General Dynamics F-16 Fighting Falcon


Дженерал Дайнемикс F-16 «Файтинг Фолкон»


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

Предназначен для завоевания превосходства в воздухе, нанесения ударов по наземным целям и разведки.

Работы по созданию проекта самолета были начаты компанией «Дженерал Дайнемикс» в 1971 г. В феврале 1972 г. пять авиакомпаний представили на экспертизу свои проекты перспективного истребителя, и через два месяца были выбраны проекты компаний «Дженерал Дайнемикс» и «Нортроп». Каждая из них получила контракт на строительство двух опытных самолетов YF-16 и YF-17 соответственно. Первый YF-16 поднялся в воздух 2 февраля 1974 г., а 13 января 1975 г. было объявлено, что ВВС США выбрали YF-16

в качестве основы для разработки истребителя воздушного боя Началась обширная производственная программа по строительству самолетов F-16

Первый серийный самолет F-16A поднялся в воздух 7 августа 1978 г , а в 1980 г. самолеты F-16 получили официальное название «Файтинг Фолкон» (fighting falcon – бойцовый сокол). К середине 1992 г из заказанных 3940 машин было поставлено более 2900 самолетов F-16 Поставки осуществлялись в 16 стран мира. Самолет F-16 стал объектом так называемого контракта столетия, победив в соперничестве с самолетами «Мираж» F-1E и «Вигген» Несколько государств-членов НАТО выбрали самолет F-16 в качестве преемника самолета F-104G .

F-16 представляет собой моноплан классической схемы, со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Имеет интегральную аэродинамическую компоновку, отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки, уменьшить смачиваемую поверхность самолета и повысить объем внутренних топливных баков. Отклоняемые передние и задние кромки крыла управляются автоматически в зависимости от скорости и высоты полета Выдвинутые далеко вперед наплывы крыла большой стреловидности обеспечивают еще большую подъемную силу.

Топливо находится в крыльевых баках и пяти отсеках в фюзеляже Сверху фюзеляжа за кабинои летчика размещен топливоприемник системы дозаправки в воздухе На узлах подвески возможна установка сбрасываемых топливных баков.

Управление полетом осуществляется электрической системой, сменившей традиционную механическую проводку, что позволило самолету быстрее и точнее реагировать на команды пилота Самолет F-16 является первым из зарубежных истребителеи с постоянно действующей ЭДСУ (наличие которой служит одним из основных признаков принадлежности к четвертому поколению самолетов) как аналогового (F-16A), так и цифрового исполнения (F-16C). Самолет имеет пониженный запас продольной устойчивости, что дало возможность снизить балансировочное сопротивление и улучшить маневренные характеристики.




Данная конструкция позволила получить высокие летно-технические характеристики в диапазоне 0,6- 1,2 М и на высотах до 7000 м. По скороподъемности и разгонным характеристикам F-16 превосходит другие самолеты этого класса и имеет в 1 5-2 раза меньший радиус разворота. Учебные бои F-16 с самолетами Т-38, F-100, F-104 и F-105 показали его превосходство, а с F-15 – сходные характеристики. Модификации самолета F-16:

F-16A – одноместный многоцелевой дневной тактический истребитель,

F-16B – двухместный учебно-боевой вариант F-16A (первый полет 8 августа 1977 г.),

F-16C – усовершенствованный вариант F-16A (начало поставок для ВВС США 19 июля 1984 г.);

F-16D – двухместный учебно-боевой вариант F-16C (поставки для ВВС США с сентября 1984 г);

F-16N и TF-16N – одно- и двухместные варианты для использования в качестве самолетов условного противника в школе летчиков-истребителей ВМС США («Топ Ган»);

F-16ADF – истребитель ПВО для Национальной гвардии ВВС США на основе самолетов F-16A, В (модифицировано 279 самолетов в течение 1989- 1992 гг.);

RF-16C (F-16R) – разведывательный вариант с контейнерной системой ATARS для замены самолетов RF-4C.

На основе F-16 в Японии с 1987 г. ведутся работы по созданию многоцелевого истребителя FS-X (SX-3) для замены истребителя-бомбардировщика F-1. Начиная с 2000 г. планируется построить 130 самолетов.

Оборудование самолета F-16 включает импульс- но-доплеровскую угломерно-дальномерную РЛС, инерциальную систему навигации TACAN (тактическая воздушная навигационная система), радиолокационную систему предупреждения, 2 контейнера с оборудованием системы РЭП ALQ-119 и ALQ-131, широкоугольный ИЛС, центральный компьютер анализа воздушной обстановки, компьютер управления полетом и компьютер управления огнем.

Вооружение состоит из одной шестиствольной пушки М61А1 (калибр 20 мм, скорострельность 6000 выстр./мин, боезапас 511 снарядов), шести УР AIM- 9J/L «Сайдуиндер» и двух УР AJM-7 «Спэрроу», бомб Мк.82, Мк.83, Мк.84. Предполагается установка УР AIM-120. Максимальная масса боевой нагрузки на девяти узлах подвески составляет 9276 кг.




Впервые в боевых условиях самолет использовался 7 июня 1981 г в ходе налета восьми F-16 израильских ВВС на иракский исследовательский центр в Озираке (близ Багдада). Аналогичный бомбовый удар по пригороду Туниса нанесли 1 октября 1985 г. шесть израильских F-16. Там находилась штаб- квартира Организации освобождения Палестины. Активно F-16 применялись в боевых действиях против Ливии в начале 1980 х гг., во время войны в Афганистане (с пакистанской стороны), в конфликте в Персидском заливе Недостаточно высокая эффективность боевого применения в воздушных боях не согласуется с концепцией истребителя завоевания превосходства в воздухе, заложенной при проектировании F-16. Это подтверждается переориентированием самолета в основном на выполнение ударных операций.

Тем не менее самолет F-16 является самым распространенным реактивным истребителем четвертого поколения и составляет основу ВВС многих из 19 закупивших его стран.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ F-16C

Экипаж, чел. 1

Скорость, км/ч:

максимальная на высоте около 10 км 2140

максимальная на высоте до 3 км 1470

Практический потолок, м 15240

Дальность, км:

перегоночная 3890

действия 550-925

Масса, кг:

максимальная взлетная 19185

пустого самолета 8625

Максимальная боевая нагрузка (при перегрузке 9), кг 5420

Габариты самолета, м:

размах крыла (без/с ракетами на концах

крыльев) 9,45/10,0

длина 14,52

высота 5,09

Двигатель: ТРДДФ F-100-PW-229 /

F-110-GE-129, кгс 7710/13155








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх