|
||||
|
Су-27 ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Су-27 (код – НАТО «Flanker») предназначен для ведения дальнего и ближнего воздушного боя, перехвата и уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов над своей территорией и обеспечения действий сил флота на удалении 300-400 км от береговой черты. Истребитель Су-27 способен вести боевые действия в пределах и за пределами радиолокационного поля АСУ, при применении противником средств радиоэлектронного и огневого противодействия ПВО, в любых метеоусловиях, днем и ночью. Создавался как противовес американскому истребителю F-15 для завоевания и удержания превосходства в воздухе. Разработка началась в 1969 г,, а первый опытный самолет Т10-1 взлетел в 1977 г. Первый полет Су-27 (Т10-7) совершил 20 марта 1981 г., серийно Су-27 строится с 1982 г., Су-27УБ – с 1986 г. Самолет разрабатывался в следующих модификациях. Су-27П – одноместный истребитель-перехватчик. Су-27УБ – учебно-боевой самолет. Предназначен для тренировки, приобретения (совершенствования) навыков и контроля действий летчиков строевых частей в технике пилотирования, самолетовождения, в групповых полетах и боевом применении, для обучения курсантов летных училищ и летчиков при переучивании на самолет Су-27, а также для решения боевых задач, возлагаемых на истребитель Су-27. Двухместный учебно-боевой истребитель Су-27УБ способен вести боевые действия в любых метеоусловиях, днем и ночью, в пределах и за пределами радиолокационного поля АСУ, в условиях применения противником средств радиоэлектронного и огневого противодействия. Су-27УБ – учебно-боевой истребитель. Двухместный сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, выполненный по интегральной схеме и обладающий совокупностью летных характеристик, вооружения и оборудования, определяющих его как высокоэффективный боевой комплекс, не уступающий или превосходящий соответствующие зарубежные самолеты. Первый Су-27УБ поднялся в воздух 7 марта 1985 г,, а с середины 1986 г. запущен в серию На базе Су-27УБ создан многоцелевой истребитель Су-ЗОМК, двухместная ударная модификация, имеющая взлетную массу 34000 кг и массу боевой нагрузки до 8 т. Су-27УБ имеет уникальные летные характеристики благодаря интегральной аэродинамической компоновке, при которой фюзеляж и крыло самолета образуют единый несущий корпус высокой тяговооруженности, с большим внутренним объемом для размещения электронного оборудования и топливной системы, имеющей максимальный запас топлива во внутренних баках 9,5 т. Головная часть фюзеляжа представляет собой полумонокок из алюминиевых сплавов с интегральной поверхностью В радиопрозрачной носовой части расположена антенна радиолокатора, далее – блок прицела, двухместная кабина экипажа, под которой размещена носовая стоика шасси, служащая защитои экипажа от поражения с нижней полусферы В правом буле находится встроенная пушечная установка калибра 30 мм В закабинном и подкабинных отсеках располагается радиоэлектронное и самолетное оборудование Средняя часть фюзеляжа состоит из переднего топливного бака центроплана и обтекателей основных стоек шасси. Крыло самолета имеет мощную механизацию (отклоняемые носки и закрылки). На концах крыла находятся дифференциально отклоняемые поверхности управления – флаппероны, в кессонах крыла – топливные баки, на торцевых нервюрах – точки навески вооружения (еще по 2 узла навески расположены на нижней поверхности каждой консоли). Су-27УБ оснащен когерентной импульсно-допле- ровской РЛС нового поколения. Станция способна сопровождать одновременно до 10 целей на дальности до 100 км с выбором до 2 целей на поражение на дальности до 65 км. Оптико-электронная инфракрасная прицельная система с оптико-локационной дально- мерной станцией (ОЛС) с ночным и дневным режимами служит для наведения ракет класса «воздух-воздух». Система сопровождения целей нашлемная, с дублированием на индикатор лобового стекла и индикатор прямой видимости. Система управления оружием осуществляет в автоматическом режиме процесс сопровождения целей и пуска ракет с заданными интервалами и последовательностью. Аппаратура бортовой обороны состоит из системы оповещения о радарном облучении самолета «Береза» с зоной обзора 3605 и устройства пассивных помех – тепловых ловушек и дипольных отражателей. Для ведения ближнего воздушного боя и поражения наземных объектов самолет оснащен встроенной автоматической скорострельной пушкой ГШ-301 (калибр 30 мм, боезапас 150 снарядов темп стрельбы 1500 выстр./мин). При выполнении задач перехвата воздушных целей на 10 точек подвески могут навешиваться ракеты класса «воздух-воздух» в различных сочетаниях. Самолет способен нести ракеты ближнего боя Р-73 с ИК ГСН, Р-27 с радиолокационной полуактивной или ИК ГСН, ракеты увеличенной дальности Р-27 с радиолокационной полуактивной или ИК ГСН При действии против наземных целей самолет несет блоки НУР и авиационные бомбы суммарной массой до 8000 кг. Кроме того, на него могут навешиваться контейнеры с разведывательным оборудованием, средствами РЭП и т. д Система спасения экипажа включает 2 катапультных кресла К-36МД второй серии, предусматривающих спасение пилотов на высотах от 0 до 25 км при скоростях от 0 до 1400 км/ч. Кресло имеет встроенную кислородную систему, которая обеспечивает выживание пилота при катапультировании на больших высотах, носимый аварийный запас НАЗ-8, спасательный надувной плот ПСН-1, средства сигнализации и медикаменты. Су-27К (Су-33) – корабельный истребитель. Создан на базе фронтового истребителя Су-27. Первый в мире серийный самолет, выполненный по схеме «триплан» с ПГО. Предназначен для уничтожения средств воздушного нападения противника самостоятельно и во взаимодействии с другими силами и средствами корабельного авианосного соединения при решении задач ПВО и ПРО. Корабельный истребитель трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки Су-33, кроме того, способен обеспечивать боевые действия других видов авиации ВМФ (корабельной, морской ракетоносной, противолодочной и авиации обеспечения, включающей самолеты и вертолеты радиолокационного дозора); уничтожать противолодочные самолеты и вертолеты противника в районах развертывания и действия подводных лодок, самолеты-разведчики (в том числе и ДРЛО), транспортные самолеты (вертолеты), крылатые ракеты, а также беспилотные летательные аппараты корабельного и берегового базирования; вести воздушную разведку штатными бортовыми средствами; осуществлять постановку морских мин. Самолет выполнен по схеме «триплан» с передним горизонтальным оперением. Его планер создан по интегральной аэродинамической схеме, при которой крыло и фюзеляж образуют единый несущий корпус. Используется автоматически отклоняющаяся механизация передней и задней кромок крыла для полета по огибающей поляр. В отличие от истребителя Су-27, самолет Су-33 имеет складывающиеся консоли крыла и стабилизатора для уменьшения поперечного размера в походном положении; посадочный гак для захвата приемного троса аэрофинишера (в хвостовой части), систему дозаправки топливом в полете; переднее горизонтальное оперение, установленное на наплыве крыла; изменения в конструкции головной части фюзеляжа, улучшающие обзор летчика, а также в форме хвостового контейнера. Усилено шасси, носовая стойка имеет два колеса, по сравнению с самолетом Су-27 изменена форма хвостового контейнера, крыло и горизонтальное оперение складные. Вместо флалеронов применен двухсекционный закрылок. Самолет имеет 2 турбореактивных двигателя АЛ-31Ф в морском исполнении (АЛ-31К). Су-33 оснащен системой управления вооружением с импульсно-доплеровской РЛС (обеспечивает сопровождение на проходе, поиск и сопровождение целей на фоне земли, воды); оптико-электронным локатором с нашлемной системой целеуказания (оптическая головка локатора для улучшения обзора смещена вправо); электродистанционной системой управления с четырехкратным резервированием; автоматической системой ограничения допустимого угла атаки и предельной перегрузки; катапультным креслом К-36 с увеличенным углом наклона спинки (в аварийной ситуации на малой высоте обеспечивается автоматическое катапультирование без участия летчика). Установлено вооружение: пушка ГШ-301 (30 мм, 250 патронов); до двенадцати УР класса «воздух-воздух», в том числе УР средней и промежуточной дальности Р-27 и Р-77 различных модификаций, ракеты малой дальности Р-73, свободнопадающие бомбы. На подфюзеляжном узле может размещаться сверхзвуковая противокорабельная ракета типа «Москит». Под фюзеляжем возможна подвеска системы дозаправки в воздухе УПАЗ (в этом случае самолет способен передавать другим истребителям до 6000 кг топлива). Общая масса боевой нагрузки на внешних узлах подвески – 6500 кг. Базируется на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». ВМС к 1995 г. передано 24 серийных истребителя. Су-27ПУ (Су-30) – самолет наведения и целеуказания. Создан на базе Су-27УБ. Описание приведено отдельно . Су-27М (Су-35) – многоцелевой истребитель. Описание приведено отдельно. П-42 – рекордный самолет. Су-27УП – учебно-патрульный самолет для ПВО. Установлена система дозаправки топливом в воздухе Су-27СК, Су-27СМК – экспортные варианты истребителя Су-27. Су-27ИБ – прототип истребителя-бомбардировщика Су-34. Описание приведено отдельно. Базовый Су-27 выполнен из металлов с большой долей титановых сплавов Интегральная конструкция крыла и фюзеляжа с большими наплывами позволила увеличить внутренний запас топлива, поэтому отпала необходимость в подвесных топливных баках. Крыло самолета имеет стреловидность по передней кромке около 45°, с почти прямой задней кромкой, повышающей эффективность закрылков и элеронов Большие передние наплывы в корневой части крыла увеличивают подъемную силу и улучшают его свойства на больших углах атаки, а также благоприятно влияют на работу воздухозаборников двигателей. Крыло оснащено автоматически отклоняющейся механизацией передней и задней кромок, а также воздухозаборником, обеспечивающим защиту двигателей от попадания посторонних предметов. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф с максимальной тягой по 12500 кгс Они устойчиво работают на режимах глубокого помпажа воздухозаборника на числах М«2 в условиях плоского, прямого и перевернутого штопора. Когерентный импульсно-доплеровский радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 обеспечивает обнаружение цели класса МиГ-21 в передней полусфере на дальности 80-100 км, в задней – 30 40 км, сопровождение на проходе до десяти целей и одновременный пуск управляемых ракет по двум целям, поиск и сопровождение целей на фоне земли. Оптико-электронная прицельная система включает теплопеленгатор и лазерный дальномер (дальность обнаружения цели: в передней полусфере 40 км, в задней – 90-100 км), на- шлемную систему целеуказания НСЦ-27. Система управления включает аппаратуру приборного наведения по помехозащищенной линии «Бирюза», осуществляющую вывод самолета на цель в директорном режиме по командам с наземного пункта управления, электродистанционную аналоговую систему управления (СДУ) с четырехкратным резервированием, систему ограничительных сигналов (СОС) для предотвращения выхода на закритические режимы. В состав пилотажно-навигационного комплекса входит информационный комплекс высокоскоростных параметров (ИКВСП), автоматический радиокомпас АРК-19 или АРК-20, радиовысотомер А-38, а также РСБН. Радиосвязное оборудование включает УКВ-ра- диостанцию Р-800, КВ-радиостанцию Р-864 и аппаратуру записи переговоров. Средства РЭБ включают станцию предупреждения о радиолокационном облучении «Береза», устройства выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей. На крайних крыльевых узлах подвески вместо пусковых устройств для подвески ракет возможна установка контейнеров станции помех. Авиационные средства поражения размещаются на истребителе на 10 точках подвески и предусматривают две противорадиолокационные ракеты Х-31П на узлах под воздухозаборниками двигателей и до шести УР Х-29Т и X-29J1 на средних подкрыльевых пилонах; до десяти ракет «воздух-воздух», в том числе Р-77 на внешних подкрыльевых пилонах и Р-73 (могут запускаться при перегрузках самолета-носителя до 8,5 д) на концах крыльев; до пяти контейнеров малогабаритных грузов КМГ-У; до шести блоков НУР Б-8М (С-8), Б-13МТ (С-13) или НАР С-25; до 38 свободнопадаю- щих бомб ФАБ-100; до 16 ФАБ-250 или ФАБ-500М54; до десяти ФАБ-50-ОМ62, ЗБ-500Ш или БЕТАБ-500Ш Максимальная боевая нагрузка 6000 кг. В состав комплекса вооружения Су-27 входит также авиационная одноствольная подвижная пушка ГШ-301 калибра 30 мм с темпом стрельбы 1500 выстр./мин и боекомплектом 150 патронов. Превосходство Су-27 над зарубежными истребителями определяется высокими маневренными характеристиками и большой дальностью обнаружения воздушных целей (порядка 80 км для цели с ЭПР=3 м ). Превосходство истребителя Су-27 над американским аналогом F-16A в дальнем воздушном бою составляет 22-25%, в ближнем бою – 18-20%. Самолеты Су-27, Су-27УБ состоят на вооружении некоторых государств СНГ и КНР. Су-27 принимали участие в грузино-абхазском конфликте и в боевых действиях в Чечне. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Су-27 Су-27К Экипаж, чел. 1 2 Скорость, км/ч. максимальная на высоте около 10 км 2430 2300 максимальная на высоте до 3 км 1400 1300 крейсерская 800-950 800-950 Практический потолок, м 18000 17000 Дальность, км: перегоночная 4000 3200 действия 1500 1250 Масса, кг: максимальная взлетная 30000 33000 нормальная взлетная 22500 29940 пустого самолета 15000 - Максимальная боевая нагрузка, кг 6000 6500 Габариты самолета, м: размах крыла 14,7 14,7/7.4 длина 21,935 21,185 высота 5,93 5,93 Двигатель, кгс: ТРДДФ АЛ-31Ф 2 по 9100/12500 ТРДДФ АЛ-31К – 2 по 9100/13300 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|