Рождение. Опытные образцы танка Т-54

Т-54 обр. 1945 г.


Первый опытный образец танка Т-54, 1945 г.

30 октября 1944 г. завод N9183 представил в НКТП проект среднего танка Т-54, отличавшегося от Т-44 повышенной огневой мощью и усиленной броневой защитой. Усовершенствованный танк предполагалось вооружить 100-мм пушкой. Проект был одобрен, и в соответствии с приказом В.А. Малышева №0637 от 1 ноября 1944 г. заводу № 183 предписывалось изготовить опытный образец машины.

Однако Т-54 не удовлетворял командование БТ и MB КА и ГБТУ КА, так как в нем не были реализованы тактико-технические требования (ТТТ) ГБТУ КА, предъявлявшиеся к новому среднему танку. В частности, трансмиссия танка осталась прежней, в ходовой части использовались гусеницы гребневого зацепления с ведущими колесами, отсутствовали гидравлические амортизаторы на узлах подвески опорных катков. Кроме того, первоначально в проекте танка у командира машины не предусматривалась установка системы командирского управления.

Тем не менее к 30 января 1945 г. на заводе №183 изготовили первый опытный образец танка Т-54, который был направлен в заводской пробег. После завершения заводского пробега и окончательной сборки эту машину отправили в Москву на завод №37 для показа командованию БТ и MB КА и членам правительства, куда она прибыла 22 февраля 1945 г.

Опытный танк Т-54 обр. 1945 г. представлял собой модернизацию танка Т-44 обр. 1944 г. в направлении значительного повышения его боевых свойств – огневой мощи и защищенности, что в пределах заданной боевой массы было достигнуто главным образом за счет совершенствования классической схемы общей компоновки машины. Сокращение численности экипажа с пяти до четырех человек и повышение плотности об

щей компоновки танка привело к уменьшению забронированного объема до 11.8м- (для сравнения: у танка Т-34-85 зта величина была равна 12,6 м3 ). Высота мащины была уменьшена на 300 мм по cpaвнению с высотой танка Т-34-85, что также позволю сэкономленную при этом массу использовать для усиления броневой защиты нового танка.

Поперечное расположение двигателя в кормовой части корпуса позволило за счет сокращения длины МТО увеличь размеры боевого отделения и впервые установить на серийном среднем танке 100-мм пушку. что значительно увеличило огневую мощь машины по сравнению с танком Т-44.

Благодаря принятой схеме общей компоновки башню удалось сместить в сторону кормы танка и расположить на подбашенном листе корпуса люк механика-водителя. Это дало возможность значительно усилить противоснарядную стойкость носовой части.

Вооружение танка состояло из 100-мм опытной танковой пушки Д-10Т-К конструкции завода №99 НКВ и двух 7.62-мм пулеметов ГВТ с ленточным питанием, один из которых был спарен с пушкой, второй – курсовой, устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя.

В отличие от пушки Д-10Т обр. 1944 г., у пушки Д-10Т-К был упразднен пружинный уравновешивающий механизм. Уравновешивание качающейся части пушки осуществлялось за счет некоторого облегчения выступавшей за башню части трубы, утяжеления ограждения и подвески под казенную часть пушки специальных грузов.

При стрельбе из спаренной установки, корректировании огня, определении расстояний до целей и наблюдении за полем боя использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-19 четырехкратного увеличения и полем зрения, равным 16°. Предельная дальность стрельбы по шкале для стрельбы из пушки составляла 6800 м, а для стрельбы из пулемета – 1500 м.

В приводе вертикальной наводки использовался подъемный механизм секторного типа с ручным и электромоторным приводом со сдающим звеном. Наводка спаренной установки в горизонтальной плоскости осуществлялось с помощью механизма поворота (МПБ), располагавшегося в башне с левой стороны.


Танк Т-54 обр. 1945 г. Вид сзади. На среднем кормовом листе установлены две дымовые шашки МДШ, оборудованные системой дистанционного запала и сброса.



Танк Т-54 обр. 1945 г. Вид спереди. На броневой маске пушки хорошо видны отверстия для спаренного пулемета и телескопического прицела, а в лобовом листе корпуса – отверстие для курсового пулемета.



Для стрельбы из пушки применялись 100-мм унитарные выстрелы с бронебойно- трассирующим снарядом БР-412 с взрывателями МД-8 и с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412 с взрывателем РГМ. Бронебойный снаряд массой 15,8 кг, имевший начальную скорость 897 м/с, на дистанции 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 121 мм.

Броневая защита танка – дифференцированная противоснарядная. Конструкция корпуса была аналогична конструкции корпуса танка Т-44. Применение днища корытообразной формы с отогнутыми вверх краями (реданом) позволило уменьшить высоту длинных и толстых бортовых броневых листов корпуса и за счет этого сэкономить более тонны броневой стали.

Вращающаяся литая башня с диаметром опоры в свету 1800 мм, выполненная по типу башни танка Т-44, была изготовлена из брони 66 АМС с закалкой на среднюю твердость.

Вварная крыша башни изготавливалась из двух катаных броневых листов толщиной 30 мм, сваренных между собой.

В МТО танка перпендикулярно продольной оси корпуса устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-44 мощностью 520 л.с. (383 кВт).

В топливную систему входили четыре топливных бака общей емкостью 520 л. Кроме внутренних (основных) топливных баков, снаружи танка на надгусеничных полках устанавливались три дополнительных топливных бака емкостью по 50 л каждый. Дополнительные баки были включены в топливную систему. Запас хода по шоссе с использованием дополнительных топливных баков достигал 300-360 км.

В состав трансмиссии входили: входной редуктор (гитара), многодисковый сухого трения (сталь по стали), главный фрикцион; трехходовая пятиступенчатая коробка передач, два многодисковых сухого трения (сталь по стали) бортовых фрикциона; два ленточных (с чугунными накладками) тормоза и два однорядных бортовых редуктора.

Система подрессоривания танка состояла из десяти балансиров, десяти торсионных валов с углом закрутки 44°, десяти кронштейнов, десяти опор балансиров, десяти упоров. Балансиры опорных катков, в отличие от штампованных балансиров танка Т-44, были изготовлены литыми, заодно целое с осями балансиров.

Гусеничный движитель с кормовым расположением ведущих колес состоял из двух крупнозвенчатых (шаг трака 172 мм) с гребневым зацеплением гусениц, двух ведущих колес, десяти литых сдвоенных опорных катков с наружной амортизацией (диаметр 830 мм) и двух литых сдвоенных направляющих колес (диаметр 500 мм) с механизмами натяжения гусениц.

После показа 10 марта 1945 г. танк Т-54 с завода №37 был направлен в Кубинку на НИБТ полигон для дальнейших испытаний. Для проведения полигонных испытаний приказом НКТП и заместителя командующего БТ и MB КА №92/с/021 от 28 февраля 1945 г. была назначена комиссия во главе с Е.А. Кульчицким.

По результатам полигонных испытаний, прошедших в период с 11 марта по 14 апреля 1945 г., комиссией 14апреля 1945 г. был представлен отчет, в выводах которого говорилось:

«1. Танк Т-54 по сравнению с танком Т-44 имеет значительные преимущества по вооружению и броневой защите и превосходит по боевым качествам все современные средние танки.

2. Опытный образец танка Т-54 испытания по прочности основных агрегатов в объеме 1553 км пробега в зимних и весенних условиях выдержал.

3. Танк имеет дефекты, обусловленные конструктивной недоработкой отдельных узлов, устранение которых значительно повысит тактико-технические качества танка».

В заключении комиссия отметила:

«…3. К основным недостаткам танка Т-54 следует отнести недостаточную снарядостойкость башни и устарелость конструкции его трансмиссии и ходовой части, что является недопустимым для современного танка. Башня поражается на больших дистанциях, а трансмиссия и ходовая часть снижают динамические качества танка.

4. Учитывая резкое повышение боевых качеств среднего танка, достигнутое в танке Т-54, комиссия считает возможным рекомендовать танк Т-54 на вооружение Красной Армии с обязательным устранением отмеченных в отчете недостатков.

5. В связи с тем, что отработка ряда новых узлов может задержать ввод в серийное производство танка Т-54, необходимость в котором в армии весьма велика, комиссия считает возможным начать производство танков Т-54, не ожидая введения следующих узлов и механизмов, срочную отработку которых поручить заводу № 183 в очередности, устанавливаемой НКТП и ГБТУ КА:

а) башни по типу танка ИС-3;

б) КПП с синхронизаторами и 2-х ступенчатого планетарного механизма поворота танка;

в) экрана от гранат типа «Фауст»;

г) изменение углов наклона кормовых листов корпуса;

д) вращающегося пола боевого отделения;


Опытный танк Т-44-100 с установкой зенитного пулемета и бортовыми экранами. Лето 1945 г.



Схема размещения боекомплекта в танке Т-54 обр. 1945 г.



Схема броневой защиты танка Т-54 обр. 1945 г.



Танк Т-54 обр. 1945 г. на испытаниях.



е) смотровых приборов по типу М4А2 в командирской башенке;

ж) гусениц с цевочным зацеплением;

з) амортизаторов ходовой части (на всех катках).

По мере отработки, эти механизмы вводить в серийное производство».

25 апреля 1945 г. начальник ТУ ГБТУ КА инженер-полковник А.И. Благонравов подписал заключение по отчету об испытаниях опытного образца модернизированного танка Т-44 (Т-54).

«В связи с тем, что танк Т-54 в этом виде, как он представлен в опытном образце, еще нуждается в дальнейшей доработке в соответствии с требованиями Военного Совета БТ и MB КА от 14 июня 1944 г. в отношении усиления бронирования (в частности, углов наклона брони), улучшения трансмиссии и ходовой части, необходимо до принятия его на вооружение изготовить еще один опытный образец, наиболее полно отвечающий упомянутым требованиям.

Отчет комиссии по испытаниям опытного образца модернизированного танка Т-44- 100 с замечаниями и предложениями, изложенными выше, считаю возможным доложить для утверждения. Благонравов».

На основании материалов проведенных испытаний нарком танковой промышленности В.А. Малышев дал указание директору завода №183 генерал-майору инженерно- танковой службы Ю.Е. Максареву об изготовлении двух опытных образцов танка Т-54 к июню 1945 г. На одном из танков должна была быть установлена планетарная трансмиссией, на другом – планетарные механизмы поворота (ПМП).

Всего в конструкцию нового танка требовалось внести 68 изменений. Однако отработка чертежей и опытного образца по данным предложениям на заводе №183 длительное время не производилась.

Здесь необходимо отметить, что летом 1945 г. в ходе проведения ОКР по дальнейшей модернизации танка Т-44 завод № 183 изготовил два опытных образца танка Т-44-100, вооруженных 100-мм танковой пушкой ЛБ-1. Помимо более мощного основного оружия, эти машины отличались от серийного Т-44 установкой стальных бортовых экранов, а на одном из них на крыше башни у люка заряжающего монтировалась турель с зенитным 12,7-мм пулеметом ДШК.

Установка более мощной артиллерийской системы повысила огневую мощь танка, но ее размещение в башне прежней конструкции ухудшило вентиляцию боевого отделения и условия работы экипажа. Дальнейшие работы по танку Т-44-100 прекратились.

К концу июля 1945 г. завод изготовил второй опытный образец танка Т-54, который отличался от предыдущей машины только установкой пятискоростной коробки передач с синхронизаторами и планетарных механизмов поворота.

28 июля 1945 г. этот образец был отправлен без установки пушки на ходовые испытания, которые продолжались до 4 ноября 1945 г. За это время танк прошел 1513 км.


Танк Т-54 обр. 1946 г. («Объект 137»),




Корпус танка Т-54 обр. 1946 г.



Во время испытаний было обнаружено большое количество дефектов и поломок механизмов танка Т-54. Планетарные механизмы поворота по своей конструкции были аналогичны механизмам поворота тяжелого танка ИС и при проведении испытаний работали без дефектов. Синхронизаторы коробки передач ожидаемого эффекта не дали, так как время переключения передач составляло 5 с. По результатам заводских ходовых испытаний в конструкцию танка было внесено еще 98 изменений.

В отправленном 5 сентября 1945 г. письме на имя Л.П. Берия маршал бронетанковых войск Я.Н. Федоренко и генерал-полковник танковых войск Н.И. Бирюков просили дать указания В.А. Малышеву:

«1.0 срочном предъявлении комиссии на повторные испытания двух образцов Т-54, доработанных в соответствии с заключением комиссии (один с планетарной трансмиссией, другой с ПМП).

2. О выработке предложений по организации серийного выпуска Т-54».

8 декабря 1945 г. В.А. Малышев издал приказ №56сс о доработке технической документации по танку Т-54 в соответствии с ТТТ к нему и об изготовлении к 15 марта 1946 г. первых образцов танков установочной партии и предъявления их на испытания.

23 апреля 1946 г. состоялось решение Совета Министров СССР об утверждении предложения В.А. Малышева и Б.М. Короб- кова о принятии на вооружение нового среднего танка Т-54 конструкции Уральского танкового завода им. Сталина (конструктор А.А. Морозов). А 29 апреля 1946 г., задолго до проведения испытаний первых образцов установочной партии, вышло постановление Совета Министров СССР №960-402сс о принятии танка Т-54 на вооружение и организации его серийного производства на заводе N° 183 с сентября 1946 г. В нем, в частности, говорилось: «Обязать директора завода Скачкова, начиная с сентября 1946г. начать выпуск танка Т-54, с программой: сентябрь -5 шт., октябрь -30 шт., ноябрь – 50 шт. и декабрь – 80 шт. и создать мощности по производству 8 машин Т-54 в сутки при двухсменной работе».







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх