УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫИ КОМПЛЕКС УТК-ЯК



главный конструктор ОКБ им. А.С.Яковлева

О перспективах учебно-боевого ЯК-130

Опытно-конструкторское бюро имени А.С.Яковлева относится к ведущим предприятиям России в области авиастроения и лидирует по числу построенных по его проектам летательных аппаратов-70 тысяч. ОКБ им Яковлева с 1992-го ведет работы по программе создания УТС Як-130 в рамках конкурса по учебно-тренировочному комплексу (УТК), проводимого ВВС России среди ведущих предприятий страны. УТК включает в себя, помимо самолета Як-130, также дисплейные классы, процедурные и функциональные (пилотажные и специализированные) тренажеры.

Разработка программы учебно-тренировочного комплекса для отечественных ВВС определена необходимостью полной замены парка УТС чехословацкого производства L-39, находящихся в летных училищах, создания комплексной технической системы, обеспечивающей эффективную подготовку летного состава, а также создания конкурентоспособного технического продукта с широкими экспортными возможностями.

Современное обучение различает несколько стадий, таких как профессиональный отбор, основная или базовая подготовка, продвинутая ступень и переход к боевому применению. Все они постепенно повышают уровень подготовки курсанта. Обучение заканчивается готовыми к бою летчиками, способными управлять современным боевым самолетом.

Анализ характеристик боевых самолетов показал, что начиная с 1950-х, у машин третьего и четвертого поколений непрерывно повышались летные характеристики, перегрузки, качество оборудования, расширялись возможности выполнения боевых задач, совершенствовались оружие и тактика его применения, а также взаимодействие связей "человек-самолет". Перспективное обучение должно предусматривать более высокий градиент повышения летной квалификации, чем существующая система, что экономит время и средства для подготовки летчиков требуемой квалификации или увеличивает уровень подготовки при фиксированных затратах.

Философия обучающего комплекса Як-130 сводится к достижению боеготовности летчика на двух типах УТС, На поршневом Як-152 отбирают кандидатов, пригодных для овладения профессией летчика. Основное обучение и подготовка к боевому применению предлагается проводить на Як-130. покрывая значительную часть программы, которая раньше осуществлялась на двухместном боевом самолете. При этом требования к комплексу ВВС России и международного рынка удовлетворяются данным предложением.

Выбранная концепция позволяет на базе Як-130 создать целый ряд модификаций, начиная с простейшего учебно-боевого и заканчивая специализированным легким ударным самолетом, а также учебных самолетов палубного базирования и других назначений. Боевые варианты Як-130 превосходят самолеты аналогичного класса. Например, боевой радиус вдвое больше, чем у Хоук 100 при прочих равных условиях. Максимальная боевая нагрузка - 3000 кг, потребная ВПП- 1000 м.

Использование Як-130 в учебно-боевых целях позволит экономить ресурс основного парка истребителей, таких как Су-ЗОМКИ и МиГ-29К. Учебно-тренировочный комплекс Як-130 позволяет подготовить пилота практически для любого самолета четвертого и пятого поколений, включая семейства Су-30 и МиГ-29, "Мираж", "Хариер", F-15, F-16. Еврофайтер "Тайфун", F-22, JSF. С нашей точки зрения, Як-130 рационален для использования в ВВС России и таких стран, как Индия, Китай, Вьетнам. Перспективная система обучения обладает повышенным показателем критерия "стоимость - эффективность"

Основными требованиями ВВС России к самолету, как к компоненту комплекса, были следующие: оснащение машины двумя двигателями, отличные взлетно-посадочные характеристики, высокая тяговооруженность {между УТС предыдущего поколения и истребителями), полет на больших углах атаки, современный комплекс бортовою оборудования. Предусмотреть репрограммирование характеристик устойчивости и управляемости, значительный ресурс планера, высокую надежность в эксплуатации и хорошую ремонтопригодность.

Одновременно в ОКБ им. А.С.Яковлева рассматривались и требования международного рынка, повышающие экспортный потенциал разрабатываемого комплекса. Они включали повышенные скорость, потолок и характеристики установившегося и неустановившегося разворота, высокую скороподъемность, уменьшенные вес и размеры, низкую стоимость жизненного цикла, большие возможности по обучению управлением вооружением и использование машины в качестве легкого боевого самолета.

На этой базе сформировали критерии проектирования, которые сводились к следующему: превосходные характеристики на малых скоростях полета, высокие летно-технические характеристики, тяговооруженность и маневренность (должна быть сопоставима с аналогичными параметрами истребителей четвертого и пятого поколений), хорошая управляемость на углах атаки до 35°. эксплуатацию с грунтовых ВПП длиной не более 1000 м и поэтапного обучения путем репрограммированности характеристик устойчивости и управляемости через современный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования с возможностью решения имитационных задач. Использование реального вооружения с моделированием его применения, большой ресурс планера.

Для реализации имитации полетных ситуаций требовался самолет с соответствующими аэродинамическими характеристиками как на низких, так и околозвуковых скоростях, с современными двухдвигательной силовой установкой, конструкционными материалами, катапультными креслами класса "0-0". Требовались система дистанционного управления с возможностью репрограммирования. Необходимо было обеспечить имитацию боевой ситуации и целеуказания, встроенный попный контроль за состоянием систем, современные средства наведения на наземные и воздушные цели, индикатор на лобовом стекле и нашлемный индикатор, разместить девять точек внешних подвесок.

Сравнение Як-130 с предшественниками показало, что он является новой эволюционой ступенью, что это самолет нового поколения. Внешний вид Як-130 приближается к облику истребителей четвертого, пятого поколения. Он представляет собой моноплан нормальной схемы с высокомеханизированным крылом, цельноповоротным стабилизатором, с воздухозаборниками, расположенными под развитыми наплывами, и обеспечивающими хорошие характеристики на больших углах атаки. Самолет имеет однокилевую схему и постоянные точки подвески ракет "воздух-воздух" на законцовках крыла.

По характеристикам скороподъемности в сравнении с существующими УТС и истребителями Як-130 занимает промежуточное место. Это говорит о более близкой к истребителям энерговооруженности. Як-130 обладает значительно большей областью установившихся разворотов и лежит более близко к аналогичным показателям истребителей, чем таких УТС, как "Хоук", "Альфа Джет" и "МВ-339"- Перегрузка на вираже у Як-130 (без подвесок с 50% топлива) превышает пятикратную на скорости, соответствующей числу М=0,8. При скорости, соответствующей числу М=0,6, угловая скорость разворота приближается к 14 град./ с. Энерговооруженность и маневренность УТС при меньших скоростях повторяют аналогичные параметры истребителей.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх