|
||||
|
British Aerospace Aircraft (ВАе) Harrier Бритиш Аэроспейс Эйркрафт (ВАе) «Харриер» САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ Предназначен для ближней поддержки сухопутных войск и ведения разведки, а также для борьбы с самолетами и вертолетами противника. В 1957 г впервые был разработан тактический самолет с турбовентиляторным двигателем, обеспечивающим вертикальный взлет самолета с крылом постоянной геометрии. Реактивная струя двигателя BS 53 «Пегас» выпускалась через четыре сопла» установленных попарно в передней и задней частях фюзеляжа каждое из которых могло поворачиваться более чем на 90°, что позволяло отклонять вектор тяги вертикально вниз или на любой промежуточный угол. Самолет представлял собой цельнометаллический высокоплан с положительным поперечным V-образным крылом, одноместной кабиной в передней части и полукруглыми воздухозаборниками неизменной геометрии по бокам фюзеляжа. Шасси с одним колесом на передней стойке и спаренными колесами на основных стойках, установленных тандемно по осевой линии корпуса, и дополнительные убирающиеся балансировочные колеса на конце каждой консоли крыла. Первый полет с зависанием произошел 21 октября 1960 г., а первый полет с полным переходом в горизонтальный полет и обратно – 21 сентября 1961 г. Вертикальный взлет осуществлялся направлением вектора тяги двигателя вертикально вниз и при достижении безопасной высоты четыре сопла начинали плавно поворачиваться для обеспечения поступательного движения вперед и при достижении скорости, достаточной для создания подъемной силы крыла, полностью переходили в горизонтальное положение. При посадке процесс происходил в обратном порядке. Для стабилизации самолета в режиме зависания и маневра на малых скоростях использовались небольшие струйные реактивные управляющие сопла, установленные в носовой и хвостовой частях фюзеляжа и в каждой концевой части крыла, которые управлялись штурвалом и педалями управления. Реактивные струйные рули использовали сжатый воздух, выходящий из двигателя. Опытные самолеты под названием «Кёстрел» F(GA).1 с марта 1964 г. по ноябрь 1965 г. проходили оценочные испытания в качестве истребителей и штурмовиков Первый полет СВВП под названием «Харриер» произошел 31 августа 1966 г. В серию был запущен одноместный штурмовик/разведчик под обозначением «Харриер» GR.1 и двухместный учебно-тренировочный Вариант «Харриер». Т.2. Официально «Харриер» был принят на вооружение ВВС Великобритании 1 апреля 1969 г. В дальнейшем самолет модернизировался путем установки более мощного двигателя «Пегас»: на вариантах «Харриер» GR.1A и Т.2А – «Пегас» 102, на GR.3 и Т.4 – «Пегас» 103. В ВВС Великобритании самолеты «Харриер» использовались как самолеты с коротким взлетом и вертикальной посадкой, так как при коротком разбеге они могли поднять больше вооружения. Оборудование самолета включает инерциальную систему, лазерный дальномер, индикацию на лобовом стекле, а также оборудование для дозаправки топливом в воздухе Двухместный и одноместный варианты имеют одинаковую возможность по подъему вооружения, хотя вес неснаряженного двухместного варианта больше. Вооружение различных систем размещается в подфюзеляжном и подкрыльевых контейнерах, его общий вес может достигать 2268 кг. В 1969 г. Морской корпус армии США закупил самолеты «Харриер», где они получили обозначение AV- 8А и TAV-8A соответственно. Впоследствии они были усовершенствованны фирмой «Макдоннелл-Дуглас» и обозначались AV-8B, а в ВВС Великобритании эксплуатировались как «Харриер» GR.5. Кроме того, ВМС Испании имели на вооружении самолеты «Харриер» под обозначением AV-8S и TAV-8S, которые носили название «Матадор». «Си Харриер» FRS Мк.1 – создан на основе самолета «Харриер» GR.3, в конструкцию которого были внесены изменения в соответствии с требованиями эксплуатации в морских условиях. Предназначен для ведения разведки и уничтожения кораблей, а также для борьбы с самолетами морской патрульной авиации противника. Первый полет продолжительностью 35 минут состоялся 20 августа 1978 г. На базе «Си Харриер» был разработан двухместный самолет «Харриер» Т Mk.4N для тренировки летчиков с наземных аэродромов. Система управления «Си Харриер» FRS Мк.1 состоит из обычной системы (элеронов, цельноповорот- ного стабилизатора и руля направления), используемой в крейсерском полете, и ГДСУ, применяемой в полете на режиме висения и во время переходных режимов. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к палубному истребителю, на самолете установлено усовершенствованное навигационное и электронное оборудование. Для обнаружения воздушных и надводных целей используется специально разработанная многорежимная поисковая РЛС Ферранти «Блю Фокс», расположенная в измененной носовой части фюзеляжа, которая может складываться влево при размещении самолета на палубе. Самолет оснащен комбинированной инерциально-доплеровской навигационной системой NAVHARS, в которой используется курсовер- тикапь HARS (однотипная с той, что применяется на истребителях «Торнадо», но с более дешевыми гироскопами), микроволновой системой посадки MADGE с антеннами в носовой и хвостовой частях фюзеляжа (предусмотрена дополнительная антенна на передней кромке вертикального оперения). В состав радионавигационного оборудования (кроме системы NAVHARS) входит навигационная система TACAN (GEC Эвионикс AD2770), система опознавания, УКВ-приемопередатчик Плесси PTR377, запасной приемопередатчик D403M, пассивная система предупреждения о радиолокационном облучении. На самолете «Си Харриер» FRS Мк.1 может использоваться то же вооружение, что и на самолетах «Харриер» GR.3, и дополнительно – до четырех УР «Сайдуиндер», две УР типа «Си Игл» или «Гарпун» класса «воздух-поверхность». Для подвески вооружения имеется один подфюзеляжный и четыре подкрыльевых узла. Внешние подкрыльевые узлы рассчитаны на нагрузку 455 кг, внутренние – на 910 кг. На пяти узлах могут размещаться следующие основные варианты вооружения: четыре контейнера с диполь- ными отражателями или ИК-ловушками; четыре УР класса «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдуиндер» общим весом до 3629 кг В 1988 г. началась модернизация самолета «Си Харриер» FRS Мк.1 в вариант Мк.2, первый полет которого состоялся 19 сентября 1988 г., а с 1990 г. самолет поступил в серию с усовершенствованным БРЭО, новым вооружением (в частности, УР AIM-120) и новым двигателем. Самолеты «Си Харриер» использовались в ВМС Индии под обозначением «Си Харриер» FRS Мк.51 и «Си Харриер» Т Мк.60. Они незначительно отличались от британских двойников и имели на вооружении УР Матра «Мажик» вместо «Сайдуиндер». ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «Харриер» и «Си Харриер Экипаж, чел. 1 1 Скорость, км/ч: максимальная на высоте около 10 км 977 - максимальная на высоте до 3 км 1186 1184 крейсерская 650 834 Практический потолок, м 15240 14630 Дальность, км: перегоночная 3330 3330 действия 370-750 463 Масса, кг: максимальная взлетная 11340 12020 нормальная взлетная 10206 10206 пустого самолета 5579 6570 Габариты самолета, м: размах крыла 7,7 7,7 длина 13,87 14,5 высота 3,45 3,71 Двигатель, кгс: ТРДД Rolls-Royce Pegasus 103 9752 ТРДД Rolls-Royce Pegasus 104 – 9752 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|