Р -3.8А67

Р-З


Вспоминает Борис Черток:

"Уже в конце 1947 года (по уточненным данным – в апреле 1947 года – прим. авт.) под руководством Королева начались работы по плану Р-3. Имелось в виду провести широкомасштабные исследования по созданию ракеты на дальность не менее 3000 км. При этом к рассмотрению были приняты четыре основные конструктивные схемы ракет: БН – баллистическая нормальная (одноступенчатая), БС – баллистическая составная, КН – крылатая нормальная, КС – крылатая составная. Особое внимание уделялось работе по схеме БН". (Черток Б.Е. Ракеты и люди. – М.: Машиностроение. 1995. С. 219).

Проект КН предполагал разработку одноступенчатой крылатой ракеты, проект КС – двухступенчатой крылатой ракеты. Анализ вариантов позволил Королеву окончательно утвердиться во мнении о целесообразности разработки баллистических ракет, рассчитанных на большую дальность полета. Для дальнейшей разработки он выбрал проект одноступенчатой баллистической ракеты БН. Этому выбору конструктор остался верен на всю жизнь. Попутно заметим, что сегодня конструкторы ракет вновь уделяют внимание атмосферным крылатым летательным аппаратам как стратегическим средствам доставки ядерного оружия.

Разработка двигателей для Р-З велась в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко и в НИИ-1 МАП (бывший РНИИ) под руководством Александра Полярного. Валентин Глушко разрабатывал новые кислородно-керосиновые двигатели.

"Шел поиск конструкций, схем, технологий для новых, более эффективных ракетных систем. В этом была суть стратегии: используя имеющийся опыт и возможности, искать новые пути развития. Так, уже в 1947-1954 годах делается попытка разработки новых двигателей РД-110 и РД-105 для проектируемой в КБ С.П.Королева ракетной системы Р-З (двигатели РД-110 и РД-105 возможно предназначались для ракеты Р-З – прим. авт.). Параметры двигателей по тем временам были очень высокие. Тягу предполагалось увеличить по сравнению с существовавшими тогда двигателями в три-четыре раза, давление в камере – более чем в два с половиной раза, удельная масса должна быть снижена почти вдвое. Но в связи с многими техническими проблемами работы по РД-110 были прекращены хотя были изготовлены образцы отдельных агрегатов". (Однажды и навсегда… Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. – М.: Машиностроение, 1998. С. 236-237). По проекту, двигатель РД-110 ракеты Р-З должен был развивать тягу свыше 120 тс при удельном импульсе тяги 243 кгс с/кг. В случае реализации проекта, это был бы первый отечественный кислородно-керосиновый двигатель для баллистической ракеты дальнего действия.

Комплекс наземного оборудования разрабатывался в ГСКБ Спецмаш под руководством Владимира Бармина. Система автономного управления с радиокоррекцией проектировалась в НИИ-885 под руководством Михаила Рязанского и Николая Пилюгина. Система управления создавалась также в НИИ-20 под руководством Бориса Коноплева (позже Коноплев перешел работать в НИИ-885, в 1959 году возглавил харьковское ОКБ- 692). Командные приборы (гироскопы) разрабатывались в НИИ-944 под руководством Виктора Кузнецова.

В июне 1949 года проект ракеты Р- 3БН был завершен. 7 декабря 1949 года проект одобрен научно-техническим советом НИИ-88. Однако в начале 1950-х годов Королев настоял на его прекращении в пользу разработки межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх