МР-УР-100. 15А15 (РС-16А)

В 1967 году, после принятия на вооружение комплексов 8К84 и Р-36, конструкторские бюро Михаила Янгеля и Владимира Челомея занялись проработкой проектов модернизации этих комплексов. Предполагалось размещать будущие ракеты в шахтах, которые будут высвобождаться после снятия с боевого дежурства выработавших гарантийный срок ракет 8К84 и Р-36.

Для модернизированных УР-100Н Владимир Челомей предложил использовать традиционный газодинамический (горячий) способ старта. Михаил Янгель предложил использовать минометный (холодный) способ старта.

На сторону Владимира Челомея встали главные конструкторы Владимир Сергеев, Владимир Бармин, Владимир Барышев и Виктор Кузнецов. Их поддерживали министр обороны Андрей Гречко и министр общего машиностроения Сергей Афанасьев. За предложение Михаила Янгеля выступили директор ЦНИИ машиностроения Юрий Мозжорин, заместитель министра общего машиностроения Георгий Тюлин, главные конструкторы Валентин Глушко и Николай Пилюгин. Эту группу поддерживали секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов и председатель ВПК Леонид Смирнов.

Для решения вопросов была образована комиссия во главе с Президентом АН СССР Мстиславом Келдышем. Комиссии не удалось выработать окончательное решение, и вопрос был вынесен на заседание Политбюро ЦК КПСС, затем на Совет Обороны. Решением проблемы пришлось заняться лично Леониду Брежневу. Итоговое совещание Совета Обороны СССР состоялось 28 августа 1969 года на бывшей даче Сталина неподалеку от Ялты.

Было принято паллиативное решение. Разработка ракеты УР-100Н с газодинамическим стартом поручена коллективу Владимира Челомея. Разработка ракеты МР-УР-100 с минометным стартом поручена коллективу Михаила Янгеля.

Постановление правительства о разработке ракетных комплексов Р-36М, МР-УР-100 и УР-100Н, оснащенных РГЧ ИН, вышло 2 сентября 1969 года. Главным конструктором ракеты МР-УР-100 был назначен Владимир Уткин. Ракета, оснащенная четырьмя боевыми блоками, должна была иметь массу и габариты, близкие к моноблочной 8К84, и размещаться в шахтах этих ракет, созданных в ГСКБ Спецмаш'под руководством Владимира Бармина. ШПУ СМ-СП-30 ракеты МР-УР-100 разработана в Ленинградском КБ Спецмаш под руководством Алексея Уткина и Б.Г.Бочкова.

В августе 1970 года Совет обороны СССР одобрил предложение КБ "Южное" о модернизации ракетных комплексов и создании МР-УР-100 с последующим размещением в ШПУ повышенной защищенности. В сентябре 1970 года вышел приказ MOM о разработке комплекса с МБР условно легкого класса МР- УР-100.

Вот что пишет о роли МБР легкого класса ведущий конструктор КБ "Южное" Станислав Ус:

"Параллельно в КБ (КБ "Южное" – прим. авт.) шли ракеты "легкого класса", тоже жидкостные – 15К15. Они также были оснащены разделяющимися головными частями. Но дальность у них средняя. Подобные ракеты создавались и в КБ Челомея. Таким образом, существовала конкуренция, точнее – конкурсность. Как всегда, шла борьба… Но тем не менее обе ракеты были приняты на вооружение, поставлены на боевое дежурство. Вместе "легкие" и "тяжелые" ракеты перекрывали все зоны ядерного поражения земного шара… Мы могли стрелять по морским целям, по промышленным целям, по портам, по ракетным полигонам, по зонам боевого дежурства американских ракет…" (Владимир Губарев. Южный старт. -М.: Некое, 1998. С. 371). Бросковые испытания ракеты с целью отработки минометного старта начаты в январе 1971 года. Летно-конструкторские испытания комплекса МР- УР-100 начаты на полигоне Байконур 26 декабря 1972 года. Испытания были завершены 17 декабря 1974 года.

В октябре 1974 года вышло постановление о сокращении типов боевого оснащения комплексов Р-36М и МР-УР- 100. В 1973 году Южный машиностроительный завод развернул серийное производство ракет. 30 декабря 1975 года комплекс МР-УР-100 принят на вооружение в варианте, оснащенном РГЧ ИН с четырьмя боевыми блоками, а также в моноблочном варианте.

Первые полки, дислоцированные вблизи поселка Выползово Калининской области, заступили на боевое дежурство 6 мая 1975 года. Размещавшиеся здесь ранее МБР УР-100 были сняты с боевого дежурства.

Как и Р-36М, МР-УР-100 была первой шахтной МБР так называемого холодного или минометного старта. Маршевый двигатель первой ступени запускался в воздухе, после того как ракета выходила из шахты под действием избыточного давления, создаваемого пороховым аккумулятором давления.

Ракета оснащена маршевым однокамерным неподвижно установленным двигателем первой ступени РД-268, выполненным по замкнутой схеме. Двигатель разработан в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко.


МБР МР-УР-100


"Для ракеты МР-УР-100 был предложен двигатель РД-268, являющийся форсированным по тяге вариантом двигателя РД-263: тяга у земли -117 тс, давление в камере сгорания – 230 атм, удельный импульс тяги у земли 296 кгс.с/кг". (Однажды и навсегда… Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. – М.: Машиностроение, 1998. С. 571). Эскизный проект двигателя был выполнен в 1970 году. Первое огневое испытание двигателя произведено в марте 1971 года. Первая ступень оснащена также рулевым двигателем с четырьмя поворотными камерами сгорания.

С апреля по ноябрь 1977 года на стенде филиала Пермского моторостроительного завода имени Я.М.Свердлова была проведена доработка двигателя РД-268 с целью устранения причин выявленных высокочастотных колебаний при запуске. Последнее стендовое испытание проведено 19 августа 1980 года. Серийное производство двигателей РД- 268 осуществлялось на Опытном заводе КБ Энергомаш.

Двигатель второй ступени – однокамерный, неподвижно установленный 15Д169 – разработан в КБ-4 КБ "Южное" под руководством главного конструктора Ивана Иванова. Это – модернизированный ЖРД 15Д12, который в свое время был установлен на второй ступени комбинированной ракеты РТ-20П. Управление второй ступенью обеспечивается вдувом газа в закритическую часть сопла ЖРД и четырьмя рулевыми соплами.

Для ступени разведения боевых блоков использованы РДТТ конструкции КБ "Южное". Первоначально было три боевых блока, затем удалось увеличить их количество до четырех.

КБТМ в 1970-1971 годах разработаны проекты двух наземных стартовых комплексов для обеспечения бросковых испытаний МБР Р-36М и МР-УР-100 на площадке № 67 полигона Байконур. Для этих целей использовалось основное оборудование комплекса 8П867. Мон- тажно-испытательный корпус построен на площадке № 42. В 1971 году с комплекса в рамках программы бросковых испытаний было проведено пять пусков ракет МР-УР-100.

Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Ак- сютина. Автономная инерциальная система управления разработана в НПО АП под руководством Николая Пилюгина.

Шахтная пусковая установка разработана в Ленинградском КБ специального машиностроения под руководством Алексея Уткина. Гироскопические приборы разработаны в НИИ прикладной механики под руководством Виктора Кузнецова. Твердотопливные заряды пороховых аккумуляторов давления разработаны под руководством главного конструктора ЛНПО "Союз" Бориса Жукова. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО, разработанным в ЦНИРТИ.

На вооружении полка находилось 10 ШПУ и командный пункт. Максимальное количество пусковых установок МР-УР- 100, находившихся на вооружении, не превышало 150 единиц. В 1982 году началось сокращение ракет и их замена на МР-УР-100 УТТХ. К 1984 году последние МР-УР-100 были сняты с боевого дежурства.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх