Р-16. 8К64

По данным КБ "Южное", 17 декабря 1956 года вышло постановление правительства "О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (8К64)" с началом летно-конструкторских испытаний в июне 1961 года. Разработка этой первой МБР на высококипящих компонентах топлива поручена ОКБ-586, возглавляемому Михаилом Янгелем. Эскизный проект выполнен в ноябре 1957 года. В январе 1958 года эскизный проект был одобрен правительственной экспертной комиссией во главе с академиком Мстиславом Келдышем.

25 августа 1958 года было завершено строительство завода № 586 в Днепропетровске. Завод принят в эксплуатацию. 28 августа этого же года постановлением правительства ОКБ-586 поручено в кратчайшие сроки завершить работу над Р-16.

13 мая 1959 года для ускорения разработки межконтинентальной Р-16, а также ракеты средней дальности Р-14 ОКБ- 586 освобождено от выполнения тематики Военно-морского флота, а завод № 586 – от изготовления морских ракет. Ранее завод был также освобожден от серийного производства зенитных и авиационных крылатых ракет. Все силы ОКБ и предприятия были брошены на создание нового ракетного оружия.

В августе 1960 года начаты огневые стендовые испытания двигателей первой и второй ступеней Р-16 в Загорском НИИ-229. В сентябре 1960 года на полигон Байконур для проведения летно-конструкторских испытаний прибыла первая летная ракета. К этому времени на полигоне было завершено строительство наземных стартовых и технических позиций на площадках № 41 и № 42. При подготовке ракеты к первому испытательному пуску 24 октября 1960 года произошла катастрофа.

Во время подготовки к пуску была обнаружена неисправность в электросхеме. 24 октября истекал срок, в течение которого заправленная ракета могла находиться на стартовом столе. В случае переноса времени пуска топливо из ракеты надо было сливать, саму ракету увозить со старта для переборки и нейтрализации, и о пуске к празднику 7 ноября уже не могло быть и речи. Поэтому было принято решение устранить неисправности на установленной на стартовом столе, заправленной и находящейся в готовности ракете.

Вопреки инструкциям, на стартовой площадке собралось более ста человек: испытателей, конструкторов, военных. Бортовая автоматика ракеты включила отсчет времени запуска второй ступени и в 18.45 выдала соответствующую команду. Факел работающего двигателя разрушил топливные баки первой ступени. Начался пожар. Ядовитые компоненты топлива вылились на землю.

В этой катастрофе погибли Главнокомандующий РВСН, Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин, главный конструктор НИИ-692 Борис Коноплев, заместитель председателя ГКОТ Лев Гришин, заместитель начальника полигона Байконур Александр Носов, заместители главного конструктора ракеты Василий Концевой и Лев Берлин. Главный конструктор Михаил Янгель чудом уцелел. За несколько минут до взрыва он, заядлый курильщик, отошел за укрытие на перекур.

"В огне погибли 74 человека… 49 человек получили ранения различной тяжести". (Байконур. Королев. Янгель/Автор-составитель М.И.Кузнецкий. – Воронеж: ИПФ "Воронеж", 1997. С. 115).

84 солдата и офицера, погибшие в момент катастрофы и умершие позже от ран, похоронены в братской могиле городского парка Байконура.

Наверное, только после этой трагедии специалисты стали представлять опасность, которую таит заправленная ракета. По свидетельству очевидцев, Митрофан Неделин имел привычку садиться на стул неподалеку от ракеты и наблюдать за подготовкой к старту. Вот как описывает один из эпизодов генерал-лейтенант в отставке, бывший испытатель полигона Байконур Алексей Калашников:

"Я вспоминаю случай, когда во время подготовки ракеты Р-14 к пуску на 21-й стартовой площадке находился маршал артиллерии М.И.Неделин. Он сидел на стуле недалеко от ракеты, стоящей на пусковом устройстве. Как правило, в таких случаях рядом с ним находилась группа офицеров, генералов, представителей главных конструкторов и ведомств, не имеющих прямого отношения к подготовке ракеты к пуску. По окончании комплексных проверок ракеты Р-14 мы с Михаилом Кузьмичем (Янгелем – прим. авт.) подошли к М.И.Неделину. Я доложил результаты комплексных испытаний и предложил заправлять ракету и проводить пуск. С этим предложением маршал согласился. Я дал команду: "Подготовиться к заправке!" А затем снова подошел к М.И.Неделину и попросил его оставить стартовую позицию. Он выразил неудовольствие. Михаил Кузьмич, который стоял рядом, меня поддержал: "Митрофан Иванович, требовательность Алексея Сергеевича правильная. Заправка ракеты всегда таит в себе неприятности…" Маршал взял стул, на котором сидел, и ушел со стартовой площадки, а за ним последовала и вся группа". (Ветераны-ракетчики вспоминают. – ЦИПК, 1994. С. 117-118).

Летно-конструкторские испытания Р- 16 были отложены на несколько месяцев. Первый после аварии успешный испытательный пуск состоялся 2 февраля 1961 года с площадки № 43 полигона Байконур. Завершились ЛКИ в феврале 1962 года. По данным НПО "Энергомаш", решение о постановке ракеты на боевое дежурство принято 20 октября 1961 года. Поданным ГКБ "Южное", МБР Р-16 для наземных стартовых комплексов была принята на вооружение 15 июня 1963 года.

Двигатель первой ступени РД-218 ракеты Р-16 состоял из трех двухкамерных модулей РД-217. Рулевой двигатель первой ступени имел четыре поворотных камеры сгорания. Вторая ступень оснащалась двухкамерным двигателем РД-219. Рулевой двигатель второй ступени – четырехкамерный. Каждый дви- гатель-модуль имел один ТНА, газогенератор и автоматику. Запуск маршевого двигателя второй ступени осуществлялся при достижении расстояния между разделившимися ступенями 10 – 15 м. Маршевые ЖРД разработаны в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко. Двигатели изготовлялись на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске, Омском моторостроительном заводе и Красноярском машиностроительном заводе.

"Первоначально стартовый комплекс на базе МБР Р-16 проектировался как наземный подвижной, однако проработки показали, что этот вариант крайне сложен и громоздок. Было принято решение о создании комплекса наземного стационарного базирования. Именно в таком варианте комплекс и был принят на вооружение в 1961 г. Наземный стартовый комплекс для МБР Р-16 (условное обозначение "Шексна-Н") включал в себя боевые стартовые позиции, на которых располагались по два стартовых устройства с общими командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Для комплекса были установлены готовности, в основном подобные тем, что применялись для комплексов с ракетами Р- 12 и Р-14. Высшей степенью боевой готовности являлась полная готовность. Только при этой степени готовности ракета заправлялась компонентами ракетного топлива". (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/ Под. ред. Е.Б.Волкова. – М.: РВСН, 1996. С. 114).

В состав наземного стартового комплекса "Шексна-Н" входили два открытых стартовых устройства, командный пункт, ремонтно-техническая база и хранилища компонентов топлива. Транспортно-установочное оборудование ракетного комплекса разработано Московским КБТМ под руководством Владимира Петрова.

Система управления разработана под руководством главного конструктора НИИ-944 Виктора Кузнецова. В разработке СУ принимали участие главные конструкторы НИИ-692 Борис Коноплев и Владимир Сергеев.

Р-16 – это первая МБР, оснащенная двигателями на высококипящем хранимом топливе и автономной системой управления. Ракета имела гарантийный срок хранения в заправленном состоянии 30 суток. Для торможения корпуса второй ступени ракеты при отделении ГЧ использовались пороховые ракетные двигатели.

Поданным РВСН, 1 ноября 1961 года первые два ракетных полка Р-16 с пусковыми установками наземного типа поставлены на боевое дежурство в Юрье Кировской области, один полк – под Нижним Тагилом и боевая стартовая станция на Байконуре. В этом же году под Плесецком началось строительство наземных боевых стартовых комплексов для МБР Р-9А и Р-16. На вооружении полка с ракетами Р-16 для наземных стартовых комплексов имелись три пусковые установки. Первоначально позиционный район полка носил название боевой стартовой станции. Отдельно располагался пристартовый городок.

К 1972 году последние боевые ракетные комплексы Р-16 наземного старта были сняты с боевого дежурства.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх