|
||||
|
УР-100Н. 15А30 (РС-18А) Постановление правительства о разработке ракетных комплексов Р-36М, МР-УР-100 и УР-100Н, оснащенных РГЧ ИН, вышло 2 сентября 1969 года. МБР УР-100Н разработана в ЦКБ машиностроения под руководством Владимира Челомея и в филевском Филиале № 1 ЦКБМ, возглавляемом Виктором Бугайским. Разработка проекта ракеты, оснащенной РГЧ ИН с шестью боевыми блоками, начата в 1967 году (по другим данным, проект модернизации ракеты УР- 100 был впервые предложен Челомеем в 1968 году). Постановление правительства о создании УР-100Н с размещением в ШПУ ОС повышенной защищенности вышло 19 августа 1970 года. "Концепция Челомея основывалась на необходимости иметь на боевом дежурстве большое количество относительно дешевых в изготовлении и простых в эксплуатации ракет среднего класса УР- 100Н. Главный мотив – количество через дешевизну, которая обеспечивается простотой конструкции ракеты и пусковой установки. Эффективность такого подхода объяснялась тем, что в этом случае вероятный противник при нанесении опережающего удара не сможет подавить многочисленные пусковые установки (шахты), а при ответном массированном ударе противоракетная оборона противника не справится с обрушившимися на нее многочисленными боеголовками. При кажущейся внешней простоте концепция Челомея имела глубокую проработку с учетом военной доктрины вероятного противника и экономического положения СССР".(Однажды и навсегда… Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. – М.: Машиностроение, 1998. С. 568). Из книги "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева": "Новый комплекс являлся дальнейшим качественным развитием комплексов семейства "соток" и обладал существенно более высокими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками. Наряду с принципиальным новшеством – применением разделяющейся головной части индивидуального наведения на цели – впервые использовалась бортовая вычислительная машина. ТПК с ракетой был подвешен в ШПУ на системе амортизации, что наряду с усиленным шахтным сооружением обеспечило высокую защищенность комплекса от поражающих факторов ЯВ. Комплекс отличался повышенной живучестью и высокой боевой эффективностью в сравнении с комплексами второго поколения". (Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева. 80 лет. – М.: Военный парад, 1996. С. 64). Для МБР УР-100Н в Конструкторском бюро химической автоматики под руководством главного конструктора Александра Конопатова разработан комплекс двигателей всех ступеней. Для первой ступени были созданы однокамерные маршевые двигатели РД-0233 и РД-0234, выполненные по замкнутой схеме. Их энергетические показатели были существенно улучшены за счет значительного повышения давления в камере сгорания. ДУ первой ступени состоит из четырех поворотных однокамерных ЖРД. Для второй ступени созданы двигатели РД-0235, выполненные по замкнутой схеме, и РД-0236, выполненный по открытой схеме. Маршевый однокамерный двигатель неподвижно закреплен на корпусе второй ступени. Управление осуществляется с помощью рулевого двигателя с четырьмя поворотными камерами сгорания. Для боевой ступени разведения боевых блоков в КБ химавтоматики под руководством Александра Конопатова разработан двигатель РД-0237 с вытес- нительной системой подачи топлива. В систему разделения ступеней и отделения боевой части входят тормозные пороховые ракетные двигатели, разработанные в КБ-2 завода № 81 под руководством Ивана Картукова. ШПУ ОС повышенной и высокой защищенности разработаны в Филиале № 2 ЦКБМ под руководством Владимира Барышева. Защитное устройство для ШПУ было разработано под руководством главного конструктора Центрального КБ тяжелого машиностроения Бориса Аксютина. Система управления разработана в харьковском НИИ-692 под руководством Владимира Сергеева. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина. Ядерные боезаряды МБР УР-100Н разработаны в НИИ-1011 (ныне Российский федеральный ядерный центр – ВНИИ технической физики, г. Снежинск Челябинской области). Научные руководители работы – Е.Н.Забабахин, главные конструкторы – Б.В.Литвинов, А.Д.Заха- ренков, О.Н.Тиханэ. 9 апреля 1973 года состоялся первый испытательный пуск ракеты на полигоне Байконур. Испытания ракеты были завершены в октябре 1975 года после проведения 25 пусков. 30 декабря 1975 года комплекс УР-100Н принят на вооружение. 26 апреля 1975 года первый полк боевых ракетных комплексов с МБР УР- 100Н Нижнеднепровской дивизии был поставлен на боевое дежурство неподалеку от города Первомайска на Украине. 18 декабря 1976 года приступил к боевому дежурству возле города Тати- щево Саратовской области ракетный полк УР-100Н в ШПУ повышенной защищенности. 6 ноября 1979 года приступил к боевому дежурству полк с усовершенствованными МБР УР-100Н под городом Хмельницким на Украине. УР-100Н первоначально размещались в ШПУ повышенной защищенности, разработанных Филиалом № 2 ЦКБ машиностроения(ныне – ГНИП "ОКБ Вымпел"), возглавляемым Владимиром Барышевым. Позже все имеющиеся шахты повышенной защищенности были переоборудованы в шахты высокой защищенности, разработанные этим же предприятием под руководством Владимира Барышева. Всего было построено 360 шахтных пусковых установок высокой защищенности (ШПУ ВЗ). Они размещались в позиционных районах дивизий, дислоцированных под городами Пер- вомайск (90 ШПУ ОС), Хмельницкий (90 ШПУ ОС), Татищеве (110 ШПУ ОС) и Козельск (70 ШПУ ОС). МБР УР-100Н Серийное производство МБР УР- 100Н было развернуто в 1974 году на Московском Маши- ностроительном заводе имени М.Хруничева. Выпуск маршевых двигателей первой ступени был освоен Воронежским механическим заводом и филиалом Пермского моторостроительного завода имени Я.М.Свердлова. Маршевые двигатели второй ступени и рулевые двигатели выпускались Ленинградским машиностроительным производственным объединением "Красный Октябрь". Двигатели блока разведения изготовлял Усть-Катавский вагоностроительный завод. Компоненты системы управления собирали на Киевском радиозаводе, заводе имени Тараса Шевченко и Харьковском НПО "Хартрон". Блок разведения боеголовок и система управления производились в Оренбургском производственном объединении "Стрела". Весь период эксплуатации в войсках ракета находится в заправленном состоянии в транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает температурный режим. Заправка компонентами топлива производится в шахте. Приборы системы управления и двигатель разведения боевой ступени размещены в головной части ракеты. Шесть боевых блоков размещены на специальной платформе. Боевой стартовый комплекс УР- 100Н включает 10 ракет в ШПУ ОС, командный пункт и ремонтно-техническую базу. 26 октября 1977 года на полигоне Байконур начались испытания модификации ракеты УР-100Н. Завершились испытания 26 июня 1979 года, после чего 5 ноября 1979 года модернизированная ракета была принята на вооружение. К 1985 году ракеты УР-100Н заменены ракетами УР-100Н УТТХ. Всего за период разработки и эксплуатации проведено 68 пусков МБР УР- 100Н. Из них 42 летных пуска с различными вариантами боевого оснащения, 16 пусков защиты партии и 10 прочих пусков. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|