Lockheed F-22A Raptor


Локхид F-22A «Рэптор»


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

Предназначен для завоевания превосходства в воздухе при проведении воздушных и наземно-воз- душных операций и противодействия системам ПВО.

Борьба за контракт на разработку нового малозаметного тактического истребителя (ATF) вели компании «Локхид» и «Нортроп». Первый опытный самолет компании «Локхид» YF-22 со специально спроектированными двигателями YF-120 поднялся в воздух 29 сентября 1990 г., а 30 октября 1990 г. взлетел другой опытный образец с альтернативными двигателями YF-119. После совместных испытаний с конкурирующим проектом компаний «Нортроп/Макдоннелл-Дуглас» YF-23 самолет YF-22 с двигателями YF-119 был объявлен победителем.

ВВС США планировали ввести в строй первую эскадрилью самолетов F-22A в 2002 г., а общее число самолетов довести до 648 машин. Однако программа была прервана 25 апреля 1992 г., когда второй опытный образец получил повреждения во время тренировочного полета. К этому времени самолет успел обрести несколько названий «Лайтнинг» II, «Супер Стар», «Рейпер» и наконец «Рэптор».

Самолет построен по интегральной аэродинамической схеме с трапециевидным в плане высокорасположенным крылом и хвостовым оперением, включающим широко разнесенные и наклоненные наружу кили с рулями направления и горизонтальные поверхности, расположенные непосредственно рядом с крылом. При проектировании самолета F-22 обеспечению малой заметности уделялось меньше внимания, больше – повышению маневренности и управляемости. Тем не менее на нем применены все элементы технологии «стелс» (малоотражающие формы, радиопоглощающие материалы, средства РЭБ и малоизлучающее БРЭО) и его ЭПР должна быть меньше 1% ЭПР истребителя F-15.




В планере самолета F-22A широко используются легкие термостойкие и прочные композиционные материалы, в том числе 15% деталей изготовлено из композитов на основе термопластических смол, 20% – термореактивных смол. Титановые сплавы составляют 33% массы, алюминиевые – 11%, сталь – 5% и прочие материалы – 16%.

По сравнению с опытным образцом у F-22A изменена конструкция. Размах крыла увеличен до 13,59 м без увеличения площади крыла, уменьшена стреловидность передней кромки до 42° (вместо 48°) и толщина корневой части крыла, уменьшена площадь двухкиливого вертикального оперения до 27,12 м 2 , одноместная кабина перемещена вперед для увеличе ния обзора, а воздухозаборник смещен назад на 0,45 м, длина фюзеляжа при этом стала меньше на 63 см.



«Рэптор» оснащен двумя двигателями F-119 и ВСУ. Боковые подкрыльевые воздухозаборники ромбовидного сечения с нерегулируемыми S-образными каналами для экранирования компрессоров двигателей. Сопла двигателей плоские поворотные с неподвижными боковыми стенками и подвижными верхними и нижними панелями, предназначенными для регулирования площади поперечного сечения сопла и отклонения вектора тяги по тангажу на угол ±20°, что улучшает взлетно-посадочные характеристики.

Система управления цифровая электродистанционная с волоконно-оптическими линиями передачи данных (100 Мбайт/с), обеспечивающая высокую маневренность и способность совершать крейсерский полет на сверхзвуковой скорости.

Самолет F-22A – первый истребитель, который оснащается полностью комплексной системой бортового электронного оборудования, в отличие от современных истребителей, оснащенных БРЭО, работающим по федеративному принципу, когда большое число отдельных систем связано между собой цифровой информационной шиной.

В состав интегрированного комплекса БРЭО входит центральная комплексная система обработки данных, система связи, навигации и опознавания ICNIA и боевой электронный комплекс, включающий систему РЭБ INEWS, РЛС с активной фазированной антенной решеткой и систему оптоэлектронных датчиков EOSS. Для различных подсистем БРЭО используются общие процессоры сигналов и данных, а также антенны, на кабинных индикаторах представляются данные различных бортовых систем. Система ICNIA имеет ряд функций, выполняемых в настоящее время различными бортовыми передатчиками, приемниками и процессорами, которые она объединяет в единый комплекс общих модулей, имеющих меньшие размеры, но большие производительность и надежность.

Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» размещаются внутри фюзеляжа. Четыре ракеты AIM-9 «Сайдуиндер» находятся в отсеках по бокам воздухозаборников, а четыре ракеты AMRAAM – в отсеке нижней части фюзеляжа. Кроме того, самолет вооружен усовершенствованным вариантом пушки М61А1 калибра 20 мм.

Истребитель F-22A имеет на 25% большую дальность боевого применения по сравнению с самолетом F-15C с форсажными камерами. Более высокая тяговооруженность самолета F-22A обеспечивается благодаря сочетанию перспективных материалов, позволяющих повысить прочность и срок службы, более совершенных методов охлаждения, аэродинамики снимаемых сред и цифровой электронной системы регулирования работы двигателя.



Новый истребитель в случае принятия на вооружение способен успешно противодействовать всем системам оружия и выполнять боевую задачу в условиях применения противником самых современных и перспективных радиолокационных средств и зенитных систем Самолет F-22 должен заменить истребитель F-15, находящийся на вооружении ВВС США с 1975 г.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Экипаж, чел, 1

Максимальная скорость на высоте около 10 км, км/ч 2335

Практический потолок, м 19812

Радиус действия, км 1285 Масса, кг:

максимальная взлетная 26300

пустого самолета 14061

Габариты самолета, м:

размах крыла 13,11

длина 19,56

высота 5,0

Двигатель: TPДДФ Pratt amp; Whitney F-119-Р-100, кгс 14110








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх