Основной боевой танк Strv 103



На боковой проекции танка S фирмы «Бофорс» виден ящик с ЗИП в кормовой части, сложенный бульдозерный отвал на лобовой нижней броне и сложенный экран (по бортам), предназначенный для движения на плаву.

После Второй мировой войны основу танкового парка шведской армии составляли легкие танки. Для увеличения боевых возможностей танковых войск в Великобритании были закуплены 300 танков «Центурион», началась разработка тяжелого танка KRV с 150-мм гладкоствольным орудием. Одновременно конструктор Свен Берг предложил новую концепцию без- башенного боевого танка, у которого пушка жестко закреплена в броневом корпусе, а наведение осуществляется за счет поворота шасси и изменения угла подъема передней части корпуса. Идея показалась удачной,и в 1958 году фирма «Бофорс» получила заказ на постройку двух опытных прототипов, которые были готовы к 1961 году. Командование шведской армии было настолько уверено в успехе проекта, что еще в 1960 году заказало 10 предсе- рийных машин, получивших обозначение Stridsvagn 103 (Strv 103), или танк S. Первые серийные танки были изготовлены в 1966 году, а к моменту окончания производства в 1971-м было выпущено 300 таких машин.


Автомат заряжания

Основным вооружением танка стала английская 105-мм пушка L7 с автоматом заряжания. Боекомплект (50 снарядов) разместили в кормовой части корпуса. В зависимости от обстановки состав боекомплекта мог меняться, но обычно в него входили 25 бронебойных снарядов, 20 осколочно-фугасных и пять дымовых. Максимальный темп стрельбы достигал 15 выстрелов в минуту. Стреляные гильзы выбрасывались через специальный люк в корме танка. В командирской башенке установили 7,62-мм пулемет, еще два пулемета такого же калибра разместили в передней левой части корпуса. Боекомплект трех пулеметов составлял 2750 патронов. На крыше корпуса смонтировали две пусковые установки «Лиран» для запуска осветительных ракет.

Моторно-трансмиссионное отделение было расположено в передней части корпуса и включало многотопливный двигатель К-60 фирмы «Роллс-Ройс» мощностью 179 кВт (490 л.с.) и газотурбинную установку 553 компании «Боинг». В обычных условиях танк двигался с помощью основного двигателя, а при необходимости придать ему ускорение включалась турбина. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева полулежа и имел комбинированный прибор наблюдения и бинокулярный прицел с нанесенной на правом окуляре прицельной сеткой и несколькими режимами увеличения (6-, 10- и 18-кратное). Спиной к механику-водителю размещался радист, также полулежа.

Командир занимал место справа и имел такие же оптические приборы, как и механик-водитель. Командир одновременно выполнял функции наводчика (у него имелись органы управления подвеской), а также управлял автоматом заряжания.


Подвеска

Гидропневматическая подвеска обеспечивала изменение продольного угла шасси (соответственно наведения жестко закрепленного орудия по вертикали) от -10° до +12°. К основным недостаткам танка относили то, что нельзя было вести огонь на ходу. Впрочем, шведское командование не разделяло эту точку зрения, поскольку основным видом боевых действий считало оборону.

В передней нижней части корпуса был установлен бульдозерный отвал, предназначенный для самоокапывания. Для движения на плаву по периметру корпуса можно было закрепить специальный экран, который приводился в рабочее положение за 20 минут (машина с экраном получила обозначение Strv 103B). Скорость на плаву достигала 6 км/ч за счет вращения гусеничных лент. В конце 1980-х годов парк танков Strv-ЮЗ был модернизирован до уровня Strv-103С - с дизельным двигателем «Детройт» 6V-71T мощностью 216 кВт (290 л. е.), автоматической трансмиссией и лазерным дальномером. Танки типа S были сняты с вооружения сухопутных войск Швеции в мае 2001 года.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх