Создавая Як-130, прославленная фирма, когда-то считавшаяся монополистом в области учебных машин, предложила в качестве самолета первоначального обучения поршневой Як-152, Он спроектирован с использованием ряда конструктивных решений двухместного серийного Як-54, разработанного в соответствии с тактико-техническими требованиями ВВС.

Основным назначением Як-152 станет не только первоначальное обучение полетам и профессиональный отбор будущих летчиков, но и получение навыков самолетовождения по маршруту и отработка элементов высшего пилотажа в зоне, в том числе и штопора. Кстати, судя по результатам аэродинамических исследовании, при случайном сваливании машина опустит нос и сама выйдет из критической ситуации.

Будущие пилоты научатся на Як-152 сначала летать по приборам (под шторкой), а затем и ночью, приобретут навыки полетов в группе и освоят работу с прицельным оборудованием.

Для выработки у курсанта правильных моторных и психологических навыков на Як-154 летчики расположены друг за другом, применено убирающееся шасси с передней опорой, а расположение приборован алогичноЯк-130.

Использование освоенных в производстве готовых изделий, применение традиционных технологий авиастроения, а также конструктивная преемственность позволят значительно снизить стоимость машины по сравнению с самолетами-аналогами. В целом, включение в состав УТК-ЯК поршневого самолета повысит его эффективность и, как сказано выше, снизит стоимость.

Як-152 предполагается оснастить мотором М-14Х взлетной мощностью 360 л.С трехлопастным винтом изменяемого шага. Двигатель установлен на моторной раме через амортизационные втулки. Воздух для охлаждения двигателя поступает через жалюзи в передней части капота.

На машине предусмотрены стандартный набор радиосвязного и пилотажно-навигационного оборудования и система катапультирования летчиков СКС-94М. Пилотирование Як-152 возможно одним пилотом как из передней, так и из задней негерметичных кабин. Обе кабины оснащены системами обогрева и вентиляции забортным воздухом.

Амортизационные качества и запас прочности опор шасси с пневматиками низкого давления, небольшие разбег и пробег позволят эксплуатировать машину как с бетонных, так и грунтовых взлетно-посадочных полос. Уборка и выпуск шасси осуществляется электроприводами, а торможение колес - с помощью гидравлики.

Конструкция планера - цельнометаллическая. Исключение составляет лишь обшивка рулей и элеронов, выполненная из композиционного материала. Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок, усиленный четырьмя лонжеронами. Неразъемное однолонжеронное крыло набрано из двояковыпуклых асимметричных профилей и снабжено элеронами и выдвижными закрылками, улучшающими взлетно-посадочные характеристики. На задней кромке элеронов имеются пластинчатые неуправляемые триммеры. Несущая поверхность крепится к фюзеляжу в четырех точках, расположенных на лонжероне и задней стенке.

Самолет Як-152 предлагается для эксплуатации как в военно-воздушных силах, так и в РОСТО. В последним случае за счет ограничения состава его оборудования, снижаются полетный вес почти на 40 кг и стоимость самолета на 23000 долл. США.

Эффективность обучения летчиков повысится за счет активного использования учебных компьютерных классов, Это позволит закрепить теоретические знания курсантов и отработать последовательность технического обслуживания и эксплуатации авиационной техники различными специалистами в соответствии с руководящими документами. В итоге почти в два раза сокращаются сроки и стоимость их подготовки.

.* Во столько же раз снижается количество ошибок личного состава, случаев несанкционированного применения вооружения, уменьшается потребность в квалифицированных преподавателях.

Судя по всему, у учебно-тренирово-вочнога самолета Як-152 есть все шансы занять свою нишу в системе подготовки будущих пилотов. Дело лишь за заказчиком.


Николай СОЙКО







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх