Танки Т-54 (пятый и шестой образцы) выпуска апреля 1947 г.

В соответствии с недостатками и дефектами, выявленными в процессе испытаний, завод №183 сразу же провел соответствующие мероприятия по улучшению конструкции машины, внедренные в двух последних образцах танка Т-54 (пятый и шестой образцы) выпуска апреля 1947 г., предназначавшихся для межведомственных испытаний. Эти две машины стали головными образцами первой серии танков Т-54.

Так, например, общую массу машины довели до 36 т путем переработки конструкции его основных механизмов. Усилили диски опорных катков за счет увеличения количества ребер с 10 до 12 с одновременным их утолщением и заменой материала и пересмотрели конструкцию синхронизаторов второй и третьей передач коробки передач. Кроме того, улучшили обзорность с места командира и механика-водителя.

Оружие танка включало 100-мм нарезную пушку Д-1 ОТ с клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором, спаренный с ней 7,62-мм пулемет СГ-43, два курсовых пулемета СГ-43, размещенных в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК обр. 1938/46 г.

Прицельная дальность стрельбы из пушки составляла 6800 м, максимальная – до 15600 м.

Для стрельбы из пушки использовались унитарные выстрелы с осколочно-фугасным снарядом ОФ-412 (с полным или уменьшенным зарядами) и бронебойно-трассирующим снарядом БР-412. Начальная скорость бронебойно-трассирующего снаряда БР-412 составляла 895 м/с, дальность прямого выстрела при высоте цели 2м- 1000 м, бронепробиваемость на дальности прямого выстрела – 135 мм 110 мм – по броневой плите, расположенной под углом 30' от вертикали). При необходимости мог применяться бронебойно-трассирующй снаряд БР-412Б (тупоголовый с баллистическим наконечником). В этом случае бронепробиваемость на дальности прямого выстрела составляла, соответственно. 150 и 120 мм. Дальность прямого выстрела при стрельбе осколочно-фугасным снарядом с -начальной скоростью 900 м/с составляла 1100 м. Прицельная скорострельность при стрельбе из пушки достигала 10 выстр мин мертвое пространство – 20 м.

По сравнению с предыдущим образцом танка Т-54 выпуска 1946 г. претерпела некоторые изменения конструкция курсовых пулеметов: ящики для их установки имели неполное бронирование и были выполнены съемными вместо приваривавшихся ранее к бортовым листам.

Для снижения боевой массы танка была изменена форма башни и уменьшен ее объем. Башня танка – полусферической формы с вварной гнутой крышей. Характерной особенностью данной конструкции башни являлся обратный скос внизу по всему ее периметру, который образовывал ослабленные зоны броневой защиты и в дальнейшем был устранен. Наличие обратного скоса было обусловлено необходимостью обеспечения открытия крышки люка механика-водителя при любом положении башни. Монтаж пушки производился стволом вперед при поднятой задней части башни.

В МТО танка устанавливался дизель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.). Удельный расход топлива составлял 218-231 г/кВт ч (160-170 г/л.с.ч).

В системе подрессоривания использовались индивидуальная моноторсионная подвеска без установки лопастных гидроамортизаторов. Балансиры каждого борта, за исключением пятого балансира, устанавливались по ходу танка, а пятый балансир – против хода.

Гусеничный движитель состоял из двух мелкозвенчатых гусениц цевочного зацепления с ведущими колесами, двух литых ведущих колес со съемными зубчатыми венцами, двух литых направляющих колес с двухчервячными механизмами натяжения гусениц и десяти опорных катков с массивными резиновыми шинами. Опорные катки левого борта были смещены назад на 105 мм по отношению к каткам правого борта. Для улучшения проходимости танка при движении по грунтам с низкой несущей способностью на безгребневые траки гусеницы могли устанавливаться шпоры, для чего в середине этих траков было просверлено отверстие под крепежный болт.



Схема размещения вооружения в танке Т-54 обр. 1947 г.



Установка гидравлических лопастных амортизаторов на танке Т-54 обр. 1947 г.


Межведомственные испытания двух образцов танка Т-54 первой серии (пятая и шестая машины) были проведены в районе завода №183 в период с 24 апреля по 27 мая 1947 г. комиссией, состоявшей из представителей ГБТУ и Министерства транспортного машиностроения. Председателем комиссии был инженер-полковник А.И. Благонравов.

За это время танки преодолели в общей сложности 2486 км. Пробег в 1000 км был совершен за 2 суток и 8 ч, при этом оперативная скорость составила 18 км/ч. "ТТХ машин соответствовали утвержденным правительством. Испытания танки выдержали. Комиссия рекомендовала приступить к серийному производству Т-54 и в своем заключении отметила:

«1. Два головных образца танка Т-54 первой серии испытания по установленной программе выдержали.

В отличие от объема испытаний, предусмотренного утвержденной программой для проверки работоспособности торсионов, один из образцов подвергался ходовым испытаниям на удвоенный километраж, т.е. прошел за время испытаний 2184 км, а с начала заводских испытаний 2486 км, при этом показал высокую эксплуатационную надежность, хорошую маневренность и способность к длительным безостановочным пробегам до 250-300 км с высокими средними скоростями, с суточными переходами до 540 км, с малой затратой времени на осмотр и обслуживание. Пробег на вторую тысячу километров был сделан за двое суток и 8 ч с оперативной скоростью 18 км/ч. За все пробеги танки не имели простоя по техническим причинам, и скорость чистого движения совпадает с технической скоростью…

3. Проверкой выполнения заводом мероприятий, предусмотренных перечнем, составленным по результатам двух танков Т-54 в июле 1946 г., установлено, что мероприятия, предусмотренные перечнем – выполнены заводом. Однако по некоторым пунктам (увеличение тормозного момента малых тормозов ПМП, установка курсовых пулеметов, антикоррозийное покрытие баков) требуется дополнительная доработка…

4. Комиссия считает возможным изготовление установочной партии танков Т-54 с устранением дефектов, выявленных испытаниями, в очередности, предусмотренной перечнем мероприятий, прилагаемым к выводам настоящего отчета.

5. Комиссия считает необходимым отметить большую работу, проведенную заводом № 183 по доработке машин…».

Протокол рассмотрения результатов межведомственных испытаний головных образцов первой серии танков Т-54 был подписан В.А. Малышевым 23 июня 1947 г. и командующим БТ и MB ВС маршалом бронетанковых войск П.С. Рыбалко 24 июня 1947 г.

В решении говорилось:

«Утвердить заключение межведомственной комиссии по результатам испытаний головных образцов первой серии танков Т-54, проведенных в период с 25 апреля по 27 мая 1947г.

Разрешить серийный выпуск танков Т-54 с учетом замечаний, указанных в разделе 2 настоящего протокола и решения МТрМ и командующего БТ и MB ВС от 17 мая 1947г.

…Гидравлические амортизаторы на передние и задние катки устанавливать с 11 машины. Окончательную отработку амортизаторов провести в течение первой серии в 50 машин. Кроме того, до конца первой серии предполагалось ввести автоматическую систему ППО».

Совместным решением заводу №183 предписывалось выпустить установочную серию танков Т-54 в количестве 50 машин с постепенным внедрением 22 конструктивных и производственных мероприятий. Остальные мероприятия внедрялись в производство в процессе выпуска всей установочной серии танков.

Первый Т-54 установочной серии вышел в заводской пробег в июле 1947 г., а танк сентябрьской сборки успешно прошел гарантийные испытания на 1000 км. Всего до конца года в процессе выпуска установочной серии в конструкцию узлов и деталей танка Т-54 было внесено 1490 изменений.

Значительный вклад в создание танка Т-54 внесли: главный конструктор А.А. Морозов, заместитель главного конструктора Н.А. Кучеренко, конструкторы: Я.И. Баран, В.К. Байдаков, А.С. Бондаренко, П.П. Васильев, В.Д. Волков, М.Г. Кизин, А.В. Колесников, В.Я. Курасов, В.Г. Матюхин, Я.А. Мит- ник, А.А. Малоштанов, И.А. и М.А. Набутовс- кие, М.И. Таршинов, Б.А. Черняк, Н.М. Чистяков, А.И. Шпайхлер. Руководил проведением полигонных испытаний всех образцов танка Т-54 главный испытатель Министерства транспортного машиностроения Е.А. Кульчицкий.

В 1947 г. на заводах № 183, №75 и №174 планировалось выпустить 400 танков Т-54, из них на заводе №183 – 250 машин, №75 – 100 машин и № 174 – 50 машин. Однако было изготовлено всего 22 танка на заводе № 183.

В процессе выпуска танка Т-54 в ноябре 1947 г. в серийном производстве были освоены лопастные гидравлические амортизаторы, которые устанавливались на четырех крайних узлах подвески. До конца 1947 г. велась доработка конструкции курсовых пулеметов СГ-43 с правым и левым заряжанием и дистанционным управлением, а также их установки на надгусеничных полках танка. Кроме того, были разработаны и прошли длительные испытания опытный образец входного редуктора измененной конструкции и эластичная муфта привода вентилятора. Однако новый входной редуктор был внедрен в серию только в 1949 г.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх