Р-36. 8К67

Р-36 с "тяжелой БЧ" на параде


Разработка Р-36 начата в ОКБ-586 (с 1966 года – ОКБ "Южное" MOM) под руководством Михаила Янгеля после выхода постановления правительства "О создании образцов межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов" от 16 апреля 1962 года. В соответствии с постановлением в ОКБ разрабатывались ракеты Р-36, Р-36 орбитальная и Р-56 космическая.

МБР Р-36 – первая отечественная ракета тяжелого класса. Р-36 и 8К84 являются первыми ампулизированными ракетами, оснащенными комплексами средств преодоления ПРО и размещенными в ШПУ ОС.

"Межконтинентальная двухступенчатая управляемая баллистическая ракета Р-36 была предназначена для поражения важнейших стратегических объектов, а также наиболее крупных административно-политических и военно-промышленных центров противника, защищенных средствами противоракетной обороны". (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/ Под. ред. Е.Б.Волкова. – М.: РВСН, 1996. С. 130).

В начале разработки проект ракеты не имел ампулизированных топливных баков, ракета оснащалась системой радиокоррекции и создавалась для групповых ШПУ. 12 января 1965 года вышел приказ ГКОТ "О развертывании работ по ампулизации ракет Р-36 и Р- 36-0". Если время нахождения в состоянии полной боеготовности первых баллистических ракет на низкокипящих компонентах топлива (Р-1, Р-2, Р-5) не превышало 30 минут, время нахождения в состоянии полной боевой готовности ракет на низкокипящих переохлажденных компонентах топлива (Р-9А) не превышало 24 часов, а время нахождения в состоянии полной боеготовности первых ракет на высококипящем топливе (Р-12, Р-14, Р-16) – 30 суток, то первые ампулизированные ракеты на высококипящем топливе (Р-36 и 8К84) могли находиться в состоянии полной боевой готовности значительно большее количество времени. Первоначальный гарантийный срок ракеты Р-36 составлял пять лет. Позже он был увеличен до семи с половиной лет.

Ракета перевозилась с железнодорожной станции на стартовую позицию.

Установщики опускали ее в шахту, заправщики заправляли компонентами топлива. После этого с помощью ампулизации достигалась полная изоляция ракеты. Ракета долгие годы сохраняла состояние полной боевой готовности.

"Продолжающееся в то время развитие ракетно-ядерной техники в Советском Союзе и США привело к возможности увеличения прицельной точности попадания по поражаемым объектам, увеличения мощности ядерных зарядов, доставляемых в заданные районы баллистическими ракетами. Увеличению точности поражения также способствовало проведенное уточнение привязки континентов Земли, осуществленное с помощью космических аппаратов. В связи с этим начала складываться ситуация, когда ранее созданные в Советском Союзе боевые ракетные комплексы в неполной мере могли противостоять возрастающему ракетно-ядерному потенциалу США и НАТО, поскольку у них могла появиться возможность одной ракетой уничтожить несколько наших ракет, стоящих на боевом дежурстве". (Корнеев Н.М., Неустроев В.Н. Генеральный конструктор, академик Владимир Павлович Бармин. Основные этапы жизни и деятельности. М., 1999. С. 63). В 1965 году вариант размещения ракет в групповых ШПУ был отвергнут. На Байконуре начаты испытания одиночных стартов.


МБР Р-36 с "легкой" БЧ


Модель шахтной ПУ Р-36


"Новые комплексы предполагалось размещать в позиционных районах с одиночными шахтными пусковыми установками (типа "ОС"), разнесенными на такие расстояния, чтобы две пусковые установки не могли быть поражены одним ядерным взрывом". (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/ Под. ред. Е.Б.Волкова. – М.: РВСН, 1996. С. 127).

Разработка маршевых двигателей ракеты в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко начата в 1962 году. В качестве окислителя впервые был использован азотный тетраоксид (AT).

"Принято считать, что эта ракета является лидером семейства ракет, которое характеризуется оснащением более тяжелыми и мощными зарядами, повышенной точностью стрельбы, сокращением времени боеготовности (у Р-16 это время составляло часы, а у Р-36 – несколько минут), увеличением времени нахождения в заправленном состоянии и т.п. Обеспечению последней характеристики наряду с конструкторскими достижениями по герметизации стыков в гидравлической системе ракеты во многом способствовало использование в качестве окислителя AT, менее агрессивного по сравнению с АК. Начиная с проекта Р-36 на всех последующих ракетах азотнокислотного типа, а соответственно и двигателях этих ракет, использовался только AT". (Однажды и навсегда. .. Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. – М.: Машиностроение, 1998. С. 507).

Двигатель первой ступени РД-251 состоял из трех двигателей-модулей РД- 250. Первая ступень оснащалась также рулевым двигателем с четырьмя поворотными камерами сгорания. Для торможения при разделении ступеней в хвостовом отсеке первой ступени устанавливались четыре пороховых ракетных двигателя. Вторая ступень оснащалась двигателем РД-252 и рулевым четырехкамерным двигателем. Внутри хвостового отсека размещены пороховые тормозные двигатели второй ступени. Каждый двигатель-модуль имел две камеры, один ТНА, газогенератор и пироавтоматику. Двигатель РД-252 имел высотное сопло с большой степенью расширения. Серийное производство двигателей ракеты Р-36 было развернуто на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске (с 1966 года – Южный машиностроительный завод Минобщемаша).

В связи с тем, что ГСКБ Спецмаш, возглавляемое Владимиром Барминым, было перегружено заказами, разработка стартового комплекса ракеты поручена ЦКБ-34. Главный конструктор комплекса – Евгений Рудяк.

Пишет Владимир Степанов, бывший главный конструктор КБ специального машиностроения (в 70-е годы Ленинградское ЦКБ-34 получило название КБ специального машиностроения):

"В 1963 году наше конструкторское бюро (ЦКБ-34 в г.Ленинграде, начальник А.М.Шахов) под руководством Е.Г. Рудяка приступило к разработке боевого стартового комплекса для МБР Р-36. К этому времени в наш коллектив… влился коллектив опытных конструкторов (из ОКБ-43, присоединенного к ЦКБ-34)… Боевой стартовый комплекс состоял из шести рассредоточенных на 8-Ю км друг от друга шахтных пусковых установок, дистанционно управляемых в технологическом и боевом режимах из единого подземного командного пункта". (Создатели ракетно-ядерного оружия и ветераны-ракетчики рассказывают. – М. : ЦИПК, 1996. С. 220). Первоначально допускалось использование некоторого количества менее дорогостоящих групповых шахт, но вскоре от этой идеи отказались.

Проектирование стартового комплекса ОС-67 в ЦКБ-34 главного конструктора Евгения Рудяка начато в 1963 году. На каждой из шести рассредоточенных боевых стартовых позиций комплекса размещалась одиночная ШПУ. Вблизи размещался КП котлованного типа, связанный системами управления со всеми стартовыми позициями. Глубина ШПУ – 41,5 м, диаметр ствола шахты – 8,3 м, диаметр пускового стакана – 4,64 м. Стакан шахты был неповоротным, что упрощало конструкцию ПУ. Ракета выходила вертикально, затем осуществлялся ее разворот системой управления полетом. Комплекс должен был выдерживать давление 2 кг/см².

Комплекс оборудования наземного старта для проведения испытаний на полигоне Байконур разработан в КБ транспортного машиностроения (КБТМ) под руководством Владимира Петрова и Всеволода Соловьева (ныне КБ возглавляет Геннадий Бирюков).

Вот как описывают разработку ракетного комплекса создатели наземного стартового оборудования Всеволод Соловьев и Николай Кожухов:

"Необычной была и общая обстановка, в которой шло его (комплекса 8К67 – прим. авт.) создание. Во-пер- вых, продолжалась борьба за приоритет создания шахтных или наземных боевых стартовых комплексов. Во-вторых, шла острейшая конкуренция с аналогичной работой Челомея В.Н. (ракета УР-200). А ГСКБ (имеется в виду КБТМ – прим. авт.) предстояло создать связанный единой технологической задачей комплекс со стационарными системами, смонтированными в сооружениях, стартовым оборудованием и набором передвижных агрегатов. При его создании КБ впервые пришлось вплотную осваивать работы, связанные с проектированием строительных сооружений с оснащением их общетехническим и специальным технологическим оборудованием, энергетикой, средствами термостатирования и связи, наземной аппаратурой управления и другими средствами. В основу принципиально новой технологии СК 8П867 заложен перенос на техническую позицию (в МИК) основной части работ по подготовке и проверкам ракеты, сохранив на стартовой позиции только самые необходимые операции, автоматизировав при этом технологические процессы и максимально исключив присутствие людей у ракеты во время подготовки к пуску".(Кожухов Н.С., Соловьев В.Н. Комплексы наземного оборудования ракетной техники. 1948-1998 гг./ Под. ред. докт. техн. наук проф. Бирюкова Г.П. – Москва, 1998. С 51). Для наземного комплекса 8П867 в КБТМ было разработано пусковое устройство 8У255, транспортно-установочный агрегат 8Т178 и другое уникальное оборудование. Впервые на стартовом комплексе применена автоматическая система подготовки старта, создана система скоростной заправки больших объемов компонентов топлива методом вытеснения.

"И хотя не все задуманное удалось реализовать, комплекс, благодаря проектным и техническим решениям, стал прообразом будущих автоматизированных стартов для ракет-носителей головного ракетного КБ, возглавляемого академиком М.К.Янгелем, а затем В.Ф.Уткиным". (Кожухов Н.С., Соловьев В.Н. Комплексы наземного оборудования ракетной техники. 1948-1998 гг./ Под. ред. докт. техн. наук проф. Бирюкова Г.П. – Москва, 1998. С 53).

Автономная инерциальная система управления разработана под руководством главного конструктора харьковского НИИ-692 Владимира Сергеева. Первоначально, для повышения точности стрельбы, было принято решение о разработке для ракеты, кроме автономной СУ, радиосистемы. Радиокомандная система управления была создана под руководством Михаила Борисенко. Первые пять испытательных пусков ракеты проведены с ее использованием. После этого она была исключена из состава комплекса, так как автономная система обеспечивала приемлемую точность стрельбы. Ядерный боезаряд для ракеты разработан конструкторами Челябинска-70. Серийное производство ядерных боезарядов освоено на Пензенском заводе № 592 (ПО "Старт").

В июне 1963 года для Р-36 был разработан эскизный проект самой мощной в мире ГЧ 8Ф675. По различным данным, приводимым в печати, варианты ракеты оснащались ядерными боезарядами мощностью 5 Мт, 10 Мт, 18 Мт и 25 Мт.

О разрушительной силе ракеты, оснащенной мощным боезарядом, можно судить по отрывку из книги воспоминаний Бориса Чертока.

"В 1957 году в США вышел справочник по действию ядерного оружия, позволяющий любому желающему рассчитать действие поражающих факторов ядерного взрыва в зависимости от тротилового эквивалента. Таким образом, тщательно охраняемые нашими атомщиками секреты стали доступными для всех ракетчиков. Из этого справочника следовало, что заряд в одну мегатонну вполне достаточен, чтобы, угодив в центр Вашингтона, полностью лишить США его столицы". (Черток Б. Е.. Ракеты и люди. Фили – Подлипки – Тюратам. – М.: Машиностроение. 1996. С. 230).

В феврале 1963 года началось строительство наземного стартового комплекса 8П867 для Р-36 на Байконуре. Наземная отработка ракеты проводилась на площадке № 67. Пункт радиоуправления построен на площадке № 68. 28 сентября 1963 года произведен первый пуск ракеты с легким моноблоком со стартовой площадки № 67. К сожалению, пуск был неудачным. Ракета взорвалась на старте. Площадка разрушилась. После проведения восстановительных работ наземный стартовый комплекс 8П867 был принят в эксплуатацию. 3 декабря 1963 года произведен второй пуск Р-36. Он был успешным. В 1964 году произведено шестнадцать пусков, четыре из которых были аварийными. Всего с комплекса 8П867 было произведено 20 испытательных пусков ракет.

В 1964 году построена групповая шахтная установка на площадке № 80 Байконура. Первый пуск ракеты произведен 14 января 1965 года. Он был аварийным. Ракета взорвалась. Вскоре от групповых стартов отказались.

Для дальнейших испытаний на Байконуре были построены шесть одиночных стартов и командный пункт. С целью осуществления пусков на полигоне 39-я отдельная инженерно-испытательная часть (ОИИЧ) была разделена на две отдельных инженерно-испытательных части: 25-я ОИИЧ осуществляла пуски Р-36 из ШПУ ОС, 43-я ОИИЧ осуществляла пуски МБР Р-16 и Р-16У.

"Первый пуск ракеты Р-36 из шахты ОС с площадки N° 140 успешно состоялся 27 апреля 1965 года. Безусловно, это было большим достижением в нашем ракетостроении. Далее пуски продолжались из ОС с площадок 102, 141, 103, 109, 142. В 1965-1966 годах было проведено 20 пусков, которые позволили сделать вывод о принятии на вооружение ракетного комплекса ОС Р-36. Таким образом, на этом комплексе впервые в мире был осуществлен пуск по кабелю на расстояние более 10 км. Затем было проведено испытание по установлению интервала, с каким можно было производить пуски с КП всех ракет боевого ракетного комплекса (БРК)". (Байконур. Королев. Янгель/Автор-составитель М. И. Кузнецкий. – Воронеж: ИПФ "Воронеж", 1997. С. 162).

В ходе испытаний выяснилось, что необходима замена дистанционных переключателей (ДП).

"Надо было срочно проводить доработку на ракетах, заменяя ДП. Министр С.А.Афанасьев был на полигоне, но узнав об этом, приехал во второе управление и попросил рассказать ему суть доработки. Подъехали к шахтной пусковой установке, в которой стояла ракета, подошли к оголовку шахты, крыша уже была открыта, и начальник управления полковник А. С. Матренин стал объяснять, какие работы необходимо проводить, показывая рукой на приборный отсек, где находится прибор с ДП. Министр перебил его и попросил показать этот прибор на ракете. Матренин стал отговаривать Афанасьева, поскольку это небезопасно, надо лезть вниз по шахте, делая неудобные переходы, держась за ограждение кольцевой площадки. Сергей Александрович, огромный мужчина двухметрового роста, за сто килограммов, уверенно преодолел этот непростой путь к приборному отсеку второй ступени. Чувствовалось, что ему не раз в его непростой жизни приходилось преодолевать куда более сложные преграды. Матренин рассказал о технологии доработки, успокоив министра тем, что она несложная. "Я все понял, – поблагодарил министр за пояснения, – теперь я знаю, кого надо пощекотать и сколько дать времени". (Байконур. Королев. Янгель/Автор-составитель М. И.Кузнецкий. – Воронеж: ИПФ "Воронеж", 1997. С. 163).

В июле 1965 года начаты летные испытания комплекса средств преодоления ПРО "Лист" на ракете Р-36. Средства преодоления ПРО разрабатывались в ОКБ-586 и в Московском НИИ-108.

4 июля 1943 года был образован Совет по радиолокации при Государственном комитете обороны. Этот же день считается днем основания Научно- исследовательского института N° 108, который возглавил выдающийся советский ученый Аксель Берг.

В годы Великой Отечественной войны учеными НИИ-108 созданы аппаратура телевизионной связи для истребителей, самолетная РЛС предупреждения о нападении для бомбардировщиков, экспериментальный образец самолетной станции помех. В послевоенные годы разработаны прибор слепого бомбометания и навигации, радиолокатор разведки наземных целей, станция предупреждения летчика о секторе действия радара противника, самолетная аппаратура помех "Смальта" и другие системы. В настоящее время образованный на базе НИИ-108 Государственный центральный научно-исследовательский радиотехнический институт (ГосЦНИРТИ) является головным разработчиком средств радиоэлектронной борьбы наземного, воздушного, морского и космического базирования.

В разные годы в институте работали выдающиеся ученые академики Владимир Фок, Александр Расплетин, Михаил Леонтович. Институт возглавляли Николай Емохонов, Петр Плешаков, Юрий Мажоров. С 1987 года ЦНИРТИ возглавляет Алексей Шулунов.

В 1958 году для разработки систем защиты головных частей баллистических ракет от поражения противоракетами противника на базе лаборатории, которой руководили академики Борис Введенский, Михаил Леонтович и Владимир Фок, в НИИ-108 был создан специальный сектор № 3.

В начале 1961 года НИИ-108 под руководством директора института генерала Петра Плешакова начал выполнение сразу трех экспериментальных работ под условными названиями "Верба", "Кактус" и "Крот". Требовалось дать ответ на главный вопрос: можно ли вообще защитить головные части межконтинентальных баллистических ракет от противоракет противника?

Занимаясь темой "Верба", начальник одной из лабораторий НИИ-108 Павел Погорелко разработал надувные и дипольные отражатели. Надувные отражатели представляли собой пакеты из тонкой пленки, на которую наносился тончайший слой металла. На земле пакеты складывались в коробочки. Сотни таких пакетов размещались в головной части ракеты. В космосе пакеты раскрывались, принимали различные формы, в том числе, форму боеголовки и, разлетевшись на десятки километров в разные стороны, заслоняли собой от радаров противника основную цель.

Эту же роль играли дипольные отражатели – небольшие куски проволоки, также предварительно укладывавшиеся в головную часть ракеты. В нужный момент, в космосе, до полумиллиона диполей разбрасывались вокруг боеголовки, образуя сплошное металлическое облако. Надувные и дипольные отражатели "прикрывали" боеголовку от излучения радиолокаторов на внеатмосферном участке траектории и в верхних слоях атмосферы.

Тему "Кактус" разрабатывал начальник сектора института Виктор Школьников (после него работу продолжил Алексей Данилов). Школьников и Данилов предложили использовать для защиты радиопоглощающие материалы. На боеголовку ракеты конструкторы надели "чехол", обладающий поглощающими свойствами. Энергию радиоволн радара этот чехол превращал в тепловую энергию, делая боеголовку почти невидимой. Эффективная поверхность рассеивания снижалась в десять и более раз.

В рамках темы "Крот" руководитель работ Виталий Герасименко и технический руководитель проекта Юрий Спиридонов создали миниатюрный космический аппарат – станцию активных помех. На земле ракета комплектовалась станцией активных шумовых помех. В космосе станция отделялась от ракеты и летела в отдалении от боевого блока, создавая помехи и подавляя радары противоракетной обороны противника.

Испытания проходили в 1962 и 1963 годах. Сначала на стендах, затем на полигоне были произведены пуски головных частей, оснащенных средствами защиты. В конце шестьдесят третьего года в комплексной научно-исследовательской работе "Купол", научным руководи телем которой был Николай Алексеев, были обобщены результаты летных испытаний по темам "Верба", "Кактус", "Крот", а также проведены системные исследования, позволившие впервые сделать вывод о принципиальной возможности защиты ракет с помощью средств радиоэлектронного подавления.

С 1965 по 1988 год это направление в институте вел главный конструктор комплексов, лауреат Государственной премии СССР Виталий Герасименко. В 1988 году главным конструктором комплексов средств преодоления ПРО был назначен заместитель генерального конструктора института Юрий Спиридонов. Заместителем главного конструктора и научным руководителем работ с 1963 года является Николай Пономарев.

Коллективом НИИ-108 под руководством директора института Юрия Мажо- рова и руководителя работ Виталия Герасименко совместно с КБ "Южное", НПО машиностроения и Московским институтом теплотехники были разработаны комплексы средств преодоления ПРО "Лист", "Пальма", "Береза", "Каштан", "Магнолия", "Лавр", "Вяз", "Кипарис" и другие. Сотрудниками института Юрием Банниковым, Игорем Легким и Геннадием Бородиным были разработаны так называемые тяжелые ложные цели (ТЛЦ). В отличие от легких ложных целей, они не сгорали при входе в плотные слои атмосферы, а выдерживая высокую температуру, "прикрывали" боевые блоки почти до самой земли.

Как уже говорилось, разработку "Листа" для Р-36 вело руководимое Янгелем ОКБ-586 в Днепропетровске. НИИ- 108, возглавляемый Петром Плешаковым (после перехода Плешакова в министерство радиопромышленности институт возглавил Николай Емохонов) также принимал участие в работе. В институте темой непосредственно занимался Николай Пономарев. Серийное производство "Листа" было развернуто на Южном машиностроительном заводе.

Серийное производство ракеты Р-36 развернуто в декабре 1965 года на Южном машиностроительном заводе под руководством директора завода Александра Макарова. Летно-конструкторские испытания ракеты были завершены в мае 1966 года. 7 ноября 1967 года ракета была показана на параде в Москве.

Для строительства ШПУ ОС МБР Р- 36 было выбрано шесть новых позиционных районов. По данным РВСН, 5 ноября 1966 года неподалеку от города Ужур Красноярского края первые ракетные комплексы Р-36 поставлены на боевое дежурство. 21 июля 1967 года новый боевой ракетный комплекс был принят на вооружение в ШПУ одиночного старта.

В 1978 году Р-36 снята с вооружения.

В 1967 году под руководством Михаила Янгеля на основе МБР Р-36 была разработана двухступенчатая космическая ракета-носитель "Циклон-2А" 11К67. С 1967 года по 1969 год было произведено восемь пусков этой ракеты. Созданы также космические ракеты-носители "Циклон-2" 11К69 и "Циклон-3" 11К68.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх