|
||||
|
Ту-22М ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК Ту-22М (код НАТО – «Backfire») предназначен для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами морских и наземных целей днем и ночью, в любых метеоусловиях Боевые возможности Ту-22М-3 позволяют выполнять боевые задачи по уничтожению морских и наземных целей во всем диапазоне условий его боевого применения в оперативной и стратегической глубине обороны противника при полетах над морем и равнинной местностью. Работы по созданию самолета с крылом изменяемой геометрии были начаты в 1965 г. Первый полет самолет совершил 30 августа 1969 г. Созданы следующие модификации. Ту-22М-0 (Ту-22МКМ) – опытный самолет. Глубокая модернизация Ту-22. Двигатели опущены в хвостовую часть фюзеляжа, а регулируемые воздухозаборники размещены по его бокам. Основные стойки шасси убирались в фюзеляж. Установлено крыло изменяемой стреловидности. Отсутствовало оборонительное вооружение. Ту-22М-1 – малосерийный самолет. Установлено оборонительное вооружение Изменена конфигурация воздухозаборников. Ту-22М-2 – серийный дальний бомбардировщик. Принят на вооружение в 1976 г. Установлены двигатели ТРДДФ НК-22. Вооружение состоит из одной УР Х-22 под фюзеляжем в полуутопленном положении и двух (в перегрузочном варианте – трех) УР Х-22 под крылом, предназначенных для уничтожения крупных морских целей или РЛС противника. Ту-22М-3 – серийный дальний бомбардировщик. Самолет принят на вооружение в 1981 г. Оснащен двумя двухконтурными турбореактивными форсированными двигателями НК-25 со взлетной тягой 25000 кгс и воздухозаборниками, напоминающими по конструкции воздухозаборник самолета МиГ-25. Запуск двигателя на земле осуществляется автономно от вспомогательной силовой установки. В полете в случае выхода из строя одного из двигателей самолет может продолжить полет на втором. В форкиле размещается вспомогательная силовая установка ТА-6, обеспечивающая запуск двигателей и электропитание бортового оборудования независимо от аэродромных источников. В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений, подписанным между СССР и США, Ту-22М-3 лишили системы дозаправки в воздухе, американцы согласились не причислять его к классу стратегических бомбардировщиков. В связи с этим для размещения топлива используются все резервы планера. Помимо восьми фюзеляжных баков топливо заливается в семь кессон-баков в крыле, фюзеляже и киле. Для предотвращения взрыва паров топлива в баках при их пробитии применяется система наддува нейтрального газа. Защита экипажа обеспечивается за счет экранирования элементов конструкции и оборудования, применения для остекления кабины ударопрочных стекол. Бортовое оборудование Ту-22М-3 – пилотажно-на- вигационный комплекс, РЛС большой мощности для обнаружения наземных и морских целей, оптико-телевизионный бомбардировочный прицел-автомат ОПБ-15, автоматическая бортовая система управления и система управления ракетным оружием – обеспечивает автоматизированное решение навигационных, прицельных и пилотажных задач при полете по заранее запрограммированной или оперативно введенной программе, а также бомбометание и пуск ракет, активную и пассивную системы РЭБ. Связь обеспечивается двумя УКВ- радиостанциями Р-832М, одной КВ-радиостанцией Р-846 и засекречивающей аппаратурой связи. Комплекс вооружения Ту-22М-3 размещен внутри фюзеляжа и на четырех точках внешней подвески и включает до десяти управляемых КР класса «воздух-поверхность», «воздух-корабль», «воздух-РЛС», бомбы и авиационные мины общей массой до 24000 кг. Смешанный вариант подвески вооружения включает до 3000 кг бомб в бомбоотсеке и одну УР Х-22 на наружной подвеске. Для защиты задней полусферы ракетоносца от атак истребителей в кормовой части фюзеляжа установлена пушечная установка калибра 23 мм (двуствольная пушка ГШ-23М с вертикальным блоком стволов и увеличенной скорострельностью до 4000 выстр./мин). Ту-22МР – разведывательный самолет. Оснащен комплексом соответствующей аппаратуры. Базовый самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Его высокие летно-технические характеристики обусловливаются совершенной аэродинамической компоновкой планера и высокомеханизированным крылом с изменяемой стреловидностью от 20 до 65°. По всему размаху крыла на передней кромке установлены предкрылки. На задней кромке имеются трехсекционные закрылки, перед которыми находятся интерцепторы, и элевоны. Шасси трехопорное. Основное шасси трехосное, шестиколесное, носовое – одноосное, двухколесное. Члены экипажа размещены попарно (два пилота в передней кабине, штурман-навигатор и штурман-оператор систем вооружения в задней), с доступом через индивидуальные люки сверху. Для аварийного покидания самолета в кабинах установлены кресла КТ-1, катапультирующие с нулевой высоты до практического потолка. Катапультирование может быть как принудительным для всех, так и индивидуальным, когда любой член экипажа самостоятельно и в разное время покидает самолет. Комплект оборудования включает: РЛС «ПНА», обеспечивающую обнаружение наземных и морских целей; оптический бомбардировочный прицел с ТВ-каналом; инерциальную навигационную систему. Самолет может быть оборудован системой дозаправки топливом в полете – «шланг-конус» (на Ту-22М-3 демонтирован в соответствии с условиями договора ОСВ-2). Экипаж, состоящий из четырех человек, размещается в катапультных креслах КТ-1. Имеется комплекс РЭП. Ту-22М не имеет системы автоматического огибания рельефа местности, однако способен совершать относительно продолжительный маловысотный полет для уклонения от поражения средствами ПВО противника. Так, в 1975 г. группа самолетов Ту-22М-2, возглавляемая П.С. Дейнекиным, совершила длительный маловысотный полет, на участках которого высота уменьшалась до 40-60 м. Под фюзеляжем в полуутопленном положении и под крылом могут разместиться до трех УР типа Х-22М, до 10 аэробаллистических УР класса «воздух-поверхность» малой дальности типа Х-15 (6 – на многопозиционной пусковой установке в фюзеляже и 4 – на внешних узлах подвески). Бомбовое вооружение общей массой до 24000 кг (69 бомб по 250 кг или 8 бомб по 1500 кг) находится в отсеке вооружения, на двух подфюзеляжных и двух подкрыльевых многозамковых бомбодержателях. Оборонительное вооружение включает установленные в хвостовой части фюзеляжа две пушки ГШ-23 (калибр 23 мм, 4000 выстр./мин) на Ту-22М-1 и Ту-22М-2 (на Ту-22М-3 – одна) с дистанционной системой управления, имеющие телевизионный и радиолокационный каналы (на Ту-22М-0 вместо пушек размещены блоки системы РЭП и контейнер с тормозным парашютом). Ту-22М-2 и Ту-22М-3 находятся на вооружении ВВС и ВМС России, выпускаются серийно. На 1992 г. в ВВС СНГ насчитывалось 380 Ту-22М-2 и Ту-22М-3 Самолеты Ту-22М-2 и Ту-22М-3 с большим успехом применялись в боевых действиях в Афганистане в 1987-1989 гг. (боевых потерь не имелось). ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ту-22М2 Ту-22МЗ Экипаж, чел. 4 4 Скорость максимальная, км/ч 1800 2300 Практический потолок, м 13000 14000 Дальность, км: перегоночная 5100 - действия 2200 2200 Максимальная взлетная масса, кг 122000 124000 Максимальная боевая нагрузка, кг 24000 24000 Габариты самолета, м: размах крыла 34,28/25,0 34,28/23,3 длина 41,46 42,46 высота 11,05 11,05 Двигатель: ТРДДФ НК-22, кгс 2 по 22000 2 по 25000 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|