|
||||
|
Н-1. 11А52 В 1960-е годы в СССР разрабатывались три проекта так называемых сверхтяжелых ракет – Н-1 в ОКБ-1 (с 1966 года – ЦКБ экспериментального машиностроения) под руководством Сергея Королева, Р-56 в ОКБ-586 (с 1966 года – КБ "Южное") под руководством Михаила Янгеля и УР-700 в ОКБ-52 (с 1965 года – ЦКБ машиностроения) под руководством Владимира Челомея. Долгое время считалось, что все три проекта были космическими, ракеты-носители предназначались для доставки автоматических аппаратов или пилотируемых кораблей на поверхность Луны. Последние исследования позволяют говорить о том, что в конструкторских бюро первоначально разрабатывались проекты боевых вариантов двух из этих ракет. По свидетельству очевидцев, замысел сверхтяжелой трехступенчатой ракеты Н-1 возник у Сергея Королева в 1956 году. В различных источниках название расшифровывается как "Носитель-1" и как "Наука-1". 15 июля 1957 года первые предложения по ракете были представлены Королевым Совету главных конструкторов. 23 июня 1960 года вышло первое постановление правительства о создании ракеты. 13 мая 1961 года и 13 апреля 1962 года подписаны второе и третье постановления правительства, в которых уточнялись задачи и сроки проектирования. "Проект сверхмощной боевой ракеты (подчеркнуто мною – прим. авт.) на компонентах кислород + керосин в ОКБ Королева постепенно перерос в проект космической ракеты для экспедиции двух человек на Луну". (Однажды и навсегда… Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. – М.: Машиностроение, 1998. С. 530). Эскизный проект предусматривал создание трехступенчатой ракеты стартовой массой около 2 200 тонн, оснащенной кислородно-керосиновыми двигателями. Ракета должна была выводить на околоземную орбиту 75 тонн полезного груза. Предполагалась установка на первую ступень двадцати четырех ЖРД, на вторую ступень восьми ЖРД, на третью ступень – четырех ЖРД. 24 сентября 1962 года вышло очередное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке тяжелой ракеты-носителя для доставки пилотируемого корабля на поверхность Луны с последующим возвращением на Землю. Стартовая масса ракеты была увеличена до 2 400 тонн. Создание маршевых двигателей всех трех ступеней поручено ОКБ-276, возглавляемому Николаем Кузнецовым. В 1962 году Кузнецов приступил к разработке двигателя НК-15. 3 августа 1964 года постановлением правительства было предусмотрено завершение разработки ракеты в 1967 году к 50-летию Октября. Для осуществления лунной экспедиции потребовалось увеличить грузоподьемность ракеты до 95 тонн. В 1965 году было принято решение о размещении на первой ступени не двадцати четырех, а тридцати двигателей. Стартовая масса была вновь увеличена. В окончательном варианте комплекс Н-1 – Л-3 был оснащен двигателями: блок А (первая ступень) – 30 ЖРД НК- 15 (24 по периферии и 6 в центре) тягой у Земли 147 тс, разработанный в ОКБ Николая Кузнецова (позже двигатель модифицирован в многоразовый НК-33), блок Б (вторая ступень) – 8 ЖРД НК- 15В, разработанный в ОКБ Николая Кузнецова (позже двигатель модифицирован в многоразовый НК-43), блок В (третья ступень) – 4 двигателя НК-9В (НК-19, разработанный в ОКБ Николая Кузнецова (позже двигатель модифицирован в многоразовый НК-31 или НК-39), блок Г (лунный ракетный комплекс) – двигатель Д-57, разработанный под руководством главного конструктора Московского Машиностроительного завода "Сатурн" Архипа Люльки, блок Д (лунный орбитальный комплекс) – двигатель 11Д58 разработки главного конструктора КБ химического машиностроения Алексея Исаева, блок Е (лунный корабль) – двигатель разработан под руководством главного конструктора КБ-4 "КБ Южное" Ивана Иванова. Стартовый комплекс разработан в ГСКБ Спецмаш под руководством Владимира Бармина и построен на площадке № 110 Байконура. Производство ракет развернуто на Куйбышевском заводе "Прогресс". Всего, поданным начальника и генерального конструктора ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" Дмитрия Козлова, выпущено девять ракет Н-1. С 21 февраля 1969 года по 23 ноября 1972 года проведено четыре испытательных пуска ракеты. Все пуски были неудачными. 15 мая 1974 года вышло решение правительства о временной приостановке работ над Н-1. Василий Мишин был освобожден от занимаемой должности главного конструктора ЦКБ экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). На эту должность назначен Валентин Глушко. В 1976 году проект Н-1 был прекращен. В НПО "Энергия", образованном на базе ЦКБЭМ, под руководством генерального конструктора Валентина Глушко началась разработка многоразовой ракетно-космической системы "Энергия – Буран". Н-1, пожалуй, самый значительный проект выдающегося конструктора Сергея Королева. О напряженном и драматичном периоде разработки этого ракетного комплекса свидетельствуют воспоминания главного конструктора ЦКБ ТМ Бориса Аксютина: "Вспоминаю совещание, которое собрал С.П.Королев после полета в Пицунду к Н.С.Хрущеву, находившемуся там в это время на отдыхе. Этот полет был необходим для решения вопроса об ассигнованиях для работ по комплексу Н-1 (экспедиция на Луну). По возвращении из Пицунды он собрал совещание главных конструкторов у себя в кабинете. Все собрались, а его нет. Мы в недоумении ждем. Анатолий Петрович Абрамов, его заместитель, говорит, что Сергей Павлович в своем кабинете, сейчас должен прийти. Через некоторое время входит Сергей Павлович, ссутулившийся, рассеянно кивает головой, подходит к столу, садится, берется руками за опущенную голову, сидит молча некоторое время и как бы про себя говорит раздумчиво, тихим голосом: "Упустим время, не наверстаем", затем поднимает голову, видит сидящих, встряхивается и произносит: "Я пригласил вас, чтобы рассказать об итогах встречи с Никитой Сергеевичем. Он сказал: "У нас большие успехи в освоении космического пространства, наши боевые ракеты стоят на дежурстве. Мы никогда не жалели денег на эти дела. Сейчас есть и другие заботы. Нужны средства для подъема сельского хозяйства и животноводства. Вам надо поэкономить". Мы должны продумать мероприятия по удешевлению комплекса Н-1."…Как-то вечером ехали мы с Сергеем Павловичем на машине со второй площадки на десятую (имеется в виду площадка №110 полигона Байконур, на которой был построен стартовый комплекс Н-1 – прим. авт.). Он сидел на переднем сиденье рядом с шофером, а я на заднем. По обыкновению он использовал такие поездки для разговоров о делах. Но в этот раз молчал, погруженный в какие- то свои думы. Был вечер, вдали мерцали огни многочисленных объектов. И вдруг он говорит как-то раздумчиво, как бы про себя: "Да, много мы тут понастроили всего, а вот умру и все может рухнуть". Я оцепенел, но потом сказал: "Сергей Павлович, почему такие мрачные мысли?" Он нехотя что- то невнятно произнес и далее молчал всю дорогу". (Ветераны-ракетчики вспоминают. – ЦИПК, 1994. С. 33-34). МБР Н-1 Разработка МБР 8К84 в ЦКБ машиностроения под руководством Влади мира Челомея начата в соответствии с постановлением правительства от 30 марта 1963 года. В печати часто приводится индекс ракеты УР-100. Однако, по данным НПО машиностроения, этот индекс боевой ракете не присваивался. В приведенных в книге цитатах индекс УР- 100 сохранен за МБР 8К84. Предстояло создать легкую ампули- зированную массовую ракету на высококипящих хранимых компонентах топлива. МБР 8К84 должны были размещаться только в шахтных установках одиночного старта. Ракета должна была иметь гарантийный срок эксплуатации не менее пяти лет и сохранять высокую боевую готовность на протяжении всего срока эксплуатации. Комплекс должен быть простым и надежным, шахта прочной и живучей, управление пуском должно осуществляться дистанционно. Первоначально Владимир Челомей предполагал использовать ракету в вариантах МБР, противоракеты и морской баллистической ракеты для подводных лодок и надводных кораблей. Проект противоракетной системы "Таран" был закрыт в 1964 году. Проект морского варианта УР-100М разрабатывался в 1963-1964 годах. Ракета должна была размещаться на судах, морских пусковых установках и подводных лодках. Этот проект также не был реализован. "Решение о начале работ по РКД- 9 с ракетой межконтинентальной дальности РСМ-40 принималось непросто. Несмотря на одобренный ВМФ проект, при его обсуждении на Совете обороны в июле 1964 г. после доклада В.П.Макеева выступил генеральный конструктор В.Н.Челомей. Он высказал сомнение в возможности достичь требуемой точности БР при запуске ее с ПЛАРБ, находящейся в океане, даже с астрокоррекцией по направлению, и предложил в качестве альтернативы свою ракету УР-100 с радиоуправлением, разместив при этом пункты радиоуправления на всем побережье. Старт ракеты производить с надводных кораблей или ПЛ в надводном положении, находящихся вблизи своих берегов. Сравнительная дешевизна обеспечивалась унифицированностью ракеты, а точность – за счет радиоуправления… Руководство флота и Минобороны хотя и не поддержали, но согласились оценить этот вариант. Н.С.Хрущеву идея понравилась. Он высказал пожелание изучить и береговые варианты базирования. Однако институты ВМФ пришли к выводу об их нецелесообразности".(Ф.И.Новоселов "Вооружение Военно-морс- кого флота" в кн. "Советская военная мощь от Сталина до Горбачева". -М.: Издательский дом "Военный парад", 1999. С. 339). Разработка маршевого ЖРД на высококипящих компонентах топлива для первой ступени 8К84 начата в КБ хи- мавтоматики под руководством Семена Косберга в 1963 году. После смерти Косберга работы продолжены под руководством Александра Конопатова (ныне КБ возглавляет Владимир Рачук). Для первой ступени были созданы двигатели РД-0216 и РД-0217. Двигательная установка первой ступени состояла из четырех автономных однокамерных ЖРД с поворотными соплами и турбонасосной системой подачи компонентов топлива. Число оборотов турбины – 31 000 об/мин. Каждый двигатель мог отклоняться для управления полетом ракеты. Однокамерный маршевый неподвижно установленный ЖРД 15Д13 второй ступени и рулевой четырехкамерный ЖРД 15Д14 созданы главным конструктором Ленинградского ОКБ-117 Сергеем Изотовым. АЛЕКСАНДР КОНОПАТОВ родился в 1922 году. В 1945 году окончил Московский авиационно-технологический институт. С 1946 года работает в Конструкторском бюро химической автоматики инженером, ведущим конструктором, начальником КБ, первым заместителем главного конструктора. В 1965 году назначен главным конструктором КБ. В этой должности проработал до 1993 года. СЕРГЕЙ ИЗОТОВ родился в 1917 году. После окончания в 1941 году Ленинградского политехнического института работал конструктором, заместителем начальника конструкторского отдела Уфимского авиазавода № 26 (Уфимское моторостроительное ПО). В 1946 году назначен заместителем главного конструктора Владимира Климова в Ленинградское ОКБ-117. С 1960 года – главный конструктор ОКБ-117, возглавляемого генеральным конструктором Климовым. В 1963 году назначен генеральным конструктором ОКБ-117 (с 1975 года – НПО имени В.Я.Климова). Под его руководством разработан ряд реактивных двигателей для самолетов и вертолетов. С 1963 года Сергей Изотов за нимался разработкой маршевых и рулевых ЖРД для межконтинентальных баллистических ракет Владимира Челомея. Для разделения ступеней на первой и второй ступенях ракеты размещались тормозные пороховые ракетные двигатели. Двигатели разработаны под руководством главного конструктора КБ-2 Московского завода № 81 Ивана Картукова. В апреле 1963 года постановлением Правительства ГСКБ Спецмаш, возглавляемое Владимиром Барминым, было назначено головным разработчиком шахтной стартовой позиции ракеты 8К84. Впервые было определено: "В целях достижения оптимального решения по ракетному комплексу в целом не только наземное оборудование должно создаваться с учетом исходных данных разработчика ракеты, но и конструкция ракеты должна также разрабатываться с учетом встречных обоснованных требований к ней разработчика стартового комплекса". (Корнеев Н.М., Неустроев В.Н. Генеральный конструктор, академик Владимир Павлович Бармин. Основные этапы жизни и деятельности. М., 1999. С. 66). Из книги "Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США": "Стартовый комплекс для ракеты УР-100 состоял из 10 рассредоточенных боевых стартовых позиций, на каждой из которых размещалась одна шахтная пусковая установка. Вблизи одной из боевых стартовых позиций размещался командный пункт боевого ракетного комплекса, связанный кабельными линиями системы боевого управления и связи со всеми стартовыми позициями". (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/ Под. ред. Е.Б.Волкова. – М.: РВСН, 1996. С. 151). Из книги "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева": "С командного пункта проводились постоянный и периодический контроль технического состояния ракеты и систем пусковой установки и управления пуском ракет, при этом предстартовая подготовка к пуску проходила в автоматическом режиме от автономных источников электроснабжения. Ракеты, для обеспечения их высокой боеготовности, находились в заправленном состоянии. Применение жидких ракетных топлив на ракете УР-100 потребовало решения сложнейшей проблемы обеспечения длительного – в течение 7-10 лет – нахождении ее в заправленном состоянии". (Государственный космический научно- производственный центр имени М.В.Хруничева. 80 лет. – М.: Военный парад, 1996. С. 58). Из книги "Генеральный конструктор, академик Владимир Павлович Бармин": "Предусматривалось проведение не реже одного раза в год регламента технического обслуживания пусковой установки с привлечением боевого расчета и подвижных средств позиционного района. Процесс боевого дежурства пусковой установки и ракеты, а также пуск ракет осуществлялся без присутствия на них боевого расчета. Предложенная пусковая установка представляла собой сооружение, состоящее из шахтного ствола и оголовка, закрытых сверху откатывающейся крышей защитного устройства. В ней размещались технологическое оборудование и спецтехничес- кие системы, обеспечивающие длительное содержание, подготовку к пуску и пуск ракеты. В стволе шахты были размещены: пусковое устройство, элементы стыковки кабельных и газовых коммуникаций с ракетой, элементы га- зоотводящего аппарата, средства откачки грунтовых вод и другое оборудование. В оголовке пусковой установки была размещена аппаратура для подготовки ракеты к пуску и ее пуска, элементы системы дистанционного контроля и управления, аппаратура электроснабжения спецтоками, средства снабжения ракеты сжатыми газами и другое оборудование". (Корнеев Н.М., Неустроев В.Н. Генеральный конструктор, академик Владимир Павлович Бармин. Основные этапы жизни и деятельности. М., 1999. С. 67). Командный пункт котлованного типа разработан в ЦКБ-34 под руководством Евгения Рудяка. Защитное устройство и установщик разработаны в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина. Защитное устройство для ШПУ имело время открывания 30 секунд и было выполнено в виде сдвижной железобетонной плиты, открывающейся по наклонным рельсовым путям. Установщик был предназначен для бескрановой перегрузки контейнера с ракетой в шахтное сооружение и установки на пусковое устройство. Транспортно-пусковой контейнер ракеты разработан в Филиале N9 2 ОКБ- 52 (ныне – ГНИП "ОКБ Вымпел") под руководством главного конструктора Владимира Барышева. Разработка начата в январе 1965 года. Основной задачей конструкторов было обеспечение решения главного принципа Челомея: "завод – пусковая установка". Выполнение этой задачи во многом и определялось созданием транспортно-пускового контейнера. Контейнер герметизировался специальной пленкой. Автономный комплекс постоянно находился в состоянии полной боевой готовности. Шахта выдерживала давление до 2 кг/см2 . Это равнозначно энергии взрыва ядерного бо- еприпаса мегатонной мощности, произведенного на расстоянии 1 300 метров. Система управления разработана в НИИ автоматики и приборостроения под руководством Николая Пилюгина, командные приборы – в НИИ-944 под руководством Виктора Кузнецова. Первые пять испытательных пусков с наземных стартов на Байконуре проведены с использованием радиокомандной системы управления, разработанной в НИИ- 885 под руководством Михаила Рязанского. Позже от нее отказались. После дующие испытательные пуски ракет происходили с использованием автономной инерциальной системы управления. 8К84, вместе с Р-36, была одной из первых МБР, оснащенных комплексом средств преодоления ПРО. Ракета оснащалась комплексом средств преодоления противоракетной обороны противника "Пальма". Комплекс разработан в НИИ-108 (ныне – ЦНИРТИ) под руководством Виталия Герасименко. Ядерное оснащение 8К84 впервые создавалось не в Арзамасе-16, а в НИИ- 1011 (Челябинск-70, ныне – Российский федеральный ядерный центр – ВНИИ технической физики, г. Снежинск Челябинской области). Научные руководители работы – Е.Н.Забабахин, главные конструкторы – Б.В.Литвинов, А.Д- .Захаренков, О.Н.Тиханэ. Первые пуски 8К84 по программе летно-конструкторских испытаний на полигоне Байконур проводились с наземной пусковой установки. В 1964 году начато строительство ШПУ ОС. Для испытаний на полигоне были построены десять шахт глубиной 32 метра и один командный пункт. Первый пуск с наземной ПУ проведен 19 апреля 1965 года. Первый пуск из ШПУ – 17 июля 1965 года. Всего по программе ЛКИ произведено 60 пусков. Испытания завершены 27 октября 1966 года. В 1964 году Московский Машиностроительный завод имени М.В.Хруничева приступил к производству МБР 8К84. Серийное производство было также развернуто на Омском авиазаводе № 166 (ПО "Полет") и Оренбургском авиазаводе № 47 (ПО "Стрела"). Для строительства одиночных стартовых комплексов в будущих позиционных районах выбраны места дислокации РСД и МБР группового старта, а также один новый позиционный район под Татищево. Предполагалось строительство более тысячи шахтных пусковых установок. Вот как описывает работу рекогносцировочной группы специалистов, производивших выбор позиционных районов РВСН, генерал-лейтенант в отставке Евгений Евстигнеев: "О работе рекогносцировочного отряда (группы) Минобороны на территории военного округа знал только командующий, а из местного руководства – первый секретарь обкома (крайкома) КПСС и председатель КГБ области (края). Продолжительность рекогносцировочных работ составляла от трех до шести месяцев, так как они включали в себя и инженерно-геологические изыскания. Эти отряды (группы) Минобороны строго легендирова- лись под различные гражданские геологические партии и строительные отряды. Выезжая для контроля работ рекогносцировочных отрядов с общесоюзным паспортом в кармане и в соответствующей гражданской одежде, я также испытывал массу трудностей, связанных с режимом секретности. По легенде был я и начальником геодезического отряда, и начальником геолого-разведывательного управления, и заместителем управляющего Уралгаз, и даже пчеловодом-консультантом. Ездил в поездах в общих вагонах, на попутных машинах, добирался на лошадях, ночевал в Доме колхозника – и нигде не мог сказать, что я генерал из Москвы".(Ветераны-ракетчики вспоминают. – ЦИПК, 1994. С. 87). 8К84 В 1965 году началось массовое строительство шахт в будущих районах дислокации МБР 8К84. "О громадных объемах работ, затратах материальных и людских ресурсов только за два первых года строительства ракетных комплексов УР-100 и Р-36 красноречиво свидетельствуют следующие официальные сравнительные данные по состоянию на июль 1967 года: произведено около 120 миллионов кубометров земляных работ (на Красноярской ГЭС – 5, Днеп- рострое – около 3 миллионов кубических метров)… Стоимость строительства стартовых позиций для ракет УР- 100 и Р-36 (по состоянию на июль 1967 года) составила около 1 миллиарда рублей, что соизмеримо со стоимостью строительства Куйбышевской и Красноярской ГЭС… В работах по строительству, доставке, монтажу оборудования и вводу в эксплуатацию ракетных комплексов УР-100 и Р-36 участвовало более 650 тысяч рабочих, конструкторов, ученых, военнослужащих. Полная программа строительства этих ракетных комплексов была выполнена только к 1973 году". (Ракетные войска стратегического назначения России/Под. ред .И.Д.Сергеева. – ЦИПК, 1998, с. 102-103). 24 ноября 1966 года первые полки с МБР 8К84 в ШПУ ОС поставлены на боевое дежурство под населенными пунктами Дровяная Читинской области, Бершеть Пермской области, Татищево Саратовской области, Гладкая Красноярского края. 21 июля 1967 года ракетный комплекс 8К84 принят на вооружение. Учебно-боевые пуски ракет производились с позиционного района дивизии, дислоцированной в Бершети. Позже было решено все пуски производить только с полигона Байконур, так как траектории полетов ракет, запускаемых из- под Перми, пролегали над населенными пунктами. Разрабатывая МБР 8К84, Владимир Челомей применил в конструкции ряд новшеств. Главными особенностями ракеты были ее постоянное содержание в транспортно-пусковом контейнере и ампулизация. Газодинамический старт производился из транспортно-пускового контейнера, который защищал ракету от высокой температуры газовой струи работающих двигателей. О сложности проведенных работ по ампулизации ракеты говорит лишь одна цифра – на протяжении всех лет хранения под влиянием крайне агрессивных компонентов топлива должны были находиться более двадцати тысяч (!) разъемных соединений различных типов. К решению проблемы были привлечены десятки крупнейших научно-исследовательских и конструкторских организаций страны. Первоначально был установлен гарантийный срок дежурства ракеты с заправленными и ампулизированными топливными баками пять лет. Позже он увеличен до семи, затем – до десяти лет. В ходе эксплуатации первоначально установленный срок был увеличен более чем в два раза. Следует отметить еще одно качество ШПУ МБР 8К84. Стоимость ее создания, по свидетельству специалистов, значительно ниже стоимости ШПУ американских ракет "Минитмен", разработанных в то же время, построенных в большом количестве и имевших равную степень защищенности. "В процессе проектирования и разработки МБР УР-100 были реализованы научно-технические конструкторские идеи и решения, которые позволили создать уникальную для того времени ракету, значительно отличавшуюся от конструкций межконтинентальных ракет, как принятых на вооружение, так и находившихся в стадии разработки".(Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/Под. ред. Е.Б.Волкова. – М.: РВСН, 1996. С. 143). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|