|
||||
|
РЕЦЕПТ БЕЗОПАСНОГО НЕБАОзенитно-ракетном комплексе С-ЗООПМУ-1 ЗРС С-300ПМУ-2 "Фаворит". Опыт последних локальных войн позволяет с большой долей уверенности прогнозировать сценарии действия авиации в "типичном" локальном военном конфликте начала XXI века. Одной из наиболее характерных черт таких сценариев является то, что пилотируемой авиации в первую очередь отводится роль средства для ведения разведки, постановки помех, а также поражения целей высокоточным оружием При этом самолеты будут входить в зоны поражения зенитных ракетных средств противника топько при их полном радиоэлектронном или огневом подавлении. Наиболее же существенные воздушные удары в начале военных конфликтов будут наноситься крылатыми и баллистическими ракетами. Таким образом, ПВО, прежде всего, предстоит вести интенсивный бой с ракетными и авиационными средствами, обеспечивая при этом собственную выживаемость и оборону важнейших военных и гражданских объектов. Одной из зенитных ракетных систем, способных противостоять реализации подобных сценариев воздушного нападения, сегодня является С-300ПМУ-1. Истоки, приведшие к появлению этой системы, берут начало еще в 1960-х. Созданные к тому времени зенитные ракетные системы были во многом несовершенны - заказчика не удовлетворяли дальность их действия, эффективность поражения целей, да и за самолетами, которые едва ли не ежегодно увеличивали свои возможности, бороться оказывалось все сложней. Это нашло свое подтверждение во время боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где советские ЗРК С-75 и С-125 прошли самую суровую проверку в запредельных климатических условиях, при отражении реальных воздушных атак. Проведенная в середине 1960-х специалистами головных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, с использованием полученного боевого опыта, всесторонняя оценка перспектив развития воздушных средств нападения привела их к выводу о том, что для решения задач противовоздушной обороны требуется создание принципиально новой системы зенитного ракетного оружия. Перспективному ЗРК предстояло одновременно обстреливать несколько целей, летящих в широком диапазоне скоростей и высот, и отражать массированные налеты с различных направлений, К концу 1960-х удалось выработать основные требования к системе, получившей в дальнейшем обозначение С-300П. Эти требования предусматривали уничтожение самолетов нового поколения, а также крылатых и тактических баллистических ракет - в общем, всего того, что еще только собиралось летать на высотах от нескольких десятков метров над землей до своих практических потолков и предельных скоростей. Выступившее с инициативой создания подобной системы командование Войск ПВО страны при поддержке командования военно-морского флота, руководства радиопромышленности и судостроительной промышленности поддержало советское правительство. В мае 1969-го вышло соответствующее постановление, санкционировавшее разработку системы, которая по степени своей новизны и перспективности находилась на уровне наиболее значительных военно-технических программ страны, таких как, подводный ракетоносец "Акула", стратегический бомбардировщик Ту-160 или ракетная система "Пионер" (СС-20). Основными разработчиками новой системы стали ЦКБ "Алмаз" (генеральный конструктор Б.В Бункин) - наземный г вариант С-300П, НИИ "Альтаир" (главный конструктор ВАБукатов) - корабельный вариант С-300Ф "Риф" и ракетное МКБ "Факел" (генеральный конструктор ПД.Грушин). Как показали уже первые оценки, успешная разработка этой системы могла быть осуществлена только благодаря ос воению в промышленности новых материалов и технологий, широкому применению в элементной базе системы электронных интегральных схем и цифровой техники, максимальной автоматизации основных боевых функций, применению более совершенных методов наведения ракет на цепь. Основная задача разрабатываемой системы - быть в состоянии сопровождать и уничтожать одновременно несколько целей (те. обеспечивать многоканальность работы, в отличие от одноканальных С-75 и С-125), потребовала использования в ее составе многофункционального радиолокатора и нескольких пусковых установок ракет Наравне с тактико-техническими характеристиками в числе основных критериев, которыми руководствовались создатели С-300П, были минимальное количество необходимого обслуживающего персонала и оборудования для снижения стоимости жизненного цикла системы, а также достижение характеристик, необходимых для отражения воздушных угроз, появление которых ожидалось в последующие десятилетия. Ракету для С-300П, получившую обозначение 5В55, разработали в МКБ "Факел". При ее создании глубоко проанализировали весь предыдущий опыт подобных разработок, учли многие из имевшихся в то время тенденций развития ракетной техники, использовали самые передовые технологии проектирования, изготовления и отработки. Так, для изделия 5В55 использовали ряд принципиально новых технических решений, в том числе транспортно-пускового контейнера (ТПК), в котором должен был проходить весь цикл ее существования - от сборки на заводе до пуска. Условия использования ракеты как в войсках ПВО, так и на боевых кораблях, требования высокого темпа стрельбы также привели к максимальному сокращению продолжительности предстартовых операций и времени выхода ракеты на траекторию полета к цели. Центральным из них стало использование, впервые для такого типа ракет, катапультного вертикального старта из ТПК. Это значительно повысило скорострельность системы, поскольку все ракеты в этом случае находятся непосредственно на пусковой установке и готовы к немедленному пуску, и обеспечило эффективный круговой обстрел самолетов и ракет, летящих с различных направлений. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|