|
||||
|
«ЧЕРНОРАБОЧИЙ ВОЙНЫ» Сергей КОЛОВ ![]() Летающий экземпляр «Ланкастера» Мк1, принадлежащий Музею «Битвы за Британию» (фото 1980 г.) 3наменитый «Ланкастер»-несомненно лучший английский бомбардировщик времен второй мировой войны. Именно на долю этих машин приходится более 600000 тонн бомб, сброшенных по целям в Германии с 1942 по 1945 г. Среди других английских тяжелых бомбардировщиков «Ланкастер» отличает не только крупная серия (выпустили около 7300 экземпляров), но и тот факт, что только четырехмоторный самолет фирмы «Авро» поднимал самую большую бомбу-«Грэнд Cn3M»(«GrandSlam») весом почти в 10 тонн. Интересна и необычна история рождения этого самолета. В конце 30-х годов две авиастроительные фирмы Великобритании, «Авро» и «Хэндли Пэйдж», получили заказ от Министерства авиации на создание среднего бомбардировщика для Королевских ВВС. Самолеты, обозначенные как Авро 679 и Н.Р.56, имели по два двигателя Роллс-Ройс «Валчер». Однако программа доводки опытных «роллс-ройсов» затягивалась, да и моторы не отличались надежной работой. В конце 1937 г. конструкторы «Хэндли Пэйдж» отказались от «Валчеров» и оснастили свой бомбардировщик четырьмя Роллс-Ройс «Мерлин»-так появился знаменитый впоследствии «Галифакс» («Hali-fax»). Специалисты «Авро» продолжили работу над своим двухдвигательным вариантом, но проблемы с «Валчерами» вынудили их подумать о замене силовой установки. К концу 1939 г. имелось несколько проработок бомбардировщика, получившего уже собственное имя «Манчестер» ^Manchester^). На базовом варианте «Манчестер» I стояли уже известные Роллс-Ройс «Валчер», на «Манчестере» I! собирались установить пару Нэпир «Сейбр» или Бристоль «Центаурус», а самым многообещающим выглядел «Манчестер» III с четырьмя Роллс-Ройс «Мерлин» (как на «Галифаксе»). Че-тырехдвигательный вариант, получивший собственный номер-Авро 683, от «Манчестера» I отличался лишь увеличенными консолями с дополнительной парой моторов. Фюзеляж и центроплан остались прежними. Максимальный взлетный вес нового бомбардировщика приблизился к 26 тоннам, и конструкторы планировали получить дальность около 1610 км при полете с полной бомбовой нагрузкой в 5448 килограмм. Четырехмоторный «Манчестер» заинтересовал военных, и в ноябре 1940 г. началась подготовка к его серийному выпуску. Одновременно продолжались работы по постройке малой серии «Манчестера» I с двумя Роллс-Ройс «Валчер» (200 двухдви-гательных бомбардировщиков заказали «Авро» и 100-фирме «Метровик»). Чтобы избавиться от путаницы в обозначениях, четырехдвигательный вариант получил имя «Ланкастер» («Lancaster») и уже в конце 1940 г. была готова первая машина. Такая скорость не удивительна: 75% всех узлов на «Ланкастере» и «Манчестере» были одинаковыми и создавать новую оснастку не пришлось. Первый «Ланкастер» поднялся в воздух со взлетной полосы в Вудфорде 9 января 1941 г. Самолет отличался от своего старшего двухмоторного брата только дополнительной парой двигателей. И для лучшей путевой устойчивости к стандартному двухкилевому оперению с шайбами добавился небольшой киль на хвостовой части фюзеляжа. Защитное вооружение на первой машине состояло из двух турелей Фрезер Наш (Frazer Nash) со спаренными пулеметами Браунинг (Browning) калибра 7,7 мм - FN 5 в носу и FN 4А в хвосте. Второй «Ланкастер», взлетевший 13 мая 1941 г., нес уже полный набор стрелкового оружия, ставший стандартным для серийных самолетов. Передняя турель FN 5 имела два пулемета калибра 7,7 мм, по паре Браунингов стояло в турели FN50 сверху фюзеляжа за крылом и в FN64 снизу. Стрелок в башне FN20 за хвостовым оперением мог вести огонь из четырех пулеметов. Новым у «Ланкастера» под номером «два» было и хвостовое оперение. Теперь шайбы выполнили больше по площади, и необходимость в дополнительном киле отпала. Такая схема оперения была признана более удачной и эффективной. Впоследствии все серийные самолеты (и даже первый прототип) получили аналогичный хвост. ![]() Мк144-й эскадрильи (апрель, 1942 г.) ![]() Один из первых серийных «Ланкастеров» Мк1 ![]() «Ланкастер» МкШ: 1 - турель FN82; 2 - турель Роус-Рис; 3 - турель FN121 с радаром AGL; 4 - верхняя турель FN79; 5 - МкШ с увеличенными створками бомболюка Конструкция фюзеляжа и крыла была цельнометаллической, а бомболюк получился большим и вместительным. В качестве силовой установки выбрали двигатели жидкостного охлаждения Роллс-Ройс «Мерлин» XX мощностью 1480 л.с, вращающие трехлопастные металлические винты изменяемого шага Де-Хавиленд (De Havil-land). Основные стойки шасси с одним колесом убирались гидравликой во внутренние мотогондолы, а хвостовое колесо было неубираемым. Экипаж состоял из 7 человек: командир, второй летчик, штурман-бомбардир, два стрелка-радиста и два стрелка. Летчики имели на своих креслах бронеспинки с заголовниками. Небольшие бронеплиты ставились в турелях. Успешные летные испытания первых машин дали основания Министерству авиации Великобритании срочно приступить к серийному выпуску «Ланкастера». Постройку «Манчестера» приостановили, успев собрать 110 из заказанной серии в 300 самолетов. А освободившиеся мощности фирмы «Авро» отдали под новый четырехмоторный вариант бомбардировщика. В июне 1941 г. был подписан первый контракт на поставку партии из 454 «Ланкастеров», и уже 31 октября того же года в Вудфорде поднялся в воздух головной серийный бомбардировщик. Бомбардировочное командование Королевских ВВС остро нуждалось в новейших машинах. Для увеличения темпа производства к выпуску «Ланкастеров» привлекли и другие компании. Одной из первых к работе подключилась фирма «Метровик», уже имевшая опыт сборки «Манчестеров»; с конца 1941 г. к ней добавились «Армстронг Уитворт» и «Виккерс-Армстронг», а в 1942 г. -«Остин Моторс». Перед новым 1942 г. к полетам на четырехмоторном «авро» приступили, наконец, строевые летчики. Ими стали экипажи 44-й эскадрильи в Уэддингтоне, летавшие до этого на «Хэмпденах» («Hampden»). Параллельно с поступлением «Ланкастеров» на вооружение продолжались интенсивные испытания двух первых машин в Боскомбе, чтобы заранее обнаружить возможные недостатки конструкции. Счет боевым вылетам «Ланкастер» открыл 3 марта 1942 г., когда 4 бомбардировщика 44-й эскадрильи сбросили мины в Северном море. Самолеты 97-й эскадрильи начали военную службу 20 марта, также минируя с воздуха акваторию у Фрианских островов. Эксплуатация в строевых частях выявила и недостатки бомбардировщика. Так, на одном «Ланкастере» 97-й эскадрильи во время энергичного разворота в результате перегрузки отлетели законцовки крыльев, и во время посадки на побережье самолет был полностью разрушен. Не меньшую тревогу вызывали сообщения с испытаний прототипов в Боскомбе, где одну машину потеряли из-за срыва обшивки сверху крыла. Поэтому на всех выпущенных «Ланкастерах» усилили слабые элементы конструкции. Доработки предусмотрели и на последующих выпусках. Кроме того, на верхней турели поставили обтекатель, который улучшал аэродинамику выступающей огневой точки, а главное, имел ограничитель, не позволяющий стрелку в горячке боя вести огонь через хвостовое оперение (такое случалось). Была увеличена емкость топливной системы до 9792 л за счет установки дополнительных баков в крыльях. ![]() Мк! 83-й эскадрильи ![]() «Ланкастер» В Мк1 (Special) с самой большой бомбой второй мировой войны - «Грэнд Слэм» весом 10 тонн ![]() Мк1101-й эскадрильи сбрасывает зажигательные бомбы и одну 4000-фунтовую бомбу (1816 кг) Помимо двигателей «Мерлин» XX на модификации Мк1 ставились и «Мерлин» 22. С этими мото ра ми максимальный взлетный вес ограничивался 28600 кг, а максимальная скорость на высоте 5791 м достигла 434 км/ч. Еще значительней улучшались характеристики Мк1 с двигателями «Мерлин» 24 (1640 л.с.) - здесь взлетный вес достигал 30872 кг, а в перегрузочном варианте-32688 кг. Первая модификация стала самой массовой-построил и 3434 экземпляра «Ланкастера» I. Второе место по количеству занимает вариант МкШ с двигателями «Мерлин» 28 (38 или 224). Моторы были идентичны «Мерлинам» 22 и 24. Но собирались по лицензии в США на фирме «Паккард». Серийный выпуск «Ланкастеров» только разворачивался, но стало ясно, что машин будет много и могут возникнуть трудности с поставками необходимого количества двигателей «Мерлин». Поэтому одновременно разработали вариант МкП с моторами воздушного охлаждения Бристоль «Геркулес» (Bristol «Hercules»). Первый «Ланкастер» МкИ с двигателями «Геркулес» VI (1725 л.с.) поднялся в Вудфорде еще 26 ноября 1941 г. Триста МкИ собрали на заводе «Армстронг-Уитворт», а на части самолетов поздних выпусков стояли «Геркулес» XVI. Со временем фирма «Роллс-Ройс» смогла обеспечить все самолеты двигателями «Мерлин», и необходимость использовать «Геркулесы» отпала. С приходом в марте 1941 г. к руководству Бомбардировочным командованием Королевских ВВС маршала авиации Артура Харриса концепция бомбовых ударов по целям в Германии претерпела значительные изменения. Харрис решил отказаться от атак точечных объектов и перейти к площадным бомбардировкам крупным промышленных районов Германии. С поступлением на вооружение серийных «Ланкастеров» они все чаще привлекаются к заданиям и постепенно становятся основным боевым самолетом Бомбардировочного командования. К концу войны 57 эскадрилий Королевских ВВС имели на вооружении четырехмоторные «авро». В ночь на 30 мая 1942 г. «Ланкастеры» участвовали в налете 1000 бомбардировщиков на Кельн; правда, большую часть использованных в операции самолетов составляли двухмоторные «Хэмпдены», «Вел-лингтоны» («Wellington») и «Уитли» («Whit-ley»). Применялись «Ланкастеры» и в дневных налетах для обеспечения точного бомбометания . Так, 17 апреля 1942 г. двенадцать самолетов из 44-й и 97-й эскадрилий атаковали верфь фирмы MAN в Аугсбурге, где собирались подводные лодки. Плотный строй «Ланкастеров», шедших днем на небольшой высоте без прикрытия, представлял отличную мишень для истребителей Люфтваффе и зенитчиков. Неудивительно, что потери оказались значительными -7 бомбардирощиков из 12 обратно не вернулись. Случились в карьере «Ланкастеров» и необычные задания. Весной 1943 г. командование Королевских ВВС планировало уничтожить ряд плотин на Руре и тем самым нарушить снабжение электроэнергией самого индустриального района Германии. Для этой операции Барнес Уоллис, главный конструктор фирмы «Виккерс», создал специальную мину. Она представляла собой цилиндр диаметром 127 см и длиной 152 см, весом 4196 кг, из которых почти три тонны приходилось на взрывчатку. 