений (планирование текущих ветеринарных мероприятий, сроков, исследований, обработок, производства лечебных препаратов и т. д.).

    Конечной целью в менеджменте является обеспечение прибыльности в деятельности ветеринарного предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, ветеринарного обслуживания владельцев животных, эффективное использование кадрового потенциала и творческой активности каждого ветеринарного специалиста.

    Эффективная прибыльная деятельность предприятия создает определенные гарантии его дальнейшего функционирования, так как только накопление прибыли в виде различных резервных фондов дает возможность ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией продукции и услуг. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении конкурентов, условиях и формах финансирования, условиях торговли в регионе и стране и т. д. Целью менеджмента ветеринарного предприятия является также преодоление рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в перспективе, для чего требуются резервные денежные средства и предоставление определенной степени самостоятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

    Основными слагаемыми менеджмента ветеринарного предприятия являются:

    рациональный способ управления ветеринарным предприятием, предусматривающий эффективную организацию труда, постоянное повышение его производительности;

    управление, ориентированное на прибыльность и доходность, чуткое к различным новациям, способным дать сейчас или в ближайшем будущем наибольший практический эффект;

    деятельность по контролю, использующая особые формы интенсификации труда, практикующая договорные и контрактные отношения;

    профессиональная специализация сотрудников и т. д.

    Однако роль и значение менеджмента в ветеринарном предприятии определяются не только чисто экономическими вложениями в производство, оборудование, но и вложениями в интеллект (интеллектуальный капитал), в частности в:

    квалификацию ветеринарных специалистов — руководителей подразделений;

    уровень их компетентности и др.

    В менеджменте особенно ценен тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять и добиваться поставленных целей. Опыт управления многих предприятий показывает, что в настоящее время решать текущие и перспективные задачи невозможно без активной работы на рынке, внедрения достижений науки и передового опыта. Здесь особую значимость приобретают мероприятия в области управления качеством продукции, товаров, услуг, обслуживания на всех стадиях производства и реализации.

    В настоящее время не существует каких-либо ограничений в материальном стимулировании работников и специалистов. Поэтому, управляя ветеринарным предприятием, необходимо подходить к оплате труда, как стимулирующему фактору, с особой ответственностью. Следует также своевременно позаботиться о привлечении квалифицированных специалистов, повышении образовательного уровня и т. д.

    Как определить экономическую эффективность управления ветеринарным предприятием

    Анализ и оценка эффективности управления ветеринарным предприятием является сложной проблемой. Объективная оценка эффективности управления дает возможность сравнивать различные варианты организация управления, давать им оценку, намечать пути совершенствования, повышать ответственность руководителей и специалистов ветеринарных предприятий за результаты их труда.

    Общее определение эффективности ветеринарного мероприятий предполагает сопоставление полученных результатов с затратами для их осуществления. Здесь следует учитывать, что управление производством помимо экономических, включает и иные характеристики, прежде всего социально-психологического порядка. Как правило, оценка основывается на сравнении ее динамики за ряд лет, анализе изменений в производстве, обусловленных дополнительными затратами на управление.

    Необходимо различать эффективность и экономичность управления. Экономичность управления ветеринарным предприятием выражается величиной затрат для осуществления функций управления. Повысить экономичность — значит сократить эти затраты. Затраты на ветеринарные мероприятия представляют собой стоимостное выражение трудовых ресурсов и материальных средств израсходованных на:

    проведение организационных мероприятий;

    противоэпизоотических мероприятий;

    ветеринарно-санитарных мероприятий;

    лечебно-профилактических мероприятий.

    Затраты на перечисленные ветеринарные мероприятия определяют по видам болезней и группам животным на основе бухгалтерского и оперативного учетов, которые могут быть плановыми, вынужденными и слагаются из следующих элементов.

    Затраты на оплату труда включают:

    основную и дополнительную заработную плату ветеринарных работников, других рабочих и служащих ветеринарного предприятия, а также подсобных рабочих, привлекаемых к осуществлению ветеринарных мероприятий;

    натуральную оплату труда, надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам;

    премии;

    стоимость бесплатно предоставляемых коммунальных услуг, спецодежды, спецобуви, оплату очередных и дополнительных отпусков, выплаты по районным коэффициентам, надбавки к зарплате, предусмотренные за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера, оплату студентам заочных вузов и т. д.

    Основную зарплату ветеринарных специалистов и подсобных рабочих рассчитывают по установленным должностным окладам и тарифным ставкам. При осуществлении отдельных ветеринарный мероприятий зарплату учитывают за один день путем деления годового оклада ветеринарных работников (кроме специалистов ветеринарных лабораторий) на 1845 ч, а работников лабораторий — на 1620 ч. Отчисления на государственное социальное страхование, медицинское страхование, в фонды пенсионного обеспечения и занятости населения проводят по установленным нормативам от фонда оплаты труда.

    Материальные затраты включают в себя:

    стоимость использованных биопрепаратов, медикаментов, дезинфицирующих средств, перевязочных материалов, инструментов, оборудования, топлива, электроэнергии, горюче-смазочных материалов, израсходованных на ветеринарно-санитарный ремонт, сооружение временных убойных площадок, пастеризационных помещений, пропускных пунктов, шлагбаумов, дезбарьеров;

    транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам ветеринарных грузов, стоимость тары и упаковки;

    амортизацию и ремонт основных средств ветеринарной службы.

    К основным средствам относятся:

    производственные здания ветеринарного назначения (ветеринарные станции, лечебницы, амбулатории, аптечные склады и т. д.);

    специальные ветеринарные машины, установки, оборудование.

    Амортизационные отчисления определяют по установленным нормам от первоначальной стоимости основных средств ветеринарного назначения;

    Ремонт зданий, сооружений, машин и оборудования учитывают по фактическим расходам.

    Затраты на организацию ветеринарных мероприятий и управление ветеринарной службой:

    оплата главных и старших ветеринарных врачей с отчислениями на социальное, медицинское страхование, в фонды пенсионного обеспечения и занятости, а также транспортные расходы и затраты на содержание ветеринарных аптек. Затраты на организацию ветеринарных мероприятий и управление ветеринарной службой распределяют пропорционально сумме оплаты труда, амортизационным отчислениям и расходам на текущий ремонт техники.

    Прочие расходы ветеринарных учреждений, организаций, предприятий включают в себя вознаграждения на изобретения и рационализаторские предложения, командировочные расходы, подъемные, плату за сторожевую и пожарную охрану, затраты за гарантированный ремонт и обслуживание ветеринарного оборудования, оплату услуг связи и вычислительных центров, плату за аренду помещений и другие затраты, не отнесенные к ранее перечисленным видам затрат.

    Капитальные вложения представляют собой сметную стоимость или балансовую стоимость зданий, сооружений, дезустановок, машин, оборудования. При определении капитальных вложений в ветеринарные мероприятия учитывают балансовую стоимость основных средств, применяемых при этих мероприятиях за год или за соответствующий период.

    Рассчитывают капитальные вложения как удельные величины на единицу объема работы (продукции). Общую сумму затрат на ветеринарные мероприятия определяют сложением всех видов расходов.

    При определении общей эффективности управления ветеринарным предприятием, производством следует исходить из следующих принципов:

    эффективность управления является одним из аспектов эффективности самого производства. Поэтому ее расчет должен производиться на основе общепринятых методик по оценке эффективности новой техники, капитальных вложений и т. п.;

    специфика управленческого труда заключается в том, что являясь трудом производительным, он характеризуется результатом труда всего коллектива, а не только данного специалиста управления. Соответственно и оцениваться он должен по влиянию на результаты всего коллектива предприятия или его подразделения;

    временной разрыв между вложениями и отдачей от них, всегда учитываемый при оценке инвестиций, важен и для мероприятий по совершенствованию управления ветеринарным предприятием. Иногда он достигает нескольких лет;

    Как правило, в конечном итоге эффективность управления выражается в росте эффективности производства продукции, товаров, услуг, поэтому характеристики эффективности производства одновременно являются показателями управления.

    Экономическим эффектом проведения предприятием ветеринарных мероприятий в стоимостной форме является сумма:

    предотвращенного экономического ущерба в результате проведения ветеринарных мероприятий;

    стоимости продукции, полученной дополнительно в результате применения более эффективных средств и методов профилактики и лечения животных;

    экономии трудовых и материальных затрат на ветеринарные мероприятия.

    Экономическая эффективность ветеринарных мероприятий — это соотношение экономического эффекта и затрат на их осуществление. Экономический ущерб, причиняемый болезнями животных, представляет собой фактические потери массы и качества продукции животноводства (прироста живой массы, удоя, выхода приплода, яйценоскости, настрига шерсти, племенной ценности животных и т. д.) вследствие переболевания, падежа, вынужденного убоя и уничтожения животных.

    Предотвращенный экономический ущерб представляет собой стоимостное выражение потерь продукции животноводства, недопущенных в результате проведения на предприятии комплекса ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения болезней, ограничения их распространения и сокращение заболеваемости и падежа животных.

    В результате принятых управленческих решений отраслевой экономический эффект от проведения ветеринарных мероприятий определяют в масштабе отдельных сельскохозяйственных предприятий, районов, областей, краев, экономических зон. Экономический эффект может быть планируемым (ожидаемым) и фактическим.

    Планируемый экономический эффект рассчитывают при составлении планов профилактических, оздоровительных, лечебных мероприятий, а также при планировании замены некоторых элементов ветеринарных мероприятий (ветеринарные препараты, технические устройства, оборудование, формы организации труда и т. д.) более эффективными.

    Фактический экономический эффект получают на основе результатов проведения ветеринарных мероприятий, применения новых технологических процессов, технических устройств, препаратов, нормативов. Экономический эффект определяют на основе сравнения, сопоставления показателей заболеваемости, летальности, продуктивности животных, качества продукции, затрат труда и материалов в базовом или заменяемом и рассматриваемом или новом вариантов ветеринарных мероприятий.

    Варианты сравнивают при аналогии (равенстве) всех условий, за исключением тех из них, которые изучают — комплекс ветеринарных мероприятий, средства и методы профилактики, ликвидации болезней, лечения животных, формы организации и т. д. При сравнении за основу принимают исходные показатели (данные) по:

    группе животных, не подвергнутых профилактической вакцинации, дегельминтизации, лечебным или иным ветеринарным обработкам;

    результатам применения заменяемых ветеринарных технологических процессов, препаратов, технических устройств, форм организации труда. При сравнении нового и базового вариантов необходимо обеспечить основной принцип — сопоставимость по следующим показателям:

    виду и составу производимой продукции;

    анализируемым периодам наблюдения за изменением продуктивности у сравниваемых животных;

    возрастному и видовому составу групп животных;

    объему проведения ветеринарных работ;

    условиям кормления и содержания животных;

    эпизоотической ситуации в хозяйствах, районах и т. д.;

    ценам, применяемым для выражения затрат и положительного результата;

    методам исчисления натуральных и стоимостных показателей.

    Для того, чтобы на предприятии в результате принятых управленческих действий определить экономическую эффективность ветеринарных мероприятий, используют следующие исходные данные:

    количество животных, восприимчивых к изучаемой болезни, на дату ее регистрации (при острых инфекционных болезнях) и поголовье животных в обороте стада по годам неблагополучия (при незаразных и хронических болезнях);

    количество заболевших, павших, вынужденно убитых, отчужденных и уничтоженных животных;

    количество животных, подвергнутых диагностическим исследованиям, лечебно-профилактическим обработкам и вакцинации, с учетом их кратности;

    продуктивность больных и здоровых животных;

    количество продукции, изъятой в неблагополучных предприятиях при ликвидации особо опасных болезней животных;

    годовой объем ветеринарных обработок, работ, с учетом применения различных методов, средств, технических устройств и т. д. в комплексе ветеринарных мероприятий;

    стоимость основных фондов ветеринарной службы (зданий, сооружений, оборудования, машин и др.);

    затраты труда и материальных средств на проведение ветеринарных мероприятий по профилактике и ликвидации болезней;

    производительность труда, которую измеряют количеством выполняемой ветеринарной работы в единицу рабочего времени или затратами на выполнение единицы работы;

    валовое производство продукции животноводства и денежная выручка от ее реализации и благополучных и неблагополучных в ветеринарном отношении хозяйствах и их структурных подразделениях.

    Для получения исходных данных при определении экономической эффективности ветеринарных мероприятий используют следующие источники:

    журналы для регистрации больных животных;

    записи противоэпизоотических мероприятий;

    эпизоотическое состояние района или города и др. формы;

    инструкции по борьбе с болезнями животных и наставления по применению ветеринарных препаратов;

    расценки на ветеринарные работы, услуги;

    данные первичного зоотехнического учета (журналы учета поголовья животных, продуктивности скота, бонитировочные ведомости);

    бюллетень о движении заболеваемости и падежа сельскохозяйственных животных;

    кормовые ведомости;

    нормативы затрат кормов;

    результаты статистического наблюдения, специальных опытов, производственных испытаний;

    годовые отчеты хозяйств, бизнес-планы, данные первичного бухгалтерского учета.

    При определении экономической эффективности ветеринарных мероприятий необходимо предварительно установить коэффициенты возможной заболеваемости и летальности животных, а также удельные величины потерь основной продукции при отдельных болезнях животных.

    В неблагополучных хозяйствах коэффициенты и удельные величины определяют на основе выборочного их обследования, а также по данным специальных репрезентативных наблюдений, экспериментов в соответствии и требованиями вариационной статистики. Заболеваемость устанавливают делением количества заболевших животных на поголовье неблагополучных стад, а летальность определяют путем деления количества павших на количество заболевших животных.

    Коэффициенты возможной заболеваемости и летальности определяют по группе неблагополучных стад или хозяйств, в которых по тем или иным причинам предварительно не проводили профилактические мероприятия или осуществляли их с опозданием и некачественно, вследствие чего эпизоотия, энзоотия, достигали наибольших распространения и интенсивности течения.

    Коэффициенты средней заболеваемости и летальности определяют по группе неблагополучных стад (хозяйств) за весь период неблагополучия, то есть за период оздоровления хозяйств. Заболеваемость учитывают с момента появления эпизоотии и до ее ликвидации.

    Коэффициенты возможной заболеваемости и летальности животных характеризуют интенсивность течения эпизоотий (энзоотий). Эти коэффициенты учитывают при экономическом обосновании необходимости проведения ветеринарных мероприятий по профилактике и ликвидации заболеваний животных, а также при определении предотвращенного экономического ущерба.

    Удельная величина потерь основной продукции на одно заболевшее животное характеризует средние потери основной продукции (прироста живой массы, кг) при инфекционных, инвазионных и незаразных болезнях животных. Определяют ее путем деления суммарного экономического ущерба от болезни одного животного на среднюю стоимость 1 кг продукции.

    Управленческое решение о целесообразности использования новых ветеринарных технологических процессов, препаратов, нормативов и технических устройств принимается руководителями ветеринарной службы предприятия на основе определения годового экономического эффекта. За расчетный период принимают первый год массового применения новых ветеринарных препаратов и технических устройств, а для технологических процессов — первый год после окончания планируемого срока освоения.

    Определяя годовой экономический эффект, за базовый вариант принимают показатели использования заменяемых ветеринарных технологических процессов, препаратов, нормативов и технических устройств. Исходные данные базового варианта берут за год, предшествующий расчетному, если показатели не зависят от природно-климатических и эпизоотических условий, или в среднем за три года.

    Экономический эффект от ветеринарных мероприятий в сфере охраны окружающей среды слагается из стоимости сохраненных от заболеваний и падежа животных, потерь приплода, стоимости продукции, полученной в результате повышения качества продукции при рациональном осуществлении природоохранных мероприятий (предотвращение загрязнения почвы и воды отходами животноводства путем контроля за их утилизацией и исправностью канализационных сооружений, организации правильного хранения и использования навозно-фекального сырья, внедрению способов атмосферы животноводческих ферм установкой специальных фильтров и приточно-вытяжной вентиляции, дезинфекции, дезинсекции, дезактивации объектов внешней среды и др.).

    Экономическую эффективность ветеринарного обслуживания животноводческого предприятия определяют по стоимости доли продукции, создаваемой трудом ветеринарных работников. Для расчета этой величины используют коэффициент, характеризующий удельный вес затрат труда ветеринарных работников в общих затратах труда на производство продукции животноводства. Экономический эффект, полученный за счет ветеринарного обслуживания животноводческого предприятия, рекомендуется использовать при принятии решения о материальном поощрении труда ветеринарных специалистов.

    В настоящее время для определения экономической эффективности ветеринарных мероприятий применяют персональные компьютеры. Для определения экономической эффективности ветеринарных мероприятий на персональном компьютере используют систему исходных показателей в базовом и опытном вариантах, то есть до проведения мероприятий и после.

    В этом случае учитывают:

    поголовье животных, восприимчивых к изучаемой болезни, на дату регистрации в эпизоотическом очаге и угрожаемой зоне или среднегодовое поголовье (в хозяйствах, отделениях, на фермах), по годам при хронических и незаразных болезнях животных, взятых в опыт;

    количество животных, подвергнутых диагностическим исследованиям, лечебно-профилактическим обработкам с учетом кратности за период неблагополучия стад ферм и др.;

    продуктивность больных и здоровых животных;

    данные объема валового производства и денежной выручки от реализации продукции животноводства в неблагополучных и благополучных хозяйствах, на фермах или в опытных группах животных;

    годовой объем ветеринарных обработок (работ с учетом применения методов, средств, технических устройств, испытанных в опытах).

    Для получения исходных данных используют:

    ветеринарные источники: журнал для регистрации больных животных, записи противоэпизоотических мероприятий, записи эпизоотического состояния района, города, отчетные формы ветеринарной отчетности, нормативы стоимости в данном регионе ветеринарных мероприятий при инфекционных и инвазионных болезнях животных;

    зоотехнические источники: данные первичного зоотехнического учета (журналы поголовья животных, продуктивности скота, бонитировочные ведомости), данные отчетных форм; справочники рыночных цен на продукцию животноводства; годовые отчеты, бизнес-планы, производственные и финансовые планы и данные бухгалтерского учета; результаты статистического наблюдения, производственных испытаний, специальных опытов;

    бухгалтерские данные: годовые отчеты хозяйств, цены реализации продукции животноводства, акты выбытия животных, стоимость медикаментов и биопрепаратов, оплата труда ветеринарных специалистов и вспомогательного персонала;

    результаты собственного статистического наблюдения, специальных опытов и производственных испытаний;

    данные экономического отдела: бизнес-планы, производственные и финансовые планы, себестоимость продукции, экономические показатели хозяйства и др.

    Общим критерием успешного менеджмента ветеринарного предприятия является достижение поставленных целей при наименьших затратах. Однако состояние системы управления характеризуется не только количественными показателями ветеринарного предприятия. При оценке эффективности менеджмента следует учитывать общий уровень культуры производства и управления, психологический климат в коллективе, условия жизни работников, удовлетворенность работой и т. д.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх