|
||||
|
РТ-15. 8К96 Пусковая установка РТ-15 Разработка комплекса РТ-15 начата в ЦКБ-7 под руководством Петра Тюрина в соответствии с постановлением правительства от 4 апреля 1961 года. Спустя два года по постановлению правительства от 16 июля 1963 года разработка была приостановлена и отсрочена до получения положительных результатов по отработке МБР РТ-2. Работы по комплексу возобновились в 1965 году после выхода постановления от 25 декабря 1964 года и проводились в соответствии с тактико-технически- ми требованиями Министерства обороны СССР от 24 сентября 1964 года. ЦКБ-7 (ныне Федеральное государственное унитарное предприятие "КБ Арсенал имени М.В.Фрунзе" возглавляет Борис Полетаев) было образовано постановлением правительства от 21 ноября 1949 года и занималось разработкой морских орудий, а затем – пусковых установок для корабельных ракетных и зенитных ракетных комплексов. В 1957 году ЦКБ-7 вело работы над темой, получившей индекс Д-6, в которой впервые в отечественном ракетостроении была поставлена задача создать твердотопливную баллистическую ракету для подводных лодок, используя существующие баллиститные пороха или разработав для этой цели специальные смесевые твердые топлива. Одним из главных вопросов тогда было создание твердого топлива для двигателей ракеты, которое в общем и решало основную проблему. Первая разработка, по признанию главного конструктора Петра Тюрина, не удалась. Предложенный вариант ракеты, созданной на базе пакетов двигателей первой и второй ступеней с баллиститным топливом с невысокой для таких топлив энергетикой, имел большие габариты и вес. Разработка же смесевых топлив сильно отставала, и к моменту создания ракеты еще не были отработаны их рецептуры, поэтому вариант лодочного базирования твердотопливной ракеты был временно отложен. Коллектив ЦКБ-7 во главе с Петром Тюриным приступил к проекту создания подвижного грунтового ракетного комплекса с двухступенчатой твердотопливной ракетой РТ-15 среднего радиуса действия. В основу разработки комплекса было заложено решение о комплектовании первой и второй ступеней ракеты РТ-15 двигателями второй и третьей ступеней ракеты РТ-2 с модернизацией их под оптимальный режим работы на старте и в полете. На первых десяти летных ракетах РТ15 применялся двигатель первой ступени разработки главного конструктора Петра Тюрина с зарядом из топлива на основе бутилкаучука Алтайского НИИ химической технологии (АНИИ XT) и двигатель второй ступени разработки главного конструктора СКБ-172 Пермского машиностроительного завода имени В.И.Ленина (позже – КБ машиностроения, НПО "Искра") Михаила Цирульникова с зарядом из топлива на основе полифурита разработки Пермского НИИ полимерных материалов (вторая ступень ракеты РТ-25). Одновременно ЦКБ-7 вело отработку еще двух вариантов двигателя второй ступени собственной конструкции на смесевых топливах разработки Ленинградского Государственного института прикладной химии (ГИПХ), возглавляемого Владимиром Шпаком, и разработки АНИИ XT, возглавляемого Яковом Савченко. Окончательно в составе ракеты был выбран вариант двигателя второй ступени разработки Петра Тюрина с зарядом из топлива на основе бутилкаучука, разработки АНИИ XT, как обладающим по сравнению с другими вариантами зарядов большей эластичностью и обеспечивающий безотказную работу заряда и двигателя. В состав комплекса РТ-15 входили: шесть самоходных пусковых установок на гусеничном ходу (на базе тяжелого танка Т-10), оснащенных ракетами РТ-15 в транспортно-пусковых контейнерах; подвижной командный пункт (ПКП), состоящий из машины боевого управления, машины подготовки позиции, двух дизель-электростанций и подвижного узла связи "Рельеф". Все машины ПКП выполнены на колесном шасси высокой проходимости на базе MA3-543. Маршевые двигатели первой и второй ступеней – четырехсопловые, с моноблочными зарядами на смесевом твердом топливе. Разработаны в ЦКБ-7 под руководством Петра Тюрина. Заряды твердого топлива двигателей разработаны Алтайским НИИ химической технологии, возглавляемым Яковом Савченко. Система управления – автономная, инерциальная, разработана в НИИ АП под руководством Николая Пилюгина. Стартовая установка и транспортно-пусковой контейнер созданы в Ленинградском КБ Спецмаш под руководством Всеволода Чернецкого. Система дистанционного управления пуском создана в КБ "Импульс" под руководством Тараса Соколова. Самоходная гусеничная установка на базе танка Т-10 создана в КБ-3 Ленинградского Кировского завода под руководством Жозефа Котина. В конструкции ракеты был применен ряд приоритетных решений: разрезные управляющие сопла двигателей первой и второй ступеней, прочно скрепленные с корпусом двигателя и изготовленные методом литья под давлением топливной массы непосредственно в корпус двигателя. Сама ракета в период всего срока эксплуатации находилась в герметизированном обогреваемом стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере. Все погрузочно-разгрузочные работы при эксплуатации ракеты выполнялись бескрановым способом,что упрощало технологию работ, обеспечивало удобство и безопасность обслуживания. Пуски ракеты РТ-15 в составе подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) проводились на полигоне Капустин Яр. В общей сложности в период летных испытаний с ноября 1966 года по март 1970 года было проведено 20 пусков, из них два двухракетных залпа. Испытания ракеты РТ-15 завершились в марте 1970 года. ПБРК с ракетой РТ-15 был рекомендован для укомплектования одного полка с целью отработки специальных задач в соответствии с постановлением правительства от 6 января 1969 года (в составе полка – шесть самоходных пусковых установок и подвижной командный пункт). Этим же постановлением в январе 1969 года серийное производство ракет РТ-15 было прекращено. Комплексы в составе полка находились в эксплуатации до 1971 года. ПУ БР РТ-15 на стартовой позиции РТ-15 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|