20 марта 1943 г. под командованием подполковника Гибсона на аэродроме Скэмптон сформировали 617-ю эскадрилью, которой и предстояло выполнить это сложнейшее задание. Специальные доработки произвели на двадцать трех «Ланкастерах» МкШ. Створки бомболюка пришлось снять, поскольку мина, крепящаяся на двух V-образных подкосах, значительно выступала наружу. Открытый бомболюк закрыли спереди обтекателем, а нижнюю турель демонтировали, поскольку при атаке на бреющем полете она была не нужна. Для экономии веса сняли и верхнюю турель. Атака предполагалась на небольшой высоте (около 20 м), а мина перед сбросом раскручивалась от гидросистемы, чтобы устойчиво войти в воду и взорваться при достижении дна плотины. Отклонение при падении мины не должно было превышать восьми метров. Чтобы достичь такой точности, экипажи усиленно тренировались, налетав около 2000 часов и сбросив 2500 учебных бомб. ![]() ![]() Боковые проекции: 1-первый прототип «Ланкастера»; 2-первый прототип с новым хвостовым оперением; 3-второй прототип; 4-Мк1 первых выпусков; 5-MkJ с верхним дополнительным баком; 6-В Мк1 (Special) с бомбой «Грэнд Слэм»; 7-Мк11; 8-МкШ, 9-МкШспротиводамбовойминой; 10-MkVI; 11-Мк VIII; 12-МкХ Операцию назначили на 16 мая. Дату полета выбрали не случайно-именно в мае уровень воды в плотинах максимальный. Атака осуществлялась тремя эшелонами. Первую волну из девяти самолетов вел сам Гибсон, и целью для нее были плотины на реках Мене и Эдер. Вторая волна из пяти «Ланкастеров» шла к плотине на Зорпе, и еще пять «авро» составляли третий, резервный, эшелон. Успех операции был впечатляющим, хотя 8 из 19 «Ланкастеров», участвовавших в операции, немцам удалось сбить. Через взорванные плотины ушла половина имевшегося запаса воды, было повреждено несколько гидроэлектростанций, погибло много людей. Экипажам 617-й эскадрильи довелось первым испытать и следующее смертоносное изобретение Барнеса Уоллеса-сверхтяжелую бомбу «Таллбой» («ТаПЬоу») весом 5448 кг. В ночь на 9 июня 1944 г. специально подготовленные «Ланкастеры» сбросили несколько сверхтяжелых бомб на железнодорожный туннель под Саумюром, по которому немцы перебрасывали войска в Нормандию. Новое оружие оказалось очень эффективным - туннель после атаки был полностью заблокирован. В сентябре бомбы «Таллбой» понадобились для операции «Параван», проводимой совместно советским и английским командованием. Намечалось уничтожение немецкого линкора «Тирпиц», стоявшего в Альтен-фьорде у побережья Норвегии. Тридцать восемь «Ланкастеров» Мк1 и МкШ из 617-й и 9-й эскадрилий направились на аэродром Ягодник под Архангельском, откуда и намеревались атаковать линкор. Утром 12 сентября английские самолеты стали садится под Архангельском, однако по разным причинам 10 бомбардировщиков совершили вынужденные посадки в Онеге, Беломорске, Кегоострове, Молотовске и просто в тундре. Причем семь «авро» были серьезно повреждены и лишь один удалось отремонтировать. Атака на линкор состоялась 15 сентября. Бомбардировщики наводились советскими штурманами. На цель вышли 27 «Ланкастеров», из которых 21 нес бомбу «Таллбой», а в шесть машин загрузили обычные бомбы. «Тирпиц» потопить не удалось, англичане вернулись домой, а шесть поврежденных бомбардировщиков-один Мк1 и пять МкШ-остались под Архангельском. Два самолета советские специалисты восстановили до летного состояния. Они использовались в качестве грузовых в 16-ом транспортном отряде ВВС Беломорской флотилии и 70-ом транспортном полку ВВС Северного флота. Поврежденный, но уцелевший «Тирпиц» перебазировался к острову Хаак в районе Тромсе, где немцы использовали линкор как плавучую батарею. Бомбардировщики 9-й и 617-й эскадрилий с конца октября совершили две безуспешные атаки на стоянку немецкого рейдера. Наконец, в третьей и последней атаке с «Тирпицем» было покончено - в линейный корабль попали 3 сверхтяжелые бомбы и он затонул. Для того, чтобы «Ланкастеры» смогли долететь до Норвегии и вернуться обратно, на самолетах установили дополнительные баки, сняв верхнюю турель и доведя емкость топливной системы до 10938 литров. До конца войны экипажи 9-й и 617-й эскадрилий оставались главными специалистами по применению бомб «Таллбой», сбросив в общей сложности 854 «пятитонки». Когда английские конструкторы закончили разработку новой сверхмощной десятитонной «Грэнд Слэм» (9988 кг), первыми ее испытали летчики 617-й эскадрильи. Для самой большой бомбы второй мировой войны «Ланкастер» с двигателями «Мерлин» 24 специально доработали, и он получил обозначение В MkI (Special). Ненужные створки бомболюка сняли, а впереди и сзади выступающей бомбы ставились обтекатели, Для облегчения веса снималось все ненужное оборудование, включая верхнюю и нижнюю турели. Первый испытательный сброс супероружия состоялся 13 марта 1945 г. А уже на следующий день четырнадцать «Ланкастеров», из которых 13 несли «Таллбой» и один «Грэнд Слэм», отправились на атаку виадука у Билефель-да, по которому проходили основные коммуникации из Рура по всей Германии. «Де-сятитонка» разрушила два пролета моста, а тринадцать «Таллбоев» разметали обходной путь, который немцы построили еще после первых налетов на виадук. До конца войны прогремело 40 разрушительных взрывов «Большого шлема», наводящих самый настоящий ужас на немецкие войска. ![]() Один из МкШ 617-й эскадрильи, который участвовал в полете на дамбы (на фотографии мины отсутствуют) ![]() МкШ с двигателями «Мерлин»28 «Ланкастер» оправдал надежды военных. Темп выпуска бомбардировщиков нарастал с каждым днем: в начале 1942 г. в месяц выкатывали 23 самолета, а к концу года эта цифра достигла 91 машины. К концу 1944 г. вышли вообще на рекордный результат - 260 «Ланкастеров» в месяц! Цифра очень впечатляющая - ведь в Англии более высокими темпами до этого выпускали лишь истребители «Харрикейн» («Hurricane») и «Спит-файр» («Spitfire»), которые по сложности никак нельзя сравнивать с четырехмоторными «авро». Самолет постоянно дорабатывался. По спецификации Министерства авиации В. 14/ 43 на новый дальний бомбардировщик создали «Ланкастер» MkIV и MkV с двигателями «Мерлин» 85 (1635 л.с). Поскольку изменения в конструкции были значительными, самолетам присвоили собственное имя - «Линкольн» MkI и МкИ («Lincoln»). Фирма Роллс-Ройс, получив в качестве летающих лабораторий два МкШ, заменила на них двигатели на «Мерлин» 85. Этот вариант получил обозначение MkVI. В начале 1944 г. еще шесть МкШ и один MkI получили такие же силовые установки, и семья «Ланкастеров» VI увеличилась. Однако, только 4 бомбардировщика MkVI попали в 7-ю и 635-ю эскадрильи и участвовали в боевых вылетах. Характеристики «Ланкастеров» с мощными «Мерлин» 85 выглядели очень обнадеживающими, но двигатели были еще новыми и недоведен-ными. Поэтому к ноябрю 1944 г. все бомбардировщики шестой модификации сняли с вооружения, а дальнейший выпуск варианта не состоялся. Самолеты одной модификации могли различаться вооружением и оборудованием. Зачастую на MkI снималась нижняя турель: на МкШ, как правило, она вообще не ставилась, а ее место занимал обтекатель радиолокационного прицела N2S. С начала 1943 г. верхнюю турель FN 150 заменили на FN79, а вместо хвостовой FN20 с четверкой Браунингов устанавливали FN 121 или FN82 с парой пулеметов калибра 12,7 мм. На части машин в хвосте стояла турель Роус-Рис (Rose-Rice) RN2 MkI. К концу войны хвостовые стрелки некоторых «Ланкастеров» получили совершенную турель AGLT с радарным прицелом. Проходил испытания переоборудованный «Ланкастер» МкШ, на котором впервые появилось пушечное вооружение - в верхней башне Бристоль В. 17 имелась пара пушек калибра 20 мм. В апреле 1945 г. собрали первые «Ланкастеры» очередной модификации-MkVII, на которой верхняя турель Мартин (Martin) 250СЕ 23А с двумя крупнокалиберными Браунингами размещалась ближе к кабине экипажа. Но 50 собранных MkVII пришлось оснастить сверху все теми же стандартными FN50, потому что турели Мартин в срок поставить не успели. Все «Ланкастеры» Королевских ВВС воевали в Европе, хотя несколько бомбардировщиков появилось и на востоке. В октябре 1943 г. два MkI вошли в состав 1577-го отдельного крыла, базирующегося в Марипуре (Индия). Здесь пару четырехмоторных «авро» использовали в качестве буксировщиков планеров «Хор-са» («Horsa») и «Гамилькар» («Hamilcar»). Специально для тропического климата разработали «южные» модификации BMkI (FE) и BMkVII (FE). Этими бомбардировщиками планировали оснастить несколько эскадрилий ВВС Австралии и Новой Зеландии. Однако война с Японией закончилась раньше, чем первые самолеты поступили на Тихий океан. Огромные просторы театра военных действий на востоке требовали увеличения дальности «Ланкастера». Специально для сверхдальних маршрутов два MkI из 1577-го крыла в Индии прошли необходимую доработку. На самолетах появился огромный дополнительный бак (емкостью 5455 л), расположенный сверху за кабиной в обтекателе, который шел вплоть до места снятой верхней турели. Первый самолет совершил в мае 1945 г. испытательный полет в Англию, а второй - в августе в Австралию С окончанием войны этот вариант не получил дальнейшего развития. Для увеличения дальности прорабатывалась и возможность дозаправки «Ланкастеров» в воздухе друг от друга. Английская фирма «Рефьюлинг Лтд» получила заказ на соответствующее оборудование для 600 (!) бом-бардировщиков, но и здесь после капитуляции Японии все работы остановили. Свой последний боевой вылет «Ланкастеры» совершили 25 апреля 1945 г., когда бомбардировщики 5-й группы под прикрытием американских «Мустангов» («Mustang») атаковали днем отступающие части вермахта у Берхтсгадена. Той же ночью 119 «авро» группы совершили налет на базу подлодок в одном из фьордов под Осло. Не всегда после нажатия штурманами «Ланкастеров» кнопки «сброс» на землю падали бомбы - иногда из люков сыпались ящики с продовольствием и одеждой. Операция «Манна» (очень красноречивое название) проводилась с 29 апреля по 8 мая 1945 г., и за это время нуждающиеся жители Роттердама, Гааги и других голландских городов получили более 6000 т столь необходимых им вещей (было совершено 3156 самолето-вылетов). После наступления мира в Европе «Ланкастеры» потрудились в качестве воздушных извозчиков, вывезя с 4 по 28 мая более 75000 пленных из Германии в Англию (каждый самолет брал за один рейс 25 человек). ![]() Последний летающий «Ланкастер» Королевских ВВС - GR МкЗ Школы морской разведки. Оставался в строю до октября 1956 г. ![]() Работы над грузовым вариантом «Ланкастера» начались еще в 1944 г., когда на базе бомбардировщика создали транспортный самолет для военных и гражданских целей, поименованный «Ланкастриан» («Lancasteian»). Первый транспортник с гражданским номером в феврале 1945 г. получила фирма ВОАС. На самолете пустующие турели закрыли обтекателем, и в таком виде «Ланкастер» с мая начал выполнять полеты в Австралию. Еще одну подобную машину эксплуатировала компания ТСА в Канаде. В Англии для грузовых и пассажирских перевозок использовали и демобилизованные бомбардировщики. Очень неплохо поработали «Ланкастеры» в качестве летающих лабораторий, на которых облетывали новые реактивные двигатели, оборудование для заправки в воздухе и различное вооружение. Выпускали «Ланкастеры» и в Канаде. В августе 1942 г. один бомбардировщик пе-релел через океан и стал эталоном для серии на фирме «Виктори Эйркрафт Лтд» в Онтарио. Канадские «авро» получили собственное обозначение «Ланкастер» МкХ и отличались от МкШ только оборудованием. Всего было собрано 430 машин. Первые семьдесят пять МкХ оснастили двигателями «Мерлин» 38. Остальные получили «Мерлин» 224 (выпускались по лицензии в США). Королевским ВВС передали 22 бомбардировщика, а остальные «авро» вошли в состав канадских эскадрилий. С окончанием войны бомбардировщикам «Ланкастерам» стали подыскивать новые занятия. Сто двадцать МкШ переоборудовали в спасательный вариант, подвесив в бомболюк сбрасываемую лодку «Уффа Фокс» («Uffa Fox»). Эскадрильи спасателей, подчиненные Береговому командованию, базировались не только в Англии, но и на Ближнем Востоке. Еще одной профессией для «Ланкастеров» стала дальняя разведка -100 бомбардировщиков переделали в вариант GR МкЗ (с весны 1945 г. в обозначении модификаций вместо римских цифр стали применять арабские). Три эскадрильи разведчиков охраняли водные просторы Великобритании дома, а экипажи еще двух частей взлетали и садились на Мальте. На GR МкЗ могла подвешиваться при необходимости лодка «Уффа Фокс». Но главным отличием разведывательной модификации являлся радар ASVIII, размещенный в обтекателе снизу. Последним летающим «Ланкастером» в Королевских ВВС оставался самолет именно этого варианта, выполнявший полеты в Школе морской разведки до октября 1956 г. 82-я эскадрилья была единственной, имевшей на вооружении фотосъемщик PR MkI, и ее «Ланкастеры» работали в Африке и Азии. В своем основном качестве -бомбардировщиком -«Ланкастер» прослужил до марта 1950 г. К моменту снятия с вооружения на четырехмоторных «авро» еще летали 8 эскадрилий в Англии, 2 в Индии и 3 на Ближнем Востоке. В Канаде значительно дольше эксплуатировали свои «Ланкастеры»-до апреля 1964 г. Здесь бомбардировщики после войны стали разведчиками и спасателями. Основными модификациями были: 10BR (бомбардировщик-разведчик), 10MR (морской разведчик), 10MR (морской патрульный), 10SR (морской спасательный), ЮР (фоторазведчик) и 10N (тренировочный для штурманов). С окончанием боевых действий огромное количество «Ланкастеров» Королевским ВВС оказалось не нужно, и часть машин продали другим странам. В 1948 г. 15 бомбардировщиков направили в Аргентину, и 9 - в Египет. Но наибольшее число четырехмоторных «авро» досталось Франции. В 1952 г. тридцать два Мк1 и двадцать два Мк7 в качестве разведчиков поступили на службу морской авиации, базируясь на юге Франции, в Северной Африке и на Тихом океане. Еще 5 машин направили в Алжир в 1953 г. Дольше всех прослужили французские «Ланкастеры» на Тихом океане, выполняя дальние полеты до 1964 г. Что и говорить-завидное долголетие продемонстрировал четырехмоторный бомбардировщик фирмы «Авро». «Ланкастер» стал настоящим чернорабочим войны и его вклад в победу над фашизмом просто трудно переоценить. Англичане умеют отдавать должное заслуженным ветеранам техники. Один экземпляр этого поистине исторического бомбардировщика не просто является экспонатом Музея «Битвы за Британию», но и остается в летном состоянии. Иногда, в дни больших праздников «Ланкастеру» разрешают подняться в воздух. Под благородный рокот своих поршневых «Мерлинов» ветеран величественно проплывает над аэродромом, напоминая о том времени, когда он был грозным боевым самолетом. И сердца любителей авиации замирают от восторга. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|