|
||||
|
ПРЕДИСЛОВИЕ В XX веке человечество создало огромное количество нового оружия. Пожалуй, самое грозное из них – ядерные ракеты. Появившись в середине 1950-х годов одновременно в СССР и США, они стали настоящим символом устрашения и в то же время инструментом сдерживания. Постоянная боевая готовность, возможность нанесения сокрушительного ядерного удара практически по любой точке земного шара, малое время доставки ядерного заряда к цели сделали этот вид оружия привлекательным для политиков, но и чрезвычайно опасным. Справедливости ради отметим распространенное мнение о том, что именно это оружие позволило сохранить мир на планете и избежать Третьей мировой войны. Автором предпринята попытка проследить историю развития отечественных серийных, опытных конструкций, их модификаций и боевой группировки наиболее грозного вида оружия – межконтинентальных баллистических ракет (МБР) – с момента создания первых образцов до настоящего времени. В широком смысле слова межконтинентальной баллистической называется ракета большой дальности, часть полета которой осуществляется по баллистической траектории. С момента создания МБР в СССР и США считалось, что такая ракета должна иметь головную часть, оснащенную ядерным боевым зарядом, преодолевать расстояние между двумя странами, обладая дальностью не менее 8 ООО километров. Позже дальность полета была увеличена. Были созданы так называемые глобальные или орбитальные ракеты, обладающие практически неограниченной дальностью полета. Принято считать, что межконтинентальные баллистические ракеты, в случае необходимости, должны наносить удары по стратегическим объектам противника, расположенным в любой точке земного шара. Сегодня, в соответствии с международными договорами, межконтинентальной считается ракета стратегического назначения, имеющая дальность полета более 5 500 км, применяемая в ракетных комплексах наземного базирования. Значение МБР было оценено не сразу. Изобретение атомной бомбы поставило перед политиками, учеными и конструкторами Соединенных Штатов и Советского Союза задачу создания стратегического носителя. Это был путь в неизведанное, так как ни один имеющийся в то время носитель не мог преодолевать расстояние 8-10 тыс. километров, неся при этом груз значительной массы и размеров, каковым являлся ядерный заряд. Обе страны избрали одинаковый путь: создание летательных аппаратов различных типов с целью дальнейшего отбора. С начала 1950-х годов в Советском Союзе были развернуты работы по четырем главным направлениям: 1. Создание стратегического бомбардировщика; 2. Создание межконтинентальной баллистической ракеты; 3. Создание межконтинентальной крылатой ракеты; 4. Создание межконтинентального самолета-снаряда (первоначально за беспилотными летательными аппаратами, предназначенными для полетов с использованием аэродинамической подъемной силы, закрепилось название самолет-снаряд; позже это название традиционно присваивалось беспилотным летательным аппаратам, созданным преимущественно на основе конструкций самолетов. Беспилотные аэродинамические летательные а оригинальных конструкций стали называть крылатыми ракетами). В 1951 году к разработке стратегических бомбардировщиков М-4 и ТУ-95 приступили конструкторские бюро Владимира Мясищева и Андрея Туполева. В 1953 году началось проектирование оперативно-стратегического беспилотного самолета-снаряда Ту-121. В 1954 году к созданию межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 приступило конструкторское бюро Сергея Королева. Одновременно с Королевым, в 1954 году, работу над стратегическими крылатыми ракетами "Буря" и "Буран" начали коллективы Семена Лавочкина и Владимира Мясищева. Темы беспилотного самолета-снаряда и стратегических крылатых ракет были закрыты в 1957-1960 годах. Работы над стратегическими бомбардировщиками и межконтинентальными баллистическими ракетами были продолжены. В 1964 году к созданию межконтинентальной баллистической ракеты РСМ-40 для подводных лодок приступил главный конструктор Виктор Макеев. С принятием этой ракеты на вооружение в 1973 году образовалась так называемая стратегическая ядерная триада. За баллистическими ракетами наземного базирования закрепилось краткое название МБР. Морские баллистические ракеты для подводных лодок стали именовать БРПЛ. Наиболее распространенными названиями самолетов дальней авиации стали тяжелый бомбардировщик и бомбардировщик-ракетоносец, а основным их вооружением – крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ). Аналогичная система стратегических вооружений – МБР, БРПЛ и КРВБ – сложилась и в США, после прекращения разработки межконтинентальных крылатых ракет "Снарк" и "Навахо" и принятия на вооружение стратегического бомбардировщика Б-52, межконтинентальной баллистической ракеты "Атлас-Д", баллистических ракет подводных лодок "Поларис" и "Посейдон". Сегодня межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования находятся на вооружении армий трех стран мира. Это Россия, США, и Китай. Учитывая тот факт, что в силу особенностей географического положения СССР советское руководство традиционно предпочитало межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования всем другим видам ракет, сегодня группировка российских Ракетных войск стратегического назначения (именно этот вид войск имеет МБР на вооружении) является самой мощной и многочисленной в мире. Она – основа оборонного могущества и безопасности страны. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|